Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕМЕЙНЫЕ И СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ




Краткий обзор

Семейные и Системные Расстановки базируются на понимании пространства, структур и взаимосвязи между людьми, живыми или уже умершими, вещами и настоящими, прошедшими или будущими событиями. Это понимание предполагает восприятие, включающее людей, вещи, события, отношения и структуры; вся целая форма Макам (Макам, согласно учению Дервишей, это то, что сейчас определяют как систему, ансамбль или морфическое поле).

В течение курса Семейных и Системных Расстановок представители воспринимают ощущения тела, эмоции или мысли, принадлежащие людям или системе, которую они представляют. Это представление восприятий и ощущений. Хотя они воспринимают их персонально, эти ощущения им не принадлежат, это ощущения вне персональности.

Каждая система – наша семья ли, профессиональное или социальное сообщество, организация, к которой мы принадлежим – это силовое поле, Макам, в котором каждый из нас живет и развивается. Возьмем, к примеру, систему нашей семьи – мы рождаемся, каждый из нас занимает место в семейной системе и получает от своих родителей и предков не только наследственность, генетическое наследство, но и набор верований, схем мышления и поведения.

Все эти схемы оказывают определяющее влияние на наш образ жизни, мышления и чувствования. Они имеют либо позитивное, либо негативное влияние на нашу способность чувствовать себя свободно и действовать свободно, быть счастливым или несчастным, добиваться успеха или быть неудачливым в наших начинаниях. Они влияют на наше здоровье и самочувствие и являются причиной многих наших заболеваний. Часто эти схемы ответственны за наши хорошие или конфликтные взаимоотношения с другими людьми и с миром.

Работая с Семейными и Системными Расстановками, мы начинаем понимать эти схемы на их самом глубинном уровне. Постепенно, через Семейные и Системные Расстановки или другие специфические техники, мы можем научиться освобождать себя от схем, которые ограничивают нас, либо являются причиной наших проблем.

Каждая семейная система (силовое поле или Макам) определена всей полнотой прошлого нашей семьи, родителей и предков, так же как их схемами мышления, верований, религии, национальности и этнической принадлежности.

Это силовое поле особенно сильно отпечатывается во всех значительных и решающих событиях, происходивших в жизни наших родителей и предков. Примеры таких значительных и решающих событий могут включать:

- трудные ситуации,

- конфликтные взаимоотношения,

- преждевременные смерти из-за серьезных заболеваний,

- аборты,

- выкидыши,

- дети, умершие в раннем возрасте,

- самоубийства, несчастные случаи,

- войны,

- усыновления,

- инцесты,

- предки, которые были повинны в преступлениях (даже нераскрытых),

- предки, которые были жертвами преступлений,

- пребывание в психиатрических лечебницах,

- тюремное заключение,

- жертвы жестокого обращения,

- жертвы воровства,

- достижение материального достатка сомнительными способами.

Точно так же хорошие, позитивные или благородные поступки будут оказывать воздействие на силовое поле семьи, укрепляя и гармонизируя его, тогда как пагубные действия будут увеличивать негативные энергии, разрушительно действующие на потомков, которые будут обязаны заплатить и исправить их.

То, каким образом наши предки вели себя по отношению к другим людям, имеет определяющее значение на силовое поле нашей семьи.

Мы не осознаем обычно реальность этого силового поля и то, каким образом это на нас воздействует. Иногда мы совершаем поступки и ведем себя в какой-то ситуации необъяснимым образом, делая вещи, о которых потом сожалеем. Когда мы становимся осознанны о таких феноменах с помощью Семейных и Системных Расстановок, мы начинаем понимать эти механизмы и способны постепенно освободить себя от них, трансформируя наши поступки и поведение и таким образом предотвращая то несчастье и страдания, которые наши дети и дети наших детей, вплоть до седьмого поколения, могли бы испытать.

Люди – особенно члены нашей семьи – кто, как кажется, ведут себя неправильно по отношению к нам или другим членам нашей семьи, или по отношению к другим людям, обычно находятся под влиянием силового поля. Это влияние заставляет их вести себя способом, который мы интерпретируем как негативный. От нас зависит, можем ли мы смотреть на этих людей с пониманием и любовью, потому что на самом деле в большинстве случаев они просто игрушки в руках силовых полей.

Это ничего не убирает из негативных действий, совершаемых людьми, которые естественно должны нести за них ответственность. Никто ни виноват, но каждый человек несет ответственность. Необходима скорейшая возможная компенсация, предпочтительно по отношению к тому человеку, кто был объектом негативного воздействия. В противном случае кто-то из последующих поколений будет вынужден совершить такое же действие или подвергнуться такой же судьбе.

