Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) И КУРСОВОЙ РАБОТЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛОГИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ




Курсовая работа

 

___________________________________________________________

(шифр и название профессионального модуля)

____________________________________________________________

(шифр и название МДК)

 

на тему:_____________________________________________________

    ___________________________________________________________

 

Студента (ки) _____ курса ____ группы

направление подготовки______________

специальность______________________

 __________________________________

(фамилия, инициалы)

Руководитель: ______________________

___________________________________

                                                                                                                                                      (должность, фамилия, инициалы)  

 

Оценка: _________________

 

                                                                                                 Члены комиссии        

                                                                                                        ________________ __________________________

                                                                                                                                                 (подпись)                   (фамилия, инициалы)

                                                                                                        ________________ __________________________

                                                                                                                                                 (подпись)                   (фамилия, инициалы)

                                                                                                                                   ________________ __________________________

                                                                                                                                                  (подпись)                    (фамилия, инициалы)

 

 

г. Макеевка - 2015год

 

 

Форма оформления оглавления

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ ....................................................... 5

1.1 Наименование подраздела (параграфа) .......................................... 5

1.2 Наименование подраздела (параграфа)........................................ 15

ГЛАВА 2. НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ…………………………………........ 25

2.1 Наименование подраздела (параграфа)........................................ 25

2.2 Наименование подраздела (параграфа)........................................ 29

2.3 Наименование подраздела (параграфа)........................................ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................

 

Примечание страницы выставляются в соответствии с объемом материала в разделе или параграфе.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) И КУРСОВОЙ РАБОТЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛОГИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ненашева Л.А.- методист

Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы (далее ВКР) и курсовой работы (далее КР) является первый, установочный, этап. Именно он задает общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемые результаты.

Работа на этом этапе начинается с выбора темы ВКР и КР и заканчивается определением методов, т.е. конкретных способов проведения исследования. Тема и методы исследования - это начальное и конечное звено, на основе которых осуществляется поиск. Кроме них, определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи, а также гипотеза исследования. Перечисленные элементы образуют методологический аппарат исследования, который регулирует как процесс исследования, так и оформление полученных результатов.

Выбор темы определяется объективными (актуальность, новизна, проблемность, перспективность исследования) и субъективными (индивидуальные особенности студента, уровень и качество образованности, научные интересы преподавателя) факторами.

Постановка проблемы- начало любого исследования.

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Приведем философскую трактовку понятия «проблема». Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением или обнаружение нехватки информации для описания или объяснения реальности. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения. Можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

- выявление нехватки информации в научном знании о реальности;

- описание проблемы на уровне обыденного языка;

- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

С проблемой связаны объект и предмет исследования.

Объект исследования - это достаточно широкое психологическое явление или область. Понятие «предмет исследования» значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в ВКР или КР. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Приведем конкретный пример определения объекта и предмета исследования.

    Учитывая, что объект исследования это то, что мы усовершенствуем для темы «Роль организации самостоятельной математической деятельности в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» объект исследования - формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

    Поскольку предмет исследования это то, при помощи чего мы усовершенствуем объект исследования, для названной выше темы предмет исследования - организация самостоятельной математической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором ВКР или КР. Так же как и проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с научным руководителем.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать - цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологического аппарата состоит в том, что она объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении ВКР или КР. Фактически при определении цели исследования определяется влияние предмета исследования на его объект

На примере приведенной выше темы цель работы может быть сформулирована следующим образом: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организации самостоятельной деятельности для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

- провести анализ теоретических подходов по проблеме формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

- раскрыть и конкретизировать сущность понятия «познавательная активность».

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:

- провести диагностику уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Третья задача имеет прикладной характер и направлена на подтверждение гипотезы исследования. Например:

- выявить взаимосвязь организации самостоятельной математической деятельности детей старшего дошкольного возраста и развития их познавательной активности.

Четвертая задача имеет прикладной и рекомендательный характер, указывает на конкретные способы реализации теоретической модели исследования на практике. Например:

- разработать рекомендации по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем организации самостоятельной познавательной деятельности;

    Некоторые авторы рекомендуют для определения задач исследования выделять три задачи:

-все об объекте исследования;

-все о предмете исследования;

- экспериментальное подтверждение эффективности методов или средств, предлагаемых исследователем

Например, задачи исследования по рассматриваемой выше теме могут быть сформулированы следующим образом:

- на основе анализа научно методических источников по теме исследования раскрыть сущность понятий «познавательная активность», «самостоятельная математическая деятельность»

- выявить структуру познавательной активности, исследовать зависимость ее развития от эффективной организации самостоятельной математической деятельности, раскрыть дидактические условия и пути формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельной математической деятельности.

Одновременно с задачами формулируется гипотеза исследования-совокупность предположений, которые должны быть проверены в ходе исследования. Истинность предположений, которые составляют гипотезу, подлежат проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой. По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвленный (состоит из нескольких предположений) характер.

Основные требования к гипотезе:

- не должна содержать понятий, еще не известных науке;

- не должна противоречить ранее доказанным фактам;

- не должна объяснять уже известные факты;

- не должна сопровождаться исключениями;

- должна быть верифицируемой (проверяемой) на данном уровне теоретического и практического знания.

Приведем примеры постановки гипотез в ВКР или КР по рассматриваемой выше теме. Например, развитие познавательной активности старших дошкольников зависит от методически правильно организованной самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Первый этап работы над ВКР или КР завершается выбором методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации. Метод - это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.) или могут служить средством сбора конкретных фактов и быть направленными на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Методы обработки данных чаще всего включают в себя применение математической статистики с целью выявления связей между переменными, различий между группами, а также закономерностей функционирования изучаемого в исследовании психологического феномена. Выбор конкретного метода для обработки данных в значительной мере определяется гипотезой исследования. Например, если выдвигается гипотеза о наличии взаимосвязи между двумя переменными, то применяется метод корреляционного анализа, который позволяет достаточно точно ответить на поставленный вопрос. Если в исследовании предполагается обнаружить половые, возрастные или иные различия между группами испытуемых, то применяют статистические критерии значимости различий. Применение в исследовании точных психологических измерений и объективная их оценка повышают достоверность полученных результатов и доказательность выводов. В связи с этим применение методов математической статистики является обязательным особенно для выпускных квалификационных работ.

Вопрос о методах интерпретации данных гораздо менее освещен в современной психологической литературе. Чаще всего исследователями выделяются следующие методы: нормативно-ориентированный (сравнение испытуемого с групповой нормой), содержательный (анализ содержания деятельности испытуемого), методы классификации, типологизации (отнесение испытуемого к определенному классу или типу), критериально-ориентированный (оценивается достижение испытуемым некоего критерия) и др.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач.

Учитывая направление профессиональной подготовки «Педагогическое образование» можно рекомендовать к использованию такие методы исследованиякак:анализ научно методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, изучение детских работ, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование.

Таким образом, основными компонентами методологического аппарата ВКР или КР является:

- проблема исследования;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи исследования;

- гипотеза исследования;

- методы исследования.

Правильное их определение и четкая формулировка обеспечат достижение цели написания ВКР или КР.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...