Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Корпоративные финансы и система управления ими.
Раздел 1. Введение в корпоративные финансы.
1. Содержание, функции и принципы организации корпоративных финансов. 2. Правовая, налоговая и финансовая среда бизнеса. 3. Система корпоративного финансового управления.
-1-
В специальной литературе под «корпорацией» понимается совокупность лиц, объединившихся для достижения какой - либо цели и образующих самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо. Отличительным признаком корпорации является то, что при её образовании предусматривается долевая собственность и разделение функций управления. К преимуществам корпоративной формы организации предпринимательства относят: - ограниченную ответственность собственников; - легкость перехода права собственности от одного акционера к другому; - долгосрочный характер деятельности. Выделяют корпорации: - открытые (акционеры акции продают на открытых рынках); - закрытые (акционеры продают акции по подписке, среди оговоренного круга лиц). Корпорации, ведущие производственную, финансовую и торговую деятельность в разных странах, называются транснациональными корпорациями. Корпоративные финансы – это финансовые отношения, связанные с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций и выраженные в различных денежных потоках. Финансы корпораций, как самостоятельное научное направление сформировалось относительно недавно – в начале 1950 – х. гг. Это синтетическая научная дисциплина, которая опирается на достижения таких научных дисциплин, как «Экономическая теория», «Финансы», Бухгалтерский учет и аудит», «Экономический анализ». Содержание финансов корпорации можно уяснить, рассмотрев, прежде всего формирование и направления использования всей совокупности доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Выплата Оплата Прочие Социальные дивидендов труда выплаты и страховые долей в бюджетной выплаты прибыли сфере
Рис. 1. Схема доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости продукта.
Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые после перераспределения первичных доходов. Вторичные образуются: - у корпораций – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении и амортизационных отчислений; - у работников – в форме оплаты труда и других выплат, остающихся после уплаты налогов и обязательных платежей; - у государства – в форме перераспределенных доходов фирм, корпораций, предприятий и домохозяйств в бюджет и внебюджетные фонды; - у домохозяйств – в форме чистой оплаты труда, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетникам, выплаты из внебюджетных фондов социального назначения. В процессе формирования и использования денежных средств корпорации возникает широкий спектр денежных отношений, выражающих экономическое содержание сферы финансов корпораций и соответственно финансовых отношений. Финансовые отношения возникают: - между организацией и ее инвесторами (акционерами, участниками, собственниками); - другими организациями по поводу кратко – и дологосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов; - финансовыми (кредитными) институтами и другими организациями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств ( получения и погашения кредитов, займов, страховых выплат и т. д. ); - дочерними и материнскими организациями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств; - учредителями доверительного управления имущества, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление и передачи прибыли от такого управления; - правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии; - наемными работниками по поводу оплаты труда и выплаты фонда потребления; - у государства по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов и сборов; - у работников при удержании налога на доходы физических лиц, взносов во внебюджетные фонды; - у арбитражных судов по поводу разрешения имущественных споров финансового и нефинансового характера; - при несостоятельности (банкротстве) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущей деятельности. Все эти отношения возникают в процессе формирования и движения капитала, доходов, фондов, резервов и других финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы корпорации – это все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений. Содержание экономических категорий рассматриваются через выполняемые ими функции. Корпоративные финансы выполняют следующие функции: - регулирование денежных потоков корпорации; - формирование капитала, денежных доходов и фондов; - использование капитала, денежных доходов и фондов. Существуют основные принципы организации финансов в корпорациях. К ним относят: - плановость; - финансовое соотношение сроков; - взаимозависимость финансовых показателей; - гибкость (маневрирование); - минимизация финансовых издержек; - рациональность; - финансовая устойчивость. Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной компании. При этом необходимо учитывать: - сферу деятельности (материальное производство и непроизводственная сфера); - отраслевую принадлежность; - виды деятельности (экспорт, импорт); - организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
-2- Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, который ее осуществляет в целях извлечения прибыли или удовлетворения общественных потребностей. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать или имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде. Все юридические лица подлежат государственной регистрации и вносятся в реестр юридических лиц. В зависимости от цели создания - предприятия подразделяются на 2 группы: а) коммерческие; б) некоммерческие. Организационно-правовая форма хозяйствования предприятий установлена государством и определяется Гражданским Кодексом РФ.
Рис. 2.- Организационно-правовые формы предпринимательства.
Согласно общепринятой классификации, все финансовые ресурсы организаций подразделяются на четыре группы: - собственные (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, амортизация); - собственные строго целевого назначения (целевые финансирование и поступления, страховое возмещение, резервы предстоящих расходов); - привлеченные (авансы полученные, нормальная задолженность в бюджет и внебюджетные фонды); - заемные (полученные кредиты, займы, ссуды). В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлены следующие налоги по уровням бюджетов. Федеральные налоги: 1. НДС; 2. Акцизы; 3. НДФЛ; 4. Налог на прибыль; 5. Налог на добычу полезных ископаемых; 6. Водный налог; 7. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; 8. Государственная пошлина.
