Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная структура Дагестана




Изучение социального устройства Дагестана в данный период представляет определенную сложность, что объясняется отсутствием четких свидетельств о составе населения раннесредневекового Дагестана. Основу социальной организации общества составляла малая семья. Но и большая семья при этом не была изжита полностью. Социальное расслоение, существовавшее и в более раннюю эпоху, получает дальнейшее развитие. Об этом говорят археологические памятники раннесредневековых могильников и поселений. Они демонстрируют процесс далеко зашедшей дифференциации общества. Показательным в этом отношении является Бежтинский могильник, в котором имеются как богатые, так и бедные погребении, содержащие либо скудный инвентарь, либо вообще не содержащие его. Анализируя археологические материалы и пользуясь письменными данными авторов, относящихся к этому периоду можно определить социальную структуру общества. Высшую ступень социальной иерархии общества занимали цари. Первые сообщения о "царях гор" относятся к IY-Y векам. Армянские авторы говорят об 11 царях, выступивших против Сасанидского Ирана. Само упоминание о царях свидетельствует, о далеко зашедшем процессе социального расслоения населения. У арабского автора XII в. Балазури упоминаются цари Серира, Филана, Лакза и других областей. Можно говорить о том, что власть царей носила наследственный характер и была относительно стабильной. Доход царей складывался из различных феодальных повинностей с подвластного населения, добычи, полученной в период военных действий, работорговли и всевозможных подарков или жалованья, получаемого некоторыми правителями от Сасанидов за охрану собственных границ (так называемая пограничная служба). Дагестанские правители периода раннего средневековья постоянно участвовали в военных столкновениях то на стороне Ирана, то против них. Полученная добыча присваивалась верхушкой. Цари обладали дружиной. По сведениям ал - Истахрия хазарский царь имел 12000 воинов. Он же свидетельствует об источниках дохода хазарских царей. Это взимание пошлин на заставах, сухих, морских и речных путях. На обитателях городских кварталов и окрестностей лежит повинность доставлять им всякого рода необходимый провиант, напитки т.д. Следом за царями шли привилегированные сословия. К ним относились раисы, тарханы, батрики и др. Очевидно, это крупные землевладельцы. Такая категория населения, как малики упоминается арабским автором Йакутом при описании государства Лакз. Очень четко процесс социального расслоения общества можно проследить на примере государства Серир. Правитель Серира обладал большой властью. По свидетельству персидского историка XI в. Гардизи, он имел два трона - золотой и серебряный. Золотой предназначался царю, а серебряный его приближенным. Среди привилегированной части населения упоминались военачальники. Правитель Серира вместе со своими дружинниками обитал в крепости, что подчеркивало его обособленное положение. В Дербенте также можно наблюдать далеко зашедший процесс социального расслоения. В период арабских завоеваний и до второй половины IX в. городом управляли арабские наместники. Затем власть в Дербенте перешла к представителям династии Хашимидов, которые стали именоваться амирами. Власть их приобрела наследственный характер. Но достаточным влиянием пользовалось и окружение правителя. Среди приближенных правителя в источниках упоминаются начальники войск, политические советники, газии (борцы за веру), дружинники, раисы. Раисы, как категория населения упоминаются и в соседних с Дербентом владениях - в Ширване и Арране. Здесь они возглавляют городские гильдии. В Дербенте имелся раис дубильщиков. Упоминание раисов и сведения других источников дают представления о существовании здесь городской знати, которая также пользовалась значительным влиянием. Также существовало свободное население, представленное, очевидно, крестьянами. Обращаясь к Йакуту и к его описанию населения Лакза можно встретить упоминание такой категории, как ал - хамашира, которую он определяет, как свободных. Ниже идет ал-мишак, а затем - акара (вероятно, податные сословия). Акара, по аналогии с арабским халифатом, где также существовала подобная категория населения, это крестьяне-издольщики, работавшие на феодала за долю урожая. Очевидно, так назывались разорившиеся крестьяне-общинники, арендовавшие земли у крупных землевладельцев. Сословная группа издольщиков не являлась однородной. Существовали издольщики, обладавшие определенной земельной собственностью, но имелись также и разорившиеся общинники, которые не имели ни земли, ни инвентаря, ни рабочего скота. Низшее положение в обществе занимали рабы. Источниками рабства оставалась война, но также существовало и долговое рабство. Картину развитого расслоения общества демонстрирует и архитектура раннесредневековых городов Дагестана, в частности, Дербента, Урцеки и Аркаса с выделяющейся укрепленной крепостью, служившей местом обитания правителя и его приближенных и неукрепленных посадов с проживавшим в них ремесленным и торговым людом, окружавшим крепость.

