Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный орган: понятия, признаки, виды




Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки государственного органа

1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).

5. Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.

6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».

Основания классификации государственных органов

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент):

- исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).

3. По порядку формирования:

- выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

- назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4. По способу принятия решений:

- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

- единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. По месту в системе государственных органов:

- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).

6. По территориальному масштабу деятельности:

- центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

- территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

7. По характеру компетенции:

- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора и т.п.).

8. По времени функционирования:

- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

- временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

 

Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды

Монархия — это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

Признаки монархии:

1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, монарх);

2. наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

3. монарх осуществляет власть пожизненно;

4. народ не является источником верховной государственной власти и не принимает участия в определении того, кто будет монархом.

Виды монархий:

1) Абсолютная монархия: предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган.

2) Конституционная монархия: власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух видах: парламенарная монархия и дуалистическая монархия.

• Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.

• Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте).

*теократическая монархия - монархия при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...