Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




Теоретический материал для женщин активно занимающихся физической культурой, в том числе повышением уровня гибкости

РАЗДЕЛ 1: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

РАЗДЕЛ 2: ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ЭНЕРГОТРАТЫ, АЭРОБНЫЕ И АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОК

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ

СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИХ НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ СПОРТСМЕНОК

ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЖЕНЩИН

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

ИЗМЕНЕНИЕ СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА У СПОРТСМЕНОК

УЧЕТ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

РАЗДЕЛ 2: ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

ПОНЯТИЕ О ГИБКОСТИ. КРИТЕРИИ ИЗМЕРЕНИЯ И ВИДЫ ГИБКОСТИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

Роль женщин в производственной сфере, спорте и общественной жизни непрерывно возрастает, от укрепления их здоровья зависит развитие будущего поколения. Это делает необходимым всесторон­нее научное обоснование физического воспитания и спортивной тре­нировки женщин.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с доста­точно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщин отличает высокая спо­собность к переработке речевой информации, овладению родным и иностранным языком, синхронному переводу, а также словесно-ана­литическая стратегия решений и высокая степень речевой регу­ляции движений. В процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на метод рассказа. Отмечено, что объяснение, словесный анализ движений, доведение до сознания от­дельных их элементов, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков. При запоминании слов, женщины превосходят мужчин, как по кратковре­менной, так и по долговременной вербальной памяти.

В то же время цифровая память и скорость переработки информа­ции у женщин ниже, чем у мужчин. Они медленнее решают такти­ческие задачи, больше времени затрачивают на арифметические вы­числения. При этом женщины легче решают стереотипные, а мужчины — новые задачи, особенно в условиях дефицита времени. Вместе с тем, более высокий уровень мотивации, а также, лучшие показатели обучаемости женщин обусловливают достижение ими значительных успехов. Женщинам присуща более высокая эмоциональная возбуди­мость, эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами. Они весьма чувствительны к поощрениям и замечани­ям, что необходимо учитывать при педагогических воздействиях, особенно при работе с девочками-подростками.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышеч­ного чувства способствую развитию хорошей координации движе­ний, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется двигательная сенсорная система, растет способ­ность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координа­ции движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическим и динамическим равновесием, формирова­ния сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, высокой способностью раз­личать цвета и хорошим глубинным зрением. Поле зрения у них шире, чем у мужчин. Зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию. Все это обусловливает совершенство глазодвигательных реакций, уве­ренную ориентацию движений в пространстве. Способность назы­вать цвета развивается у девочек раньше, чем у мальчиков (уже с 4 лет), нарушения цветного зрения у женщин встречаются много реже (в 0,5% случаев), чем у мужчин (в 8% случаев). К 12 годам заверша­ется основной период развития зрительной сенсорной системы. В зрительной области коры больших полушарий устанавливается четкий ритм биопотенциалов взрослого мозга — около 10 колеба­ний в 1 секунду.

Слуховая система отличается большей чувствительностью к вы­соким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие жен­щин становится более заметным. Музыкальный слух у женщин в 6 раз лучше, чем у мужчин, что облегчает их движения под музыку.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

У женщин меньше, чем у мужчин, длина тела — в среднем на 10 см, и его масса — на 10 кг. Меньшим размерам тела соответствуют и меньшие размеры внутренних органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у жен­щин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обусловливают более низкое общее положение центра масс, что способствует лучшему сохра­нению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне и т. п. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движе­ний при локомоциях. Благодаря хорошей подвижности позвоночни­ка и эластичности связочного аппарата возможна значительная амп­литуда движений, большая гибкость. Сравнительно легче выполня­ется поперечный шпагат. Красоте и эффективности движений спо­собствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие. Леворукость встречается в 3 раза реже, чем у мужчин. Заметно преобладает по сравнению с мужчинами правосто­ронняя асимметрия — сочетание преимущества правой руки, ноги и глаза.

Для женского организма характерны специфические особеннос­ти проявления и более раннее развитие физических качеств в процессе индивидуального развития (онтогенеза).

