Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, формы и функции исторического сознания.




ТЕМА: №1. «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ.  

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение. 3

1. Предмет истории как науки. 4

2. Сущность, формы и функции исторического сознания. 7

3. Концептуальные модели истории. 10

Заключение. 23

Литература: 24

 

Введение

История – одна из древнейших наук об обществе. Ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший книгу, которая так и называлась: “История”. Древние очень ценили историю и называли её наставница жизни, а историка уважительно именовали передатчиком времени. Признаком уважения древних к истории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук.

История – это людская жизнь, которая уже закончилась, её никто не в состоянии вернуть или переделать. У России была своя сложная и противоречивая, героическая и драматическая история. История России внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Изучение отечественной истории осложняется целым рядом факторов:

1. В советское время преподавание отечественной истории страдало излишней идеологизированностью, что приводило к догматизму и мифологизации многих явлений, событий и фактов прошлого, страдало полуправдой.

2. Сейчас уже много сделано для преодоления догм и штампов, однако, появилось немало крайне тенденциозных публикаций, отличающихся конъюнктурностью оценок даже непрофессионализмом.

3. Современная история России стала полем политической борьбы различных партий и группировок. Это приводит к тому, что вместо одних мифов появляются другие, вместо знания – незнание.

Задача изучения отечественной истории в современных условиях – это объективный показ истории во всех её противоречиях, с её светлыми и трагическими сторонами.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории.

 

Предмет истории как науки.

Изучение любой науки начинается с определения понятий и предмета науки. Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческого общества во всём его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определённой взаимосвязи, составляющих всё человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В. О. Ключевский так писал об истории как науке: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах”[1]. 

Предмет истории определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шёл процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивалась наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось её содержание, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний.

Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Современная история состоит из разнообразных отраслей исторических знаний: политической истории, экономической истории, военной истории, истории государства и права, истории культуры и искусства, археологии.

Кроме того, сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (приёмы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (история гербов), сфрагистика (история печатей), нумизматика (история монет, медалей и орденов), топонимика (изучение названий географических пунктов). Всё это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. История характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

Задача изучения истории в современных условиях – исследовать историю во всех её сложностях и противоречиях, с её светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность и историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях.

Необходимо знать историю своего отечества, жизнь и дела своих предков. Необходимо знать кто жил на родной земле до нас, помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили не только материальное, но и духовное наследие.

Усвоение исторического опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, позволяет направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое – это наша интеллектуальная собственность.

Изучение истории выполняет целый ряд функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание отечественной истории, истории своего народа формирует национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять истоки национальной культуры и её достижения.

Изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения. Приобретение исторических знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе.

 

Сущность, формы и функции исторического сознания.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. А. А. Радугин даёт следующее определение исторического сознания. Историческое сознаниеэто совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества[2].

При таком подходе историческое сознание, во-первых, отождествляется с исторической памятью. Во-вторых, историческое сознание рассматривается только как надындивидуальная реальность, т.е. в данном определении исключён личностный аспект. По мнению В. В. Гаташова и А. В. Лубского историческое сознание может быть как массовым (групповым), так и индивидуальным. Массовое историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценивания движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом, с одной стороны, приобщения к знанию о прошлом, а с другой, – осмысления прошлого и выработке чувства сопричастности с ним. Поэтому индивидуальное историческое сознание выступает формой “события”[3].

Каждая национальная общность обладает определённым кругом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов. Такие представления получают своё выражение в исторических преданиях, легендах, сказаниях, сказках. Благодаря этому данная общность людей осознаёт себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Политические идеи, мораль, религия, искусство имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных обстоятельств его возникновения и условий развития. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.

Историческое сознание имеет сложную структуру. Выделяют четыре уровня исторического сознания[4].

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется также как и обыденное сознание, на основе накопления жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или является их участником. Историческое сознание на этом уровне выступает в расплывчатых, эмоциональных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных и субъективных. Например, воспоминания рядовых солдат – участников Великой Отечественной войны.

Второй уровень исторического сознания формируется под влиянием художественной литературы, кино, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание ещё не превращается в систематическое знание. Образующие его представления отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного и услышанного и сохраняются порой на всю жизнь. Это объясняется силой таланта художника, оказавшего на человека огромное эмоциональное воздействие. Читатель или зритель судит об эпохе или событии именно по данному художественному произведению. На этом уровне исторического сознания объективная реальность очень часто выражается в мифах и легендах. Например, изображение Ледового побоища в художественном фильме “Александр Невский” (1942) замечательно передаёт дух времени, ход битвы, но страдает и определённым мифотворчеством. В последних кадрах фильма показан эпизод, когда русские дружинники срубают шатёр Великого магистра ордена, хотя ни самого магистра (участвовал вице-магистр ордена), ни срубленного шатра в ходе сражения не было (рубка шатра произошла в ходе битвы на реке Неве, но режиссёр для усиления эмоционального воздействия включил этот эпизод).

Третий уровень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

Возможно, пополнение знаний по истории на любительском уровне на основе научно-популярной литературы.

На четвёртом (высшем) уровне формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. Формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить представление о природе и движущих силах развития общества, его периодизации, типологии и моделях общественного развития. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука.

История человечества свидетельствует, что национально-историческое сознание – фактор, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...