Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Усадьба Семевских – А. А. Орловой.




В 2012 году в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и использование культурного наследия в России»Правительством Новгородской области на отборочный конкурс представлен проект «Комплексная реставрация Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы», разработанный сотрудниками Новгородского музея-заповедника. В ноябре 2012 года на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве культуры Российской Федерации данный подпроект утвержден к реализации (Илл. 1).

Подпроект включает в себя проведение комплексной реставрации памятников деревянного зодчества и усадебного комплекса с приспособлением под экспозиционную деятельность и современное использование. Финансирование проектных и производственных реставрационных работ, а также работ по внутренней инженерной инфраструктуре будет осуществлено за счет средств займа.За счет средств Новгородского музея-заповедника запланированы работы по созданию экспозиций в отреставрированных памятниках деревянного зодчества (интерьеры 4 культовых построек), а также экспозиций в усадебном доме графини А. А. Орловой-Чесменской. Дополнительно будут проведены работы по строительству нового туалета с установкой оборудования для лиц с ограниченными возможностями. В целях улучшения транспортной доступности музея деревянного зодчества за счет средств консолидированного бюджета Новгородской области планируется проведение реконструкции автомобильной дороги от музея «Витославлицы» до Новгородского кремля с выделением полосы для велосипедистов и устройство парковки у музея. Общий объем софинансирования проекта составит около 45% от суммы займа.

В 2014 – 2015 годах ООО «МАРТ» в рамках подпроекта «Комплексная реставрация музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» разработана научно-проектная документация на проведение реставрационных работ на 24 памятниках музея, имеющих федеральную категорию охраны. В проект вошли 21 памятник деревянного зодчества XVI-XX веков (с реставрацией интерьеров, конструкций иконостасов) и усадебный комплекс, включающий в себя 3 объекта: господский дом, флигель и парк.

 

Музей «Витославлицы» находится на территории бывшей дворянской усадьбы первой половины XIX века, больше известной как «Орловская мыза».

В настоящее время сохранились две усадебные каменные постройки: двухэтажный особняк начала XIX века (административное здание музея и выставочные залы), одноэтажный флигель, а так же фрагменты главных аллей приусадебного парка,  отдельные старовозрастные деревья (ивы, дубы, вязы, липы, сосны, ели, лиственница). Перед северным фасадом особняка расположен исторический пруд прямоугольной формы с небольшим островком в центре. Малых архитектурных форм усадьбы не сохранилось. (илл. 1 - 5).

Ранняя история данной местности связана с мужским Пантелеймоновым монастырём, основанным в 1134 году братом новгородского князя Всеволода Мстиславовича – киевским князем Изяславом Мстиславичем, носившим христианское имя Пантелеймон. Первым настоятелем монастыря был Аркадий, ставший потом Новгородским епископом и причисленный к лику святых. По мнению В. Л. Янина, до возникновения монастыря на этом месте находилось упомянутое в грамоте Изяслава село Витославлицы. С основанием монастыря село Витославлицы было, вероятно, поглощено монастырскими постройками, и ни в каких источниках его название больше не встречалось.

Первый собор монастыря был деревянным. Каменный собор был выстроен в 1207 году по заказу новгородского боярина Фёдора Пинещинича. Этот храм по своему виду был похож на новгородскую церковь Спаса на Нередице 1198 года, но меньше по размерам. Это был четырехстолпный трехабсидный и, видимо, одноглавый храм характерного для Новгорода рубежа XII–XIII веков вида и типа.

Собор был сразу после строительства расписан фресками.

В 1372 году рухнувший к тому времени собор 1207 года был выстроен практически заново, он стал, видимо, одноабсидным, стены же и столбы нового храма были поставлены на нижние части стен храма 1207 года. Разорённый в годы шведской оккупации 1611–1617 годов монастырь полвека находился в запустении, а в 1667 году был приписан к Юрьеву монастырю, став его «больничной палатой». В 1716 году храм был отремонтирован.

Дальнейшая история с XIX в. связана с именем новгородского помещика отставного прапорщика Василия Ивановича Семевского.

Семевские ведут своё происхождение от польского выходца Яна Семевского, переселившегося в начале XVIII века из Витебской губернии в Псковскую. Василий Иванович Семевский родился 25 декабря 1753 года в г. Торопце. Большинство представителей рода Семевских выбирали военную службу, и Василий Иванович тому не исключение. Согласно формулярному списку, он начал военную службу 1 января 1775 года в Молдавском Гусарском полку капралом. В военных компаниях и сражениях В. И. Семевский не участвовал, и в 1780 году вышел в отставку в чине прапорщика.

С 1780-х годов Василий Иванович Семевский с братом Егором Ивановичем занимались прибыльным делом – винными откупами в Псковской и Новгородской губерниях.

Предпринимательская деятельность Семевских создала хорошую материальную базу для приобретения поместий. С 1783 года они начали активно скупать земли в Псковской губернии: в Великолукском, Торопецком и Холмском уездах. С 1799 года В. И. Семевский приобретал земли в Новгородском уезде Новгородской губернии (в окрестностях Новгорода). В сентябре 1806 года он купил земли села Ракома с частью Троицкого Поозерья с деревнями, пустошами и пожнями, которые по плану генерального межевания 1778 года принадлежали действительному статскому советнику Александру Ивановичу Дебрессану (директору Императорской шпалерной мануфактуры в Новгороде в 1770-х годах), а затем его сыну, переводчику иностранной коллегии, Павлу Александровичу.

По плану генерального межевания 1778 года в дачу села Ракома входили земли на левом берегу Волхова у Мячинского озера близ Юрьева монастыря. Именно здесь в начале XIX века, рядом с деревней Горка, отставной прапорщик Василий Иванович Семевский начал обустраивать небольшой усадебный комплекс.

Усадьба с жилыми и хозяйственными постройками представлена на Топографической карте Новгорода с окрестностями 1819 года (илл. 7).

Данная усадьба имела типичную для усадеб начала XIX века планировочную структуру, которая традиционно состояла из трех частей: центральной (парадной), хозяйственной зоны («двор») и регулярного парка.

Центральная часть включала господский дом с парадным въездом с западной стороны. Дом был заложен на южном берегу озера Мячино с видом на живописные окрестности Новгорода примерно на рубеже 1810-х годов. Автор проекта здания пока не установлен. Между домом и озером был выкопан искусственный пруд прямоугольной формы с живописным островком в центре.

Хозяйственный двор располагался за главным домом (к югу) и включал комплекс различных построек (людские, кухни, оранжереи, погреба, амбары, конюшни, каретники и пр.) со своей обособленной территорией. Хозяйственная зона функционально была тесно связана с главным домом, который имел с юга отдельный вход. Непосредственно к хозяйственным постройкам с юга примыкал фруктовый сад, также входивший в эту зону.

Регулярный парк включал дубовую аллею, которая вела от главного дома к востоку – к церкви Святого Великомученика Пантелеймона. Церковь хотя и не входила в границы усадьбы, находилась под опекой её владельцев и была пространственно связана с господским домом главной аллеей. По инициативе В. И. Семевского и по благословлению епископа Старорусского Антония, в 1808 году древний храм «из-за ветхости» был разобран, а в 1810 году на средства Семевского на том же месте построена новая каменная церковь с теплым приделом Тихвинской Божьей Матери и колокольней над папертью с пятью колоколами. В июле 1811 года храм освятил преосвященный Иоасаф, епископ Старорусский. Богослужения в церкви проводили иеромонахи Юрьева монастыря.

Василий Иванович был женат на Прасковье Ивановне (1751-1831гг.; девичья фамилия неизвестна) и имел пятерых детей: трех сыновей – Николая, Арсения и Константина, двух дочерей – Варвару и Александру.

Сыновья В. И. Семевского, закончив кадетские корпуса, проходили военную службу. Старший сын - Николай Васильевич (1784-1848), во время Отечественной войны 1812 года состоял в рядах новгородского ополчения; в 1813 году участвовал в заграничном походе в Пруссию, принимал участие в битве при Данциге.

Второй сын Василия Ивановича Семевского – Арсений (1795 – 1840) в возрасте 23 лет служил штабс-ротмистром при генерале Васильчикове, в 1822 г. ушел в отставку капитаном. На гражданской службе Арсений Васильевич достиг чина надворного советника.

