Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Превентивный надзор за осужденными. Основания его установления и порядок осуществления




Превентивный надзор за осужденными — это совокупность мер контроля и наблюдения за поведением лиц, освобож­денных из мест лишения свободы, в целях предупреждения с их стороны совершения новых преступлений.

Превентивный надзор устанавливается судом после освобож­дения из мест лишениясвободы и до снятия судимости обязатель­но за:

1. лицом, допустившим особо опасный рецидив;

2. лицом, осужденным за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.

Превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть установлен за лицом, достигшим 18-летнего возраста:

1. судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление;

2. судимым два или более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления в следующих случаях:

а) если их поведение в период отбывания лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления либо

б) если они после отбытия наказания систематически (три и более раз) привлекались к ответственности за административные правонарушения, за которые законом предусмотрено взыскание в виде ареста.

К указанным категориям осужденных превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и может быть продлен судом в течение срока судимости, пока она не будет снята.

Закон предусматривает возможность прекращения судом превен­тивного надзора. Такое прекращение осуществляется по истечении трех лет после отбытия лишения свободы при условии, что поднад­зорный своим поведением и образом жизни проявит стойкое стремление к законопослушному поведению (ч. 4 ст. 80 УК).

Осуществление превентивного надзора возлагается на орган внутренних дел по месту жительства поднадзорных..

Основные международно-правовые акты, касающиеся условий исполнения уголовных наказаний и правового положения осужденных лиц. Их содержание и порядок действия. Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь и международно-правовых актов.

Прерогативой каждого государства является принятие внутреннего законодательства, в том числе уголовно-исполнительного. Вместе с тем, государства активно сотрудничают в сфере борьбы с преступностью, а также разработки наиболее гуманных методов обращения с заключенными. Свидетельством этого являются как двухсторонние, так и многосторонние международные акты, в том числе конвенции, договоры и иные акты.

В международных договорах и конвенциях закреплены наиболее гуманные положения, касающиеся исполнения уголовных наказаний и правил обращения с правонарушителями.

Международные договоры Республики Беларусь по субъектному составу подразделяются на двухсторонние и многосторонние.

Двухсторонние договоры в сфере исполнения уголовных наказаний, как правило, касаются определения порядка передачи гражданина одного государства, осужденного в другом государстве, для отбывания наказания в том государстве, гражданином которого он является. Вопросы, связанные с передачей решаются в одноименном договоре о передаче для отбывания лишения свободы либо в рамках договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Многосторонние международно-правовые акты, участницей которых является Республика Беларусь, и которые касаются вопросов уголовно-исполнительного права, можно разделить на:

1. Основополагающие международно-правовые акты, касающиеся прав человека:

· Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Фраза Конституции “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию...” в точности воспроизводит ст.5 Декларации.

· Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., который содержит важное положение о том, что «человек может быть лишен свободы не иначе как в соответствии с законодательством и существующей процедурой».

2. Специализированные акты:

· Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключёнными 1955 г.

· Пекинские правила или минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними заключенными 1984 г.

· Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.

· Токийские правила или минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением 1990 г.

· Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

· Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.

· Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1989 г.

· Права человека при отправлении правосудия 1973 г.

· Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смертной казни 1984г.

Международные договоры Республики Беларусь по охвату территории могут быть подразделены на региональные и универсальные. К числу первых, например, могут быть отнесены региональные акты Совета Европы, ко вторым – акты в рамках ООН.

Международные стандарты обращения с заключенными по содержанию можно разделить на шесть групп:

· классификация осужденных к лишению свободы: ее критерии и организация,

· микросоциальные условия отбывания лишения свободы (пища, одежда, жилище, медицинское обслуживание и т.д.),

· организация режима в местах лишения свободы,

· организация труда,

· общеобразовательная и профессиональная подготовка,

· воспитательное воздействие.

1. Вопросам классификации осужденных к лишению свободы в международных стандартах отводится значительное внимание. В статье 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными 1955 г. определяются основополагающие принципы и критерии разделения осужденных на группы по полу, возрасту и иным основаниям с целью дифференцированного подхода к организации отбывания наказания и создания благоприятных условий для достижения целей уголовной ответственности. Основные рекомендации по классификации осужденных к лишению свободы, содержащиеся в международно-правовых актах,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...