Большой интерес представляет вопрос о формировании феодальной собственности на землю. Она образовывалась путем синтеза местных развивающихся форм землевладения и существовавших в Албании земельных отношений. Определенную роль в процессе развития частной собственности на землю сыграли и внешние завоевания, в частности, Сасанидского Ирана и арабского халифата. Но это касается только лишь тех районов, которые входили в состав этих государств. На остальной же территории Дагестана процесс формирования частной собственности осуществлялся на местной основе. Среди форм землевладения существовавших в указанное время можно выделить государственную собственность, дийа, икта, вакуф, общинная собственность. С утверждением в Дагестане политической раздробленности и формированием на его территории раннефеодальных государственных объединений господствующей формой собственности становится государство в лице царя, который является главным собственником подвластных ему территорий. Этому способствовали и арабские завоевания. Поскольку земельная политика арабских военачальников в покоренных областях не была направлена на дробление земли, большинство ее относилось к фонду государственных земель. С них взимался поземельный налог - харадж. Этим налогом была обложена и часть населения Дагестана, покоренная арабами. В частности, во время походов Мервана земли Лакза, Табасарана становится собственностью халифата и облагается налогом. Но уже с середины IX в. происходит сокращение государственных земель. Под арабским названием "дийа" фигурируют крупные феодальные поместья. Подобная категория земель упоминается в Лакзе, Табасаране, Серире. Владельцами дийа являлись и арабские военачальники, оставлявшие себе крупные земельные наделы в покоренных землях. Частнособственническая земля получает название мюльк. Мюльк являлся наследственной безусловной формой собственности и находился в полном распоряжении хозяина. Форму частного условного землевладения представляла икта. Эта земля предоставлялась за несение воинской службы. Условное землевладение существовало в нескольких формах:

. земля, предоставляемая на срок службы,

. земля, предоставляемая в пожизненное пользование. В более поздний период появится условное землевладение с правом передачи по наследству, которое постепенно превратится в мюльк. Формирование частной собственности на землю в Дагестане не везде происходило с одинаковой интенсивностью. Наиболее быстро процесс развития феодальных отношений осуществлялся в равнинных района, особенно тех, что входили в состав Кавказской Албании. Значительно медленнее процессы феодализации протекали в горных районах, где достаточно прочные позиции занимала сельская община. Поэтому здесь преобладающей формой земельной собственности являлась общинная или коллективная собственность на землю. Она включала в себя как собственность всей общины, так и собственность отдельных семей. Кроме того, по источникам того периода можно заключить, что община контролировала и те земли, которые находились в наследственном владении отдельных семей. В целом, в части общин горного Дагестана частная собственность на землю в указанный период еще не оформилась, в некоторых она находилась в стадии зарождения. В отличие от предыдущего периода, земля обрабатывалась уже не совместными усилиями, и скот также уже не представлял общей собственности. По мере распространения в Дагестане ислама и строительства мечетей, здесь появляется такая форма земельной собственности, как вакуф или мечетская собственность на землю. Она пополнялась за счет пожертвований правителей или частных лиц земли в пользу мечети. Во всех средневековых государствах церковь становилась одним из крупнейших земельных собственников. В Дагестане в X в. с увеличением числа мечетей, связанном с процессом распространения ислама, количество вакуфных земель увеличивается. Часть дохода с них идет на содержание специальных отрядов борцов за веру, так называемых "газиев", которые представляли определенную прослойку общества, возникшую в процессе исламизации Дагестана.