Абсолютная мышечная сила у женщин меньше, чему мужчин, так как у них тоньше мышечные волокна и меньше мышечная масса (примерно 30-35% массы тела, тогда как у мужчин — порядка 40-45%). Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах не за­висит от пола. Несмотря на меньшие значения абсолютной силы мышц, относительная сила у женщин благодаря меньшей массе тела, почти достигает мужских показателей, а для мышц бедра даже пре­восходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц руки, плечевого пояса и туловища составляет у женщин 40-70% от показателей у мужчин, более сильных мышц ног — 70-80%.

В ходе индивидуального развития наибольший прирост абсолют­ной силы у девочек-подростков наблюдается в 12-14 лет. Это наибо­лее благоприятный возраст для ее развития. Максимальные показа­тели силы достигаются в 15-16 лет (у мужчин в 18-20 лет). Относи­тельная сила по мере увеличения массы тела может практически не увеличиваться или даже снижаться. У юных спортсменок более быс­трый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение массы тела способствуют нарастанию относительной мышечной силы. Это особенно заметно при отставании биологического возраста от паспортного удевочек-ретарданток, занимающихся спортивной гимнастикой.

Скоростно-силовые возможности в наибольшей мере совершен­ствуются в 10-14лет. В этот период особенно заметно растет пры­гучесть.

Женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты по сравнению с мужчинами. Больше времени затрачивается у них на обработку поступающей в организм информации. В связи с этим и больше продолжительность зрительно-двигательной реакции. Вре­мя простой двигательной реакции руки на световые раздражения у нетренированных лиц составляет, в среднем, 190 мс, у высококвали­фицированных спортсменов— 120 мс, а у спортсменок— 140мс.

Время двигательной реакции резко сокращается к 10-13 годам. Этот период наиболее благоприятен для развития быстроты у дево­чек. Максимального значения скорость зрительно-двигательных ре­акций достигает у женщин в 13 лет (у мужчин — в 15 лет). Быстрота движений растет до 14 лет. У женщин, не занимающихся спортом, она затем снижается, а у спортсменок возрастает и далее. Максималь­ная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11 - 16 лет. У взрослых женщин максимальная скорость движений на 10-15% ниже, чем у мужчин.

Женщины обладают хорошей выносливостью к длительной цикли­ческой работе аэробного характера. Другими словами, они имеют высокую общую выносливость. Однако при меньших размерах тела женщины имеют и меньшие размеры сердца и легких. Характерна для них также меньшая концентрация гемоглобина и кислорода в арте­риальной крови. Соответственно, более низкими являются аэроб­ные возможности. Это определяет у них меньшую скорость стайерс­кого бега по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, большие запасы жира и способность его использования в качестве источника энергии определяют приспособленность женщин к циклической работе большой и умеренной мощности.

Менее благоприятна реакция женского организма на длительные и мощные статические нагрузки, которые вызывают в организме, в частности, в сердечно-сосудистой системе, значительные изменения из-за несовершенства моторно-висцеральных рефлексов. Такие на­грузки рекомендуется тщательно дозировать и сочетать с динамичес­кими, особенно у девочек-подростков. Наибольшую статическую выносливость у мужчин имеют мышцы — сгибатели туловища, а у женщин — мышцы-разгибатели туловища. При локальной аэробной работе руками (на уровне 80% МПК) мужчины и женщины с равны­ми МПК не различаются по выносливости. Максимальных показа­телей общая выносливость достигает у женщин в возрасте 18-22 лет, скоростная выносливость — к 14-15 годам, статическая выносли­вость — к 15-20 годам.

Уже с ранних лет для девочек характерна хорошая гибкость в сус­тавах, обусловленная большой подвижностью позвоночника и высокой эластичностью мышц и связочного аппарата.. Наиболее благоприят­ным возрастом для ее развития считается период 11-14 лет. У деву­шек, не занимающихся спортом, гибкость снижается уже с 16-17 лет, а у спортсменок она сохраняется и после 17-летнего возраста.

Проявления ловкости уже достаточно выражены в 8-11 лет, с 14-15 лет это качество постепенно снижается, если его специально не тренировать.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...