Все вышесказанное в равной степени применимо к любым другим типам систем – обществам, ассоциациям, бизнес-системам.

Семейные и Системные Расстановки являются проекцией во внешний мир внутреннего образа семейной системы клиента (или любой другой системы, к которой он принадлежит). Этот выходящий вовне образ трансформируется в течение курса Семейных и Системных Расстановок и может быть впитан клиентом, делая возможным решение проблемы на более высоком уровне.

Сотни Расстановок ясно показали, что это альтернативный метод открытия того, что скрыто в индивидуальном или коллективном бессознательном. Когда, что было спрятано, таким образом выходит на свет, появляются новые возможности для действия через представителей, избранных из числа участников. Эти участники своими действиями делают возможным осуществления наилучшего решения проблем клиента. Люди возвращают свою силу и достоинство, команды находят необходимые ресурсы для разрешения своих внутренних конфликтов, фирмы и организации находят способы более эффективного структурирования, более успешного продвижения к общей цели.

Одно из существенных открытий этого метода – за пределами сознательных целей индивидуальных людей, семей, организаций, здесь работают другие силы, соединяющие людей и системы друг с другом и делающие их абсолютно взаимозависимыми.

Использование Семейных и Системных Расстановок в контексте полей здоровья и благоденствия открывает огромные новые терапевтические перспективы.

 

Я (Михаил Бурняшев - к.п.н. системный психотерапевт) разделяю для себя философский подход Б. Хеллингера и метод «расстановок», который популяризируют его последователи.

Для меня концепция Б. Хеллингера значит следующее.

Человек всегда рассматривается как неотъемлемая часть некоторой системы.

Например: как ребенок для своих папы и мамы, внук для бабушек и дедушек (система – родительская семья); правнук и праправнук для более дальних поколений (система - род); партнер (муж или жена), отец, мать для своего ребенка (система – текущая семья); коллега по работе, подчиненный, начальник (система – рабочий коллектив); русский (система – нация), гражданин РФ (система Россия).

В каждой системе, в которую входит человек , есть свои правила, законы, порядок, иерархия и отношения между ее членами. Как принятые официально, так и не писанные.

Каждая система влияет на жизнь человека и он сам влияет на нее.

В каждой системе выделяют 3 базовых принципа, по которым она существует:

1. Порядок

2. Иерархия

3. Баланс между «давать» и «брать» или баланс обмена

Рождаясь человек сразу становится членом множества систем.

Это обусловлено местом и временем, где он родился, а также прошлым и настоящим его родителей и его рода.

Жизнь – считается величайшим даром в нашей Вселенной.

И именно его мы получаем от своих родителей.

Поэтому каждый ребенок, безусловно любит своих папу и маму.

И эта потребность в любви к родителям сохраняется с человеком на всю жизнь.

Папа и мама ответили «Да» на призыв новой жизни.

И именно благодаря их любви на свет появился новый человек.

Поэтому, часто говорят, что в основе метода расстановок лежит Любовь.

Родители нужны ребенку для выживания, роста и развития.

И если ребенок может свободно брать у своих родителей их любовь (например, сосать грудь матери, отвечать на теплые ласки отца) и выражать в ответ им свою любовь – он вырастает сильным, уверенным в себе, любящим и способным достойно нести жизнь дальше.

У каждого ребенка – свои родители. Именно такие, какие они есть.

И ребенок, именно такой как он есть, мог появиться только у этих родителей.

Бывают случаи, когда свободное течение любви от ребенка к родителям больше не может продолжаться. И тогда он перестает у них брать то, что ему дают.

Это может произойти в любом возрасте.

От 3 дней, когда родители оставляют ребенка в детдоме, до 60 лет – когда возникают непреодолимые разногласия.

Причиной разрыва служит непереносимая боль, которая проявляется, если продолжать любить папу и маму. И ребенок «закрывается» спасаясь таким образом от невозможных страданий. Это помогает выживать, но оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь.

Ибо если мы не можем брать у родителей, то мы не сможем брать и в окружающем нас мире.

Бывают и обратные ситуации.

Ребенок настолько любит папу или маму, что готов ради них на все.

В детском сознании нет различий между ребенком и его родителями.

И если мама сильно больна, то ребенок может тоже заболеть.

Как бы говоря маме: «лучше я, чем ты».

Лучше я буду болеть, а ты поправишься.

Или, например, из любви к маме или папе не позволять себе жить лучше, чем складывалась жизнь родителей.

 

Для ребенка к его семейной системе относятся:

1-е поколение. Дети.