В целом, изучая данный период можно с уверенностью говорить о том, что в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения, имевшие определенную специфику, связанную с конкретно - историческими условиями развития Дагестана. Одной из особенностей являлась устойчивость сельской общины, которая способствовала консервации феодально-патриархальных отношений и сохранению относительной свободы общинников.


Лекция III. "Борьба народов Дагестана с иноземными завоевателями в YII-XIY вв."


Арабские завоевания

Политическая раздробленность Дагестана и образование здесь множества мелких государственных объединений являлись фактором, способствующим многочисленным иноземным вторжениям. История Дагестана пронизана многочисленными вторжениями и войнами с иноземными завоевателями, героическими страницами неравной борьбы населения Дагестана с могущественными государствами, распространившими свою власть на территории, значительно удаленные от их исконных владений.

В YII в. на Аравийском полуострове складывается могущественное государство - Арабский халифат, которому было суждено сыграть определенную роль во всемирной истории и в судьбах многих стран мира. Процесс политического объединения аравийских племен и создания здесь государственности связан с зарождением и распространением новой монотеистической религии - ислама. Несмотря на то, что первоначально ислам встретил сопротивление на пути своего распространения на Аравийском полуострове, он вскоре превращается в мощное консолидирующее начало и в огромную идеологическую силу. Начатый пророком Мухаммедом процесс объединения арабов, впоследствии при его преемниках вылился в захват чужих территорий. Арабы захватили север Африки, нанесли удар могущественной Византийской империи, захватили часть Европы. Под их натиском содрогнулся Сасанидский Иран. Захватив его, арабы открыли дорогу в Среднюю Азию и Закавказье. Надо отметить, что наступление арабов происходило в условиях ожесточенного сопротивления местных народов, в том числе и народов Дагестана, которые оказали арабом достойный отпор. В период правления халифа Омара (634-644 г. г.) арабы впервые проникли на территорию Дагестана. Интерес арабов к здешним территориям обуславливался несколькими причинами. В первую очередь, это важное географическое и стратегическое положение Дагестана, находившегося на стыке торговых магистралей. Неслучайно арабы в течение полутора века стремились овладеть Дагестаном. Здесь столкнулись интересы двух растущих могущественных государств халифата и Хазарского каганата. В борьбе с арабами хазары выступали союзниками дагестанских народов. Кроме того, в YII в. в районе Дербента проходила северная граница халифата, и эта область приобретала в глазах арабов огромное стратегическое значение, в том числе и в смысле охраны от хазарских поползновений. По сведениям арабских хроник, в частности, по данным известного автора Балазури, арабский полководец Салман проник на территорию Дагестана и заключил со здешними правителями договор на условиях выплаты дани арабам. Последующие события показали, что со стороны правителей Дагестана это был политический маневр, так как впоследствии они отказались от уплаты подати. Также исторические хроники сообщают, что к северу от Дербента произошло сражение, в котором местные жители совместно с хазарами нанесли арабам поражение. Приблизительно в 652-653 годах 4-ех тыс. арабский отряд был разбит. Вообще, арабские походы на территорию Дагестан в YII в. не отличались систематичностью. Также первые походы не были связаны с насильственной исламизацией. Принятая в Арабском халифате налоговая система позволяла жителям покоренных земель сохранить свое прежнее вероисповедание, но при этом оно обязывалось платить специальный налог с немусульманского населения, называемый джизья.

Наиболее систематичный характер принимают походы арабов на Дагестан в YIII в. Они связаны с именами известных военачальников - Джерраха, Масламы и Мервана. Арабские завоевания в это период продлились около ста лет и отличались масштабами и территориальной широтой. В 722-723 гг. на территорию Дагестана вторгаются войска Джерраха. Это вторжение было обусловлено набегом хазар в Закавказье. Джеррах вторгся в Дербент, захватил несколько соседних крепостей. В арабских источниках упоминаются такие названия как Хусайн, Таргу (Йаргу), Баланджер. Выступавшие совместно с хазарами местные жители оказывали упорное сопротивление. Жители крепости Таргу оборонялись в течении пяти дней. Дербент был отвоеван у арабов. Известно, что Джеррах направил карательные экспедиции в земли Кайтага, Табасаран, Лакза. Из этих походов арабы вернулись с богатой добычей, состоявшей из множества пленников, скота и различных ценностей. Последующие походы связаны с именем военачальника Масламы. Будучи представителем знатного рода и принадлежа к семье арабского халифа Хашима, братом которого он был, Маслама обрел известность и как полководец. В 725-726 г. г. он был назначен арабским наместником провинций в Закавказье и предпринял несколько походов на территорию Дагестана. Известно, что, проникнув в Южный Дагестан, Маслама направился к Дербенту, который интересовал арабов как главный стратегический центр Дагестана. После трех месяцев осады, Масламе удается взять крепость только после того, как он отравил единственный источник воды, питавший ее. Захватив, таким образом, город, Маслама превращает его в опорный пункт арабских завоеваний. С этой целью он отстраивает разрушенные части города, строит амбары для хранения зерна, арсенал для хранения оружия. Он также переселяет в район Дербента 24 тысячи воинов из Сирии с семьями на условиях выплаты им жалованья. С его именем связано и начало исламизации покоренного населения. Арабский автор Абу Хамид ал-Гарнати именно ему приписывает исламизацию многих дагестанских владений. Достоверно известно, что в Дербенте им было построено столько мечетей, сколько районов в городе, в том числе и центральная Джума-мечеть. Знаменитая историческая хроника "Дербент-наме" в арабском списке описывает походы Масламы в Кумух, Кайтаг и Табасаран, в ходе которых он истребил "неверных", обложил хараджем мусульман и назначил своего наместника. Народы Дагестан оказывали арабам ожесточенное сопротивление. Во время одного из походов во внутренний Дагестан, Маслама вынужден был отступить и вернуться в Дербент. После этой неудачи Маслама был отозван из Дагестана назад в Аравию. Его место занял другой известный арабский полководец Мерван. Под его руководством был совершен ряд завоевательных походов на Дагестан. Ему удается сокрушить союзников дагестанцев хазар, после чего они остаются в одиночестве в борьбе с арабскими завоевателями. Арабские войска вторгаются вглубь Дагестана. В 739 г. Мервану удается заключить выгодные для арабов договоры с правителями Серира, Тумана, Зирехгерана и др. владений с условием выплаты арабам подати. В этот период значение каспийской торговли увеличивается и именно с этим связано усиление интереса к западному побережью Каспия. В это же время возрастает значение Дербента, который превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Кавказа, сопоставимый с такими городами, как Берда и др. Мерван предпринимает попытку захвата горного Дагестана. Ему удалось покорить царство Серир, правитель которого обязывался поставлять арабам 1500 юношей и 500 девушек, а также 100 тыс. мер зерна. Подобные подати были возложены и на жителей других областей, покоренных арабами. Несмотря на успешные походы Мервана население покоренных земель продолжает упорно сопротивляться арабскому владычеству. Это происходит по всей территории, которую занимал халифат. Арабские правители тратят огромные силы на поддержание своей власти на завоеванных территориях. В середине YIII в. в Аравии происходит смена правящей династии и Мерван вынужден покинуть Дагестан. Народные массы выступают против правления новой династии Аббасидов. Происходит восстание Бабека в Азербайджане и восстание Муканны в Средней Азии. Народы Дагестана также участвуют в борьбе за свое освобождение. Арабские войска терпят поражение в районе Дербента. Для поддержания власти арабов в Дагестане спешно набирается войско. Часть его состояла из выпущенных из тюрем семи тыс. заключенных. Также продолжается колонизация дагестанских земель переселенцами из Аравии, что создает завоевателям дополнительную социальную опору в неспокойных областях. Халиф Харун-аль-Рашид вынужден постоянно смешать своих наместников, которые не могут удержать покоренные народы в арабской власти. В конце YIII в. арабам удается вернуть себе Дербент, но это последний их успех в Дагестане. С начала IX в. арабские походы на Дагестан прекращаются. Постепенно арабский халифат распадается на ряд самостоятельных государственных объединений. Причинами этого процесса являлись усиление центробежных тенденций в самом халифате, постоянные крестьянские восстания и сопротивление жителей покоренных областей. Арабские завоевания на территории Дагестана продлились 150 лет и сыграли значительную роль в его истории. Многочисленные походы нанесли огромный урон экономике Дагестана, сопровождались разрушением производительных сил, угоном в плен населения. Повинности в пользу завоевателей тяжелым бременем ложились на плечи трудового населения Дагестана. Все покоренные земли должны были платить поземельный налог - харадж.

