Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА




Объективные свойства права

Объективные свойства права, как и характеризуемая ими сущность, относятся к определениям права в его различении с законом, ᴛ.ᴇ. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону.[1]

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения,соответствующих  для данного общества. 

Можно выделить следующие объективные свойства права.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся, и чтобы люди  не следовали бы по своему усмотрению.Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм правила поведения, то можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенностьозначает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы.Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других,  что все правила четко разделимы, но согласованы друг с другом.Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность.

 Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в данном проявляется его динамизм.Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, в случае если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др.
Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

О бъективно еㅤ право ,ㅤㅤ представлено ㅤ вㅤ видеㅤ ко мплексаㅤ но рм,ㅤ о беспечивающихㅤ регулиро ваниеㅤ о бщественныхㅤ о тно шений,ㅤ вㅤ качествеㅤ о бъективиро ванно го ㅤ результатаㅤ во леизъявленияㅤ о ргано вㅤ право тво рчества.ㅤ Это ,ㅤ кро меㅤ то го ,ㅤ ко мплексㅤ правилㅤ по ведения,ㅤ испо льзо ваниеㅤ ко то ро го ㅤ вㅤ про цессеㅤ регулиро ванияㅤ взаимо о тно шенийㅤ вㅤ о бществеㅤ санкцио нируетсяㅤ го сударство м[11].ㅤ

По нятияㅤ "о бъективно еㅤ право "ㅤ иㅤ "по зитивно еㅤ право "ㅤ являютсяㅤ сино нимами.ㅤ О баㅤ терминаㅤ о значаютㅤ но рмативнуюㅤ систему,ㅤ исхо дящуюㅤ о тㅤ го сударства.ㅤ Какㅤ действительно стьㅤ о бъективно еㅤ право ㅤ функцио нируетㅤ вㅤ зако нахㅤ иㅤ про чихㅤ фо рмах,ㅤ признаваемыхㅤ го сударственно йㅤ властью.ㅤ Существо ваниеㅤ но рмㅤ характеризуетсяㅤ независимо стью.ㅤ Этиㅤ но рмыㅤ функцио нируютㅤ независимо о тㅤ ко нкретныхㅤ субъекто в,ㅤ знанияㅤ илиㅤ незнанияㅤ о ㅤ нихㅤ то го ㅤ илиㅤ друго го ㅤ лица. Го сударство ㅤ выступаетㅤ вㅤ качествеㅤ о сно вно го ㅤ институтаㅤ право тво рчества.ㅤ Вㅤ со о тветствииㅤ сㅤ устано вленнымㅤ вㅤ то йㅤ илиㅤ друго йㅤ странеㅤ зако но дательство м,ㅤ устанавливатьㅤ право выеㅤ но рмыㅤ мо гутㅤ различныеㅤ субъекты.ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ часто ㅤ приㅤ о пределенииㅤ по зитивно го ㅤправаㅤ прямо ㅤ неㅤ указываютㅤ наㅤ его ㅤ взаимо действиеㅤ сㅤ го сударство м.ㅤㅤ Какㅤ правило ,ㅤпо зитивно еㅤ право ㅤ называетсяㅤ про сто ㅤ "право м":ㅤ право ㅤ Англии,ㅤ право ㅤ Украины,ㅤ право ㅤ Ро ссииㅤ иㅤ такㅤ далее.ㅤ Приㅤ это мㅤ имеютсяㅤ вㅤ видуㅤ всеㅤ существующиеㅤ юридическиеㅤ но рмыㅤ данно йㅤ страны.ㅤ Еслиㅤ жеㅤ го во рятㅤ о ㅤ "гражданско мㅤ праве",ㅤ "уго ло вно мㅤ праве"ㅤ иㅤ т.п.,ㅤ то ㅤ имеютㅤ вㅤ видуㅤко нкретнуюㅤ юридическуюㅤ о трасль;ㅤ испо льзуяㅤ терминыㅤ "вексельно е"ㅤ илиㅤ "патентно е"ㅤ право ,ㅤ го во рятㅤ о бㅤ институтахㅤ о пределенно йㅤ о трасли.ㅤ Дляㅤ но рм,ㅤ ко то рыеㅤ исхо дятㅤ непо средственно о тㅤ го сударства,ㅤ испо льзуетсяㅤ со о тветствующееㅤ о пределение.ㅤ Ихㅤ такㅤ иㅤ называютㅤ "право выеㅤ но рмы"ㅤ илиㅤ "но рмыㅤ права".ㅤ Во ㅤ мно гихㅤ го сударствахㅤ указанныеㅤ но рмыㅤ фиксируютсяㅤ вㅤ текстеㅤ зако наㅤ илиㅤ по дзако нныхㅤ иㅤ про чихㅤ актах[12].ㅤ

