Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Парциальные программы для ДОУ,




Тема 1. Сущность социального развития. Показатели социального развития дошкольников .

Вопросы для обсуждения

1. Сущность социального развития. Соотношение социального и нравственного (морального) развития. Социально-личностное, социально-коммуникативное развитие дошкольника.

2. Задачи формирования социальной компетентности (или социальной зрелости) ребёнка.

3.  Базисная программа развития ребёнка-дошкольника «Истоки». (Под научной редакцией Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, К.Р. Тарасовой) о задачах социального развития ребёнка.

4. Обзор раздела «социальное развитие» в программе "Истоки", характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание, условия педагогической работы.Социальное развитие в младенческом возрасте.

5. Социальное развитие в раннем возрасте.

6. Социальное развитие в младшем дошкольном возрасте. Складывание «психологического портрета» личности в младшем дошкольном возрасте. Социальная компетентность как его часть.

7. Социальное развитие в старшем дошкольном возрасте.

8. Показатели социального  развития, базисные характеристики личности ребенка на разных этапах  дошкольного детства.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления / Т.В. Антонова // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. ФГОС/ Р.С.Буре. – М.:Мозаика-Синтез, 2014.

3. Диагностика социально-нравственного воспитания детей//Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. С.15-25.

4. Мониторинг результатов социально-личностного развития детей// Там же. С.134-166.

5. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчука, К.В. Тарасовой. М., 1997 или др. издание.

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010.

7. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание дошкольников. Программа / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.

8. Степанова, Г.Б. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Б. Степанова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10.

9. Юдина, Е.Г., Степанова, Г.Б., Денисова, Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М., 2003.

 

Тема 2. Концепция и программа социального развития

Детей дошкольного возраста (Л.В.Коломийченко)

Вопросы для обсуждения

1. Концепция социального развития детей дошкольного возраста, разработанная Л.В. Коломийченко. Социальное развитие личности как средство и результат социализации-индивидулизации, характеризующийся не только уровнем усвоения социального опыта, но и степенью социальной «самости» индивида.

2. Характеристика содержания социального развития(культура общения, психосексульная культура, национальная культура, этническая культура, правовая культура и тд.).

3. Программа социального развития дошкольников Л.В. Коломийченко: цель, задачи, основные разделы программы («Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своём крае»).

4. Блочно-тематическое планирование и технологии программы.

5. Возрастные показатели социального развития дошкольника.

 

Литература для самостоятельной работы:

1  Пименова, Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 48 с.

2  Пименова, Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 92 с.

3  Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 115 с.

4  Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003. – 146 с.

5  Коломийченко, Л.В. Обучение педагогов дошкольных образовательных учреждений использованию татарской народной культуры в процессе патриотического воспитания детей: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Ф.Н. Мурланова / под общей редакцией Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2005. – 30 с.

6  Коломийченко, Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева. – Пермь, 2005. – 59 с.

7  Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Н.А. Гладких, Е.В. Зайкова. – Пермь, 2005. – 99 с.

8  Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Пермь, 2005. – 50 с.

9  Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 154 с.

10  Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 139 с.

11  Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2007. – 121 с.

12  Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 16-24.

13  Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 13-20.

14  Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 15-26.

15 Коломийченко, Л.В. Теоретические аспекты изучения механизмов социального развития детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования / Л.В. Коломийченко // Вестник московского государственного университета культуры и искусства. – 2008. – № 5. – С. 16-24.

Приложение 1

Основные научные положения, сформулированныеЛ.В.Коломийченко, на основании проведенных исследований:

1. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования рассматривается как результат влияния многих факторов, важнейшим из которых является социальное воспитание, ценностно-смысловые, содержательные и технологические компоненты которого базируются на совокупности социокультурных ценностей.

2. Социальное развитие как феномен детства осуществляется путем социализации, обеспечивающей адекватную адаптацию индивида к социуму, индивидуализации, связной и интериоризацией социокультурных ценностей во внутренние установки и мотивы культуротворчества посредством механизмов, отражающих содержательные и технологические грани социальной культуры.

3. Результативность социального воспитания как одного из факторов социального развития предопределяется учетом специфических закономерностей и принципов по отношению к программно-целевым, технологическим и контрольно-оценочным компонентам педагогического процесса, совокупности методологических подходов к его построению.