Ребенок; его живые родные братья и сестры; братья и сестры, которых отдали из семьи; мертворожденные, выкидыши, абортированные братья и сестры, умершие братья и сестры. Сводные братья и сестры детей по отцу и матери.

2-е поколение. Родители.

Папа и мама.

Родные братья и сестры папы и мамы. Все. В частности мертворожденные и т.д.

Предыдущие партнеры папы и мамы, в случае их наличия. Отчимы и мачехи (или скажем нынешние партнеры родителей в случае их развода), сводные братья и сестры родителей.

3-е поколение. Бабушки и дедушки.

Бабушка и дедушка со стороны мамы и бабушка и дедушка со стороны папы.
Предыдущие или последующие партнеры бабушки и дедушки.

Одним из законов жизни любой системы является следующий:

«Каждый член системы, который в ней когда либо находился, имеет право на принадлежность к системе».

Существует правило: если какой-либо член системы был исключен или забыт – другой член системы будет заменять его для системы или еще можно сказать «возвращать» в систему.

Поэтому нет ничего удивительного, когда сын становится так похожим на своего отца, которого он вообще никогда не видел, а маму это жутко злит и раздражает.

 

Практический вывод из этой теории звучит так.

Часто человек ИЗ ЛЮБВИ не осознавая этого берет на себя чужие судьбы, чужую боль, чужие страдания, чужие эмоции и несет это по жизни как свое.

Потому что ему важно принадлежать к своей родительской системе.

Ребенку кажется, что именно переняв у любимых людей их плохое на себя, он сможет облегчить им участь.

Но это – логика ребенка.

Взяв часть тяжелого из судьбы другого человека мы не можем его спасти, как бы нам этого не хотелось.

 


Метод расстановок.

 

Расстановки – это метод работы в группе, направленный на быстрое решение ситуации человека.

Обычно группа состоит из 15-20 человек и ведущего.

В нее входят:

клиенты – люди которые хотят решить какие-то свои вопросы (например, восстановить отношения с мамой, партнером)

заместители – люди, которые готовы участвовать в работе для клиента

гости – люди, которые хотят просто посмотреть на работу

Работа строится следующим образом.

Все рассаживаются по кругу на стулья, место ведущего и клиента чуть выделено от остальной группы. В центре круга остается свободное пространство.

Клиент озвучивает ведущему свою ситуацию (проблему), и что он хочет получить от работы.

В случае необходимости ведущий задает клиенту дополнительные вопросы.

Когда ведущий получает всю необходимую для работы информацию он говорит клиенту, с какой частью его системы будет происходить работа.

Например, клиент хочет восстановить отношения с родителями.

В зависимости от истории клиента ведущий может предложить выбрать заместителей для самого клиента, его реальных папы и мамы из числах присутствующих на группе людей.

Т.е. для работы его самого и его родителей будут замещать выбранные им люди.

Далее клиент располагает или «расставляет» заместителей в свободном пространстве в соответствии со своими чувствами.

Т.о. в пространстве расстановки возникает образ семьи клиента, как он его видит, визуализированный благодаря заместителям, которые замещают реальных людей.

Это позволяет в физическом пространстве с помощью живых людей создать трехмерную модель жизненной ситуации клиента.

Далее ведущий предлагает дать некоторое время, чтобы заместители смогли вчувствоваться в возникший образ.

 

Чудо системного подхода.

 

Заместители, находясь в образе клиента, начинают чувствовать и переживать эмоции, которые чувствуют реальные люди из семейной системы клиента.

Они чувствуют страх, боль, обиду, гнев, радость, любовь, безразличие по отношению к другим участникам расстановки.

И их чувства зависят от места, где они стоят, и от других членов системы клиента, которые их окружают.

В рамках системного подхода это объясняется включенностью каждого члена системы в общее информационное (морфогенетическое) поле. И возможностью знания одного члена системы о другом в масштабах всего человечества.

Именно то, что заместители могут чувствовать эмоции замещаемых ими живых родственников клиента позволяет сделать видимыми то, что существует между разными членами системы.

 

Далее ведущий, исходя из задачи клиента, может добавлять к образу заместителей для других элементов системы (родственников), предлагать заместителям произносить различные фразы по отношению к другим, менять порядок и расположение заместителей.

Работа с одним клиентом занимает порядка одного часа.

Целью всего этого является найти благоприятный образ-решение для клиента.

Образ, который позволит ему по новому видеть что-то в прежних отношениях, почувствовать новые положительные эмоции, вместо негативных, поможет понять что-то для себя и приобрести уважение к прошлому.

 

Описание направления подготовил Михаил Бурняшев - к.п.н. системный психотерапевт, учредителей и директор международных программ Института консультирования и системных решений (Москва).


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...