Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Корпоративные финансы и система управления ими.




Раздел 1.   Введение в корпоративные финансы.

 

 

1. Содержание, функции и принципы организации корпоративных финансов.

2. Правовая, налоговая и финансовая среда бизнеса.

3. Система корпоративного финансового управления.

 

 

-1-

 

В специальной литературе под «корпорацией» понимается совокупность лиц, объединившихся для достижения какой - либо цели и образующих самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо.

Отличительным признаком корпорации является то, что при её образовании предусматривается долевая собственность и разделение функций управления.

К преимуществам корпоративной формы организации предпринимательства относят:

- ограниченную ответственность собственников;

- легкость перехода права собственности от одного акционера к другому;

- долгосрочный характер деятельности.

Выделяют корпорации:

- открытые (акционеры акции продают на открытых рынках);

- закрытые (акционеры продают акции по подписке, среди оговоренного круга лиц).

Корпорации, ведущие производственную, финансовую и торговую деятельность в разных странах, называются транснациональными корпорациями.

Корпоративные финансы – это финансовые отношения, связанные с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций и выраженные в различных денежных потоках.

Финансы корпораций, как самостоятельное научное направление сформировалось относительно недавно – в начале 1950 – х. гг. Это синтетическая научная дисциплина, которая опирается на достижения таких научных дисциплин, как «Экономическая теория», «Финансы», Бухгалтерский учет и аудит», «Экономический анализ».

Содержание финансов корпорации можно уяснить, рассмотрев, прежде всего формирование и направления использования всей совокупности доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП.

 

 

 


                                                                     

 

    Выплата          Оплата                      Прочие                  Социальные

       дивидендов     труда                         выплаты                и страховые

       долей               в бюджетной                                                выплаты

        прибыли         сфере

 

 Рис. 1. Схема доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости продукта.

 

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые после перераспределения первичных доходов.

Вторичные образуются:

- у корпораций – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении и амортизационных отчислений;

- у работников – в форме оплаты труда и других выплат, остающихся после уплаты налогов и обязательных платежей;

- у государства – в форме перераспределенных доходов фирм, корпораций, предприятий и домохозяйств в бюджет и внебюджетные фонды;

- у домохозяйств – в форме чистой оплаты труда, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетникам, выплаты из внебюджетных фондов социального назначения.

В процессе формирования и использования денежных средств корпорации возникает широкий спектр денежных отношений, выражающих экономическое содержание сферы финансов корпораций и соответственно финансовых отношений.

Финансовые отношения возникают:

- между организацией и ее инвесторами (акционерами, участниками, собственниками);

- другими организациями по поводу кратко – и дологосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

- финансовыми (кредитными) институтами и другими организациями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств ( получения и погашения кредитов, займов, страховых выплат и т. д. );

- дочерними и материнскими организациями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;

- учредителями доверительного управления имущества, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление и передачи прибыли от такого управления;

- правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

- наемными работниками по поводу оплаты труда и выплаты фонда потребления;

- у государства по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов и сборов;

- у работников при удержании налога на доходы физических лиц, взносов во внебюджетные фонды;

- у арбитражных судов по поводу разрешения имущественных споров финансового и нефинансового характера;

- при несостоятельности (банкротстве) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущей деятельности.

Все эти отношения возникают в процессе формирования и движения капитала, доходов, фондов, резервов и других финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы корпорации – это все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.

Содержание экономических категорий рассматриваются через выполняемые ими функции. Корпоративные финансы выполняют следующие функции:

- регулирование денежных потоков корпорации;

- формирование капитала, денежных доходов и фондов;

- использование капитала, денежных доходов и фондов.

Существуют основные принципы организации финансов в корпорациях. К ним относят:

- плановость;

- финансовое соотношение сроков;

- взаимозависимость финансовых показателей;

- гибкость (маневрирование);

- минимизация финансовых издержек;

- рациональность;

- финансовая устойчивость.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной компании. При этом необходимо учитывать:

- сферу деятельности (материальное производство и непроизводственная сфера);

- отраслевую принадлежность;

- виды деятельности (экспорт, импорт);

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

 

-2-

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, который ее осуществляет в целях извлечения прибыли или удовлетворения общественных потребностей.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать или имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде.

Все юридические лица подлежат государственной регистрации и вносятся в реестр юридических лиц.

В зависимости от цели создания - предприятия подразделяются на 2 группы:

а) коммерческие;

б) некоммерческие.

Организационно-правовая форма хозяйствования предприятий  установлена государством и определяется Гражданским Кодексом РФ.

 

 

Рис. 2.- Организационно-правовые формы предпринимательства.

 

Согласно общепринятой классификации, все финансовые ресурсы организаций подразделяются на четыре группы:

- собственные (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, амортизация);

- собственные строго целевого назначения (целевые финансирование и поступления, страховое возмещение, резервы предстоящих расходов);

- привлеченные (авансы полученные, нормальная задолженность в бюджет и внебюджетные фонды);

- заемные (полученные кредиты, займы, ссуды).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлены следующие налоги по уровням бюджетов.

Федеральные налоги:

1. НДС;

2. Акцизы;

3. НДФЛ;

4. Налог на прибыль;

5. Налог на добычу полезных ископаемых;

6. Водный налог;

7. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8. Государственная пошлина.

 

Региональные налоги:

1. Налог на имущество организаций;

2. Налог на игорный бизнес;

3. Транспортный налог.

Местные налоги:

1. Земельный налог;

2. Налог на имущество физических лиц.

