Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какое из высказываний характеризует натуралистическое понимание истории (общества) и ход ее (его) развития?




Вариант 1

 

1. Какое из перечисленных философских направлений утверждает трагичность человеческого существования?

а) Экзистенциализм

б) Структурализм

в) Персонализм

г) Неотомизм

 

2. Одним из разделов философии является философская «антропология», что является предметом ее исследования?

а) Учение о познании и истинности знаний.

б) Учение об обществе и его структуре.

в) Учение о ценностях и их формах.

г) Учение о человеке, его происхождении, сущности и преобразующей деятельности.

 

3 .Человек одновременно и биологическое и социальное существо. Укажите, каково соотношение их, и как они влияют на поведение человека

а) Человек и его поведение определяются биологическими законами.

б) Человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение.

в) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение большое влияние оказывают и биологические факторы.

г) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.

 

Какое из указанных высказываний отражает социальную сущность человека?

а) «Человек – это двуногое существо, лишенное перьев» (Платон)

б) «Человек – это политическое животное» (Аристотель)

в) «Человек – машина» (Ламетри)

г) «Человек – это творение природы» (Гольбах)

 

5. В каком произведении наиболее полно выражена теория антропогенеза?

а) Энгельс Ф. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

б) Кант И. «Предполагаемое начало человеческой истории»

в) Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»

г) Бердяев Н.А. «О назначении человека»

 

Какое положение характеризует объективно - идеалистическое понимание истории (общества) и причину ее (его) развития?

а) История есть саморазвитие духа во времени (Гегель)

б) Всемирная история есть история великих людей, потрудившихся здесь, на земле (Т.Карлейль)

в) Основой общества является производство материальных благ (К. Маркс)

г) История общества обусловлена климатом, природными условиями (Ш. Монтескье)

 

7. Какое одно из указанных определений понятия «свобода» принимается такими философами, как Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс?

а) Свобода – возможность поступать, так как хочется.

б) Свобода – надуманное, нереальное понятие.

в) Свобода – это познанная необходимость.

г) Свобода есть отсутствие всяких препятствий.

 

Как называется в марксизме «исторический тип» общества, который характеризуется «определенным способом производства»?

а) Социально-экономическая ячейка людей

б) Общественно-экономическая формация

в) Культурно-цивилизованный этап в развитии общества

г) Социальная совокупность людей, образуемая моральными связями

 

9. Общественное сознание (ценностные формы культуры) имеет свои формы. Какая из перечисленных пар не входит в эти формы?

а) Политика и право

б) Этика и эстетика

в) Религия и философия

г) Аксиология и антропология

 

10.Что такое «экологический императив»?

а) «Золотое правило нравственности»

б) Изучение глобальных моделей развития человечества

в) Современная теория эволюции

г) Учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества.

 

11. Как определяется истина в рамках классической теории познания?

а) Истина – это часть опыта, озаренная сознанием

б) Истина – это реально существующие вещи, явления, процессы

в) Истина – это соответствие наших мыслей (знаний) реальности

г) Истина – это правда, признаваемая людьми

 

12. Какому философскому направлению присуще утверждение, что «мозг вырабатывает мысли так же, как печень выделяет желчь»?

а) Объективному идеализму

б) Субъективному идеализму

в) Вульгарному материализму

г) Диалектическому материализму

 

 

Вариант 2

1. Какое философское учение трактует сознание как «субъективный образ объективного мира»

а) Последовательный материализм

б) Субъективный идеализм

в) Объективный идеализм

г) Диалектический материализм

 

2. Что означает понятие «антропогенез»?

а) Учение о приматах

б) Единый процесс становления человека

в) «Теория общественного договора» Руссо

г) Эволюционная теория Дарвина

 

3. Какое из указанных высказываний отражает биологическую сущность человека?

а) Человек – совокупность общественных отношений (К. Маркс)

б) Человек – мыслящий тростник (Б. Паскаль)

в) Человек есть животное, создающее орудие труда (Б. Франклин)

г) Человек – венец природы (Л. Фейербах)

 

4. Каково соотношение понятий «человек» и «личность»?

а) «Человек» и «личность» тождественные понятия.

б) «Человек» и «личность» понятия исключающие друг друга.

в) «Человек» - родовое понятие, а «личность» видовое, - указывающее на социализированность человека и его ответственность как субъекта общественных отношений.