4. Методологической основой социального воспитания детей дошкольного возраста является композиционная целостность и комплексное использованию основных общенаучных подходов к изучению и проектированию педагогического процесса: системного, синергетического, антропологического, культурологического, аксиологического, компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного, полисубъектного, средового, комплексного.

5. Организация педагогического взаимодействия воспитателя с детьми предполагает ориентацию на становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер. Отслеживание результатов социального развития детей в когнитивной сфере предполагает изучение объема и качества информации по различным элементам социальной культуры, которой овладел ребенок в соответствии с возможностями каждого возрастного периода; в эмоционально-чувственной сфере - исследование интересов и потребностей к разным видам социальной культуры и ее носителям, устойчивость и широта которых также соотносится с особенностями возраста; в поведенческой сфере - отслеживание способов социального взаимодействия, адекватных социокультурным коммуникативным ценностям, самостоятельность и инициированность которых должна быть сопоставима с возрастом детей.

6. Содержание социального воспитания отражает совокупность социокультурных ценностей, доступных восприятию детей в соответствии с различными основаниями социокультурной идентификации (видовой, родовой, гендерной, национальной, этнической, правовой, конфессиональной).

7. Технология социального воспитания предопределяется доминированием механизмов социального развития в каждый возрастной период и предполагает определенную последовательность взаимодействия с детьми: от первичного приобщения к социокультурным ценностям - к их интериориации и далее - к культуротворчеству.

8. Социальное воспитание в культурологической парадигме образования обеспечивается совокупностью социальных влияний всех субъектов педагогического процесса, являющихся носителями социокультурных ценностей и смыслов.

Приложение 2

Содержание социального развития (по Коломийченко Л.В.):

— Культура общения

— Психосексуальная культура

— Национальная культура

— Этническая культура 

— Правовая культура 

 

Реализуется в процессе:

 - нравственного,

 - полового,

 - интернационального,

 - патриотического,

 - правового воспитания,

 - религиоведческого просвещения,

 - эмоционального развития.

Результат социального развития - становление универсальных способностей:

— Творческое воображение,

— Ориентация на позицию другого,

— Произвольность,

— Рефлексия,

— Нравственное отношение к себе подобному

И базисных характеристик личности:

— Компетентность,

— Креативность,

— Инициативность,

— Самостоятельность,

— Ответственность,

— Безопасность,

— Свобода поведения,

— Самосознание,

— Способность к самооценке.

 

Тема 3. Парциальные программы для ДОУ,

направленные на социальное развитие дошкольника (4 часа).*

Вопросы для обсуждения

1. Причины появления парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

2. Программа приобщения ребёнка к социальному миру «Я – человек» (С.А. Козлова). Цель программы. Разделы (содержание) программы. Требования к уровню освоения программы по различным разделам. 

3.Программа формирования социально компетентного поведения (под ред. М.М. Безруких). Сущность, проявления, причины социально неуверенного поведения. Задачи программы. Особенности педагогической технологии. Разделы программы. Последовательность этапов работы. Использование коммуникативных техник: эмпатического (активного) слушания, «Я - высказываний», техники разрешения конфликтных ситуаций. Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребёнку.

4. Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина). Возрастные характеристики социально–эмоционального развития ребёнка. Тематический план занятий с детьми разных возрастных групп. Рекомендации по реализации программы, по работе с родителями.

5. Педагогическая технология «Открой себя» (Е.В. Рылеева).Характеристика программы развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». Учебно-методическое обеспечение технологии. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Мониторинг социального развития в группе детского сада.

6. Характеристика парциальных программ, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.

7. Воспитание у дошкольников этики межнационального общения, толерантности. Программа Э.Сусловой.

8. Характеристика других парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

*Семинар проводится в форме деловой игры «Педагогический совет в ДОУ».

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Баряева, Л., Герасимова, Е., Данилина, Г., Макарчук, Н. Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Баряева, Е. Герасимова, Г. Данилина, Н. Макарчук // Дошкольное воспитание. 2000. № 5.  

2. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольника / М.И. Богомолова. – М., 1988.

3. Герасимова, Е., Данилина, Т., Макарчук, Н. Программа «Родник» (программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста) / Е. Герасимова, Т. Данилина, Н. Макарчук // Дошкольное воспитание. 2001. № 2 .

