Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УРОК №2 Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в ССП (ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ)




УРОКИ по СИНТАКСИСУ (15-19 зад) 1

УРОК №1 ЗАДАНИЕ 15 Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в ССП

 

 

УРОК №1 ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Запишите: ДОБРОТНЫЙ_____________________________________________________________________________________________________________________________

ДОБРЫЙ______________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №3 СЛОВАРНЫЙ диктант. СПИСАТЬ, вставить буквы, объяснить

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

УРОК №2 Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в ССП (ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ)

3. Задание 15Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

4. ЗаданиеРасставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.

2) Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.

3) И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.

4) И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил расстрел.

5) Полыхали лесные пожары и в воздухе пахло гарью.

5. ЗаданиеРасставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходство так и различие.

3) Жизнь во всех её проявлениях очень интересовала И. Репина и ему претило равнодушие западных художников к общественным проблемам.

4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества

6. Задание 1Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Абрикосовая вода дала обильную жёлтую пену и в воздухе запахло парикмахерской.

2) Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.

3) В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели

4) Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.

5) В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.

 УРОК №2 ДОМАШНЯЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1 на повторение. Повторите теоретические сведения . На месте пропусков запишите слова, раскрывая скобки. Объясните, в каких случаях использовано наречие, а в каких- существительное с предлогом

3. Задание 15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Уже давно стемнело и звезды ярко засияли на бархатном темно-синем покрывале небосвода.

2) От него не было ни слуху ни духу.

3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

4) За околицей запели и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

5) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.

4. Задание 15поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной

2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.

4) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.

5) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.

5. Задание 15в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений. 

1) На простом дубовом столе были голубые и белые тарелки с мелкими трещинками и старые металлические и деревянные ложки.

2) Утром мы наскоро попили чаю с вареньем мёдом и свежим хлебом и все четверо отправились на отцовской лодке на другой берег.

3) Отваренный и очищенный картофель нужно выложить на доску и разрезать пополам или на четвертинки.

4) Я забрался на чердак и долго искал свой сундучок с письмами однако находил только груды старой одежды да связки пожелтелых газет да осколки битой посуды.

5) Меня порадовал и согрел не столько сам подарок сколько внимание и забота Марии Юрьевны.

6. ЗаданиеУкажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3)Темы войны и мира всепрощения и ненависти актуальны во все времена.

4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

5) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

7. Задание 15Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

5) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

8. Задание Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Физика первой половины XVII века не могла объяснить всех накопившихся экспериментально доказанных фактов и находилась в состоянии кризиса.

2) Соревнования из-за дождя нe состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.

3) Представление о существовании национального характера давно закрепилось в обыденном сознании и в художественной литературе и в научном мире.

4) В древности ни гарпун ни удочка не могли обеспечить по-настоящему богатый улов.

5) Географической широтой называют величину дуги в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки.

УРОК №3

 

 

УРОК №3 ДОМАШНЯЯ РАБОТА

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК №4

(продолжение темы)

Задание: выполните тестовую работу. (БУКВЫ ВСТАВЬТЕ ВО ВСЕХ СЛОВАХ!!)

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

гл…ток   выт. . рающий  л. . цензия сг. . ревший

 

2. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат…иться   сем…нар       оз…рённое     уст…реть   г…лосовать

 

3. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г. . рдиться прил. . гательное ч. . рующий бл. . городный сокр. . щение

 

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

д. . . лина  бл. . . стательный опт. . . мизм   словосоч…тание приг…реть

 

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

д. . лголетие п. . йзаж п. . норама    разб. . раться к. . ридор

 

7. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р…скошный р…стовщик прис…гать привл…кательный раст…лковать

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг. . реть покр. . снеть вин. . грет распол. . житься прик. . снуться

 

9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

омр. . чать  зар. . сли л. . терея прил. . жить подг. . ревший

 

10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в. . . брация  б. . . седа    к. . . рниз т. . . жёлый  нар. . . щение

 

Задание ТЕСТ Тест 1-16

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) За­ка­ли­ва­ю­щие про­це­ду­ры, ко­то­рые по­мо­га­ют че­ло­ве­ку сле­дить за чи­сто­той своей кожи, долж­ны быть по­сте­пен­ны­ми, си­сте­ма­ти­че­ски­ми и не­пре­рыв­ны­ми, ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми для каж­до­го.