г) Понятие «личность» шире понятия «человек».

 

Какое из высказываний характеризует натуралистическое понимание истории (общества) и ход ее (его) развития?

а) Определяющим условием общественного развития является материальное производство.

б) Главным фактором существования общества являются природные, климатические условия.

в) Деятельность великих людей (королей, полководцев) – вот основа развития общества.

г) Мировой дух определяет ход мировой истории.

 

6. Какой постулат о связи человека и общества наиболее полно характеризует реальное положение личности в обществе?

а) «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (Ленин)

б) «Человек не свободен ни на одну минуту своей жизни» (Поль Анри Гольбах)

в) «Наша свобода заключается в том, что мы не осознаем нашей зависимости» (Чаадаев)

г) «Человек – это свобода, и человек обречен на свободу» (Жан - Поль Сартр

 

7. Согласно К. Марксу, история человечества развивается как последовательная смена общественно – экономических формаций. Чем отличается одна формация от другой, или какой ее элемент является определяющим?

а) Уровнем развития культуры

б) Научно - техническим состоянием общества

в) Способом производства

г) Уровнем развития надстроечных элементов

 

8. Как называется древнейшая ценностная форма культуры (форма общественного сознания), зародившаяся в первобытном обществе как социально – духовный инструмент, саморегулирования отношений между людьми?

а) Политика

б) Право

в) Мораль

г) Философия

 

9. Что является причиной, источником функционирования и развития общества с точки зрения марксизма?

а) Способ производства материальных благ.

б) Идеалы и устремленность к ним.

в) Система целей людей и средства их достижения.

г) Накопление знаний и их реализация для блага общества.

 

10. Что означает термин «ноосфера»?

а) Система взаимодействия индивида и общества.

б) Сфера господства разума в целенаправленной преобразовательной деятельности человека.

в) Изучение глобальных проблем общества.

г) Отсутствие разумной стратегии развития общества.

 

11. Сенсуализм - это направление в философии, признающее единственным источником познания ощущения. Какое изречение наиболее полно характеризует сенсуализм?

а) «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах (ощущениях)» (Джон Локк)

б) «Нет ничего в разуме (интеллекте), чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума (интеллекта)» (Готфрид Лейбниц)

в) «Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами» (Людвиг Фейербах)

г) «Невозможно достигнуть никакого знания иначе, как путем интуиции ума и дедукции» (Рене Декарт)

 

12. Какому философскому направлению присуще утверждение, что сознание существует как самостоятельная субстанция наряду с материальной субстанцией?

а) Идеализму

б) Дуализму

в) Материализму

г) Солипсизму

 

 

Вариант 3

 

1. Укажите направление философии, для которого характерно преувеличение значения воли в деятельности человека.

а) Фатализм

б) Волюнтаризм

в) Индивидуализм

г) Рационализм

 

2. Как взаимосвязаны природа и общество?

а) Человек целиком и полностью зависит от природы.

б) Человек есть воплощение духа, а природа – неживая материя.

в) Природа является необходимым условием существования и развития общества.

г) Человечество может существовать вне природы.

 

3. Как называется религиозное учение о сотворении мира из ничего?

а) Эволюция

б) Революция

в) Эклектика

г) Креационизм

 

4. Как называется процесс становления человека и общества?

а) Антропосоциогенез

б) Эволюция

в) Онтогенез

г) Филогенез

 

5. Что является предметом философии с точки зрения Фейербаха?

а) Философия – это учение о природе.

б) Философия – это учение о космосе.

в) Философия – это учение о познании.

г) Философия – это учение о человеке.

 

6. Кто разработал теорию общественно-экономической формации?

а) Гегель

б) Руссо

в) Маркс

г) Вольтер

 

7. Как называется философское учение о ценностях, их природе и роли в жизни человека и общества?

а) Онтология

б) Гносеология

в) Аксиология

г) Философская антропология

 

8. Кому из античных философов принадлежит мысль, что добродетель есть знание: знающий доброе будет поступать по-доброму, зло происходит только от невежества?

а) Сократу

б) Платону

в) Аристотелю

г) Эпикуру

 

9. Что является у человека внутренним регулятором поведения в рамках морали?

а) Совесть

б) Своеволие

в) Знание

г) Напористость

 

10. Как называется наука об управлении в сложных динамических системах?

а) Логика

б) Кибернетика

в) Геометрия

г) Гносеология

 

11. Что же такое относительная истина?

а) Истина - отношение между идеей и фактом

б) Истина – красота, гармоничность, непротиворечивость теории

в) Знания, содержание которого требует дополнений и уточнений в конкретных условиях

г) Истина – это содержание человеческого сознания

 

12. Что такое сознание?

а) Сознание - разновидность материи.

б) Сознание - атрибут (неотъемлемое свойство) всей материи.

в) Сознание - субъективная реальность.

г) Сознание - функция «мыслящих машин».

 

 

    

Вариант 4

1. Что такое эволюционизм?

а) Утверждение творческого начала, присущего человеческой деятельности.

б) Идея творения мира Богом из ничего.

в) Идея истечения мира от Бога, от более сложных форм к более простым.

г) Утверждение происхождения видов в ходе естественного отбора.

 

2. Кто из перечисленных мыслителей не является креационистом?

 а) П.Тейяр де Шарден                                    

 б) Ч.Дарвин

 в) В.Соловьев

 г) Аврелий Августин

 

3. Материалистическое понимание истории характеризуется:

а) Сведением социального к биологическому, природному.

б) Объяснением эволюции духовных процессов через эволюцию экономических отношений.           

в) Утверждением того, что основной движущей силой общественного прогресса является разум.

г) Отрицанием общественного прогресса.

 

4. Что такое волюнтаризм?

а) Отрицание объективной закономерности природных процессов.

б) Абсолютизация воли.

в) Утверждение предопределенности всего сущего.

г) Отрицание познаваемости мира.

 

5. Какая из перечисленных проблем не является глобальной проблемой?

а) Экологическая проблема

б) Энергетическая проблема

в) Проблема познаваемости мира

г) Проблема оружия массового уничтожения

 

6. Вставьте пропущенное слово: «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» / Протагор/

 а) Бог

 б) Общество

 в) Человек

 г) Природа

 

7. Людвиг Фейербах считал, что человек – это:

а) существо, сотворенное Богом.

б) существо, сформированное социальными обстоятельствами.

в) природное существо.

г) социально-природное существо.

 

8. Какое из этих определений человека принадлежит Тейяру де Шардену?

а) Человек – это существо политическое.

б) Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда.

в) Человек – это ось и вершина эволюции.

г) Человек есть совокупность всех общественных отношений.

 

9. Что означает кантовская «вещь в себе»?

а) Непознаваемую сущность вещей, мира

б) Конкретно-чувственные предметы

в) Абсолютную истину

г) Сложную субстанцию

 

10. Который из перечисленных методов познания не принадлежит уровню теоретического знания?

а) Эксперимент

б) Формализация

в) Исторический метод

г) Логический метод

 

11. Какая из указанных форм не относится к логическому уровню познания?

а) Понятие

б) Суждение

в) Умозаключение

г) Восприятие

 

12. Выберите высказывание, присущее «вульгарному материализму»

а) Сознание – субъективный образ объективного мира.

б) Сознание – функция головного мозга человека.

в) Сознание – проявление абсолютной идеи.

г) Сознание такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени.

 

 

 Вариант 5

 

1.Что такое креационизм?

а) Утверждение творческого начала, присущего человеческой деятельности.

б) Идея творения мира Богом из ничего.

в) Идея истечения мира от Бога, от более сложных форм к более простым.

г) Утверждение происхождения видов в ходе естественного отбора.

 

2.Кто из перечисленных философов не является эволюционистом?

а) П.Тейяр де Шарден

б) И.Кант

в) К.Маркс

г) Аврелий Августин

 

3.Что такое общество как философская категория?

а) Любая группа людей.

б) Человечество, совокупность индивидов, когда бы то ни было живших, либо живущих теперь.

в) Система исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

г) Обособившаяся часть природы.

 

4.Какая из перечисленных проблем не является глобальной проблемой?

а) Демографическая проблема

б) Проблема соотношения бытия и небытия

в) Сырьевая проблема

г) Продовольственная проблема

 

5.Что такое фатализм?

а) Отрицание объективной закономерности природных процессов.

б) Иррациональная абсолютизация воли.

в) Утверждение предопределенности всего сущего.

г) Отрицание познаваемости мира.

 

6.Выделите суждение, соответствующее взглядам представителей экзистенциализма.

