Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Равновесие рынка - спрос, предложение, эластичность, графики.




Рынок — это конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен. Основными категориями, отражающими рыночные отношения, являются: спрос, предложение, цена.

Спрос– это платежеспособная потребность, которая зависит от ряда факторов и прежде всего от самой потребности, но потребность не тождественная спросу, так как ограничена доходом, то есть спрос это потребность, ограниченная доходом (деньгами).

Спрос бывает:

- индивидуальный (когда один товар на одном рынке);

- интегрированный (один товар на всех рынках);

- совокупный (все товары на всех рынках страны).

Величиной спроса называют объем товаров определенного вида, который покупатели могут приобрести при определенной цене в определенный период времени.

Спрос зависит от цены, чем цена ниже, тем больше спрос, и наоборот. Отсюда вытекает закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к росту величины спроса. Но кроме цены на спрос также влияют так называемые неценовые факторы: мода, уровень дохода населения, изменение структуры покупателей, сезонность и так далее.

Закон спроса устанавливает однофакторную обратно пропорциональную зависимость объема величины спроса от цены.

Кривая спроса:

Р

 


+

P –Цена

Q – Количество

 

D

-                           

Q

Кривая спроса смещается вправо вверх или влево вниз при положительном или отрицательном влиянии неценовых факторов.

Эластичность спроса отражает реакцию потребителя на изменение рыночной ситуации. Эластичность спроса по цене – это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара.

Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности по следующей формуле:

ЕDP

Виды эластичности:

1) Спрос с единичной эластичностью – величина спроса изменяется также как и цена.

2) Спрос с высокой эластичностью – спрос на такие товары изменяются в больше мере, чем цена. При снижении цены выручка вырастает и наоборот.

3) Низкая эластичность – при изменение цены на товар выручка изменяется в меньшей степени.

Предложение– это объем продукции, которая представлена на определенном рынке, по определенной цене.

 Величина предложения – объем товара определенного вида, который желают продать продавцы при определенной цене в определенный период времени.

Предложение зависит от ряда факторов, но зависимость от цены выражается в законе предложения: при прочих равных условиях рост цены приводит к росту величины предложения и наоборот. То есть закон предложения выражает прямопропорциональную однофакторную зависимость между ценой и величиной предложения. Неценовые факторы предложения (цены на ресурсы, себестоимость, налоги и так далее) вызывают смещение кривой предложения: при увеличении – вправо, при уменьшении влево.

 

 


РS

 


 -           

P –Цена

Q - Количество


 +

 

 


Эластичностьпредложения – это реакция предложения на изменение рыночной цены. Эластичность предложения зависит от фактора времени, в связи с этим в экономической теории рассматривают три случая эластичности предложения:

1. Мгновенная – производитель не может сразу расширить объем продаж, то есть величина предложения остается на прежнем уровне.

2. Краткосрочная – фирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей.

3. Долгосрочная – предложение обладает еще большей эластичностью по цене, так как производитель при росте спроса, а, следовательно, и цене на их продукцию будут наращивать свои производственные возможности.

Коэффициентэластичностипредложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Формула расчета

 , где

Q1 — количество до изменения;

Q2 — количество после изменения;

Р1 — цена до изменения;

Р2 — цена после изменения.

На конкурентном рынке происходит взаимодействие спроса и предложения, в результате чего устанавливается рыночное равновесие (спрос равен предложению). Отсюда устанавливается равновесная цена. Равновесная цена – цена, по которой производители хотят и в состоянии произвести, а потребители хотят и в состоянии приобрести определенное количество товаров и услуг. В точке равновесия цена предложения равна цене спроса, то есть это состояние, при котором происходит полное совпадение планов и продавцов и покупателей. Ситуация, когда предложение превышает спрос называется избытком. Ситуация, когда спрос превышает предложение называется дефицитом.

РSP –Цена

Избыток                                    Q - Количество

Равновесная цена

 


          Дефицит  D

Q

 

В результате спроса и предложения возможны следующие ситуации:

1. Рост предложения – равновесный объем увеличивается, а равновесная цена уменьшается.

2. Рост спроса – равновесная цена и равновесный объём увеличиваются.

3. Снижение предложения – равновесный объем уменьшается, а равновесная цена возрастает.

4. Снижение спроса – равновесный объем и равновесная цена уменьшаются.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...