Каждый поход сопровождался захватом добычи. "Дербент-наме" свидетельствует, что во время похода на Кайтаг Джеррах увел 12 тыс. голов рогатого скота, а в Табасаране захвати 40 тыс. голов рогатого скота. Лошадей и овец. Захват добычи являлся одним из стимулов арабских завоеваний.

Нельзя обойти вниманием и вопрос о государственности народов Дагестана, так как в исторических хрониках проповедовалась мысль об арабском происхождении ее. Эта точка зрения утвердилась и в дореволюционной историографии.

Но она не является верной, так как к моменту прихода арабов в Дагестан здесь уже имелись сложившиеся государственные образования, о чем свидетельствует неоднократное упоминание дагестанских владений и "царей гор" в арабских источниках и исторических произведениях. Нельзя не упомянуть и о том, что вместе с арабами на территорию Дагестана проник ислам, и началась многовековая история его распространения здесь.

Вместе с исламом в Дагестан проникли арабский язык и письменность, сыгравшие значительную роль в духовной жизни местного населения.

Походы монголо-татар

В XI в. население Дагестана подвергается новому нашествию. Государство сельджуков, сложившееся в Средней Азии и Иране в середине этого столетия начинает свою экспансию, в результате которой в состав государства были включены и области Южного Дагестана с городом Дербентом. Сельджукские правители проводили в покоренных областях Дагестана политику поддержки перешедших на их сторону правителей и продолжали процесс исламизации. В XII в. созданное ими государство начало распадаться и Дагестан на время обрел независимость.

В начале XIII в. в Центральной Азии складывается новое могущественное государство - Монгольская империя, возглавляемое одним из племенных вождей Темучином, известным в истории как Чингисхан. Создаваемое путем объединения феодализировавшихся кочевых племен, монгольское государство сыграло трагическую роль в исторических судьбах многих народов. Монголы захватили Китай, огнем прошлись по цветущим городам Средней Азии, начали наступление в Восточную Европу. На пути их следования находился и Дагестан. В 1220 г. монгольское войско, возглавляемое лучшими полководцами Чингисхана - Джебе и Субедеем вторгается в Закавказье - Азербайджан, а затем и в Дагестан. В 1222 году подойдя к Дербенту, монголы увидели, что город труднодоступен и, взять его будет непросто. Поэтому, по свидетельству персидского историка Рашид-ад-Дина, они пускаются на хитрость и выманивают в свой лагерь посланцев города якобы для ведения мирных переговоров. На самом же деле, они убивают одного из посланцев, и заставляют остальных под страхом смерти показать дальнейший путь. Очевидно, имеется в виду обходной путь, минуя Дербент. События показывают, что этот первый поход, скорее всего, имел разведывательный характер, и задача завоевания Дагестана пока перед данным отрядом не ставилась. В то же время возможно и то, что монголы натолкнулись на сопротивление местных жителей и не стали пытаться завоевывать хорошо укрепленный город. Предположительно маршрут монголов проходил через внутренний Дагестан, а именно через Касумкент, Хив, Агул, Кумух, Чох, Хунзах, Ботлих, а затем через Анди в Чечню. Поход этот осуществлялся в непривычных и тяжелейших для монгольского войска условиях. Поэтому взамен захвата добычи, монголы с большими потерями вышли из Дагестана. Выбравшись отсюда, войска Джебе и Субедея направились далее на север. Соединившись с другими монгольскими войсками, они участвуют в сражении на реке Калка в 1223 году. Здесь против них выступили объединенные силы половцев и русских князей, которые потерпели поражение. После этих событий монголы некоторое время не вторгались в Дагестан.