а) Свобода – это деятельность на основе познанной необходимости.

б) Свобода – это независимость от обстоятельств.

в) Свобода – это иллюзия, так как человек всегда является продуктом обстоятельств (среда определяет характер) и полностью от них зависит.

г) Свобода – это свобода выбора. Если обстоятельства препятствуют человеку, то ему достаточно отказаться от своих стремлений, и обстоятельство перестанут быть препятствием.

 

7. Укажите автора следующего высказывания: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

а) Фейербах

б) Маркс

в) Энгельс

г) Ленин

 

8. Какое из этих определений человека принадлежит К.Марксу?

а) Человек – это существо политическое.

б) Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда.

в) Человек – это ось и вершина эволюции.

г) Человек есть совокупность всех общественных отношений.

 

9. Укажите высказывание, которое выражает сущность крайнего сциентизма.

а) Наука это главный источник прогресса современного общества.

б) Научные достижения могут использоваться как во благо, так и во зло людям.

в) Наука в современных условиях превратилась во враждебную человеку и господствующую над ним силу.

г) И наука, и миф, и религия являются равноправными и равноценными способами познания мира.

 

10. Какой из перечисленных методов познания не принадлежит уровню эмпирического знания?

а) Эксперимент

б) Наблюдение

в) Измерение

г) Формализация

 

11. Как называется знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым (изучаемым) объектом?

а) Относительная истина

б) Абсолютная истина

в) Объективная истина

г) Конкретная истина

 

12. Отражение – это результат взаимодействия двух или нескольких тел. Отражение имеет свои формы. Укажите высшую форму отражения

а) Механическое, физическое, химическое отражение в неживой природе

б) Раздражимость

в) Ощущения, восприятия, представления (психика)

г) Сознание

 

Вариант 6

 

1. Какое из перечисленных философских направлений утверждает трагичность человеческого существования?

а) Экзистенциализм

б) Структурализм

в) Неотомизм

г) Персонализм

 

2. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

а) Человек – существо биологическое.

б) Человек – существо социальное.

в) Человек – биосоциальное существо.

г) Человек – это душа.

 

3. Укажите автора высказывания: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете».

а) Мечников

б) Павлов

в) Винер

г) Вернадский

 

4. Что является основой общественной жизни с точки зрения марксизма?

а) Политика

б) Материальное производство

в) Религия

г) Мораль

 

5. Какой характер присущ деятельности человека в отличие от «деятельности» животных?

а) Творческий

б) Спонтанный

в) Анархический

г) Инстинктивный

 

6. Понятие «бессознательного» благодаря учению Зигмунда Фрейда стало применяться для раскрытия психики человека. Что означает «бессознательное»?

а) Бессознательное – это универсальная основа бытия.

б) Бессознательное – это наша обычная теоретическая и практическая деятельность.

в) Бессознательное – это психологическая установка.

г) Бессознательное – это психические явления и состояния, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им.

 

7. Проблема ценностей в античную эпоху была поставлена Сократом. Укажите его выражение проблемы.

а) Что есть свобода.

б) Что есть благо.

в) Что есть «объективная значимость».

г) Что есть человек.

 

8. В середине ХХ века появилась новая теория о самоорганизации систем. Как называется эта теория?

а) Экология

б) Социология

в) Синергетика

г) Психология

 

9. Кто из мыслителей ХХ в. пришел к выводу, что человеческую активность надо направлять на создание духовных сил, что необходимо духовное обновление Земли?

а) Тейяр де Шарден

б) Хайдеггер

в) Ясперс

г) Сартр

 

10. Кто из немецких мыслителей совершил переворот в философии, перенеся внимание с объекта познания на сам познающий субъект?

а) Шопенгауэр

б) Кант

в) Шеллинг

г) Хайдеггер

 

11. Найдите изречение, указывающее на конкретность истины:

а) «Истина – дочь времени, а не авторитета» (Ф. Бэкон)

б) «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель)

в) «Самая серьезная потребность есть потребность в истине» (Гегель)

г) «Истина – дочь разума» (Т. Гоббс)

                                                 

 

12. Что такое философская рефлексия?

а) Такое состояние сознания, когда оно обращено на исследование самого себя.

б) Совокупность условных и безусловных рефлексов.

в) Способность психики отражать внешние воздействия.

г) Нейрофизиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 908.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...