Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814)




Фихте, развивая принцип трансцендентального идеализма Канта, согласно которому всякое мышление должно брать начало в субъекте, создает наукоучение, являющееся в своей основе учением о предназначении человека или о свободе. Понимая под свободой способность предназначать себя к действованию, он стремился раскрыть его как свободно действующее существо. По Фихте, субъект является одновременно действующим и познающим, причем познание выступает как момент деятельности, имеющей практически-нравственный характер: он не потому действует, что познает, напротив, Я познает потому, что предназначено действовать, ибо “практический разум есть корень всякого разума”. Практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретико-созерцательному отношению к нему и, следовательно, сознание не дано, а задано, как бы порождает себя. Я становится практическим тогда, когда начинает осознавать природную среду (не-Я) как предметную, а не чувственно данную30. Первоначальное практическое отношение к среде является биологическим, инстинктивным (бессознательным) и подчинено природной необходимости. Животному изначально, от природы известны все влечения и побуждения, которые оно с необходимостью удовлетворяет, присваивая предметы среды. В процессе накопления биологического опыта осуществляется переход от природной необходимости к человеческой свободе, от инстинктивных действий к сознательным. Это связано с формированием самосознания и трудовых отношений к миру. Действуя сознательно и “по правомочию своей воли”, человек действует свободно, но эта свобода формальная, он остается еще зависимым от природы как источника удовлетворения своих потребностей. Фихте соединил понятие свободы с практической деятельностью человека. В отличие от Канта, он видит развитие свободы в изменении природных объектов в соответствии с человеческой природой. При этом они должны быть приспособлены к человеку так, чтобы представлять собой его зеркальные образы.

Природа человека такова, что он должен сам себя определять и не быть зависимым от чего-либо внешнего. То, чем он действительно станет, Я должно произвести посредством деятельности. Свобода — это самодеятельность индивидов, их способность определять бытие по собственной воле. Поэтому категорический императив Фихте таков: “Ты должен быть свободен! Выполняй каждый раз твое назначение! Стремись к свободе, и притом так, чтобы твоя воля к ней стала законом всеобщего поведения. Нет пределов развития свободы Я, и только стремление других Я в том же направлении полагает ему естественное ограничение”. Движение к свободе — активный процесс преодоления не только зависимости от природы, но и всего неразумного, чуждого нравственному человеку (жестокости, угнетения, зла и т.д.). Эта возвышенная задача не может быть выполнена ни отдельными индивидами, ни поколениями, но, включившись в ее осуществление, индивиды и поколения преодолевают смерть и обретают вечность, а их имена “чтутся в мировой истории”. Таким образом, свобода как таковая есть формирование посредством человеческой деятельности исторического процесса, общественных отношений, а также рост господства человека над природой и самим собой.

Однако Фихте “растворяет” действительность в субъекте, сутью которого становится постоянный процесс ее создания. Иного объекта, кроме произведенного субъектом, нет и быть не может. Строго говоря, для него существует только деятельное, активное Я, которое в процессе развития создает себя (изначально, т.е. без собственных действий оно ничто) и соответствующую себе реальность, которая не может быть иной, кроме как произведенной. В непрерывном формировании по воле человека реальности, в первую очередь социальной, и состоит назначение индивидов и человечества в целом. Тем самым он настоятельно подчеркивает коренную особенность человеческого бытия (индивидуального и родового) — его произведенность: люди сами творят себя и условия своей жизни. При этом создаваемые ими условия должны соответствовать действительной природе человека, быть ее “зеркальным подобием”. Путь к такому общественному устройству — разделение труда, при котором никто не может работать на другого, не работая на себя. Основанное на таком принципе общество способно гарантировать индивидам право на свободную деятельность и право собственности на средства труда, необходимые для этой деятельности. Бедняки также имеют полное право не только на собственность, но и на счастье. Он предлагает создать плановую экономику с гарантированным правом на труд и образование. “Кто не работает, тот не ест” — таков девиз Фихте. Не будучи равными по силе, способностям, положению, индивиды в этих условиях станут стремиться не к субординации в отношении друг к другу — господству одних над другими, жизни одних за счет других, а через побуждение к идентичности — к взаимодействию и сотрудничеству. Только тогда возникнет естественное, без эксплуатации и угнетения, состояние человека, соответствующее действительной его природе и назначению. В утверждении сообщества свободных, социально равных, не отчужденных от собственной человеческой сущности, индивидов и заключается подлинный смысл и высшая цель истории. Фихте страстно отстаивал веру в способность людей стать свободными и тем самым осуществить присущий индивиду и человеческому роду закон свободного развития своей сущности посредством практической деятельности, направленной на создание себя и обстоятельств, условий жизни, достойных человека, как свободного по своей деятельной природе существа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...