Региональные налоги: 1. Налог на имущество организаций; 2. Налог на игорный бизнес; 3. Транспортный налог. Местные налоги: 1. Земельный налог; 2. Налог на имущество физических лиц. Эту систему налогов нельзя считать окончательной и неизменной. Налоговая система трансформируется и совершенствуется вместе с развитием экономики, отражает приоритеты экономической, бюджетной и социальной политики. Любая корпорация действует не изолированно, а во взаимосвязи с определенной финансовой средой, т. е. с национальной финансовой системой и финансовыми системами стран, с покупателями и поставщиками. Финансовая среда представлена разнообразными государственными и частными институтами. Такими государственными институтами являются бюджетные системы, системы национальных государственных банков, международные финансовые и кредитные организации. В этих институтах сосредоточенны огромные финансовые ресурсы, предоставленные на определенных условиях, как отдельным странам, так и на отдельные инвестиционные проекты и программы, осуществляемые корпорациями. Огромную роль в создании финансовой среды играют финансовые рынки, обеспечивающие аккумуляцию свободных денежных средств в инвестиции для корпораций.
-3- Система корпоративного управления – это набор принципов и механизмов принятия решений в компании и наблюдения за их выполнением. Система корпоративного управления формируется с учетом специфики деятельности каждой корпорации: - Структуры собственности; - Степени концентрации или рассредоточения акционерного капитала; - Принципов принятия стратегических решений контроля за их исполнением, в том числе формирования совета директоров, наблюдательных советов и системы внутреннего контроля; - Наличия или отсутствия государственного контроля над корпорацией; - Преобладающего типа финансирования деятельности. В настоящее время в мире сформировалось несколько моделей корпоративного управления. Британо – американская модель корпоративного управления предполагает широкое использование в деятельности компаний инструментов фондового рынка. Предприятия финансируют свою деятельность за счет эмиссии ценных бумаг. Возможности банков на фондовом рынке ограничены законодательством, основными игроками на фондовом рынке выступают пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании, частные лица. Акционерный капитал очень сильно распылен. Для данной системы характерно стремление к росту, отсюда постоянное наращивание рыночной доли и конгломератные явления (одна из форм монополистических объединений). При этом менеджеров считают лишь агентами акционеров, стремящихся к максимизации стоимости акций. Поэтому модель ориентируется главным образом на финансовое мышление. Германская или континентальная модель корпоративного управления предполагает широкое использование банковского сектора. В банковской системе преобладают крупные банки, контролирующие существенную часть финансового рынка. Крупные банки, физические лица и корпорации являются основными акционерами компаний. Модель называют системой инсайдеров (член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публик). Развитие компании и ее роль в обществе важнее простого увеличения стоимости для акционеров. Японская модель корпоративного управления во многом близка германской, но в ней помимо названных факторов очень большую роль играет особая схема взаимоотношений корпораций с работниками предприятий. Отечественная модель корпоративного управления пока находится в стадии формирования. Наша модель похожа на германскую, однако полноценному применению данной модели мешает ряд негативных явлений, пока присущих отечественной экономике. Это связано с достаточно высокой концентрацией капитала в руках крупных инвесторов, узостью фондового рынка, сконцентрированного вокруг нефтегазоэнергетического сектора. Сюда же относятся и монополизация рынков и финансовых потоков, приватизация институтов власти, безответственность партнеров, незащищенность акционеров и др. Существуют следующие цели финансового управления корпорацией: 1. Максимизация прибыли; 2. Роста масштабов производства; 3. Роста дохода на акцию; 4. Максимизация ценностей компании (максимизация стоимости компании). Функции управления корпоративными финансами: 1. Планирование; 2. Обеспечение источниками финансирования (капиталом); 3. Управление финансовыми ресурсами; 4. Учет, контроль и анализ; 5. Защита активов; Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент, являются: 1. Поддержание платежеспособности корпораций в каждый данный момент времени, что достигается обеспечением сбалансированности объемов и сроков поступления денежных средств; 2. Разработка эффективной системы финансирования текущей деятельности путем разработки кредитной и налоговой политики, оптимизацией величины структуры оборотного капитала; 3. Обеспечение рентабельности продаж путем формирования эффективной ценовой политики и управления затратами на всех уровнях. Конкретные формы и методы реализации этих функций и задач определяется финансовой политикой предприятия, основными элементами которой могут быть: - Учетная политика; - Кредитная политика; - Политика управления денежными средствами; - Политика в отношении управления издержками; - Дивидендная политика. Для реализации функций финансового управления и достижения целей формируется организационная структура финансового управления, которая позволяет распределить функции и ответственность за их выполнение между определенными службами, отделами и исполнителями. Современная структура финансовой службы российского предприятия представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 . - Структура управления финансами российского предприятия.
Финансовые директора отмечают, что у финансовых служб существуют базовые функции и дополнительные. К базовым функциям относятся: 1. Финансовый контроллинг (бюджетирование, управленческий учет, ключевые показатели); 2. Казначейская функция; 3. Привлечение финансирования; 4. Бухгалтерский, налоговый учет. К дополнительным функциям относятся: 1. Разработка IT – политики; 2. Создание системы мотивации персонала; 3. Внутренний контроль и аудит; 4. Управление рисками.
Литература
1. Корпоративные финансы: учебник для вузов/ под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. А.И. Вострокнутовой.- СПб.: Питер, 2011. - 592с. 2. Леусский А.И., Гребенников П.И., Тарасавич Л.С. Теория корпоративных финансов: учебник/А. И. Леусский, П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – М.: Высшее образование, 2008.- 240 с. 3. Бочаров В.В. Корпоративные финансы: учебное пособие/ В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2008. - 272с
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |