Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ




ТЕМА 8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА

ПЛАН

1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Реформирование системы государственного управления в России было признано одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.

       Административная реформа, представляет собой полномасштабную реформу системы государственного управления, направленную на:

1. ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

2. исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

3. развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

4. организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

5. завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

       Согласно утвержденной Концепции целями административной реформы являются:

- повышение качества и доступности государственных услуг;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

       Как становится ясно из Концепции, повышение качества и доступности государственных услуг – одна из главных целей на втором этапе реализации административной реформы в Российской Федерации. Для достижения этой цели согласно плану мероприятий, утвержденному Концепцией, в настоящий момент проводится работа по следующим направлениям:

       1. Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.

Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время продолжается работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включая услуги общего экономического характера, однако существующая система обратной связи с пользователями государственных услуг зачастую оказывается не эффективна.
       Административнo-управленческие процессы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации все еще недостаточно организованы. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в Концепции понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий последовательность действий (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций. На сегодняшний день уже разработано и принято (или находится в стадии принятия) свыше 500 административных регламентов.
       Очевидно, что достижение этих целей позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, а также повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

       2. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

       В целях повышения качества предоставления государственных услуг при взаимодействии граждан и организаций с государственными и муниципальными органами власти в 2007 году было принято решение создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом был сформирован типовой перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и план перехода на предоставление этих услуг на базе многофункциональных центров с использованием общероссийского государственного информационного центра.

       3. Организация предоставления государственных услуг в электронной форме.

       Размещение актуальных, достоверных, легко доступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений являются востребованной получателями государственных услуг задачей. Ее решение эффективно осуществляется посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

       Целями создания таких систем является:

- повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации;

- повышение осведомленности граждан и организаций об оказываемых услугах и исполняемых функциях органов власти;

- повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) физических и юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями, закрепленными в административном регламенте соответствующей услуги (функции);

       На сегодняшний день введен в действие единый общероссийский справочно-информационный портал «Государственные услуги», а также информационные порталы о предоставлении государственных услуг в субъектах РФ.

       По итогам реализации мероприятий административной реформы по этим направлениям имеется рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг.

 





СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

       В административной реформе России многое определяет одно из ключевых понятий «нового государственного менеджмента» – государственная услуга. Это не совсем привычное для российской управленческой практики словосочетание стало трактоваться как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству «конечный продукт» органов исполнительной власти.

       Государственная функция (или функции государственных органов исполнительной власти) как предмет административной реформы понимается как конкретное правоотношение между органом исполнительной власти и гражданином (юридическим лицом, организацией), возникающее в связи с исполнением соответствующего полномочия, установленного для этого органа законом, и подлежащее исполнению вне зависимости от прямого обращения гражданина (юридического лица, организации) в этот орган; действие органа власти в данном случае называется «исполнение государственной функции». Подразумевается при этом, что указанные функции как бы деперсонифицированы, обезличены и исполняются одновременно для всего населения, – такова, например, функция обеспечения правопорядка.

       В отличие от «функции» в контексте официальных материалов об административной реформе государственную «услугу» можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые чаще всего сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей; в связи с этим соответствующее действие органа исполнительной власти называется «предоставлением (оказанием) государственной услуги».
       Консультирование – это разновидность государственной услуги, которая заключается в предоставлении заинтересованным лицам (гражданам, юридическим лицам) точной, своевременной и полной информации о применении правовых актов в определенной сфере правоотношений и правила предоставления которой регулируются соответствующим административным регламентом.

       В государственном секторе основной целью консультирования является расширение знаний участников государственной деятельности и граждан в области законодательства и обеспечение его правильного применения на практике. Для выполнения указанной цели правовое подразделение предоставляет заинтересованным лицам исчерпывающую информацию по интересующему вопросу, разъясняет все возможные варианты решения, указывает на последствия. Важнейшими принципами консультирования являются:

1. Профессионализм.

       Профессионализм лица, оказывающего государственную услугу консультирования подразумевает:

- Знание управленческой ситуации.

- Наличие практического опыта ее разрешения.

- Обладание навыками обмена опытом, выявления проблем, поиска информации, анализа ситуации.

2. Совещательность.

     Консультант не обладает правом принятия решений, а лишь предоставляет заинтересованному лицу полную информацию по интересующему вопросу, указывает на последствия решения, разъясняет возможные альтернативы.

3. Независимость.

- Финансовая, то есть отсутствие интереса у должностного лица, оказывающего консультацию к тому, как распорядится обратившееся лицо полученной информацией.

- Административная, то есть отсутствие связи и субординации.

- Политическая.

- Эмоциональная, подразумевающая независимость от родственных и дружеских связей.

       Государственная услуга по консультированию также имеет ряд особенностей, ввиду того, что консультации:

1. Являются продуктом консультационной деятельности.

2. Имеют свой жизненный цикл.

3. Нематериальны.

4. Неоднородны.

5. Не могут быть оказаны впрок.

     Таким образом, консультирование как государственная услуга представляет собой деятельность органа исполнительной власти, осуществляемую в контакте с конкретным лицом (физическим, юридическим лицом, организацией), которые самостоятельно обращаются в соответствующий орган, и заключающуюся в предоставлении точной, своевременной и полной информации о применении правовых актов в определенной сфере деятельности. Основными принципами консультирования являются принцип профессионализма, совещательности, независимости.

     Государственная услуга по консультированию предоставляется заинтересованным лицам при соблюдении конкретных и четко установленных соответствующим административным регламентом требований, направленных на защиту прав граждан.

     Во-первых, работа должностных лиц организована так, чтобы исключить любые формы бюрократического произвола и коррупции.

     Во-вторых, регламент устанавливает предписания к качеству сервиса. Устанавливаются требования к помещениям, чтобы посетители могли себя чувствовать максимально комфортно.

     В-третьих, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа, механизмы обжалования, имеются инструкции чиновникам, как действовать в сложных ситуациях.

     Все это еще раз демонстрирует нацеленность на повышение качества государственных услуг.

     Конечным результатом предоставления услуги по консультированию является получение лицами точной информации о применении правовых актов по конкретным правоотношениям, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных консультаций.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...