Судьба Константина - третьего сына Василия Ивановича Семевского - трагична. Он служил корнетом в кавалергардском полку, умер в возрасте 18 лет. Первоначально Константин Семевский был похоронен в Витебске в монастыре Святого Марка. В 1822 году Арсений Семевский (по просьбе своих родителей) получил официальное разрешение в МВД (Департаменте исполнительной полиции) перевезти тело брата, Константина Семевского, в имение отца в село Горку Новгородского уезда Новгородской губернии.

В 1828 году к нему с предложением покупки усадьбы близ Юрьева монастыря обратилась камер-фрейлина Императорского Двора графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (илл. 8, 9).

А. А. Орлова-Чесменская, единственная дочь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и Авдотьи (Евдокии) Николаевны Лопухиной, родилась 2 мая (по ст. ст.) 1785 года в Москве. Отец Анны, Алексей Григорьевич Орлов (1737 - 1808) – граф, генерал-аншеф, участник дворцового переворота 1762 года, приведшего к власти Екатерину II. Он был одним их самых знатных и влиятельных вельмож Екатерининской эпохи. 6 мая 1782 года 45-летний граф женился на 19-летней Авдотье Лопухиной (1761-1786) (илл. 10, 11). 20 августа 1786 года мать Анны при родах сына умерла (мальчик скончался через год после своего рождения). Рано лишившись матери, Анна осталась на попечении отца. Алексей Григорьевич сосредоточил все внимание на воспитании дочери. В наставники граф приглашал самых образованных людей. На восьмом году жизни Анна была пожалована во фрейлины за особые заслуги отца, а в 11 лет была привезена отцом в Петербург и представлена императрице.

В 1808 году после кончины А. Г. Орлова 23-летняя Анна осталась единственной наследницей богатейшего состояния. Её дядя, Владимир Григорьевич Орлов стал Анне вместо отца, окружил племянницу вниманием, старался развеять её печаль. На предложение дяди переселиться к нему, Анна ответила отказом и отправилась в паломничество по монастырям, сначала в Киев, затем в Ростов, где познакомилась со старцем Свято - Яковлевского монастыря Амфилохием. Он и стал первым духовным отцом графини (имел сильное на неё влияние). После смерти Амфилохия, духовным отцом Анны Алексеевны стал мало известный тогда монах Александро-Невской лавры Фотий (в миру Пётр Никитич Спасский (1792-1838), из семьи чтеца Никиты Фёдорова при церкви Спасского погоста села Ям – Тёсово Новгородского уезда). В 1822 году Фотий стал настоятелем Новгородского Юрьева монастыря (илл. 12).

Расположение имения В. И. Семевского рядом с Юрьевым монастырём и привело архимандрита Фотия к мысли предложить графине А.А. Орловой купить эту усадьбу, куда она могла бы приезжать и жить без лишних пересудов. Василий Иванович Семевский проживал в имении непостоянно, он часто бывал в своих поместьях в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии, жил в Санкт - Петербурге и в двухэтажном доме в селе Ракомо Новгородского уезда. Поэтому на выгодное предложение о продаже усадьбы сразу ответил согласием.

Процесс покупки усадьбы занял достаточно длительное время. 26 апреля 1828 года в Санкт-Петербурге графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и новгородский помещик отставной прапорщик Василий Иванович Семевский подписали предварительное соглашение о купле – продаже имения со всем господским каменным, и деревянным и всякого рода строением, оранжерею, садом и со всеми в них произрастаниями, и с принадлежащей как к оной даче, так и к двум, неподалёку от оной дачи состоящим деревням: Горкам и Ушковой, пахотною и непахотною землёй, сенными покосами и другими угодьями».

За приобретённое имение графиня А.А.Орлова - Чесменская заплатила В. И. Семевскому 75 тыс. рублей ассигнациями, причём 25 тыс. рублей дала в задаток при подписании предварительного соглашения, а остальные 50 тыс. рублей при заключении купчей крепости. В свою очередь, Василий Иванович Семевский обязался в течение не более двух лет выселить своих крестьян из деревень Горки и Ушкова (по 8 дворов в каждой), земли которых входили в состав проданной графине дачи.

После завершения сделки А.А. Орлова - Чесменская пожертвовала поместье в пользу Юрьева монастыря в вечное владение на общественное монастырское содержание с условием, что земля, в которой графиня не нуждалась, сразу поступала во владение монастыря, а дом и сад – только после её кончины.

