Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интеллекта (норма от 15 до 39 лет включительно)




ТЕСТ ВИЗУАЛЬНОЙ

РЕТЕН­ЦИИ БЕНТОНА



Тест визуальной ретенции Бентона

(Benton Test de RetentionVisuelle)

 

Методика исследования зри­тельной памяти, непосредственной репро­дукции, пространственного восприятия. Тест предложен А. Бентоном в 1952 г. Методика может применяться для обследования как взрослых, так и детей (А. Анастази, 1982).

Материал теста включает 10 карт, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации. Каждое задание предъявляется с экспо­зицией в 10 с, после чего испытуемый воспроизводит изображение на листе бумаги или специальном бланке. Успешность оценивают по числу правильно воспроиз­веденных изображений. Показатели ус­пешности выполнения могут быть соотне­сены с имеющимися нормативными дан­ными (по шкале IQ-показателя стандартного), однако значительно бо­лее важное место в интерпретации ре­зультатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выде­лению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического пора­жения головного мозга. Такими характер­ными ошибками могут быть: пропуск от­дельных фигур, повторение фигур, инвер­сия и нарушение последовательности эле­ментов, комбинации изображений, выра­женные деформации, «слипание» изобра­жений и др. (А. Бентон, 1952).

Основное направление использова­ния: психодиагностическое обследование лиц с органической цере­бральной патологией, а также испыту­емых пожилого и преклонного возраста. В клинической психодиагностике накоп­лен положительный опыт применения при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репро­дукции у больных шизофренией, эмоцио­нальными расстройствами, с явлениями умственной отсталости.

Имеются три эквивалентные формы Б. в. р. т. — С, D, Е (Параллельная форма теста), коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложненные фор­мы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур.

Инструкция испытуемому: “Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются на карточке. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили, Вам понятно?” (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору: “Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7 секунд, особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение).

Кодировка:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: “Оп” с указанием:

a. Оп БП – Опущение Большой Правой.

b. Оп БЛ – Опущение Большой Левой

c. Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

d. Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – “Деф” (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - “Перс” (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90° или 180°) – “Рот”, например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ

5. Локализация (расположение фигуры) – “Лок”: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

6. Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов.

7. Величина–“Вел”: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ.

 

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитываются ошибки. Это могут быть:

Типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых:

· перестановка главной фигуры справа налево

· неправильное перемещение главной фигуры по вертикали

· поворот вокруг оси малой или большой фигур

· сознательный пропуск малой фигуры

· сознательный пропуск элементов фигуры

· поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры

 

Примеры «органических» ошибок:

· полный или частичный пропуск малых фигур

· повторение (дупликация) малых фигур

· дупликация основной фигуры

· расположение периферической фигуры между главными или внутри главной

· поворот фигур на рисунке на 90о

 

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии:

· тенденция к деформации фигур по размерам

· повторение главной фигуры в одном и том же образце

· повторение элементов фигуры в образце

· контаминация (сплавление) фигур

· тенденция к персеверации фигур

· значительное искажение фигур

· вставки в фигуры

· полный пропуск образца

 

Интерпретация:сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.

 

Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня

Интеллекта (норма от 15 до 44 лет включительно)

 

Оценка по Бентону Уровень интеллекта Оценка IQ по Stanford- Binet Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)
10 На много выше среднего   Высокая и очень высокая норма
9 Выше среднего выше 109 Хорошая норма
8 Средний уровень 95 – 109 Средняя норма
7 Низкий, малоодаренный 80 – 94 Низкая (плохая) норма
6 Пограничный 70 – 79 Пограничная зона
5 Слабоумие Ниже 70 Умственный дефект

Поправки на возраст:

· от 45 до 54 лет к оценке по Бентону прибавляется 1 балл

· от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

· от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

· от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов

 

Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня

интеллекта (норма от 15 до 39 лет включительно)

 

Кол-во ошибок по Бентону Уровень интеллекта Оценка IQ по Stanford-Binet Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)
0 На много выше среднего выше 109 Высокая и очень высокая норма
1 Выше среднего   Хорошая норма
2 Хорошая - средняя 105-109

Средняя норма (три подуровня)

3 Средний уровень 95-104
4 Низко-средняя 90–94
5 Малоодаренный 80–89 Низкая (плохая) норма
6 Пограничный 70–79 Пограничная зона
7 Слабоумие ниже 70 Умственный дефект

 

Поправки на возраст:

· от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка

· от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки

· от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет – можно отнять 4–5 ошибок)

 

Из практики:

· Больные с органическим поражением мозга обычно получают не более 4–5 баллов

· Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

· Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

· Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при “Низком” или “Пограничном” интеллекте (см. таблицу).

 

Примечание:

Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).

Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интеллекта в единицах IQ, на основе которого можно судить об “органическом” снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно используется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соответствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и “квалификации” (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру.

Для удобства сравнивания количества ошибок “правой” и “левой” локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количество периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева).

 

Источники:

· Патопсихологическая диагностика/Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986—280 с.

· Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2007. — 688 с. — (Мастера психологии).

· Benton, Arthur Lester (1992). Benton Visual Retention Test (5th ed.). San Antonio: The Psychological Corporation

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...