Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственный орган: понятия, признаки, виды
Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона. Признаки государственного органа 1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику. 2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа. 3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства. 4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.). 5. Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п. 6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено». Основания классификации государственных органов 1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей): - законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент): - исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства); - судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов). 2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей): - федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды); - органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы). 3. По порядку формирования: - выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы); - назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура). 4. По способу принятия решений: - коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство); - единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства). 5. По месту в системе государственных органов: - вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры); - нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области). Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел). 6. По территориальному масштабу деятельности: - центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности); - территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации). 7. По характеру компетенции: - органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство); - органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора и т.п.). 8. По времени функционирования: - постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.) - временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии). Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды Монархия — это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству. Признаки монархии: 1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, монарх); 2. наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти; 3. монарх осуществляет власть пожизненно; 4. народ не является источником верховной государственной власти и не принимает участия в определении того, кто будет монархом. Виды монархий: 1) Абсолютная монархия: предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган. 2) Конституционная монархия: власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух видах: парламенарная монархия и дуалистическая монархия. • Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства. • Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте). *теократическая монархия - монархия при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |