Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ телепередачи «Профессия репортер» с точки зрения жанра




Выполнила студентка группы Жбз-51 Павленко Дарья

Тема: Телепередача "Профессия репортер" на телеканале НТВ

Выбор данной темы не случаен, я давно смотрю телепередачу «Профессия репортер и мне она очень нравиться. Мне кажется такие работы, как эти, в наше время очень актуальны тем, что они затрагивают социальные и личные проблемы, заставляя нас сопереживать и задуматься о нашем будущем.

Основная гипотеза моей работы заключается в том, что цикл документальных фильмов «Профессия репортер» по жанру ни что иное, как спецрепортаж.

Объектом моего исследования является телепередача «Профессия репортер». Предметом – телевидение.

Функции телевидения

Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм – болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело – найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.

Телеканал НТВ

Примеры коммерческого телевидения в нашей стране – телекомпании НТВ. По мнению многих экспертов, НТВ сегодня – лучший российский телеканал, где работает целое «созвездие» профессионалов.
Стержень всякого телевидения – новости. По мнению Р. Борецкого, на НТВ их делают лучше, чем на других каналах-конкурентах. На НТВ, как на любом коммерческом телеканале, согласно «закону жанра» существуют разнообразные викторины, ток-шоу, телешоу ( «Кулинарный поединок», «Своя игра»).
Укрепляют престиж канала многочисленные циклы (например «Профессия – репортер», «Совершенно секретно», «Очная ставка», «Путешествия натуралиста», «Растительная жизнь»), документалистика, исторические хроники Л.Парфенова («Намедни», «Новейшая история», «Портрет на фоне»). Несмотря на официальный статус «коммерческого телевидения», сегодня на НТВ рекламы явный переизбыток, хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, – смысл и форма существования такого типа телевидения.4
Образовательная функция предполагает регулярные циклы дидактического
материала. Например, телевизионные программы для изучающих иностранные языки. Так, на канале НТВ обучающие циклы были рассчитаны на разные категории зрителей («Английский язык детям», «Английский язык для начинающих», «Английский язык для продолжающих обучение»).
Сегодня частично взяли на себя образовательную функцию различные ток- шоу. Например, ток-шоу «Про это» (НТВ) вместе со зрителями пыталось решать проблемы сексуального характера.

Телевизионный жанр «реального шоу» (reality show) в своих различных вариантах уже много лет пользуется популярностью на мировом телерынке. Этот жанр называют также «документальным мылом», или коммерческим документальным кино. Для России жанр «реального шоу» является новым, он начал развиваться на отечественном телевидении сравнительно недавно. В качестве примеров «реального шоу» можно привести следующие программы: сериалы «Криминальная Россия» и «Перехват» (НТВ).






Анализ телепередачи «Профессия репортер» с точки зрения жанра

«Профессия: репортер» – один из самых известных проектов НТВ. Цикл телевизионных репортажей на наиболее актуальные темы страны и мира с первых выпусков завоевал симпатии телезрителей.

Цикл программ стал самой востребованной формой теледокументалистики. Несмотря на то, что каждая из программ цикла, как правило, имеет собственное название и нередко состоит из нескольких частей, данные циклы, исходя из выше сказанного, все же разумнее именовать циклами программ, нежели циклами фильмов.

Особое место в этой сфере документальной публицистики занимают циклы авторских программ, таких, как «Профессия репортер» на телеканале НТВ. В таких программах особенно важна роль автора-ведущего, который не просто зачитывает в кадре текст, «не инкогнито, не спрятан в гущу творческой группы, а одно из действующих лиц, наделенных и определенными чертами характера, и даже какими-то биографическими чертами». Среди документальных циклов на современном телевидении нельзя не отметить также особый пласт репортажной документалистики. Все большее распространение на телевидении получает жанр специального репортажа, откровенно тяготеющий к документальному телекино. Спецрепортаж более глубоко исследует явление, нежели обычный событийный (стандартный «новостийный» сюжет), в котором можно лишь слегка затронуть тему.

Указывая второе название специального репортажа – «документальный», Э. Дэннис и Д. Мэррилл в «Беседах о масс-медиа» отмечают, что «он, как правило, имеет больший хронометраж. Специальный репортаж также создается на достаточно интересные темы. Спецрепортаж может быть составной частью программы, что представляет наибольший интерес, специальный репортаж может выходить отдельной программой цикла увеличенным хронометражем (обычный репортаж не может удостоиться такой чести). Именно вариант обособленной программы, составляющей часть цикла, для данного исследования интересен в первую очередь, поскольку представляет из себя необычное по форме произведение.

