Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Саморазвитие личности в контексте проблем самопонимания, самореализации, самосовершенствования, самоорганизации, самовоспитания и самообразования.




Основные направления деятельности социального педагога в пенитенциарной системе

Пенитенциарный – относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.

Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов:

1 этап – При поступлении осужденного в колонию социальный педагог изучаются его документы, документы суда, его личность и причины отклонений в поведении. На этой основе планируется работа с осужденными, определяются формы и методы этой работы.

2 этап – является главным. Реализуется составленная программа. Оказывается помощь подопечному в адаптации к группе, предусматривается возможность конфликта с другими заключенными. Эффективность выполнения программы зависит от ряда причин:

– особенностей осужденного;

– срока пребывания в колонии;

– коллектива, в который он попал;

– воспитательных возможностей учреждения.

3 этап – Заключительный. По отбытии наказания заключенным оцениваются результаты всей работы коллектива колонии.

Задачи социально-педагогической работы с осужденными:

– помощь осужденным в преодолении кризиса в связи с нахождением под арестом;

– помощь в составлении плана организации свободного времени на период лишения свободы;

– представление интересов осужденных, исполнения посреднических функций между осужденными и администрацией;

– контроль за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, помощь в проведении профилактики заболеваний;

– предупреждение рецидивов;

– разработка предложений об улучшении положения в местах лишения свободы, содействия в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий;

– помощь в социальном развитии заключенного несовершеннолетнего, включая повышение его социальной культуры, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;

– содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, наркологии, психиатрии и др.;

– организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (инвалиды, несовершеннолетние и т.д.);

– помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, социального интереса;

– поддержание контакта между осужденным и их родственниками, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

– подготовка осужденных к освобождению:

а) помощь в поиске родственников и налаживании утерянных связей, помощь в организации свиданий;

б) юридическая консультация осужденных об их правах и обязанностях;

в) помощь с трудоустройством и жильем;

г) предупреждение родственников освобожденного.

При освобождении должны быть выполнены следующие моменты:

1) осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, личные документы, ценные бумаги, документы об освобождении и его трудовой деятельности;

2) до истечения срока необходимо уведомить местные органы самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства осужденного о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоустройстве и имеющихся специальностях;

3) осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются деньгами или продуктами питания;

4) при отсутствии одежды, необходимой по сезону или средств на её приобретение, осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:

– она ведется внутри социальных органов с высокой степенью закрытости и изолированности;

– её объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

– социально-педагогическая работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием срока наказания, так как бывший заключенный нуждается в адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам;

– она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента».

Индивидуальный подход к работе должен учитывать следующие типы поведения подопечного:

первый тип – встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

второй тип – твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип – доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

четвертый тип – «болото», поведение неопределенно;

пятый тип – нарушители порядка, не подчиняющиеся требованием администратора;

шестой тип – злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

Основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

– карательно-воспитательное;

– исправительно-воспитательное;

– образовательное;

– трудовое.

Основные направления деятельности социального педагога, методы и методики социально-педагогической работы в пенитенциарной системе.                                                                                                                               

1-й этап – при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы. Налаживаются контакты с семьей, родственниками несовершеннолетнего, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска.

2-й этап – реализуется составленная программа. Эффективность ее выполнения зависит от психологических особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается принятие мер в случае возникновения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. В основу разработки индивидуального подхода могут быть положены такие типы поведения подопечного:

первый тип – встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

второй тип – твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип – доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

четвертый тип – «болото», поведение неопределенно;

пятый тип – нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;

шестой тип – злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

Подвижность типов поведения делает необходимой постоянную диагностику состояния подопечного, корректировку программы деятельности.

Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. В большинстве случаев специалист стимулирует подопечного к сохранению и укреплению этих отношений. Идет поиск дополнительных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в дальнейшем опорой для ресоциализации. Контролируется социально-бытовое положение подопечного: предоставляются необходимые консультации, осуществляется организационная работа по его улучшению.

3-й этап – по отбытии наказания оценивается результат работы, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подопечным, так и его родственниками. При необходимости оказывается поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).

 

Основными причинами нарушений психического развития являются: наследственные патологии головного мозга; хромосомные заболевания; пороки головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной системы; опухоли головного мозга; гидроцефалия; тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы; наследственные эндокринные заболевания; соматические патологии; нарушения и заболевания органов чувств; отсутствие воспитания и педагогическая запущенность

К основным типам нарушений психического развития можно отнести: дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие; необратимое психическое недоразвитие; дисгармоничное психическое развитие; дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями; патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями. Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.

1. Изучение документации ребенка. Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

2. Изучение продуктов деятельности ребенка. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т.п.), можно понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:

– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;

– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;

– особенности развития данного навыка в процессе обучения;

методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.

3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.

4. Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения со взрослыми.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.

Саморазвитие личности в контексте проблем самопонимания, самореализации, самосовершенствования, самоорганизации, самовоспитания и самообразования.

Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Самопонимание – способность воспринимать, постигать и осознавать мотивы своего поведения, умение объяснить себе, зачем мною произведены данные действия и совершены конкретные поступки; способность понимать природу своих подавленных желаний, намерений, проявлений чувств, движений ума.

Самореализация – способность найти и исполнять своё жизненное предназначение; реализовать потенциал своих возможностей, знаний, умений, способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни. Аристотель считал, что человек становится счастливым лишь посредством реализации своих потенциальных возможностей. Ведь если у человека есть внутреннее ощущение, что он способен на большее, чем имеет сейчас, то душа будет маяться до тех пор, пока не получит своё. Это ощущение может быть в любом материальном статусе, так как самореализация выше финансовых накоплений. Отметим, что успешная самореализация закладывается правильным детством. Если родители дали ребенку хорошие образцы, воспитали вребенку авторскую позицию, умение справляться с препятствиями и думать о своем будущем, этот ребенок, взрослея, станет успешным человеком, вполне реализовавшим себя.

Самовоспитание -воспитание себя, работа над своей личностью. Чтобы не было путаницы, самовоспитание следует отличить от самосовершенствования. Самосовершенствование устремлено к вершинам и совершенству, самовоспитание ставит более простые и житейские задачи.

Импульсивный человек с взрывным характером приучает себя не орать, воспитывает у себя сдержанность - это самовоспитание. Спокойный и адекватный человек учит себя мудрости - это уже самосовершенствование. Ребенок учит себя не врать и не драться - это самовоспитание. Юный выпускник консерватории увлеченно день за днем отрабатывает виртуозные пассажи - это самосовершенствование. Самовоспитание - первый шаг к самосовершенствованию.

Самосовершенствование – это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий: самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.; программа совершенствования собственной личности; сила воли и закалка характера.

Самоорганизация – способность благодаря внутренней дисциплине и самоконтролю рационально использовать своё время, правильно организовывать свою жизнь: работу, отдых, достижение целей, выполнение своего долга и обязанностей, выполнение договорённостей с самим собой.

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения. Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс – от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...