2) За­ка­ли­ва­ние — это си­сте­ма­ти­че­ская ак­тив­ная тре­ни­ров­ка теп­ло­ре­гу­ли­ру­ю­щих ме­ха­низ­мов ор­га­низ­ма, уси­ле­ние его спо­соб­но­сти быст­ро адап­ти­ро­вать­ся к из­ме­ня­ю­щим­ся кли­ма­ти­че­ским фак­то­рам в целях по­вы­ше­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти и устой­чи­во­сти к про­студ­ным за­бо­ле­ва­ни­ям.

3) Тре­ни­ров­ки про­во­дят­ся в целях урав­но­ве­ши­ва­ния про­цес­сов об­ра­зо­ва­ния и от­да­чи тепла в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка.

4) За­ка­ли­ва­ю­щие про­це­ду­ры долж­ны быть по­сте­пен­ны­ми, не­пре­рыв­ны­ми (еже­днев­ны­ми), ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми для каж­до­го.

5) Для по­вы­ше­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти и устой­чи­во­сти к про­студ­ным за­бо­ле­ва­ни­ям ор­га­низ­му че­ло­ве­ка не­об­хо­ди­мо за­ка­ли­ва­ние, то есть си­сте­ма­ти­че­ская ак­тив­ная тре­ни­ров­ка теп­ло­ре­гу­ли­ру­ю­щих ме­ха­низ­мов ор­га­низ­ма и уси­ле­ние его спо­соб­но­сти быст­ро адап­ти­ро­вать­ся к из­ме­ня­ю­щим­ся кли­ма­ти­че­ским фак­то­рам.

(1)За­ка­ли­ва­ние — это тре­ни­ров­ка и со­вер­шен­ство­ва­ние теп­ло­ре­гу­ли­ру­ю­щих ме­ха­низ­мов, уси­ле­ние спо­соб­но­сти ор­га­низ­ма быст­ро при­спо­саб­ли­вать­ся к ко­ле­ба­ни­ям тем­пе­ра­ту­ры и дру­гим из­ме­ня­ю­щим­ся кли­ма­ти­че­ским фак­то­рам. (2)За­ка­ли­ва­ние обес­пе­чи­ва­ет устой­чи­вость ор­га­низ­ма к про­студ­ным за­бо­ле­ва­ни­ям, укреп­ля­ет здо­ро­вье и по­вы­ша­ет ра­бо­то­спо­соб­ность. (3)<...> про­це­ду­ры долж­ны быть по­сте­пен­ны­ми, си­сте­ма­ти­че­ски­ми и не­пре­рыв­ны­ми (еже­днев­ны­ми), ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми для каж­до­го, ак­тив­ны­ми и со­зна­тель­ны­ми.

2.Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

Иными сло­ва­ми,  Имен­но  По­это­му  Кроме того,   Такие

3.Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СО­ЗНА­ТЕЛЬ­НЫЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. СОЗНА́ТЕЛЬ­НЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.

1. Об­ла­да­ю­щий со­зна­ни­ем (во 2 знач.). Че­ло­век су­ще­ство со­зна­тель­ное.

2. Пра­виль­но оце­ни­ва­ю­щий, впол­не по­ни­ма­ю­щий окру­жа­ю­щее. Со­зна­тель­ное от­но­ше­ние к чему-н.