4. Жуковская, Р.И., Виноградова, Н.Ф., Козлова, С.А. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М., 1990.

5. Защита прав и достоинства маленького ребенка / Т.Н.Доронова и др. М. Челябинск, 2001.

6. Кирилина, М. Патриотическое воспитание / М. Кирилина // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.

7. Князева, О.Л., Стёркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. – М., 2004.

8. Ковалева, Г.А. Воспитывая гражданина / Г.А. Ковалева. – М., 2003.

9. Козлова С.А. «Я – человек» / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 1996. № 1.

10. Козлова, С.А. Я – человек. Программа приобщения к социальному миру / С.А. Козлова. – М., 1996.

11. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением (концепция и программа социально-эмоционального развития дошкольников) / Колодяжная Т.П. – М., 2004.

12. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10.

13. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаева // Дошкольное воспитание. 2003. № 2.

14. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. 2003. № 11.

15. Парамонова, Л. Общественное дошкольное воспитание: Современные тенденции развития и права ребенка / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.

16. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М., 1986.

17. Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет»/Е.В.Рылеева. — М., Айрис-Дидактика, 2003.

18. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольни­ков в речевой активности «Открой себя»/Е.В.Рылеева. — М., Гном & Г, 1999.

19. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социаль­ного развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководите­лей и методистов»/Е.В.Рылеева., Л.С.Барсукова. — М., Айрис-Дидактика, 2003.

20. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В. Рылеева // Дошкольное воспитание, 1998. № 2, 6, 7, 10.

21. Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С.И. Семенака. – М., 2004.

22. Суслова, Э. «Когда живется дружно, что может лучше быть» / Э. Суслова // Дошкольное воспитание. 1991. № 9, 11. (Интернациональное воспитание).

23. Усачева, Т. Учим детей вежливости/ Усачева Т.// Дошкольное воспитание. – 2006. - №5, - с. 19.

24. Щипицина, Л.И., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.И. Щипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М, 2002.

25. Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику (игровые занятия по развитию эмоций, навыков общения и нравственного поведения, преодолению страхов) / Н. Яковлева. – СПб., 2001.

 

Приложение 1

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет»/Е.В.Рылеева. — М., Айрис-Дидактика, 2003. С.121-125.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «ОТКРОЙ СЕБЯ»

Целью программы «Открой себя» является формирование индивидуальной целостной картины мира (кругозора) ребенка.

Программа «Открой себя» одобрена Министерством образования (1999 г.) Все темы этой программы не случайны. Даже легкое знакомство ребенка с ними обладает заметным развивающим и коррекционным эффектом. Всего тем 31, объединенных в четыре тематических блока:

•     Я сам!

•     Социальная действительность.

•     Мир природы!

•     Я могу!

Задача I блока, как уже видно из самого его названия, состоит в том, чтобы ребенок осознал собственную уникальность, неповторимость, единственность в своем роде. Ее осуществление возможно, если родители и другие члены семьи будут интересно и с увлечением рассказывать малышу о его «прошлом» (о прошлом и настоящем его рода), если ребенок будет искать и находить словесные обозначения своих внутренних переживаний, душевных состояний; если научится наблюдать за собой в повседневной жизни.

Цикл занятий II блока под прозаическим названием «Социальная действительность» подводит дошкольника к осознанию себя как частички человечества, как одного из людей, имеющего общие, сходные со всеми черты. Задача эта решается через размышления о своем будущем, через осмысление того факта, что осуществить свои замыслы невозможно без помощи и участия других людей. В конечном счете все это приводит к пониманию необходимости учиться и возникновению потребности в этом.

Особым обучающим эффектом обладает III тематический блок «Мир природы» («Мир нерукотворный»). Дети знакомятся с разными явлениями окружающего мира, с его законами. Однако это знакомство осуществляется с позиции человека, осознающего, с одной стороны, свои огромные возможности, с другой — последствия вмешательства в хрупкий мир природы. Развитие экологического сознания — одна из главных задач, решаемых на занятиях по тематике блока.

И наконец, последний, IV блок «Я могу!», как следует из названия, призван сформировать у дошкольника первичные навыки планирования своей деятельности и будущей жизни. А для этого ему необходимо осмыслить свои сильные стороны и качества, знать, что на жизненном пути встретится немало трудностей и преодолеть их можно только путем расширения границ своих возможностей.