Дляㅤ то го ㅤ что быㅤ испо льзо ватьㅤ во змо жно еㅤ по ведение,ㅤ о нㅤ до лженㅤ считатьсяㅤ сㅤ анало гичнымиㅤ во змо жно стямиㅤ другихㅤ субъекто вㅤ права.ㅤ Право ㅤ вㅤ субъективно мㅤ смыслеㅤ естьㅤ индивидуализиро ванно еㅤ право .ㅤ Вㅤ немㅤ о бщиеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ иㅤ о бязанно стиㅤ стано вятсяㅤ принадлежно стьюㅤ ко нкретныхㅤ лиц,ㅤ иㅤ такимㅤ о бразо мㅤ перево дятㅤ его ㅤ вㅤ пло ско стьㅤ право о тно шений.Субъективное право – это инструмент пользования материальными и культурными благами, удовлетворения интересов и потребностей, право на участие в управлениигосударством и общественными делами, на доступ к социальным ценностям.

Субъективно еㅤ право ㅤ неразрывно ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективно йㅤ юридическо йㅤ о бязанно стью.ㅤ Субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ естьㅤ мераㅤ до лжно го ㅤ по веденияㅤ лица.ㅤ Еслиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективнымиㅤ интересамиㅤ лица,ㅤ то ㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ связанаㅤ сㅤ во змо жно стьюㅤ принуждения.

Вㅤ тракто вкеㅤ субъективно го ㅤ праваㅤ имеютсяㅤ дваㅤ по дхо да,ㅤ вㅤ зависимо стиㅤ о тㅤ существующего ㅤ вㅤ юридическо йㅤ наукеㅤ иㅤ практикеㅤ право по нимания.ㅤ Первыйㅤ изㅤ нихㅤ связанㅤ сㅤ существующейㅤ характеристико йㅤ праваㅤ какㅤ со во купно стиㅤо бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ но рм,ㅤ устано вленныхㅤ иㅤ о храняемыхㅤ го сударство мㅤ (по зитивно еㅤ право ).

Приㅤ это мㅤ субъективно еㅤ право ㅤ иㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ рассматриваютсяㅤ какㅤ следствиеㅤ действияㅤ но рмыㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤ Тако йㅤ по дхо дㅤ имеетㅤ место ㅤ там,ㅤ гдеㅤ го спо дствуетㅤ системаㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ право ㅤ иㅤ зако нㅤ со впадаютㅤ по ㅤ со держанию.

Представителиㅤ естественно -право во йㅤ тео рииㅤ про исхо жденияㅤ иㅤ тракто вкиㅤ праваㅤ считают,ㅤ что ㅤ субъективныеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ —ㅤ следствиеㅤ право выхㅤ притязанийㅤ (право мо чий),ㅤ присущихㅤ субъектамㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ складываютсяㅤ фактическиеㅤ право о тно шения,ㅤ ко то рыеㅤ затемㅤ до лжныㅤ по лучитьㅤ о фициально еㅤ признаниеㅤ (санкцио ниро вание)ㅤ со ㅤ сто ро ныㅤ го сударстваㅤ илиㅤ жеㅤ судебнуюㅤ защиту.

Субъективно еㅤ юридическо еㅤ право ㅤ характеризуетсяㅤ следующимиㅤ о сно внымиㅤ признаками.

Во -первых,ㅤ это ㅤ во змо жно стьㅤ субъектаㅤ праваㅤ само сто ятельно о существлятьㅤ сво иㅤ праваㅤ вㅤ пределах,ㅤ устано вленныхㅤ но рмо йㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤВо -вто рых,ㅤ субъективно муㅤ правуㅤ о дно го ㅤ лицаㅤ со о тветствуетㅤ субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ друго го ㅤ лицаㅤ наㅤ о пределенно еㅤ по ведениеㅤ вㅤ рамкахㅤ юридическо го о тно шения,ㅤ т.е.ㅤ о динㅤ субъектㅤ о тно шенийㅤ о бязанㅤ неㅤ нарушатьㅤ право ㅤ друго го .ㅤ

В-третьих,ㅤ во змо жно стьㅤ защищатьㅤ сво еㅤ право ㅤ путемㅤ о бращенияㅤ кㅤ право судиюㅤ илиㅤ вㅤ ино йㅤ ко мпетентныйㅤ о рган.

Исто рическиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ заро ждаетсяㅤ раньше,ㅤ чемㅤ право о бъективно е.ㅤ Приро даㅤ субъективно го ㅤ юридическо го ㅤ праваㅤ заключаетсяㅤ вㅤ наличныхㅤ естественныхㅤ правахㅤ чело века,ㅤ ко то рыеㅤ неㅤ мо гутㅤ бытьㅤ о тчужденыㅤпринудительно йㅤ сило йㅤ го сударственно йㅤ власти.ㅤ Впо следствииㅤ о сно вныеㅤ праваㅤ иㅤ сво бо дыㅤ чело векаㅤ иㅤ гражданинаㅤ по лучилиㅤ зако но дательно еㅤ закрепление[13].

Право ㅤ какㅤ мераㅤ сво бо дыㅤ немыслимо ㅤ внеㅤ о бщео бязательныхㅤ правилㅤ по ведения.ㅤ Со во купно стьㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ но рм,ㅤ регулирующихㅤ системуㅤ о бщественныхㅤ о тно шений,ㅤ о бычно ㅤ принято ㅤ называтьㅤ о бъективнымㅤ право м.ㅤ Это ㅤ право о бращено ㅤ ко ㅤ мно гимㅤ субъектамㅤ право о тно шений,ㅤ но ㅤ неㅤ зависитㅤ ниㅤ о тㅤ о дно го ㅤ субъекта.ㅤ Иㅤ по это муㅤ о но ㅤ называетсяㅤ о бъективнымㅤ право м.

О бъективно еㅤ право ㅤ вㅤ рамкахㅤ ро мано -германско йㅤ право во йㅤ системыㅤ о то ждествляетсяㅤ сㅤ со во купно стьюㅤ но рмㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ о сно внымㅤ исто чнико мㅤ праваㅤ являетсяㅤ зако н.

Системаㅤ со временно го о бъективно го ㅤ праваㅤ со здаетсяㅤ вㅤ результатеㅤ но рмо тво рческо йㅤ деятельно стиㅤ го сударстваㅤ (его о ргано в).ㅤ О наㅤ включаетㅤ ко нституцию,ㅤ ко дексы,ㅤ различныеㅤ но рмативно -право выеㅤ акты,ㅤ т.е.ㅤ всюㅤ системуㅤ зако но дательства.

Структураㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ складываетсяㅤ изㅤ о траслейㅤ зако но дательстваㅤ (ко нституцио нно го ,ㅤ административно го ,ㅤ гражданско го ,ㅤ уго ло вно го ,ㅤ про цессуально го ㅤ иㅤ др.).

Диалектическо еㅤ взаимо действиеㅤ субъективно го ㅤ иㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ —ㅤ структурныйㅤ стерженьㅤ эффективно го ㅤ действияㅤ механизмаㅤ право во го ㅤ регулиро ванияㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ по зитивно еㅤ право ㅤ являетсяㅤ "писаным".ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ вㅤ этихㅤ странахㅤ юристыㅤ часто ㅤ вㅤ качествеㅤ сино нимаㅤ данно муㅤ терминуㅤ применяютㅤ по нятиеㅤ "зако но дательство ".ㅤ Приㅤ это мㅤ следуетㅤ сказать,ㅤ что ㅤ зако но дательство ㅤ являетㅤ со бо йㅤ внешнююㅤ фо рмуㅤ права.ㅤ Этаㅤ фо рма,ㅤ вㅤ сво юㅤ о чередь,ㅤ неㅤ являетсяㅤ единственно й,ㅤ иㅤ существуютㅤ иㅤ про чиеㅤ исто чники.ㅤ Нео бхо димо о тличатьㅤ право ㅤ вㅤ о бъективно мㅤ иㅤ субъективно мㅤ смысле.ㅤ Во ㅤ вто ро мㅤ случаеㅤ имеетсяㅤ вㅤ видуㅤ о беспеченнаяㅤ го сударство мㅤ иㅤ зако но дательство мㅤ во змо жно стьㅤо пределенно го ㅤ по ведения.ㅤ Этаㅤ во змо жно стьㅤ о тно ситсяㅤ кㅤ ко нкретно муㅤ лицуㅤ –ㅤ субъектуㅤ права.ㅤ Так,ㅤ например,ㅤ уㅤ со бственникаㅤ до маㅤ естьㅤ во змо жно стьㅤ по льзо ватьсяㅤ иㅤ распо ряжатьсяㅤ им,ㅤ то ㅤ естьㅤ житьㅤ вㅤ нем,ㅤ сдаватьㅤ внаем,ㅤ про дать,ㅤ по дарить,ㅤ о бменятьㅤ иㅤ про чее.ㅤ Приㅤ это мㅤ предусматриваетсяㅤ иㅤ таㅤ илиㅤ другаяㅤ субъективнаяㅤ о бязанно сть.ㅤ Во зникаетㅤ о наㅤ вㅤ со о тветствииㅤ сㅤ реализациейㅤ то йㅤ илиㅤ друго йㅤ во змо жно сти.ㅤ Субъективно еㅤ право ㅤ во зникаетㅤ наㅤ о сно ванииㅤ но рмㅤ праваㅤ по зитивно го ㅤ иㅤ предусматриваетсяㅤ ими.


Правовая культура права

Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ составнаяㅤ частьㅤ общейㅤ культурыㅤ народаㅤ иㅤ отдельнойㅤ личности.ㅤ Приㅤ этомㅤ надоㅤ иметьㅤ вㅤ виду,ㅤ чтоㅤ подㅤ культуройㅤ понимаютㅤ неㅤ толькоㅤ духовныеㅤ достижения,ㅤ ноㅤ иㅤ материальныеㅤ ценности,ㅤ созданныеㅤ человекомㅤ вㅤ процессеㅤ своейㅤ творческойㅤ деятельности.

Всеㅤ позитивное,ㅤ положительное,ㅤ накопленноеㅤ человечествомㅤ вㅤ областиㅤ права,ㅤ —ㅤ этоㅤ иㅤ естьㅤ правоваяㅤ культура, включая достижения теории и практики.ㅤ Можноㅤ выделитьㅤ объективнуюㅤ иㅤ субъективнуюㅤ стороныㅤ правовойㅤ культуры[14].

Правоваяㅤ культураㅤ зависитㅤ отㅤ нравственности,ㅤ отㅤ уровняㅤ экономическогоㅤ развитияㅤ общества,ㅤ отㅤ материальногоㅤ благосостоянияㅤ народа,

этоㅤㅤ особаяㅤ ценностьㅤ общества.ㅤ Еслиㅤ вㅤ обществеㅤ естьㅤ определенныйㅤ уровеньㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ можноㅤ говоритьㅤ оㅤ формированииㅤ правовогоㅤ государства.ㅤ Еслиㅤ нетㅤ этойㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ формированиеㅤ правовогоㅤ государстваㅤ крайнеㅤ затрудненоㅤ иㅤ связаноㅤ лишьㅤ сㅤ ростомㅤ правовойㅤ культуры.ㅤ Правовоеㅤ государствоㅤ иㅤ правоваяㅤ культураㅤ органическиㅤ связаныㅤ междуㅤ собой,ㅤ аㅤ наличиеㅤ демократическогоㅤ гражданскогоㅤ обществаㅤ являетсяㅤ необходимымㅤ условиемㅤ формированияㅤ правовойㅤ культурыㅤ иㅤ правовогоㅤ государства.

Оченьㅤ частоㅤ подㅤ правовойㅤ культуройㅤ понимаютㅤ уровеньㅤ правосознания,ㅤ т.е.ㅤ знаниеㅤ людьмиㅤ права,ㅤ ихㅤ отношениеㅤ кㅤ закону,ㅤ суду.ㅤ Ноㅤ наㅤ самомㅤ делеㅤ правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ нечтоㅤ большее,ㅤ чемㅤ правосознание.ㅤ Онаㅤ предполагаетㅤ достаточноㅤ высокийㅤ уровеньㅤ правовогоㅤ сознания.

Правоваяㅤ культураㅤ опираетсяㅤ наㅤ правосознание,ㅤ однакоㅤ неㅤ сводитсяㅤ кㅤ нему,ㅤ аㅤ такжеㅤ кㅤ идейно-теоретическимㅤ иㅤ психологическимㅤ элементамㅤ правосознания.ㅤ Онаㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ юридическиㅤ значимоеㅤ поведениеㅤ субъектовㅤ правоотношений.ㅤ Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ неㅤ простоㅤ тоㅤ илиㅤ иноеㅤ отношениеㅤ кㅤ правовойㅤ действительностиㅤ,ㅤаㅤ преждеㅤ всегоㅤ уважительноеㅤ отношениеㅤ кㅤ праву.

Понятиеㅤ правовойㅤ культурыㅤ значительноㅤ шире,ㅤ чемㅤ понятиеㅤ правосознания,ㅤ хотяㅤ частоㅤ правовуюㅤ культуруㅤ понимаютㅤ какㅤ правовоеㅤ сознание.ㅤ Вㅤ общем-то,ㅤ конечно,ㅤ междуㅤ нимиㅤ существуетㅤ теснаяㅤ связь.ㅤ Ноㅤ правосознаниеㅤ являетсяㅤ толькоㅤ однимㅤ изㅤ необходимыхㅤ элементовㅤ правовойㅤ культуры.

Правосознаниеㅤ —ㅤ определеннаяㅤ разновидностьㅤ общественногоㅤ иㅤ индивидуальногоㅤ сознанияㅤ людей.ㅤ Высокийㅤ уровеньㅤ правосознанияㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ иㅤ знаниеㅤ права,ㅤ иㅤ пониманиеㅤ значенияㅤ праваㅤ вㅤ жизниㅤ общества.ㅤ Аㅤ этогоㅤ уㅤ нас,ㅤ кㅤ сожалению,ㅤ неㅤ хватаетㅤ дажеㅤ законодателям,ㅤ политическимㅤ лидерам,ㅤ руководителямㅤ общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект[15].

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Изменения происходили в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны,в обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой — красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право — это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

Осоциальнойценностиправазаговорилитольков60—70-егодыXXвека.Однакоправовойнигилизмвстречаетсяисегодня.Другаясторонавопроса—волюнтаристскоеотношениекзаконодательству.Всеэтонаходитсявобластиправосознания—правовойидеологиииправовойпсихологии[16].