3. На­ме­рен­ный, со­вер­шен­ный по раз­мыш­ле­нии, об­ду­ман­ный. С. обман. Сде­лать что-н. со­зна­тель­но

4.В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

слИ­во­вый    вклЮ­чен­ный  обо­гна­лА   та­мОж­ня начАв

5.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

За­да­ча гим­на­сти­ки — ВОС­ПОЛ­НИТЬ де­фи­цит дви­же­ния, а вме­сте с ним и де­фи­цит пи­та­ния ко­стей, хря­щей, свя­зок и мышц.

Все без ис­клю­че­ния про­из­во­ди­те­ли раз­лич­ных от­рас­лей ста­ра­ют­ся ори­ги­наль­но ПРЕД­СТА­ВИТЬ свои но­вин­ки.

Рус­ский мор­ской офи­цер Н. Н. Апо­сто­ли, из­вест­ный кон­струк­тор фо­то­ка­мер конца XIX — на­ча­ла XX веков, по праву счи­та­ет­ся ЗА­ЧИН­ЩИ­КОМ ко­ра­бель­ной фо­то­гра­фии.

Кошек при­ня­то счи­тать не­обы­чай­но ЖИ­ВУ­ЧИ­МИ, но на самом деле за этими до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми тре­бу­ет­ся серьёзный уход, и пре­жде всего они нуж­да­ют­ся в на­блю­де­нии ве­те­ри­на­ра, опре­де­ля­ю­ще­го пра­виль­ный ра­ци­он пи­та­ния.

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

в ВО­СЕМЬ­СОТ ДВА­ДЦА­ТОМ году 

за­вод­ские ПРЕС­СЫ

кар­ти­на БОЛЕЕ КРА­СИ­ВЕЕ

СТРИЖЁТ во­ло­сы

наши ПАС­ПОР­ТА

7

А) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Д) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том   1) Я спро­сил её на­ко­нец, имеет ли она из­ве­стия от сво­е­го сына. 2) При­сту­пая к на­пи­са­нию со­чи­не­ния-рас­суж­де­ния на ЕГЭ,учи­ты­ва­ет­ся ав­тор­ская по­зи­ция. 3) В одном из ста­рин­ных хра­мов го­ро­да, со­хра­нив­шим­ся до наших дней, под слоем крас­ки об­на­ру­же­ны древ­ние фрес­ки. 4) Во­пре­ки ожи­да­ни­ям ана­ли­ти­ков бир­же­вые пока за­те­ли не воз­рос­ли, а, на­про­тив, сни­зи­лись. 5) Пре­крас­но про­бе­жав ди­стан­цию в 5 ки­ло­мет­ров, спортс­мен был бли­зок к ре­кор­ду. 6) Кто-то из моск­ви­чек-конь­ко­бе­жек не­удач­но вы­сту­пи­ли на со­рев­но­ва­ни­ях. 7) Ба­за­ров от­ве­тил Павлу Пет­ро­ви­чу, что стро­ить- не наше дело, спер­ва надо место рас­чи­стить. 8) Воз­раст де­ре­ва, то есть число лет, про­шед­ших с мо­мен­та на­ча­ла жиз­нен­но­го цикла де­ре­ва, опре­де­ля­ет­ся по числу го­дич­ных колец на по­пе­реч­ном срезе. 9) Каж­дый че­ло­век видит жиз­нен­ный идеал по-сво­е­му, со­глас­но сво­е­го ха­рак­те­ра и мо­раль­ных усто­ев.  

8.Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная глас­ная корня, про­ве­ря­е­мая уда­ре­ни­ем. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

разг..реть­ся    анн..тация прим..рить­ся (с об­сто­я­тель­ства­ми)

бл..стеть прот..рать

9.Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

пр.. говор, пр..да­вать (друга);

с.. впа­дать, пр..рек­тор;

ра..по­ря­док, (ему) не..до­ро­вит­ся;

суб.. ек­тив­ность, п..еде­стал;

от..мен­ной, до..скать­ся.