Весной 1829 года начались работы по переустройству усадьбы, которыми руководил архимандрит Фотий. Анна Алексеевна в это время сопровождала императрицу Александру Фёдоровну в заграничной поездке. Фотий лично контролировал все отделочные работы в особняке и периодически сообщал о них графине в письмах: «В доме твоем уже делаются печи» (8 мая 1829 года), «Дом твой почти совсем отделан, расписан, и полы выкрашены и нужное исправлено, весь как новый» (19 июня 1829 года). «Дом весь снаружи и внутри исправлен очень хорошо, так что ты не узнаешь, так изменился» (9 июля 1829 года). Из переписки архимандрита Фотия и графини А.А. Орловой за 1829 год видно, что к июлю 1829 года ремонт дома был закончен.

В отделе письменных источников Новгородского музея-заповедника хранится чертеж с изображением планов этажей и северного фасада «Дарственного двухэтажного каменного дома Графинею Орловой – Чесменской Юрьеву монастырю в 1828 году» (илл. 13).

Особняк представлял собой каменное двухэтажное почти квадратное в плане здание с четырехскатной крышей и бельведером в виде восьмерика с пологим куполом и шпилем (илл. 14). Бельведер не сохранился до наших дней, точных сведений о времени его разборки нет. На фотографиях начала XX века, 1920-х годов бельведер ещё существует (илл. 15-16).

Фасады дома отличались строгой симметричностью, характерной для архитектуры классицизма.

План верхнего этажа представлен на чертеже с подробной экспликацией, которая дает точное представление о внутренней планировке дома (илл. 17). На верхний этаж вела парадная лестница, располагавшаяся в юго-западной части здания. Здесь находились жилые и парадные комнаты, традиционно расположенные по принципу круговой анфилады: зала (она же столовая), две малые гостиные и одна большая, спальня, кабинет, перед ним небольшая комната для прислуги, буфет, малая лестница на нижний этаж, сени, из которых лестница вела на чердак и бельведер. На первом этаже дома находились контора, казначейская, камердинерская комнаты и другие службы.

Отделка помещений была выполнена с аристократической изысканностью. В новое имение графини стали доставлять вещи из её контор в Санкт-Петербурге и Москве. Уже 23 марта 1829 года управляющий графини в Санкт-Петербурге Дмитрий Кириллович Белозеров отправил в усадьбу «…3 ящика с зеркалами, столами и шкафчиками». Все вещи на мызе принимал смотритель дома – Селиван Афанасьев.

Комнаты обставлялись роскошной мебелью, наполнялись картинами, скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства. Большую гостиную украсили четыре картины в рамах орехового дерева с изображением знаменитого Чесменского боя. В третьей гостиной висел портрет архимандрита Фотия в рост в позолоченной раме. Еще два портрета Фотия - один на стекле, другой в позолоченной раме - находились в спальне графини. Во всех жилых и парадных комнатах было множество икон.

Некоторым изменениям подвергся хозяйственный двор, находящийся в непосредственной близости от господского дома. На мызе Фотий разместил пасеку и ферму. Ремонтные работы были проведены на скотном дворе, а также в помещениях, предназначенных для проживания прачек и скотниц. О своих планах он сообщал графине в письме от 1 апреля 1829 года: «… постараюсь на мызе сделать пчельник, а коровник поместить на дворе. Я весьма буду рад, когда и прачки и коровницы, т.е. женский пол весь перейдёт на горку, т.е. на мызу, в те места, где будет подальше от монастыря».

Осенью 1829 года закончились работы по планировке усадебного пейзажного парка, для которого из Петербурга были доставлены вязы (100 шт.), липы (100 шт.), ели (100 шт.), можжевельник (100 шт.). В октябре 1829 года крестьяне из близлежащего села Ракомо Василий Лебедев и Борис Иванов посадили на мызе 210 тополей и 65 пучков лозы.

Фруктовый сад, расположенный в южной части имения, пополнился новыми насаждениями. Из Московской конторы графини были выписаны яблони разных сортов – 190 деревьев (титовские, боровинки, кривоспицы, венгерки белые и красные и пр.), крыжовник – 200 кустов (разных сортов), смородина белая – 20 кустов. Садовники Иван Шибаков и Иван Харламов посадили вишни, груши, чернослив, барбарис. В оранжереях графини на мызе росли персики, абрикосы, виноград, груши, сливы; в теплицах - огурцы, салат, шампиньоны; в парниках – арбузы и дыни. А. А. Орлова увлекалась садоводством и нанимала для этой цели вольных рабочих. Девушкам графиня платила по восемь рублей в месяц жалованья, мужчины получали вдвое больше.

