Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что ищет в искусстве «человек массы»?




Что называет большинство людей эстетическим наслаж­дением? Что происходит в душе человека, когда произведе­ние искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих су­деб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они бы­ли реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лири­ке он будет искать любовь и печаль, которыми как бы ды­шат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.

Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зри­тели смогут допустить чистые художественные формы, фан­тазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее исто­рии Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практичес­кое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.

Скажем сразу, что радоваться или сострадать человечес­ким судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаж­дения...

Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произ­ведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Толь­ко при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только


портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображен­ный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» ху­дожественное произведение как таковое.

Эстетика: философия культуры. — М., 1991.

fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свой­ственно эстетическому восприятию произведения искусства широ­кой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степе­ни, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.


Выводы к главе III

1. Культура — социальный по своему происхождению и
характеру механизм регулирования общественной жизни.
В современном мире сохраняется культурное многообразие.
В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля­
ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни­
кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с
духовной жизнью общества.

2. Влиятельным институтом общества является наука.
Она превратилась сегодня в непосредственную производи­
тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро­
воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей­
ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к
усилению социальной ответственности ученых за результа­
ты научной деятельности.

3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не­
возможно формирование качественного человеческого интел­
лектуального капитала — основного фактора прогресса в
современном обществе. В условиях постиндустриального об­
щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний
приобретает овладение умениями искать необходимую ин­
формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира­
ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.

4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас­
совых институтов общества является религия. Место и роль
религии в нынешних условиях общественного развития оп­
ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи­
тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
интеграционной. Большинство верующих в современном ми­
ре являются приверженцами одной из трех мировых рели­
гий: христианства, ислама, буддизма.

5. С переходом от традиционного к индустриальному об­
ществу появились предпосылки зарождения массовой куль-


туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серий­но изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают сред­ства массовой информации, роль которых в обществе суще­ственно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...