10.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

усидч..вый отстёг..вав­ший      щегол..ватый   при­слуш..вать­ся

за­носч..вый

11.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

поран..шься  прок­ле..нный    вид..мый      корм..шь

замет..в

12.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

В пред­ме­стье живут от­нюдь (не)бо­га­чи.

На снег, (не)тро­ну­тый никем, легли тени.

(Не)рас­про­дан­ные иг­руш­ки уце­ни­ли.

Дуня (не)ли­ше­на оба­я­ния.

Вася ни­ко­гда (не)стре­мил­ся к славе.

13.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ бе­се­ды она в ос­нов­ном мол­ча­ла, и мне было слож­но по­нять, ЗА(ЧЕМ) она при­ш­ла.

(ПО)ТОМУ, как этот че­ло­век дер­жит­ся, видно, что он (ВО)ВСЁМ при­вык быть пер­вым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и пре­лест­но, что (ВО)КРУГ него – гу­стая раз­но­об­раз­ная рас­ти­тель­ность.

Труд­но даже пред­ста­вить, ЧТО(БЫ) со мной слу­чи­лось, ЕСЛИ(БЫ) па­ро­ход опоз­дал.

(ПО)ТОМУ, как со­сре­до­то­чен­но мол­чал Л. Н. Тол­стой, его близ­кие могли до­га­ды­вать­ся, (НА)СКОЛЬ­КО на­пряжённо ра­бо­та­ет сей­час его мозг.

14.Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Круп­ной же кар­тош­ки ого­род её песча(1)ый, с довое(2)ых лет ни разу не удоб­ре(3)ый, не давал.

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1) Сплош­ная дви­жу­ща­я­ся во тьме ночь за­гля­ды­ва­ла под каж­дую крышу.

2) Его лю­би­ли не столь­ко за воз­вы­шен­ный ум сколь­ко за какую-то тро­га­тель­ную на­ив­ность и спо­соб­ность всему удив­лять­ся.

3) Травы и цветы го­ря­чо и слад­ко пахли на припёке.

4) Реч­ной жем­чуг бе­ло­ва­то­го или жёлтого цвета встре­ча­ет­ся в озёрах с чи­стой водой.

5) Не­веж­да в гневе ру­га­ет науку и учебу и тех­ни­че­ский про­гресс.

16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Оба про­чи­та­ли те­ле­грам­му (1) почти ка­са­ясь друг друга го­ло­ва­ми (2) и (3) пе­ре­чи­тав два раза (4) молча уста­ви­лись друг на друга.

 

УРОК №4 ДОМАШНЯЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ №16

1. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Во­ро­бей (1) не­ожи­дан­но взле­тев (2) исчез в свет­лой зе­ле­ни сада (3) про­зрач­но скво­зив­шей (4) на пред­ве­чер­нем небе.

Перед нами ле­жа­ла Кой­ша­ур­ская до­ли­на (1) пе­ре­се­ка­е­мая, как двумя се­реб­ря­ны­ми ни­тя­ми, Арагвой и дру­гой реч­кой (2) и (3) убе­гая в со­сед­ние тес­ни­ны от тёплых лучей солн­ца (4) сколь­зил по ней го­лу­бо­ва­тый туман.

 

За полем (1) за­се­ян­ным (2) рожью (3) толь­ко что за­цвет­шею (4) вид­не­лась не­боль­шая де­ре­вень­ка.

 

Опу­стив­шая (1) го­ло­ву Анеч­ка (2) не­по­движ­но си­де­ла в пу­хо­вом плат­ке (3) бе­реж­но по­кры­вав­шем (4) её плечи.

 

Ста­рич­ки при­ня­лись об­суж­дать по­след­ние со­бы­тия (1) зна­чи­тель­но под­жи­мая губы (2) и (3) об­ме­няв­шись мне­ни­я­ми (4) стали пить чай.

Тест 1-17

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Серд­це че­ло­ве­ка нуж­да­ет­ся в соб­ствен­ном кро­во­снаб­же­нии, при­но­ся­щем его мыш­цам кис­ло­род, энер­гию и пи­та­тель­ные ве­ще­ства.

2) Для до­став­ки крови по всем тка­ням сер­деч­ной мышцы, при­но­ся­щей кис­ло­род, энер­гию и пи­та­тель­ные ве­ще­ства, нужны мел­кие кро­ве­нос­ные со­су­ды — ка­пил­ля­ры.

3) Кро­во­снаб­же­ние че­ло­ве­че­ско­го серд­ца обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мо­щью кро­ве­нос­ных со­су­дов — двух ко­ро­нар­ных ар­те­рий, ко­то­рые от­ветв­ля­ют­ся от аорты и об­ра­зу­ют гу­стую сеть ко­ро­нар­ных со­су­дов на по­верх­но­сти серд­ца.

4) Кро­во­снаб­же­ние че­ло­ве­че­ско­го серд­ца обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мо­щью соб­ствен­ных кро­ве­нос­ных со­су­дов — ка­пил­ля­ров, ко­то­рые раз­ветв­ля­ют­ся на по­верх­но­сти серд­ца, об­ра­зуя гу­стую сеть.

5) Две ко­ро­нар­ные ар­те­рии, от­ветв­ля­ю­щи­е­ся от аорты и об­ра­зу­ю­щие гу­стую сеть ко­ро­нар­ных со­су­дов на по­верх­но­сти серд­ца, обес­пе­чи­ва­ют кро­во­снаб­же­ние серд­ца че­ло­ве­ка.

(1)Как и любая дру­гая часть тела, серд­це че­ло­ве­ка нуж­да­ет­ся в соб­ствен­ном кро­во­снаб­же­нии, при­но­ся­щем его мыш­цам кис­ло­род, энер­гию и пи­та­тель­ные ве­ще­ства. (2)<...> серд­це имеет кро­ве­нос­ные со­су­ды — две ко­ро­нар­ные ар­те­рии, ко­то­рые от­ветв­ля­ют­ся от глав­ной ар­те­рии, или аорты, чуть выше места её со­еди­не­ния с серд­цем. (3)Как и все про­чие ар­те­рии, ко­ро­нар­ные со­су­ды раз­ветв­ля­ют­ся на по­верх­но­сти серд­ца, об­ра­зуя гу­стую сеть.

2.Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?

Между тем              Хотя       С этой целью   Так    Од­на­ко

3.Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЕТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

СЕТЬ, -и, о сети, в сети, мн. сети, сетей, жен.

1. При­спо­соб­ле­ние, из­де­лие из за­креплённых на рав­ных про­ме­жут­ках, пе­ре­кре­щи­ва­ю­щих­ся нитей, верёвок, про­во­ло­ки. Ры­бо­лов­ная с. Траль­ная с. С. для ловли птиц. Паук сплёл свою с. (па­у­ти­ну). Пле­сти сети (также перен.: за­ни­мать­ся ин­три­га­ми). Рас­став­лять сети (также перен.: хит­ры­ми улов­ка­ми стре­мить­ся по­ста­вить кого-н. в труд­ное, опас­ное по­ло­же­ние).

2. ед. перен., О мно­же­стве пе­ре­плетённых, скрещённых черт, линий. С. дождя. С. мор­щин.

3. Си­сте­ма ком­му­ни­ка­ций, рас­по­ло­жен­ных на каком-н. про­стран­стве. Же­лез­но­до­рож­ная с. Элек­три­че­ская с. Га­зо­вая с. Те­ле­фон­ная с.

4. Со­во­куп­ность рас­по­ло­жен­ных где-н. од­но­род­ных учре­жде­ний, ор­га­ни­за­ций. Тор­го­вая с. Ку­рорт­ная с. Школь­ная с.