По просьбе Архимандрита Фотия летом 1829 года на деньги графини была проведена дорога через болотистую низину от Юрьева монастыря к мызе до церкви Святого Великомученика Пантелеймона. Возвышение дороги с трамбовкой и обивкой откосов дёрном выполнили солдаты под руководством унтер – офицера Фёдора Андреева. По краям для укрепления дороги от весеннего половодья были посажены ивы.

К октябрю 1829 года были закончены работы и по строительству каменного шоссе от Юрьева монастыря до церкви Благовещения на Мячине, начатые ещё осенью 1828 года. Новая дорога обеспечила более короткий путь в Новгород. Ранее она проходила от церкви Благовещения полукружьем через деревню Ращеп к Юрьеву монастырю (с южной стороны). По прямой линии попасть в монастырь было невозможно из-за болотистой низины, затопляемой водою. На строительстве дороги работали военные поселяне под руководством генерала А. Х. Эйлера. Полотно дороги было засыпано щебёнкой и песком и утрамбовано, барьеры выложены камнем, откосы обиты дёрном, а по краям шоссе для укрепления в несколько рядов были посажены верба и лоза. Дорога с тремя мостами, длиною в 2 версты и 7 саженей (2200 м), шириною по верху – 4 сажени (8,5 м), по низу – 12 саженей (25,5 м) обошлась А.А. Орловой-Чесменской в 56 200 рублей. 19 октября 1829 года архимандрит Фотий писал Анне Алексеевне: «Работа кончилась, и я вчера первый раз проехал по новой дороге в город». Некоторые доработки шоссе производились в 1830, 1831 годах, а к 1834 году была проведена дорога от церкви Благовещения на Мячине до городской Белой башни. Дороги, проведенные для более удобного сообщения с городом, со всей приобретенной под них землёй были подарены графиней в вечное владение Юрьеву монастырю.

Графиня приехала в свое новое имение летом 1829 года, вернувшись из заграничной поездки. Проживание А.А.Орловой на мызе не было постоянным. Будучи камер – фрейлиной императриц Марии Фёдоровны, Елизаветы Алексеевны и Александры Фёдоровны, графиня сопровождала их в поездках по стране и за границей. Кроме того, она часто посещала святые места и храмы, монастыри и лавры.

Постепенно пребывание графини в новгородском имении становилось более длительным, о чем свидетельствуют воспоминания современников и другие документальные источники. Она приезжала сюда в день своего ангела, на монастырские праздники и проживала во время постов.

В новгородском имении А. А. Орловой-Чесменской были деревянные конюшни, в которых содержались шесть заводских вороных меринов и пять рабочих меринов. Каретный сарай на мызе был рассчитан на 12 экипажей.

Поскольку усадьба не являлась крупным хозяйственным комплексом, штат дворовых людей был по тем временам небольшим. На мызе числилось дворовых 29 человек мужского пола: смотритель дома - Селиван Афанасьев, писарь и коновал – Иван Филиппов, садовники - Александр Козмин, Фадий Акимов, Семен Петров, кучера - Козьма Дмитриев, Иван Минаев, Иван Садовников, повара - Аким Мефодиев, Иван Петров, Федор Фаднев, хлебники - Григорий Иванов, Иван Михайлов, портные - Василий Ильин, Андрей Алексеев, Петр Фаднев, сапожники - Иван Васильев, Алексей Родионов, Яков Семенов, слесари – Иван Васильев, Филипп Петров, кузнецы – Яков Павлов, Фёдор Данилин, игорник – Василий Семёнов.

Повара графини на мызе могли поспорить с поварами лучших столичных особняков. Регулярно из Санкт - Петербурга и Москвы в новгородское имение А.А. Орловой-Чесменской привозили осетров, белуг, стерлядей, лососей, кадки с мёдом, бочонки с икрой, ореховым маслом и пр.

Кроме «полезных служителей» у графини были и «служители искусств» - архитектор Федор Дмитриев и ученик живописи Иван Федоров. Помимо дворовых людей, различные работы на мызе выполняли вольнонаемные, в числе которых были живописцы, маляры, штукатуры, плотники, чернорабочие (всего 21 человек мужского пола).