Эту систему налогов нельзя считать окончательной и неизменной. Налоговая система трансформируется и совершенствуется вместе с развитием экономики, отражает приоритеты экономической, бюджетной и социальной политики.

Любая корпорация действует не изолированно, а во взаимосвязи с определенной финансовой средой, т. е. с национальной финансовой системой и финансовыми системами стран, с покупателями и поставщиками. Финансовая среда представлена разнообразными государственными и частными институтами.

Такими государственными институтами являются бюджетные системы, системы национальных государственных банков, международные финансовые и кредитные организации. В этих институтах сосредоточенны огромные финансовые ресурсы, предоставленные на определенных условиях, как отдельным странам, так и на отдельные инвестиционные проекты и программы, осуществляемые корпорациями.

Огромную роль в создании финансовой среды играют финансовые рынки, обеспечивающие аккумуляцию свободных денежных средств в инвестиции для корпораций.

 

 

-3-

Система корпоративного управления – это набор принципов и механизмов принятия решений в компании и наблюдения за их выполнением.

Система корпоративного управления формируется с учетом специфики деятельности каждой корпорации:

- Структуры собственности;

- Степени концентрации или рассредоточения акционерного капитала;

- Принципов принятия стратегических решений контроля за их исполнением, в том числе формирования совета директоров, наблюдательных советов и системы внутреннего контроля;

- Наличия или отсутствия государственного контроля над корпорацией;

- Преобладающего типа финансирования деятельности.

В настоящее время в мире сформировалось несколько моделей корпоративного управления.

Британо – американская модель корпоративного управления предполагает широкое использование в деятельности компаний инструментов фондового рынка. Предприятия финансируют свою деятельность за счет эмиссии ценных бумаг. Возможности банков на фондовом рынке ограничены законодательством, основными игроками на фондовом рынке выступают пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании, частные лица. Акционерный капитал очень сильно распылен. Для данной системы характерно стремление к росту, отсюда постоянное наращивание рыночной доли и конгломератные явления (одна из форм монополистических объединений).

При этом менеджеров считают лишь агентами акционеров, стремящихся к максимизации стоимости акций. Поэтому модель ориентируется главным образом на финансовое мышление.

Германская или континентальная модель корпоративного управления предполагает широкое использование банковского сектора. В банковской системе преобладают крупные банки, контролирующие существенную часть финансового рынка. Крупные банки, физические лица и корпорации являются основными акционерами компаний. Модель называют системой инсайдеров (член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публик). Развитие компании и ее роль в обществе важнее простого увеличения стоимости для акционеров.

Японская модель корпоративного управления во многом близка германской, но в ней помимо названных факторов очень большую роль играет особая схема взаимоотношений корпораций с работниками предприятий.

Отечественная модель корпоративного управления пока находится в стадии формирования. Наша модель похожа на германскую, однако полноценному применению данной модели мешает ряд негативных явлений, пока присущих отечественной экономике. Это связано с достаточно высокой концентрацией капитала в руках крупных инвесторов, узостью фондового рынка, сконцентрированного вокруг нефтегазоэнергетического сектора. Сюда же относятся и монополизация рынков и финансовых потоков, приватизация институтов власти, безответственность партнеров, незащищенность акционеров и др.

Существуют следующие цели финансового управления корпорацией:

1. Максимизация прибыли;

2. Роста масштабов производства;

3. Роста дохода на акцию;

4. Максимизация ценностей компании (максимизация стоимости компании).

Функции управления корпоративными финансами:

1. Планирование;

2. Обеспечение источниками финансирования (капиталом);

3. Управление финансовыми ресурсами;

4. Учет, контроль и анализ;

5. Защита активов;

Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент, являются:

1. Поддержание платежеспособности корпораций в каждый данный момент времени, что достигается обеспечением сбалансированности объемов и сроков поступления денежных средств;

2. Разработка эффективной системы финансирования текущей деятельности путем разработки кредитной и налоговой политики, оптимизацией величины структуры оборотного капитала;

3. Обеспечение рентабельности продаж путем формирования эффективной ценовой политики и управления затратами на всех уровнях.

Конкретные формы и методы реализации этих функций и задач определяется финансовой политикой предприятия, основными элементами которой могут быть:

- Учетная политика;

- Кредитная политика;

- Политика управления денежными средствами;

- Политика в отношении управления издержками;

- Дивидендная политика.

Для реализации функций финансового управления и достижения целей формируется организационная структура финансового управления, которая позволяет распределить функции и ответственность за их выполнение между определенными службами, отделами и исполнителями.

Современная структура финансовой службы российского предприятия представлена на рисунке 3.

 

 

 

 

 


Рисунок 3 . - Структура управления финансами российского предприятия.

 

Финансовые директора отмечают, что у финансовых служб существуют базовые функции и дополнительные.

К базовым функциям относятся:

1. Финансовый контроллинг (бюджетирование, управленческий учет, ключевые показатели);

2. Казначейская функция;

3. Привлечение финансирования;

4. Бухгалтерский, налоговый учет.

К дополнительным функциям относятся:

1. Разработка IT – политики;

2. Создание системы мотивации персонала;

3. Внутренний контроль и аудит;

4. Управление рисками.

 

Литература

 

1. Корпоративные финансы: учебник для вузов/ под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. А.И. Вострокнутовой.- СПб.: Питер, 2011. - 592с.

2. Леусский А.И., Гребенников П.И., Тарасавич Л.С. Теория корпоративных финансов: учебник/А. И. Леусский, П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – М.: Высшее образование, 2008.- 240 с.

3. Бочаров В.В. Корпоративные финансы: учебное пособие/ В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2008. - 272с

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...