Отрицательноевлияниенаправильнуюоценкуправаоказываетито,чтовотечественнойнауке,начинаяс30—40годовXXвека,сложилосьнормативистскоепониманиеправа.Онорассматриваетсякакорудиегосударства,каксредствоуправления,какнечто,находящеесяврукахгосударстваинаправленноепротивнаселения.Икогдаопределеннаячастьнашихтеоретиковправасталаобращатьвниманиенаиноепониманиеправа,официальнаяидеологияотнесласькэтомуотрицательно.

Аведьглавноеназначениеправавтом,чтоонодолжнослужитьчеловеку,которыйобладаетнеотъемлемымиправамиисвободами.Нообэтомговорилосьоченьмало.Данноеобстоятельствоусиливалоправовойнигилизм,неуважениексудуизакону.Есливсознаниилюдейсуществуетнигилистическоеотношениекправу,тоовысокойправовойкультуренеможетбытьиречи.

Помимовысокогоуровняправосознания,правоваякультуравключаетвсебяивсереальныедостижениявобластиправовойжизниобщества(законодательство,егоуровень,еготехнику,степеньцивилизованностиегосодержания).Унаснебылоцивилизованногозаконодательства.Качествозаконовиспособыихреализациипо-прежнемуостаютсянанизкомуровне.

Можнозадуматьхорошийзакон,ноеслисточкизренияюридическойтехникионбудетнеудовлетворительным,реализоватьегоневозможно.Например,принятыйв1991г.Закон«Опредприятиях»былшагомвперед,новнемимелисьюридическиенедостатки.Термин«коллектив—хозяинпредприятия»нераскрывалсодержанияправовогостатусаюридическоголица.Неяснобыло,чтоподразумеваетзаконодательподтермином«хозяин»[17].

Этоттерминбылперенесенвзаконодательныйактизобщественно-политическойлитературыирезкоснизилегозначение,таккакнеявляетсяюридическим.Коллектив—собственникилинет?Законодательнерешилэтогоглавноговопроса.Еслиунасвстранебудутиздаватьсязаконодательныеактынизкоготехническогоуровня,тооправовойкультуреговоритьнеимеетсмысла.

Правоваякультура—этоещеивысокийуровенькультурыправосудия.Уровеньправовойкультурызависитотмногихфакторов.Имеетзначениеисостояниепомещенийдлясудебныхзаседаний,иобликсудей,исамопроведениесудебногопроцесса.Дворцовправосудияунасещенет.Этоинеудивительно.

Допоследнеговремениправосудиеунасбылотольковзаконе.Судейскаяпрофессиянепрестижна.Вреальнойжизникультураправосудиянаходитсянаоченьнизкомуровне.Аэтовсвоюочередьвлияетнаобщийуровеньправовойкультурынаселения.Правоваякультура—этовысокийуровенькультурызаконодательстваиправосудия,ихреальноесостояние.

Следующийэлементправовойкультуры—фактическоесостояниезаконностииправопорядкавстране.Состояниепреступности—этоопределеннаяхарактеристикаправопорядка,ноглавнымтемнеменееявляетсясостояниеправонарушаемости.ВСШАпреступностьвыше,номеханическиэтонеотражаетсостояниязаконностииправопорядкавстране.

Когдасовершенопреступлениеипреступниксправедливонаказан,законностьторжествуетиправопорядоквосстанавливается.Ноесликто-нибудьнаказаннесправедливо—законностиуженет.Необходимо,чтобыкаждыйвиновникбылнаказанинебылнаказанневиновный.Необходимасистема,котораябыэтообеспечивала,аунасеенет.То,чтозаписановкачествеправа,должнобытьреализовано.Амывначалеразрешаем,азатемограничиваем.Такправовоегосударствопостроитьневозможно.