Вдали от светской жизни, под влиянием духовного отца А.А. Орлова-Чесменская надеялась обрести покой. Проживая в имении, графиня ежедневно посещала Юрьев монастырь, никогда не пропускала службы, соблюдала все посты. Она раздавала милостыню, устраивала бесплатные обеды, оказывала помощь по поданным прошениям.

Новгородское имение графиня называла не иначе как «мирным своим уединением» от всей суетной жизни, о чем постоянно говорила в письмах к современникам: «… собираюсь скоро переехать в моё мирное уединение, где желаю побыть в тишине всё лето» (9 мая 1841 г.), «…с Великого поста благодаря решение Богу блаженствую в мирном своём уединении, которое мне день ото дня делается приятнее и милее» (10 мая 1843 г.). Свои письма из Новгорода графиня так и подписывала: «Уединение».

Биограф А. А. Орловой, Николай Васильевич Елагин, писал о пребывании графини в новгородском имении: «Там было отрадное уединение избравшей себе это место последним приютом. Там окружали Графиню Анну со всех сторон величественные святыни древнего Новгорода, ибо куда только ни обращала она взор, отовсюду приветствовал и осенял её многоглавый великий город, бесчисленными своими храмами и обителями»[1].

Графиня А. А. Орлова-Чесменская ассигновала огромные суммы на строительство и украшение Юрьева монастыря, ни в чём не отказывала своему духовному отцу. Обозы от графини шли из Петербурга и Москвы. Большие средства жертвовала Анна Алексеевна Деревяницкому, Сковородскому, Духову и другим новгородским монастырям.

А. А. Орлова-Чесменская жила в новгородской усадьбе и после смерти архимандрита Фотия (умер в 1838 году), продолжала оказывать Юрьевской обители щедрую помощь. Пережив своего духовного отца на десять лет, Анна Алексеевна скончалась внезапно 5 октября (по ст. ст.) 1848 года в Юрьевом монастыре «в три четверти шестого часа на руках своего домашнего врача И. И. Европеуса». В сопровождении доктора тело графини отправили в дом на мызу. Засвидетельствовав факт смерти, И. И. Европеус сообщил об этом губернатору и губернскому предводителю дворянства. Три дня тело А.А. Орловой находилось в доме, затем было отправлено в Юрьев монастырь. 10 октября 1848 года на отпевании гр. А. А. Орловой-Чесменской в Юрьевом монастыре присутствовали знатные особы из Петербурга и Москвы. Из Георгиевского собора, в котором совершалась литургия, гроб с телом графини был перенесён в нижнюю церковь Похвалы Пресвятой Богородицы и положен в мраморный склеп рядом с гробом архимандрита Фотия.

Незадолго до смерти , 5 июля 1848 года в Новгороде, графиня составила духовное завещание, на принадлежащее ей движимое и недвижимое имение и капиталы, с назначением своего двоюродного брата графа Алексея Фёдоровича Орлова душепрказчиком. (Илл. 18)

Всё имущество графини было описано, и распределена огромная сумма – 2759100 рублей серебром! Немедленно были поставлены в известность наследники: Екатерина Владимировна Новосильцева (двоюродная сестра, на 10 лет старше А.А. Орловой), граф Виктор Никитич Панин (племянник), Владимир Петрович Давыдов (племянник), граф Николай Александрович Протасов (обер-прокурор Св. Синода). А.Ф. Орлов выслал им копии завещания.

Естественно, потрясающее впечатление произвело на всех крупное пожертвование – на 340 монастырей! Многие отдельные лица также получили долю наследства. Часть денег наследники направили на создание в Мариинской больнице в Москве «вечной кровати» в память графини Анны Алексеевны, а также выкупили из долговой тюрьмы 26 человек.

Близкие к графине люди получили не только деньги, но и её вещи. Многие вещи из гардероба Анны Алексеевны А.Ф. Орлов отправил монахиням, которые были дружны с графиней.

Многие вещи в домах графини были записаны, оценены и выставлены на продажу. Прежде всего были проданы драгоценные камни и изделия из них; большую часть купил императорский Кабинет – за 55487 руб. Часть вещей купили А.Ф. Орлов, В.П. Давыдов, В.Н. Панин.