В 1231 году начинается новый поход монголов на Кавказ. В 1239 году монголы вторгаются в Дагестан. Войска под командованием полководца Букдая подходят к Дербенту и захватывают его, нанеся городу огромные разрушения. Французский рыцарь Гильом де Рубрук - очевидец этих событий, свидетельствует, что монголы разрушили верхушки башен, превратили цветущий город в стоянку для своих лошадей. Население в страхе покидало его. Поход Букдая нанес существенный урон и позициям ислама в Дагестане, так как Дербент являлся крупнейшим мусульманским центром. Дальнейшее продвижение монголы осуществляют вглубь Дагестана. Первое письменное упоминание о пребывании здесь монголов после захвата Дербента мы встречаем в селении Рича Агульского района. Обнаруженная здесь куфическая надпись на каменной плите в стене мечети свидетельствует о том, что жители этого небольшого аула сопротивлялись монголам в период с октября - по ноябрь 1239 года. Данная надпись является одной из немногих записей, отражающих события реальной жизни того времени. Следующее продвижение монголы осуществляют на Кумух. Продвижению монголов по территории Дагестана в значительной степени способствовали междоусобные распри, царившие между местными феодалами. Исторические хроники свидетельствуют о том, что и этот поход был спровоцирован правителями Кайтага и Аварии, которые находились в состоянии вражды с правителями Кумуха. Кумух оказал монголам упорное сопротивление. Об этом говорят надписи, обнаруженные в этом селении. Автор исторической хроники "Тарихи Дагестан" Мухаммед Рафии дает описание событий, происходивших в Кумухе. Он пишет о том, что семьдесят юношей поклялись сражаться и пожертвовать своей жизнью, имуществом и телами. Они сражались с великим мужеством и погибли смертью храбрых. Весной 1240 года Кумух был разрушен. Существуют предположения о том, что после этих событий монголы проникли в аулы Верхней Даргинии, но достоверных сведений об этом нет. По сведениям упоминавшегося уже Рубрука, народы Дагестана продолжали сопротивляться монголам.

После смерти Чингисхана его империя разделилась между его наследниками на несколько самостоятельных государств - улусов. Население Дагестана попало в сферу влияния двух монгольских государств. Северные районы до города Дербента оказались под властью государства Джучи, названного в честь сына Чингисхана. В русской истории оно более известно под названием Золотой Орды. Южные районы оказались в сфере влияния государства Хулагидов или ильханов, которое располагалось в Средней Азии. Оба государства были враждебны друг другу и вели опустошительные междоусобные войны, ареной которых становилась приморская часть Дагестана, располагавшаяся на стыке их владений. Результатом этого становилось страшное опустошение равнинного Дагестана. С именем монголов связан также процесс активной миграции жителей равнин в более безопасные горные районы. Военная экспансия монголов осуществлялась следующим образом. В непосредственной власти монголов оказались равнинные районы - средоточие торговых путей, интересовавшие монголов в силу своей экономической и стратегической значимости. Горные районы фактически сохранили свою независимость, как по причине своей труднодоступности, так и благодаря тому, что не представляли существенных экономических и стратегических выгод. Кроме того, после трудного похода 1222 года, монголы не очень активно пытались проникнуть в горные районы. При этом, данные области Дагестана оказались отрезанными от остальных территорий, что во многом замедлило историческое развитие горных районов, оказавшихся в изоляции. Центральный Дагестан находился в номинальной зависимости от монголов. Монгольские завоевания имели весьма плачевные последствия, так как сопровождались многочисленными разрушениями, человеческими жертвами, массовым угоном в плен местного населения. В результате завоеваний, продлившихся более века, экономика Дагестана понесла огромные потери, происходило разрушение производительных сил, пахотные и пастбищные земли пустели и приходили в упадок, ремесла угасали. Простое трудовое население несло на себе тяготы налогового бремени, в то время как феодальное сословие, переходя на сторону монголов, добивалось для себя определенных привилегий. В государстве Хулагидов, правители - ильханы раздавали земельные владения местным феодалам, являвшимся их сторонниками. В Золотой Орде после принятия ханом Берке ислама, феодалы покоренных земель, принимавшие мусульманство поощрялись наградами в виде земельных владений. В этот период получает распространение такая форма феодального землевладения, как икта - условная собственность на землю, предоставляемая за службу.