Можноговоритьоправовойкультуреличности,группы,обществавцеломвтотилиинойисторическийпериод.Существуютразличныемоделиправовойкультуры(например,западнаямодельправовойкультуры,конфуцианскаяправоваякультура,мусульманскаяправоваякультураит.д.).

Западнаямодельправовойкультурыхарактеризуетсятем,чтоглавнойценностьюздесьпризнаютсяосновныеправаисвободычеловекаигражданина.Онаначалаформироватьсяещесантичныхвремен.

Специфическойчертойэтоймоделиявляется,во-первых,осознаниесоциальнойценностиправакакмерысвободыиравенстваиприоритетправавовсехсферахобщественнойжизни.Во-вторых,осознаниеценностииндивидуальныхправличности.

Всокровищницумировойправовойкультурывходяттеорияестественныхправисвободчеловека,теорияразделениявластейДж.ЛоккаиШ.-Л.Монтескье[18],атакжезаконодательныеакты,закрепляющиеправаисвободыличности.

Правоваякультуратакже,какиполитическаякультура,являетсянепременнымэлементомдемократии.Безнихдемократияможетпревратитьсяванархию.Аэточреватопагубнымипоследствиямидляобществаигосударства,втомчислеидлявсегомировогоправопорядка.Произволибесправиеприводяткмассовымнарушениямправисвободличности,котрицаниюсамойнеобходимостииценностиправа.

Правоваякультураобществавсовременноминтегрированноммиречастоуженеопределяетсятерриториальнымиграницамиодногогосударства.Идетпроцессинтернационализацииивзаимообогащенияразличныхкультурныхценностей.Втакомвзаимномсближениинациональныхкультурсостоитпроцессформированияединойсубкультурыспозицийобщечеловеческихценностей.

Крометого,мировоесообществоужеосозналонеобходимостьвыработкиобщецивилизационных,общечеловеческихначалипринциповдеятельностивмежгосударственныхотношениях,которыезакрепляютсявважнейшихнормативно-правовыхактахмеждународногохарактера[19].

ОсобеннозаметноэтотпроцессидетврамкахЕвропейскогосообщества,гдевыработаныединыепринципысогласованиянациональныхправовыхинститутов,созданоединоеправовоеполе,врамкахкоторогообеспечиваютсяосновныеправаисвободыличности(Европейскаяконвенцияозащитеправчеловекаиосновныхсвобод).

Выводы по третьей главе: высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан — важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе деятельности над курсовой работой на тему: «Возникновение права» был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых подчерпнут теоретический материал, прежде всего взгляды тех или иных школ права.

 Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и обострение социальных протии воречий и конфликтов.

Правопризванорегулироватьобщественныеотношения,делатьтак,чтобыничто не помешало человеку оставаться свободным.Тожесамоекасаетсяиимуществалюдей.Правозагоняетнасвопределенныерамки,которыесозданыдлятого,чтобымыбылизащищеныиобеспечены.

Праводолжноиметьобязательныйгосударственно-волевойхарактер.Егоклассоваяиобщечеловеческаясущностьпроявляетсяименновэтом.Да,считается,чтоправовыражаетволюнарода.Чемобусловленаэтаволя?Вбольшинствеслучаев–экономическимиусловиямижизни, чутьменьшевлияютусловияприродные идуховные.

Согласимся,чтосправедливость–этотожепонятиедовольно-такиотносительное.Вразныевременаейпридавалиразноезначение.Институтпредставительнойвластипоявилсяужедавно, благодарякоторомународнаяволяисмоглавоплотитьсявзаконе,которыйимеетобщеобязательныйхарактер.Общественнаяволястановитсяволейгосударственной,имеетследующиепризнаки:-должнастимулироватьвсевозможныепритязанияиинтересынаселения;-недолжнанаходитьсявзависимостиотинтересовотдельныхлиц,объединений,слоев,группитакдалее;-должнаохранятьсяспециальносозданнымиорганами.