Сохранились реестры бумаг, взятых графом А.Ф. Орловым из Кабинетов в домах графини в Санкт-Петербурге и Новгороде.

Что касается книг, которые, согласно завещанию графини, должны были оказаться в Юрьевом монастыре, известно, что туда поступило всего 137, об остальных сведений нет.

После смерти графини А. А. Орловой-Чесменской каменный дом на мызе со всем движимым в нем имуществом (иконами, картинами, серебром, мебелью, посудой, за исключением драгоценностей), а также со всеми при доме службами, пристройками, садом и оранжереей по завещанию поступили в полное владение Юрьева монастыря.

Внезапная смерть графини сохранила её вещи в том порядке, как она их оставила. Опись вещей в доме на мызе зафиксировала их привычное взаиморасположение. Все помещения усадебного дома были описаны с особой тщательностью.

Монастырь использовал мызу под разные нужды. Пустовавший долгое время бывший господский дом с 1867 года предоставлялся для проживания на летний период (с июня по октябрь) новгородскому губернатору с семейством. За аренду «каменного двухэтажного дома с каменною кухнею (при ней – два ледника), деревянных конюшен и каретного сарая, а так же сада для прогулок…» монастырь получал сто рублей серебром в год. К лету 1867 года особняк был полностью отремонтирован.

С 1893 по 1903 гг. на мызе Орловой располагалась богадельня для престарелых и заштатных лиц духовного звания на 12 человек, на содержание которой Юрьев монастырь расходовал 1056 руб. в год.

Часть земельных угодий, относящихся к мызе, с разрешения Епархиального начальства, сдавались в аренду крестьянам соседних сел.

Верхний этаж особняка, а также находящийся рядом деревянный флигель сдавались в летнее время дачникам за 325 руб. В деревянном сарае для них были устроены погреба. В одноэтажном каменном флигеле в одном помещении жил сторож, в другом была устроена баня, в третьем – погреб.

С 1914 по 1917 годы в доме Орловой располагался военный лазарет на 50 коек.

С 1918 года Орловская мыза была в распоряжении Отдела здравоохранения и использовалась под санаторий для детей. С осени 1919 года Губисполком передал бывший дворянский особняк Гублескому для устройства в нём больницы для рабочих, занимающихся сплавом леса.

В июле 1923 года Гублеском, использовавший ранее усадебный дом под больницу и амбулаторию, передал его Губернскому музейному комитету. Новгородские музейщики приняли решение использовать Орловскую мызу для создания музея быта. В доме сохранилось убранство и обстановка 30-40-х годов XIX века: мебель, фарфор, семейные портреты и картины, художественное стекло, хрусталь.

В сентябре 1923 года в дом графини А.А. Орловой, после небольшого ремонта здания, началось перемещение коллекций из музея Юрьева монастыря.

1 июля 1924 года музей открыл свои двери для посетителей. В экспозиции музейные сотрудники попытались воссоздать картину малой усадьбы 30-40-х годов XIX века. Экспозиция размесилась в 6 комнатах верхнего этажа дома. На нижнем этаже проживали заведующий музеем и сторож.  Музейные коллекции насчитывали 596 единиц. Основу фонда музея составила старинная мебель. По воспоминаниям сотрудника Губмузея С.М. Смирнова: «На стенах комнат висели портреты графини и её родных, старинные гравюры, картины. Было также небольшое собрание фарфора и стекла, остатки старинных сервизов и наборов». Сразу после открытия музей приобрел большую популярность. За первый месяц было зарегистрировано свыше 800 посетителей. Согласно статистике посещаемости музеев Новгородской губернии за 1924-1925 гг. он явно лидировал среди музеев быта. Несмотря на популярность, музей просуществовал меньше года. Основная причина закрытия – финансовая.

Предметы музейного значения – 102 единицы - поступили в основном в художественно-бытовой отдел историко-археологического музея, а также в музей древнего искусства. Часть старинной мебели, признанной не имеющей музейного значения, была передана в Дом коммуны.

Здание музея на Орловской мызе было передано с 1 июня 1925 года Губсобесу под Дом отдыха для рабочих с оставлением за Губмузеем общего контроля сохранности дома.

С конца 1920-х годов и до 1940-х годов в усадебном доме располагались различные учреждения.

В 1933 году здесь был Детский дом.