Каждый тематический блок состоит из десятка тем, отражающих круг интересов детей и сосредоточенных вокруг одной большой проблемы.

Тематический перечень «Круга проблем»

1-й тематический блок «Я сам!»

1. Имя.

2. Внешность.

3. Семья.

4. Чувства.

5. Тело.

6. Проявления жизни.

7. Человеческое.

8. Уникальность, неповторимость.

 2-й тематический блок «Социальная действительность»

9. Руки людей.

10. Прямохождение.

11. Речь, язык, сердце.

12. Два начала человеческой природы.

13. Среда обитания человека.

14. Мир профессий.

15. Спорт.

16. Искусство.

17. Люди и время.

 3-й тематический блок «Мир природы»

18. Земля и Космос.

19. Время.

20. Вода.

21. Суша.

22. Воздух.

23. Лики народов Земли.

24. Климат.

25. Жизнь на Земле.

 4-й тематический блок «Я могу!»

26. Анкетные данные.

27. Достижения.

28. Пристрастия и интересы.

29. Взгляд в будущее.

30. Трудности и способы их преодоления.

31. Самооценка возможностей.

Программа рассчитана на 4 года обучения, в течение которых ребенок четырежды погружается и каждый из разделов «Круга проблем». Последовательность ежегодно изучаемых вопросов сохраняется, но учебное содержание материала постепенно наполняется новыми понятиями, смыслом, ценностями.

Это значит, что тема рассматривается с новых позиций, в новых связях с содержанием других тем программы, обога­щается сведениями и деятельностью, доступной жизненному опыту малыша, повзрослевшего на год.

Последовательность тематических блоков принципиаль­но важна для достижения максимального образовательного эффекта. Многократное возвращение к пройденному материалу способствует лучшему усвоению необходимого объема зна­ний, дает возможность освоения их в индивидуальном темпе и включения в работу малыша любого возраста с любого мо­мента обучения. Такая свобода выбора объясняется тем, что полная картина представлений по содержанию формируется в течение целого года.

 

Учебно-методическое обеспечение педагогической технологии «Открой себя»:

1.Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольни­ков в речевой активности «Открой себя». — М., Гном & Г, 1999.

2.Рылеева Е.В. Серия пособий «Практическая энциклопедия се­мейного воспитания». — М., 1999-2000.

3.Рылеева Е.В. Демонстрационное пособие «Путешествие в мир эмоций». — М., Линка-Пресс, 2000.

4.Рылеева Е.В. «Вместе веселее!..» Дидактические игры для раз­вития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет». — М., Айрис-Дидактика, 2003.

5.Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социаль­ного развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководите­лей и методистов». — М., Айрис-Дидактика, 2003.

 

Вопросы к зачету № 1 по курсу «Теория и методика социального развития»3 курс, 8 семестр (2017/2018уч.год)

1. Сущность социального развития дошкольника, его значение и взаимосвязь с другими сторонами развития личности.

2. Содержание социального развития дошкольника.

3. Программы нового поколения о содержании социально-коммуникативного развития дошкольника.

4. Характеристика и содержание социально-эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.

5. Основные показатели и задачи социального развития в младенческом и раннем возрасте.

6. Основные показатели и задачи социального развития в младшем дошкольном возрасте.

7. Основные показатели и задачи социального развития в старшем дошкольном возрасте.

8. Базисные характеристики развития личности и интегративные качества как результат социального развития дошкольника.

9.  Интегративные качества и социальная компетентность как результат социального развития дошкольника.

10. ФГОС дошкольного образования о задачах и содержании социально-коммуникативного развития ребенка.

11. Концепция социального развития детей дошкольного возраста (Л.В. Коломийченко).

12. Программа социального развития детей дошкольного возраста (Л.В. Коломийченко).

13. Характеристика и причины социально неуверенного поведения.

14. Социально компетентное поведение детей, характеристика, значение.

15. Программа формирования социально компетентного поведения.

16. Парциальные программы, направленные на социальное развитие дошкольника (обзор).

17. Характеристика одной из парциальных программ, направленных на социальное развитие дошкольников.

18. Программа приобщения ребёнка к социальному миру «Я – человек» (С.А. Козлова).

19. Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...