Походы Тамерлана

В начале XIY века монголы еще оказывали определенное влияние на политическую обстановку на Северном Кавказе. Но постепенно могущество монгольских государств приходило в упадок. В середине XIY века в Средней Азии складывается новое могущественное государство, возглавляемое Тамерланом. Первоначально охватывавшее область между реками Амударьей и Сырдарьей, называемую Маверенахр, вскоре оно протянулось на значительные территории, дойдя на Западе до Эгейского моря. Вынашивавший планы мирового господства, Тимур проявил большой интерес и к Северному Кавказу. Здесь его основным соперником выступил хан Золотой Орды Тохтамыш. Первоначально являвшиеся союзниками и, более того именно Тимур помог Тохтамышу стать правителем Золотой Орды, они стали непримиримыми врагами. Здесь на стыке их владений столкнулись и их интересы. Тохтамыш пытался поднять угасающее могущество Золотой Орды, в то время как Тимур рассчитывал на то, что его ставленник не проводить противоречащую ему политику. Тохтамыш неоднократно совершал походы в Закавказье. В 1386 году 90-тысячная армия Тохтамыша прошла через Дагестан, вторглась в Северный Азербайджан, разрушила Нахичевань, Тебриз, захватила огромное количество добычи. Обеспокоенный этим, Тимур сам решил вторгнуться в эти области. Столкновение между соперниками было неминуемо. Сражение между силами Тимура и Тохтамыша состоялось в 1387 году на реке Самур. Войска Тимура, возглавляемые его сыном Мираншахом, одержали верх и начали преследовать Тохтамыша, проходя по северным районам Дагестана. По сведениям иранских и грузинских источников войска Тимура захватили огромную добычу, разграбили приморские районы. Правитель Ширвана Ибрагим I Дербенди выступил на стороне Тимура и спас свои владения, в том числе и Дербент от разорения. Тимур же, проводя политику поддержки преданных ему феодалов, утвердил ширваншаха в его владении. В 90-ых годах XIY в. соперничество Тимура и Тохтамыша вступает в решающую стадию. Под предлогом окончательной расправы с ханом Золотой Орды, Тимур вновь вторгается в страны Кавказа. Весной 1395 года Тимур переходит границу Южного Дагестана, проходит в Дербент и вторгается в Кайтаг, который подозревает в пособничестве Тохтамышу. Население Кайтага оказывает Тимуру ожесточенное сопротивление и за это подвергается жестокой расправе. Аулы Кайтага были разрушены, население истреблялось. Затем войска Тимура возвращаются на равнину, и здесь на реке Сулак происходит очередное сражение с силами Тохтамыша. Войска золотоордынского хана отступают к Тереку. Здесь состоялось решающее сражение, в ходе которого силы Тохтамыша были разбиты. Он отступает с территории Дагестана. Преследуя его, войска Тимура доходят до Рязанской земли. В борьбе с Тимуром были разбиты внешнеполитические амбиции Тохтамыша. Также Тимур уничтожил наиболее сильного соперника и приступил к целенаправленному завоеванию народов Дагестана. Возвращаясь из Рязани, его войска вторглись в земли кумыков, обитавших между Тереком и Сулаком, и разорили их. Далее, его отряды подошли к подножию Салатавского хребта. По сведениям известных дореволюционных авторов А. Бакиханова и Г. Алкадари, Тимур разрушил в этой области многие населенные пункты. В народной памяти сохранились предания, свидетельствующие о пребывании здесь жестокого завоевателя. После военных действий в аварских селах, Тимур вернулся на равнину. Отсюда его войска направились на завоевание внутренних районов Дагестана. Придворный историк Тимура, персидский автор Низам-ад-дин