4.В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово. свек­лА      щемИт      про­зор­лИ­ва  ве­ро­ис­по­вЕ­да­ние сО­гну­тый

5.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

По­сад­ка ЖИВОЙ из­го­ро­ди — одно из луч­ших ре­ше­ний про­бле­мы ограж­де­ния сада, ко­то­рое пред­ла­га­ет ланд­шафт­ное про­ек­ти­ро­ва­ние.

Жак-Ив Кусто, ЗА­ЧИН­ЩИК под­вод­ных ис­сле­до­ва­ний и ки­но­съе­мок.

Мо­ло­дой мо­де­льер был счаст­лив ПРЕД­СТА­ВИТЬ взыс­ка­тель­ным экс­пер­там в об­ла­сти све­жих тен­ден­ций в мире моды свою первую кол­лек­цию одеж­ды ве­сен­нее-лет­не­го се­зо­на.

По­то­ро­пи­тесь при­об­ре­сти АБО­НЕ­МЕН­ТЫ Мос­ков­ской фи­лар­мо­нии на новый кон­церт­ный сезон, чтобы на­сла­дить­ся встре­ча­ми с та­лант­ли­вы­ми рос­сий­ски­ми и за­ру­беж­ны­ми ар­ти­ста­ми.

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ЛЯГТЕ на пол

ИХ ра­бо­та

го­ря­чие СУПЫ

ШЕ­СТИ­СТА­МИ уче­ни­ка­ми

ИН­ЖЕ­НЕ­РЫ

7.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем Г) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью. Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.   1) По окон­ча­нию га­стро­лей у му­зы­кан­тов было уже до­воль­но много идей для за­пи­си но­во­го аль­бо­ма. 2) Жизнь При­шви­на- до­ка­за­тель­ство того, что че­ло­век дол­жен все­гда стре­мить­ся жить по при­зва­нию, по ве­ле­нию сво­е­го серд­ца. 3) Ре­цепт на­ше­го лю­би­мо­го празд­нич­но­го пи­ро­га был когда-то вы­чи­тан ба­буш­кой в жур­на­ле «Огонь­ке». 4) Вы­сле­жи­вая до­бы­чу, в душе охот­ни­ка про­сы­па­ют­ся чув­ства пред­ков, рис­ко­вав­ших жиз­нью ради про­пи­та­ния. 5) Мы из­ме­ря­ем счётчи­ком Гей­ге­ра сте­пень ра­ди­а­ции, опре­де­ля­ем за­гряз­не­ние среды и об­ме­ле­ние озёр, но чем из­ме­рить ду­хов­ное об­ме­ле­ние, когда о Ка­ли­гу­ле или Мо­цар­те узна­ют лишь из ви­део­кас­сет при почти по­го­лов­ном не­про­чте­нии це­ли­ком «Войны и мира»?! 6) В этом сти­хо­тво­ре­нии Сер­гей Есе­нин го­во­рит, что я по­след­ний поэт де­рев­ни. 7) Эта про­бле­ма воз­ни­ка­ет при по­ис­ке ин­фор­ма­ции в сети Ин­тер­нет, ко­то­рая стала все­мир­ным хра­ни­ли­щем раз­но­тип­ных ин­фор­ма­ци­он­ных до­ку­мен­тов. 8) Алек­сей не мог по­до­брать слов, пе­ре­да­вав­шие всю глу­би­ну его чув­ства. 9) При­ро­да тре­бу­ет при­сталь­но­го глаза и на­пряжённой внут­рен­ней ра­бо­ты по со­зда­нию в душе пи­са­те­ля как бы «вто­ро­го »мира при­ро­ды, обо­га­ща­ю­ще­го нас мыс­ля­ми и обла­го­ра­жи­ва­ю­ще­го нас уви­ден­ной ху­дож­ни­ком кра­со­той  

8.Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

с..бака    нач..нать   ук..лоть р..ди­те­ли    к..чать­ся

9.Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

вз..хлёб (рас­ска­зы­вать), пр..де­душ­ка

пр..по­да­вал, пр..рост

ра..крыл, во..го­ра­ние

пр..брать (к рукам), пр..одо­лел

10.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

удо­ста..вать  отво..вав     локт..вой  угр..ватый   дешев..нький

11.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Ю.