У «Профессии» теперь четыре постоянных автора, чего не было раньше. Это Александр Зиненко, специальный корреспондент службы информации НТВ, автор цикла документальных фильмов «Новейшая история» и «Однажды в России». В 2000 году телеочерк Зиненко «Сны надзирателя» из серии «Профессия: репортер» был удостоен «ТЭФИ-2000». Второй ведущий – Андрей Лошак, специальный корреспондент службы информации НТВ, лауреат «ТЭФИ-2003» в номинации «Лучший телерепортер». Еще один ведущий – Вадим Такменев, специальный корреспондент службы информации, автор документальных фильмов из цикла «Новейшая история», номинант на «ТЭФИ-2004». И Екатерина Гордеева, специальный корреспондент службы информации НТВ, автор документальных фильмов из цикла «Профессия репортер». Стоит особо подчеркнуть, чтодвое из них, а именно Лошак и Такменев– во многом были «лицом» программы Леонида Парфенова «Намедни», ее репортерским костяком. Каждый корреспондент программы уникален, безусловно профессионален и даст свою точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. В каждом еженедельном репортаже будут присутствовать собственный конфликт, актуальность и проблематика.

Специальный репортаж это не обязательно новостной и событийный, это репортаж о явлении, о людях. Это даже скорее всего очерк, потому, что в выпусках телепередачи «Профессия репортер» это что то среднее между документальным исследованием и рассказом. Жизненная реальность фактов – документальная составляющая очерка. Очерк– отражение определенного временного процесса, поэтому одна из специфических черт его на экране – изображение прошедшего. В данной программе нас посвящают в необычные судьбы людей, ситуаций в каком-то городе. Аудитория у данной телепередачи такая же разносторонняя, как и у самого телеканала. Это и люди интересующиеся социальными проблемами, и люди которых волнуют судьбы людей и даже те, кто увлекается политикой.

Исходя из количества просмотренных мною циклов этой программы, я могу сказать, что для А. Зиненко приоритетнее фильмы связанные с вечным вопросом детей и отцов. В фильме «Маленькая мама» 26 января 19:40 рассказывалось о девочке, которая стала матерью в девять лет по причине того, что не хотела быть детоубийцей и нести это через всю свою жизнь. Из фильма «Куда уводят детство» 24 ноября 19:40 нам была поведана история о учителе, который совращал своих подопечных и снимал эти сцены на видеокамеру. Фильм «Родительский долг» 22 декабря 19:40 показал нам отцов, бросивших свою семью и детей, которые уклонялись от обязанностей алиментщиков и скрывались в других городах, сменив при этом имя и фамилию.

В фильме репортера В. Такменева «Скачай мою жизнь» 9 февраля 19:40 рассказывалось о том, как компания молодых людей «гоняла» на дорогах, из той машины, что ехала сзади было отснято видео на телефон, как круто и быстро они могут мчаться по городу, однако режиссер не предвидел такого хеппи энда. Автомобиль на полной скорости столкнулся с грузовой фурой. Через несколько дней тот режиссер запечатлел и свою кончину.

«Мир позитива» 1 декабря 19:40 цикл Е. Гордеевой поведал нам о чуде свершившимся в семье ВИЧ положительных, рождении абсолютно здорового ребенка.

В фильме А. Лошака «Жизнь в тупике» 8 декабря 10:40 рассказывалось о тяжелой жизни людей, которые не имеют ни работы. Ни дома, ни семьи, ни денег, ни здоровья… они живут лишь за счет дороги, вдоль которой протянута вся их жизнь.

Заключение

Если форма существования искусства – отдельное произведение, то форма существования телевидения – программа. Формулируя своеобразие цикла телепередач «Профессия репортер», заключаем: это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортеры из «Профессии» показывают нам, то что казалось бы не видно не вооруженным глазом. Однако потом мы понимаем, что все это окружает нас, что все это жизнь… Расследование предлагает авторскую версию, основанную на результатах поиска потаенных фактов. Цель — «вскрыть» ситуацию, «выйти на проблему»,для чего журналист добывает факты сам. Он целеустремленно ищет высказывания, свидетельства, документы, пытаясь, уточнить представление о происшествиях и поступках, предупредить возможные негативные последствия, повтор нежелательных ситуаций (расследование причин аварии, технологической катастрофы и пр.). Репортеры — расследователи используют официальные ответы как необходимое подспорье в работе (для подтверждения или опровержения других материалов), но опираются, в основном, на информацию, добытую неофициальным путем.

Проделав данную работу, я сделала вывод, что телепередача «Профессия репортер» является очерком, потому что она рассказывает нам о том, что было. Рассказывает о том какие судьбы у героев телепередачи, какие истории их проблемы в жизни и какими путями они стараются их разрешить.

Пытаясь придти к этому выводу я выполнила следующие задачи: проанализировала телевидение, как СМИ и изучить основные телевизионные жанры; исследовала телепередачу "Профессия репортер"; рассмотрела отдельные выпуски данной телепередачи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...