Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интеллекта (норма от 15 до 39 лет включительно)
ТЕСТ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕТЕНЦИИ БЕНТОНА Тест визуальной ретенции Бентона (Benton Test de RetentionVisuelle)
Методика исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия. Тест предложен А. Бентоном в 1952 г. Методика может применяться для обследования как взрослых, так и детей (А. Анастази, 1982). Материал теста включает 10 карт, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации. Каждое задание предъявляется с экспозицией в 10 с, после чего испытуемый воспроизводит изображение на листе бумаги или специальном бланке. Успешность оценивают по числу правильно воспроизведенных изображений. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативными данными (по шкале IQ-показателя стандартного), однако значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуск отдельных фигур, повторение фигур, инверсия и нарушение последовательности элементов, комбинации изображений, выраженные деформации, «слипание» изображений и др. (А. Бентон, 1952). Основное направление использования: психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого и преклонного возраста. В клинической психодиагностике накоплен положительный опыт применения при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, эмоциональными расстройствами, с явлениями умственной отсталости. Имеются три эквивалентные формы Б. в. р. т. — С, D, Е (Параллельная форма теста), коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложненные формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Инструкция испытуемому: “Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются на карточке. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили, Вам понятно?” (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого). Экспериментатору: “Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7 секунд, особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение). Кодировка: 1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: “Оп” с указанием: a. Оп БП – Опущение Большой Правой. b. Оп БЛ – Опущение Большой Левой c. Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой. d. Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой. 2. Деформация фигуры – “Деф” (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ). 3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - “Перс” (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ). 4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90° или 180°) – “Рот”, например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ 5. Локализация (расположение фигуры) – “Лок”: Лок БП, Лок БЛ и т. д. 6. Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов. 7. Величина–“Вел”: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ.
Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитываются ошибки. Это могут быть: Типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: · перестановка главной фигуры справа налево · неправильное перемещение главной фигуры по вертикали · поворот вокруг оси малой или большой фигур · сознательный пропуск малой фигуры · сознательный пропуск элементов фигуры · поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры
Примеры «органических» ошибок: · полный или частичный пропуск малых фигур · повторение (дупликация) малых фигур · дупликация основной фигуры · расположение периферической фигуры между главными или внутри главной · поворот фигур на рисунке на 90о
Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: · тенденция к деформации фигур по размерам · повторение главной фигуры в одном и том же образце · повторение элементов фигуры в образце · контаминация (сплавление) фигур · тенденция к персеверации фигур · значительное искажение фигур · вставки в фигуры · полный пропуск образца
Интерпретация:сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.
Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня Интеллекта (норма от 15 до 44 лет включительно)
Поправки на возраст: · от 45 до 54 лет к оценке по Бентону прибавляется 1 балл · от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла · от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла · от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов
Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интеллекта (норма от 15 до 39 лет включительно)
Поправки на возраст: · от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка · от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки · от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет – можно отнять 4–5 ошибок)
Из практики: · Больные с органическим поражением мозга обычно получают не более 4–5 баллов · Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов. · Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов. · Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при “Низком” или “Пограничном” интеллекте (см. таблицу).
Примечание: Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981). Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интеллекта в единицах IQ, на основе которого можно судить об “органическом” снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно используется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соответствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и “квалификации” (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру. Для удобства сравнивания количества ошибок “правой” и “левой” локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количество периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева).
Источники: · Патопсихологическая диагностика/Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986—280 с. · Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2007. — 688 с. — (Мастера психологии). · Benton, Arthur Lester (1992). Benton Visual Retention Test (5th ed.). San Antonio: The Psychological Corporation
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |