Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пункт III. Собственно, сновидения.




Пункт I. Сновидения.

Что такое сновидение? Сновидение – комплекс различных образов, возникающих в сознании спящего человека (и др. млекопитающих). Образы имеют непосредственную связь с реальными событиями, переживаниями . И все это проецируется сквозь призму настроения, психического и физического здоровья[1]. Подтверждения этому можно найти в трудах психологов (например, Зигмунда Фрейда).

Какую же роль сновидения играют в романе?

Если коротко обозреть сны Раскольникова, то картина получается следующая:

1. Сны раскрывают характер героя через его прошлое (сон о лошадке)

2. Сны демонстрируют нам состояние души героя (все три кошмара появляются в наиболее стрессовые для психики ситуации: подготовка к убийству, нахождение под подозрением, тяжелая болезнь)

3. Предвещают поворотные моменты в судьбе героя (убийство, встреча со Свидригайловым, начало принятия своей вины)

Нельзя не отметить очень тесную связь второго и третьего пунктов – кризисы душевные толкают персонажа на различные поступки в реальном мире. Как пример – сон о лошадке, катализировавший принятие решения об убийстве. Мне кажется, что сны в романе этакий «вестник бессознательного» - подсознательно герой уже принял решение, что-то назрело в его душе и теперь ему просто предстоит осознать это, находясь в реальном мире. Подобные гипотезы были высказаны в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков (а позже развиты Зигмундом Фрейдом), поэтому вполне вероятно то, что и Достоевский задумывался о чем-то подобном.

Гипотеза: в том же ключе будут работать и кошмары Свидригайлова – сигнализировать о его душевном состоянии, предвещать какие-то перемены в его жизни.

Пункт II. Немного о Свидригайлове.

Что о Свидригайлове можно сказать? Да сам он о себе все скажет – это один из наиболее разговорчивых персонажей всей книги, а что не словами, то в форме сна или воспоминания нам заботливо продемонстрирует автор.

Свидригайлов о себе:

1.— Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне. Вот моя биография!

 — Вы, кажется, игрок?

— Нет, какой я игрок. Шулер — не игрок.

— А вы были шулером?

— Да, был шулером.

2. — Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитии и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?

— А что ж? Непременно. Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть. Ха-ха! Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали? Пощадите, батюшка, я человек грешный. Хе-хе-хе!

3. Ведь я особенно-то ничем почти не интересуюсь, ей-богу, — продолжал он как-то вдумчиво. — Особенно теперь, ничем-таки не занят… Впрочем, вам позволительно думать, что я из видов заискиваю, тем более что имею дело до вашей сестрицы, сам объявил. Но я вам откровенно скажу: очень скучно!... а потому отчего же и не побывать пошляком, когда это платье в нашем климате так удобно носить и… и особенно если к тому и натуральную склонность имеешь.

4. — Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.

— И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.

— Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.

5. — Действительно, я человек развратный и праздный.

И так далее. В общем, шулер, педофил, убийца и просто неглупый, на удивление честный с самим собой человек, полностью и целиком осознающий свою порочность – просим любить и жаловать! Из-за этого ни описать Свидригайлова, ни мотивы его понять не получается – так смешивается в нем противоречивость характера и при этом чудовищная, бесстыдная (именно так – злодеяний он своих не стыдится, поэтому говорит о них спокойно и прямо) какая-то честность, как с собой, так и с окружающими. И каждая его реплика как новый кусочек головоломки, все сильнее и сильнее ее усложняющий. 

Пункт III. Собственно, сновидения.

Итак, ближе к делу. После расставания с Дуней, броуновских шатаний по городу, раздачи всем, кому требовал сюжет полезных советов и денег, Свидригайлов останавливается в каком-то клоповнике: «это была клетушка, до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову, в одно окно; постель очень грязная, простой крашеный стол и стул занимали почти всё пространство. Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого». Тут сразу внимание обращают на себя две детали:

Деталь первая – желтые обои. Именно в окружении желтых стен в этом романе происходят неприятности – больше об этом скажут те, кто взял соответствующую тему.

Деталь вторая – фраза: — ведь вот, кажется, теперь бы должно быть всё равно насчет всей этой эстетики и комфорта, а тут-то именно и разборчив стал, точно зверь, который непременно место себе выбирает… в подобном же случае.

Лично мне сразу в голову пришла в голову мысль о кошках, которые уходят в тихое место, чтобы умереть.

Тут появляется третий интересный момент: «…А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь…» Он опять замолчал и стиснул зубы: опять образ Дунечки появился пред ним ... Он вспомнил, как ему в то мгновение точно жалко стало ее, как бы сердце сдавило ему…». Это, если что, не спится ему и он размышляет. Невольный вопрос – а как же все эти мысли, его поведение в тот момент (сцена с Дунечкой) монтируются с предыдущим поведением и циничными монологами?

Итак, Свидригайлов засыпает. Просыпается подсознание.

«Сон во сне» - первое, на что хотелось бы обратить внимание. На ум (особенно с чтением различных мнений из интернета) сразу приходит «Портрет» Гоголя, где нечто похожее случается с Чартковым.

Символ следующий – мышь, которую Свидригайлов пытается поймать (безуспешно). Некоторые источники, в частности, Энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://megabook.ru) называют мышь символом смерти, зла, иногда – покидающей тело души

Символ номер три – нарциссы перед гробом изнасилованной Свидригайловым девочки во втором сне – почему-то именно они привлекают его внимание. Смотрим библиотеку символов (http://www.symbolarium.ru) – тщеславие, безумие, действие ради действия, смерть, но вместе с тем – воскрешение.

Третий же сон не символ уже, а прямое послание – нигде Свидригайлову не найти ни покоя от дел своих, ни прощения – «что-то нахальное, вызывающее светится в этом совсем не детском лице; это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок». Тут на ум приходит уже другой роман – «Портрет Дориана Грея», самый его конец, где Дориан убеждается, что даже добрые поступки уже не помогут ему (т.е. разочаровывается в том, что не стал обманывать девушку после разговора с лордом Генри, Свидригайлов увидел «что-то бесконечно безобразное и оскорбительное было в этом смехе, в этих глазах, во всей этой мерзости в лице ребенка», которого без всяких задних мыслей до этого приютил на ночь).

Итак, к чему это все?

Сон первый. Возможная аллюзия на его отношения с Дунечкой – не просто же так именно мысли о ней не давали ему уснуть! «Мало-помалу давешний образ Дунечки стал возникать пред ним… « А сколько я ей давеча наобещал — фу, черт! А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь…». Свидригайлов ловит мышь – то, что осталось от его души. Ведь смог же он отпустить Дуню, когда понял, что та никогда его не полюбит. Но поймать не смог – слишком много дурного в своей жизни наделал, Дуне и остальным только отвращение к себе внушил.

Сон второй. Возможно, изображение чувства вины – он видит утопившуюся из-за него девочку и до этого упоминал, что не любит воды. И даже бушующий за окном ветер напоминает о ней: «ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…

Свидригайлов очнулся, встал с постели и шагнул к окну. Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку …».

 В ту же кассу и мимолетная сцена с нарциссами – цветами смерти: «он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось…»

Сон третий. Тут подсознание выдает ему уже прямое послание – нет ему прощения. Даже добрый поступок видится ему в дурном свете. Тут и припоминается концовка «Дориана Грея», где герой после похожей ситуации приходит к мысли о самоубийстве, и «Портрет», где схожий «сон во сне» становится предпосылкой к смерти героя – сначала духовной, потом и физической с попыткой что-то изменить между (где-то на той же стадии тем вечером был и Свидригайлов). 

Пункт VI. Выводы.

Гипотеза моя подтвердилась – все, что давно зрело в душе Свидригайлова нашло символический выход в душе Свидригайлова, как и решение о самоубийстве. Не зря при первом их знакомстве «Раскольникову явно было, что это на что-то твердо решившийся человек и себе на уме». Уже тогда Свидригайлов решил сыграть ва-банк: либо Дунечка согласится уехать с ним и поможет ему разрешить назревшие противоречия, либо… либо что? Разрешения противоречий не наступило, и Свидригайлов пустил себе пулю в лоб. Раскольников же в подобной ситуации выбрал путь жизни и попытки что-то исправить (тут мы подходим к теме двойников и прощения обществом \ высшими силами). И снова сновидения( а точнее вызвавшие их мысли, переживания) являются катализатором разрешения героем противоречия в ту или иную сторону.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...