стро..тся  дыш..щий       вышл..т  леч..щий труд..тся

12.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Ре­бя­та шли в ла­герь (не)быст­ро, а мед­лен­но, с дол­ги­ми оста­нов­ка­ми.

Звёзды, (не)ви­ди­мые во­оружённым взгля­дом.

Прош­ка, (не)за­дер­жи­ва­ясь, про­нес­ся мимо.

Поле (не)ясно бе­ле­ло во­круг.

(Не)укреп­ля­ю­щим, а рас­слаб­ля­ю­щим об­ра­зом дей­ству­ет по­сле­обе­ден­ный сон.

13.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(НА)КОНЕЦ дело было пе­ре­да­но в рай­он­ный суд, после чего наши оп­по­нен­ты пошли (НА)ПО­ПЯТ­НУЮ.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ года вы­пуск про­дук­ции на пред­при­я­тии уве­ли­чил­ся (В)ДВОЕ.

Если ты и (В)ПРАВ­ДУ живёшь меч­той, важно про­дол­жать ве­рить в неё, ЧТО(БЫ) ни го­во­ри­ли тебе окру­жа­ю­щие.

(ПО)ЭТОМУ мосту, пред­став­ляв­ше­му собой два на­тя­ну­тых ка­на­та с бам­бу­ко­вы­ми пе­ре­кла­ди­на­ми, идти (В)ДВОЁМ было опас­но.

(ПО)НА­ЧА­ЛУ Гоша ТО(ЖЕ) по­ба­и­вал­ся су­ро­во­го егеря, но вско­ре был со­вер­шен­но пленён его уме­ни­ем об­ра­щать­ся с ло­ша­дь­ми и со­ба­ка­ми.

14.Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) пи­шет­ся НН.

Дину встре­тил весе(1)ий ап­рель­ский день – с остат­ка­ми снега по обо­чи­нам до­ро­ги, с за­леп­ле(2)ыми до­рож­ной сля­ко­тью ма­ши­на­ми, с синим, в рва(3)ых об­ла­ках небом: обыч­ный пе­тер­бург­ский ап­рель­ский ветре(4)ый день.

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

1) Я имею по­ру­че­ние как от судьи так и от всех наших зна­ко­мых по­ми­рить вас с при­я­те­лем вашим.

2) И Петра Пер­во­го и ца­рев­ну Софью и уда­лых по­ко­ри­те­лей Си­би­ри уви­ди­те вы на кар­ти­нах Су­ри­ко­ва.

3) В Древ­ней Гре­ции не было ни се­кун­до­ме­ра ни ру­лет­ки ни точ­ных весов.

4) Друж­ба да брат­ство до­ро­же вся­ко­го бо­гат­ства.

5) На ру­бе­жах рус­ской земли на­ча­ли мель­кать низ­ко­рос­лые ло­шад­ки во­и­нов-степ­ня­ков и вот по сла­вян­ским го­ро­дам рас­сы­па­лись гонцы с при­зы­ва­ми вы­сы­лать дру­жи­ны для об­ще­го от­по­ра не­при­я­те­лю.

16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Ип­по­лит Мат­ве­е­вич (1) то­мясь сты­дом (2) стоял под ака­ци­ей и (3) не глядя на гу­ля­ю­щих (4) твер­дил три за­учен­ные фразы.

17. Мы вхо­дим в зал.

Си­я­ю­щие люст­ры (1)

От наnря­же­нья (2)

Ка­жет­ся (3) дро­жат!

Зве­нит хру­сталь

И дей­ству­ет на чув­ства,

Мы вхо­дим в зал

Без вся­ко­го ис­кус­ства,

А здесь ис­кус­ством ( 4)

Видно (5) до­ро­жат

 

 

УРОК №5

(продолжение темы)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 783.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...