Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ




К основным формам социальных взаимодействий относят сотрудничество и соперничество. (Вспомните, что вы знае­те о кооперации или конкуренции.)

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объ­единения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

Какие черты характеризуют этот тип социального взаи­модействия? Прежде всего, наличие общих социальных ин­тересов и деятельность в их защиту. Так, стремление удов­летворить свои интересы, завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении приводит к об­разованию общественных и общественно-политических дви­жений, политических партий. При таком взаимодействии обе стороны, которые заинтересованы в выгодном характере своей совместной деятельности, имеют некую общую цель, определяющую характер и содержание этой деятельности. Сотрудничество часто предполагает компромисс. Каждая из сторон самостоятельно определяет, на какие уступки она го­това пойти во имя общего интереса.

Пересечение и несовпадение интересов, связанных с ко­ренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти и т. п.), нередко приводят к соперничеству участников социального взаимодействия. Как это проявляется в поведении людей? Они, как правило, стремятся превзойти друг друга, добиться определенного ус­пеха в реализации своих социальных интересов. Каждая сторона рассматривает другую, ее социальные позиции, дей­ствия как препятствие на пути достижения своей цели. Не


исключено, что между ними могут возникать отношения за­висти, неприязни, озлобления, сила проявления которых за­висит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и кон­фликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкурен­ция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предостав­ляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воз­действие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию пе­ред третьим своих возможностей.

Но в ряде случаев конкуренты могут пренебречь прави­лами и прибегнуть к прямому воздействию на другую сто­рону, чтобы оттеснить ее. В этом случае конкуренция пере­растает в конфликт. Соперники стремятся заставить друг друга отказаться от притязаний, навязать свою волю, изме­нить поведение другого и т. п.

Конфликты давно стали неотъемлемой частью социаль­ной жизни общества, поэтому рассмотрим подробно такие вопросы, как причины возникновения социального кон­фликта, его основные стадии, типы и методы разрешения.


СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

В научной литературе существует множество определе­ний понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)

Об этом спорят

Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разно­гласий. Приведем мнения нескольких современных россий­ских ученых.

А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящи­ми ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предель­ный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-


ными социальными общностями, направленной на достиже­ние экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт — это яв­ное или скрытое состояние противоборства объективно рас­ходящихся интересов, целей и тенденций развития социаль­ных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Что же объединяет эти мнения?

Как правило, одна сторона обладает некими материаль­ными и нематериальными (прежде всего властью, прести­жем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мни­мым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.

Можно сказать, что социальный конфликт — это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столк­новении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

Влитературе высказываются две точки зрения: одна — о вреде социального конфликта, другая — о его пользе. По су­ти дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разру­шают нормальные партнерские отношения, отвлекают лю­дей от решения насущных проблем. Вторые помогают раз­решить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осо­знать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться то­го, чтобы они решались цивилизованно.

В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, со­ставом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-


ясним, что к последним относят конфликты, проистекаю­щие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохра­нения, социального обеспечения, образования; при всей сво­ей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

Изменения общественных отношений в современной Рос­сии сопровождаются расширением сферы проявления кон­фликтов, поскольку в них вовлечены не только большие со­циальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными эт­носами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, кон­фессиональные, миграционные и другие проблемы. Боль­шинство современных исследователей считают, что в соци­альных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недоста­точно четко проявились. Первый — конфликт наемных ра­ботников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социаль­ной обеспеченности и всех прав в области социальной поли­тики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в усло­виях рынка. Другой — конфликт между бедным большинст­вом страны и богатым меньшинством, сопутствующий уско­ренному процессу социального расслоения.

На развитие социального конфликта влияют многие ус­ловия. К их числу относят намерения участников конфлик­та (добиться компромисса или полностью устранить сопер­ника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.

Все социальные конфликты проходят три стадии: пред-конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконф-ликтную.

Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а ру­ководство должно было решить вопрос о том, кого уволь­нять. Когда откладывать решение уже не было возможнос­ти, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на уволь­нение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-


титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько ме­сяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия — это период, в те­чение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотруд­ников). Непосредственно конфликтная стадия — это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администра­ция — кандидаты на увольнение).

Наиболее открытой формой выражения социальных кон­фликтов могут быть разного рода массовые действия: предъ­явление требований к власти со стороны недовольных соци­альных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных про­грамм; прямые акции социального протеста.

Формами выражения протеста могут быть митинги, де­монстрации, пикетирование, кампании гражданского непо­виновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы ак­ций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рас­считывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использо­ван для организации кампании гражданского неповинове­ния. (Какие исторические примеры подобных акций вам из­вестны?)

Для успешного разрешения социального конфликта необ­ходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере — увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряжен­ности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой си­туации в будущем).

Разрешение конфликта может быть частичным или пол­ным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», уста­новка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта со­стоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные мето­ды разрешения конфликта.


Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возмож­ность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть аль­тернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Ме­тод использования посредничества выражается в следую­щем: противоборствующие стороны прибегают к услуге по­средников (общественных организаций, частных лиц и т. п.). Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точ­но определить его причины; выявить объективно существу­ющие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем са­мым стать участниками переговоров, чтобы гласно и дока­зательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюд­ной заинтересованности сторон в преодолении противоре­чий, взаимного признания интересов каждой из них совме­стный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

ШШ Основные понятия:социальный интерес, социальное вза­имодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, со­циальный конфликт, пути разрешения социального кон­фликта.

ШИТермины:соперничество, стадии социального конфликта.

Проверьте себя

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное со­
трудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как
формы социального взаимодействия. 5) Что является общей
причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные ста­
дии социального конфликта? 7) К каким последствиям при­
водят социальные конфликты? 8) Назовите основные мето­
ды разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из
них соответствующим примером.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-


щью которых частный интерес приобретал вид интереса об­щего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. При­ведите несколько примеров из истории.

2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у:
а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) уча­
щихся класса.

3. Работники предприятия, представленные инициатив­
ной группой, официально уведомили администрацию, что
если она к определенному сроку не обеспечит погашения за­
долженности по заработной плате, то персонал прекратит
работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация
конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии.
Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он всту­
пил в ссору с начальником.

Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения со­трудников не был оформлен документально. Решения руко­водства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких услови­ях его можно было бы избежать? Каким способом его мож­но разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу
по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудни­
ками возник спор о том, как распределить деньги. По мне­
нию К., руководитель группы распределил деньги неспра­
ведливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать
этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируй­
те. Как называется такой способ поведения в конфликте?
В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).

Регулирование социальных конфликтов является решаю­щим условием уменьшения насильственности почти всех ви­дов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин­тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро­вать, они становятся контролируемыми, и их творческая си­ла ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также дан­ные отдельные противоречия признавались всеми участни­ками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рас­сматривает их как патологические отклонения от вообража-


емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также не­достаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регули­рованием их проявлений и что нужно отказаться от беспо­лезных попыток устранения их причин.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/' Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 145—146.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает воз­можность регулирования конфликтов? 2) На основе текста парагра­фа и документа сформулируйте основные принципы компромиссно­го разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.






























Этнос и нация

Вспомните:

что означают слова «многонациональный народ Рос­сии»?

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация. Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных).

С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное груп­пирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славян­ских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).

С возникновением индустриальных общественных систем с преимущественно рыночными, государственными и идео­логическими социальными регуляторами (в формационных


терминах — с развитием капитализма) в Новой и Новейшей истории возникают и новые формы межэтнической (и внут-риэтнической) консолидации — нации. Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граж­дан единого государства.


НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существует по крайней мере две трактовки понятия на­ции. Согласно одной из них, нация — это исторически сло­жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, язы­ка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. Вданном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании на­ции отсутствует этнический компонент. В западной социо­логии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориенти­рованной демократии.Во многих современных демократи­ческих странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «сово­купность граждан государства».

Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (мно­гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношени­ях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабиль­ность до тех пор, пока остаются стабильными межэтничес­кие (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, мо­гут возникать в государствах с самым разным уровнем раз­вития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая исто­рическая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

Вэтом случае, как видим, понятие «нация» соответству­ет новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приво­дит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.


Понятие национальность означает принадлежность чело­века к определенному этносу или согражданству (государст­ву) в зависимости от самоидентификации. Гражданин Рос­сии на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую при­надлежность. А гражданин США, Франции на этот же во­прос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

Что касается этнической самоидентификации в большин­стве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, ро­дившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать на­циональность любого из родителей. Личный выбор нацио­нальности — неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

«Истинная национальность состоит не в описании сара- \

фана, но в самом духе народа».                                            !

Н. В. Гоголь I

Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный мен­талитет (от лат. mentalis — умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (за­частую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитетобычно определяют как образ мышления, духов­ную настроенность, свойственную данной конкретной этни­ческой общности.

Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллектив­ных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, само­произвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что на­циональный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в куль­туре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, на­циональный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оста­ваться верными своим исторически сложившимся ценнос­тям, традициям.

Национальный менталитет — явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться


к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

На характер ментальности огромное воздействие оказы­вают национальные традиции и ценности.

Традиции — это элементы культуры, которые переда­ются из поколения в поколение. Они имеют двуединую при­роду. С одной стороны, это явление психики (могут как осо­знаваться, так и не осознаваться); с другой — явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, сим­волах, одежде и даже еде. Большинство традиционных пра­вил поведения усваиваются подсознательно, на уровне под­ражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и поче­му принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Евро­пе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколь­ко огрубить, считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. О русских говорят: долго за­прягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувстви­тельны к своим традициям, и невнимание к ним может вы­звать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсо лютизировать — это может привести к укоренению отжив­ших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человече­ских жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнориро ватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историчес­ком развитии народа, способствуют укреплению его само­бытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и слу­жит духовной опорой народу и государству, помогает высто­ять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать ;
J, их исключительными».                                                         1

Академик Д. С. Лихачев i

Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благородней­шие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует де­лать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в мен-тальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд за-


служивает уважения, и ни одно полезное занятие не кажет­ся мусульманину зазорным. Поэтому для многих мусульман такого понятия, как «непрестижный труд», просто не суще­ствует.

Опорой в укреплении и сохранении традиции служат на­циональные ценности — то,что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в це­лом согласны.Опора на эти ценности приобщает к истори­ческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общест­ва и своей личной жизни, не подменяя его бездумным по­требительством .

Разобраться в традиционных русских ценностях, как все­гда, лучше всего помогает обращение к отечественной фило­софской мысли. Например, И. А. Ильин (1882—1954) выде­ляет 10 фундаментальных национальных ценностей (фило­соф называл их «сокровищами»). Это национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, исто рия народа, молитва, жития святых и героев. Сюда же Ильин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспитание че­ловека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здо­ровья и свободы»; армию—«оплот Родины»; террито­рию — национально-государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального вос­питания» и полагал, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. В советский период многие из этих традиций были утрачены.

Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Главное, что становится понятным, когда вдумываешься в содержание «сокровищ», — их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин, «сверхнациональное»). Конечно, философ обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «и к каждому здоровому народу». Со­здается впечатление, что автор — наш современник и обра­щается к нам, гражданам многонациональной, многоконфес­сиональной страны, потому что каждому народу дороги его родной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его свя­тые и герои, его хозяйство и, конечно, «территория — зем­ля Отечества».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...