Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование в страховании




Тема 2. Юридические основы страховых отношений

Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность

В настоящее время в РФ сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права.

К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников относятся:

1) Гражданский кодекс РФ, глава 48 «Страхование», устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций;

2) Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 г., часть первая. В нем формулируются основные понятия в области страхования;

3) Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г., в главе XV которого регламентируются условия договора морского страхования;

4) Закон РФ «О медицинском страховании граждан» от 28 июня 1991 г., который регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

5) Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ» от 28 марта 1998 г.;

6) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;

7) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров».

К основным нормам административного права, регулирующего отношения между государством и участниками страхового рынка и являющегося базой для осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков, относятся:

а) Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» (часть третья), где установлены основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью;

б) «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., в которых определен общий порядок получения юридическими лицами лицензий для проведения страховых операций;

в) «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ», утвержденное Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г., являющееся основным документом, регламентирующим порядок наложения санкций на страховые организации;

г) «Правила размещения страховщиками страховых резервов», утвержденные Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г., в которых регламентируется порядок инвестирования страховщиками средств страховых резервов;

д) «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств », утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г., в котором установлен порядок расчета соотношения активов и обязательств страховщиков — основного нормативного показателя оценки финансового состояния страховых организаций.

К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся следующие:

1) Налоговый кодекс РФ;

2) Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» (часть вторая), где дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности;

3) «Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г., в которых дан перечень резервов страховых организаций и определен порядок их образования и использования.

Государственное регулирование в страховании

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. Целями государственного регулирования являются:

1) обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;

2) обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;

3) повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;

4) обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;

5) защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;

6) получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Методы государственного регулирования состоят в осуществлении следующих функций:

а) принятие законов и других нормативных актов в области страхования;

б) контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;

в) регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечение выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;

г) контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;

д) наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

Государственному регулированию в страховании подлежат: 1) деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг); 2) деятельность страховых посредников; 3) деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).

Можно выделить две стадии контроля за деятельностью страховщиков — предварительный и текущий контроль.

На стадии предварительного контроля осуществляется отбор организаций, которые получают право заниматься страховой деятельностью. Задача этой стадии — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям.

При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчетность, при необходимости требуют от них предоставления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. На данной стадии задача состоит в том, чтобы составить представление о положении дел в страховых организациях, проконтролировать соблюдение ими норм законодательства, оценить способность и готовность выполнить принятые ими обязательства. При этом основное внимание уделяется оценке финансового состояния страховых организаций: контролируется соответствие имеющихся у страховщиков собственных средств установленным нормативам, правильность формирования страховых резервов, соблюдение требований по их инвестированию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...