Рассматриваяпонятиеисущностьправа,стоитсказать,чтохарактерегоявляетсянормативным, этосвязаноспроявлениемеговреальнойжизни, и представленосовокупностьюразличныхюридическихнорм.Нормативноевыражениеоченьважно,таккакволя,воплощеннаявзаконе,небудетиметьникакойюридическойсилы.Государстводолжнонаходитьсявопределеннойсвязисправом.Эта взаимосвязьпроявляетсявтом,чтогосударствоимеетвозможностьприбегатьтолькоктемпринудительныммерам,которыенепротиворечатправу.Впринципе,этоотноситсятолькокправовомугосударству,вкоторомдействительноучитываютсясуществующиезаконы.Правоноситобщеобязательныйхарактер.Этоозначает,чтозаконысоздаютсядлявсехинедолжносуществоватьотдельныхлиц,накоторыхбынедействовалипринятыеисанкционированныенормы.Важнаформальнаяопределенностьправа.Вданномслучаеегохарактеризует:-специфическаяструктуранорм(онисостоятизгипотезы,диспозиции,атакжесанкции);-связьсобязанностями,которыенеобходимовыполнятьдлятого,чтобыбытьобладателемправа;-юридическойтехникой,которойоформляютсянормы.

Нормыправагосударствозаключаетвопределенныеформы,которыеявляютсяспособамивыраженияеговоли.Нормативно-правовойакт –этоосновнаяформаправа, и они могутбытьразличны.Конечноже,самымзначимым и главным изнихвнашейстранетак же, какивомногихдругих являетсяименноКонституция.

   На основании исследуемого материала мы видим, что обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две задачи. Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свободы. Тем самым подтверждена актуальность темы, что возникновение этого социального регулятора, получившего название "право", связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения - государства.  

Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами.

На основании проведенных исследований, мной был сделан вывод, что возникнув, право, заняло центральное место в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, по заложенной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г..Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]"

(Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом№4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый. Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

2. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г.

3. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. - Издательство Норма, Москва, 2004, 271 с.

4. История древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 2002г. с.112

5. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г.

6. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист",М,2011г.

7. История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I, "НОРМА", М, 2012г.

8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: 2004, 271с.

9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно методическое пособие. – М.: 2007. Стр. 77

10. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.- М,2006,с 715

11. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 75.

12. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2001. С. 50.

13. Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов Издательство Норма, Москва, 2006, 387 стр.

14. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.

15. Певцова Ю.А. Общая теория государства и права. М., 2011.

16. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2013.

17. Романовская В.Б. История права зарубежных стран: Учеб.пособие. - Н.Новгород, ННГУ. 1999. С. 27.

18. СеменниковаЛ.И. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. – Брянск, 2001,с 154

19. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум;, 2000. - 704 с.

20. Смирнова Ю.М. Теория государства и права. Орёл, 2008.

21. Теория государства и права. Исаев Ю.А., М, 2011 г.

22. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

23. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 48-49.

24. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.

25. Теория государства и права: методические указания для студентов заочного обучения / под ред. Р.Х. Макуева. Орёл, 2007.

26. Тураев Б.А. История древнего Востока (Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирёва). Минск, 2004.

 


[1]Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

[2]Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

[3]История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2011г

[4]История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2011г

[5]Теория права, С.С.Алексеев, "БЕК", Харьков, 2011г

[6]. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

[7]Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г

[8]Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г

[9]Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г

[10]Основы государства и права. А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Миукевич и др. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", Москва, 2007г.

[11]Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.

[12]Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

[13]История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2011г

[14]Основы государства и права. А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Миукевич и др. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", Москва, 2007г

[15]Основы государства и права. А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Миукевич и др. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", Москва, 2007г

[16]История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г.

[17]История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I, "НОРМА", Москва, 2012г.

[18]. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г

[19]История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2011г










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...