В 1936 году – колхозная школа для подготовки специалистов полеводства, овощеводства и животноводства. Михайлова Е.Д., 1911 г.р., жительница д. Расщеп, вспоминала: «… на мызе была роща «неба не видать». Я в 1936 году работала там, в колхозной столовой. В доме на 2 этаже учились животноводы, председатели колхозов. Внизу общежитие было. Наверху и клуб был. Столовая там же – внизу».

В годы Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по август 1942 года, в окрестностях Новгорода, в том числе и в Юрьевом монастыре дислоцировалась испанская Голубая дивизия. В её распоряжении находился дом на бывшей Орловской мызе для проживания рядового и офицерского состава.

 

 

Систематизированные историко-архивные материалы легли в основу научного обоснования проекта реставрации усадебного комплекса и разработки концепции создания в залах второго этажа дома А. А. Орловой экспозиции, посвященной дворянскому быту первой половины XIX века и истории владельцев имения.

Проект реставрации господского дома предполагает восстановление первоначального облика памятника. В результате производства зондажей выявлены детали оформления фасадов, местоположение многих первоначальных проемов, определены цвета первоначальной покраски фасадов. Согласно проекту реставрации восстанавливаются фасады здания, главный вход на западном фасаде, первоначальная форма крыши с устройством бельведера, слуховых окон, водосточных и печных труб.На южном фасаде у служебного входа будет восстановлено каменное крыльцо, заменены столярные заполнения оконных и дверных проемов по историческим образцам.

Восстанавливается первоначальная внутренняя планировка помещений: анфилада, парадная лестница, лестница на чердак и в бельведер, утраченные части стен, первоначальные проемы и первоначальный уровень полов.

Экспозиция «Дворянский быт» разместится в пяти парадных и жилых комнатах второго этажа – в зале (столовой), трёх гостиных (двух малых и одной большой) и спальне. В них будет представлен интерьер дворянского особняка первой половины XIX века с учетом расстановки предметов в соответствии с описью имущества дома во времена владения А. А. Орловой-Чесменской. В фондах Новгородского музея-заповедника хранятся единичные мемориальные предметы, принадлежавшие А. А. Орловой-Чесменской (из довоенных коллекций). В состав коллекции портретной миниатюры входят ряд миниатюр XVIII – XIX веков из собрания Анны Алексеевны. Среди них портреты графов Г. Г. Орлова, А. Г. Орлова-Чесменского. В фонде изобразительного искусства хранится литография в рамке с изображением А. А. Орловой-Чесменской. (Рис. 6) Из довоенных коллекций в фонде фарфора, стекла и керамики имеются три предмета, подаренные графиней А.А. Орловой-Чесменской в Свято-Юрьев монастырь (блюдорубинового стекла с позолоченной отделкойи монограммой,графинс позолотой и росписью,маленькийковш (к графину)с позолотой и росписью). В коллекциях рукописных и старопечатных книг и декоративно – прикладного искусства также хранятся предметы из собрания А. А. Орловой-Чесменской, некоторые из которых представлены на выставке «Ювелирное искусство V-XIX веков в собрании Новгородского музея» во Владычной палате Новгородского кремля. В отделе письменных источников Новгородского музея хранятся письма Архимандрита Фотия своей духовной дочери Анне Орловой, чертежи дома и фотодокументы, иллюстрирующие историю усадебного дома.

На первом этаже дома А. А. Орловой после реставрации разместятся новая этнографическая экспозиция с использованием инновационных технологий и интерактивная площадка для проведения программ, мастер-классов, школьных абонементов и пр.

Составленные историко-архитектурный и ландшафтный опорный планы усадьбы Семевского – Орловой легли в основу проектных предложений по реставрации парка. В проекте, с учетом сложившейся планировочной структуры музея, предполагается восстановление исторической планировки усадьбы: основных аллей парка, дренажной системы, фруктового сада, расчистка территории от малоценных насаждений, дополнение утраченных деревьев (посадки саженцев), замена существующих покрытий дорожек на исторические (грунтовые, булыжник). Планируется реконструкция пруда: укрепление береговых откосов и острова с традиционным оформлением, воссоздание деревянной беседки и деревянного моста на острове. Территория парка будет оборудована малыми архитектурными формами (скамьи, беседки, мостики). Учитывая воссоздание аллей усадебного парка, разработана новая схема перемещения посетителей в восточной части музея.

     

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...