Шами пишет, что на пути его следования, встал населенный пункт Капчугай, который был захвачен ценой больших усилий. На берегу реки Шура - озень был разбит лагерь. Здесь впоследствии появилось поселение, названное Темир-хан-Шурой, которое впоследствии превратится в город и станет областным центром Дагестана. Тимур разоряет ряд населенных пунктов. Сохранилось предание, как он захватил село Кадар, применив прием, напоминающий действия греческих войск при захвате Трои. Тимур сделал вид, что отводит свои войска, и оставил сундук с дарами, якобы за храбрость местных жителей. В сундуке были спрятаны воины, которые перебили стражу и открыли ворота. Так, действуя хитростью, Тимур взял Кадар. Жестоким было завоевание Акуши. Местные жители сражались с большим упорством, но устоять не смогли. Здесь, как нигде проявился интернационализм дагестанских народов. На помощь акушинцам пришли отряды из Казикумуха и Аварии. Правитель Казикумуха погиб на поле брани. Сломив сопротивление акушинцев и их союзников, Тимур двинулся на завоевание даргинских, аварских, лакских территорий. Народная память сохранила в эпосе о замечательной воительнице Парту-Патиме события, связанные с пребыванием Тимура в Дагестане. Данный эпос интересен не только как замечательный памятник устного народного творчества, но и как ценный исторический материал, свидетельствующий о героизме дагестанцев и упорном сопротивлении, которое встретил в горах Дагестана жестокий завоеватель. Походы Тимура не являлись такими длительными, как завоевания арабов или монголов. Но при этом они были очень жестокими и сопровождались значительными человеческими жертвами, разрушением целых районов, особенно тех, что оказывали ему наиболее ожесточенное сопротивление. Походы Тимура были связаны с процессом дальнейшей исламизации населения Дагестана. Как известно, ислам являлся идеологическим обоснованием его завоевательных походов. Придворные историки Тимура Шами и Иезди неоднократно подчеркивали, что Тимур совершал походы за веру. Но роль исламского фактора, как причины завоеваний, очевидно, сильно преувеличена историками Тимура, так как к середине XIYв. ислам уже имел определенные позиции в Дагестане. В то же время религиозный фактор использовался Тимуром в борьбе с его соперником Тохтамышем, который, будучи язычником, разрушал мечети и настраивал против себя мусульманское население Дагестана. Внутренняя политика Тимура в завоеванных землях наглядно прослеживается на примере Дагестана. Тимур опирается на преданных ему феодалов и правителей. Шараф-ад-Дин Иезди, упоминаемый ранее, писал о том, что прибывшие с покорностью казикумухские и аухарские калантары были одарены Тимуром. Впоследстивии, они получили ярлыки на властвование. Показателен в этом отношении эпизод с одним из кумыкских феодалов по имени Губден, который изъявил покорность Тимуру, за что был одарен землей. При Тимуре в Дагестане получила распространение своеобразная форма землевладения, характерная для восточных стран - суюргал. Она означала передачу в наследственное владение земли с правом взимания с этой территории государственных налогов. Подобная практика была применена Тимуром в отношении правителей Аварии и Кумуха, которые стали его вассалами, сохранив свои земли. Политика Тимура на завоеванных землях была достаточно дальновидной, но его смерть в начале XY в. ослабила позиции его наследников - Тимуридов на Кавказе.

 

Лекция IY. "Религия в древнем и средневековом Дагестане"

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...