Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные качества современных педагогических технологий
Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества. • Системность. Важнейшим качеством любой технологии выступает системностькак особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающеесяв наличии у этого множества интегральных свойств и качеств,отсутствующих у его компонентов. • Комплексность. Многофакторность исодержательное разнообразие педагогических процессов делаетпедагогические технологии комплексными, требующимикоординации и взаимодействия всех элементов. • Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов. • Научность.Педагогическая технология как научно обоснованное решениепедагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. • Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность. • Развивающий характер современных педагогических технологий. • Структурированность. Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы. • Иерархичность.Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности, и образуют модель «матрёшки»: 1) Метатехнологии (социально-политический уровень). 2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень). 3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни. 4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень). • Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается влогике и чёткости действий, зафиксированных вразличных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики). • Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.д.), которые совершаются вопределённом порядке, по алгоритму. • Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам. Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально - действенного и формально-описательного аспектов. В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта, (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности). • Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии. • Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс – развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целепрлагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический. • Управляемость.Управление исходит из стратегическойнаправленности технологии, определяемой её ценностямии целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и. методами в целях коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий. • Диагностинность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов. • Прогнозируемость результатов является обобщённым качеством любой технологии и выражается, в частности, в «гарантированности» достижения определённых целей. • Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам. • Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий. • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. Все вышеперечисленные качества представляют собой одновременно и методологические требования к технологиям и критерии технологичности. Наличие и степень проявления этих качеств – мера технологичности педагогического процесса. Основными критериями технологичности являются: · системность (комплексность, целостность), · научность (концептуальность, развивающий характер), · структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность), · процессуальность (управляемость, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |