Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели качества процессов конструирования




 

В современных условиях, условиях жесткой конкуренции, очень важно гарантировать высокое качество вашего процесса конструирования ПО. Такую гарантию дает сертификат качества процесса, подтверждающий его соответствие принятым международным стандартам. Каждый такой стандарт фиксирует свою модель обеспечения качества. Наиболее авторитетны модели стандартов ISO 9001:2000, ISO/ IEC 15504 и модель зрелости процесса конструирования ПО (Capability Maturity Model — СММ) Института программной инженерии при американском университете Карнеги-Меллон.

Модель стандарта ISO 9001:2000 ориентирована на процессы разработки из любых областей человеческой деятельности. Стандарт ISO/IEC 15504 специализируется на процессах программной разработки и отличается более высоким уровнем детализации. Достаточно сказать, что объем этого стандарта превышает 500 страниц. Значительная часть идей ISO/IEC 15504 взята из модели СММ.

Базовым понятием модели СММ считается зрелость компании [61], [62]. Незрелой называют компанию, где процесс конструирования ПО и принимаемые решения зависят только от таланта конкретных разработчиков. Как следствие, здесь высока вероятность превышения бюджета или срыва сроков окончания проекта.

Напротив, в зрелой компании работают ясные процедуры управления проектами и построения программных продуктов. По мере необходимости эти процедуры уточняются и развиваются. Оценки длительности и затрат разработки точны, основываются на накопленном опыте. Кроме того, в компании имеются и действуют корпоративные стандарты на процессы взаимодействия с заказчиком, процессы анализа, проектирования, программирования, тестирования и внедрения программных продуктов. Все это создает среду, обеспечивающую качественную разработку программного обеспечения.

Таким образом, модель СММ фиксирует критерии для оценки зрелости компании и предлагает рецепты для улучшения существующих в ней процессов. Иными словами, в ней не только сформулированы условия, необходимые для достижения минимальной организованности процесса, но и даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию процессов.

Очень важно отметить, что модель СММ ориентирована на построение системы постоянного улучшения процессов. В ней зафиксированы пять уровней зрелости (рис. 1.9) и предусмотрен плавный, поэтапный подход к совершенствованию процессов — можно поэтапно получать подтверждения об улучшении процессов после каждого уровня зрелости.

Рис. 1.9. Пять уровней зрелости модели СММ

Начальныйуровень (уровень 1) означает, что процесс в компании не формализован. Он не может строго планироваться и отслеживаться, его успех носит случайный характер. Результат работы целиком и полностью зависит от личных качеств отдельных сотрудников. При увольнении таких сотрудников проект останавливается.

Для перехода на повторяемыйуровень (уровень 2) необходимо внедрить формальные процедуры для выполнения основных элементов процесса конструирования. Результаты выполнения процесса соответствуют заданным требованиям и стандартам. Основное отличие от уровня 1 состоит в том, что выполнение процесса планируется и контролируется. Применяемые средства планирования и управления дают возможность повторения ранее достигнутых успехов.

Следующий, определенныйуровень (уровень 3) требует, чтобы все элементы процесса были определены, стандартизованы и задокументированы. Основное отличие от уровня 2 заключается в том, что элементы процесса уровня 3 планируются и управляются на основе единого стандарта компании. Качество разрабатываемого ПО уже не зависит от способностей отдельных личностей.

С переходом на управляемыйуровень (уровень 4) в компании принимаются количественные показатели качества как программных продуктов, так и процесса. Это обеспечивает более точное планирование проекта и контроль качества его результатов. Основное отличие от уровня 3 состоит в более объективной, количественной оценке продукта и процесса.

Высший, оптимизирующийуровень (уровень 5) подразумевает, что главной задачей компании становится постоянное улучшение и повышение эффективности существующих процессов, ввод новых технологий. Основное отличие от уровня 4 заключается в том, что технология создания и сопровождения программных продуктов планомерно и последовательно совершенствуется.

Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов (ОКП), причем считается, что каждый последующий уровень включает в себя все характеристики предыдущих уровней. Иначе говоря, для 3-го уровня зрелости рассматриваются ОКП 3-го уровня, ОКП 2-го уровня и ОКП 1-го уровня. Область ключевых процессов образуют процессы, которые при совместном выполнении приводят к достижению определенного набора целей. Например, ОКП 5-го уровня образуют процессы:

q предотвращения дефектов;

q управления изменениями технологии;

q управления изменениями процесса.

Если все цели ОКП достигнуты, компании присваивается сертификат данного уровня зрелости. Если хотя бы одна цель не достигнута, то компания не может соответствовать данному уровню СММ.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение технологии конструирования программного обеспечения.

2. Какие этапы классического жизненного цикла вы знаете?

3. Охарактеризуйте содержание этапов классического жизненного цикла.

4. Объясните достоинства и недостатки классического жизненного цикла.

5. Чем отличается классический жизненный цикл от макетирования?

6. Какие существуют формы макетирования?

7. Чем отличаются друг от друга стратегии конструирования ПО?

8. Укажите сходства и различия классического жизненного цикла и инкрементной модели.

9. Объясните достоинства и недостатки инкрементной модели.

10. Чем отличается модель быстрой разработки приложений от инкрементной модели?

11. Объясните достоинства и недостатки модели быстрой разработки приложений.

12. Укажите сходства и различия спиральной модели и классического жизненного цикла.

13. В чем состоит главная особенность спиральной модели?

14. Чем отличается компонентно-ориентированная модель от спиральной модели и классического жизненного цикла?

15. Перечислите достоинства и недостатки компонентно-ориентированной модели.

16. Чем отличаются тяжеловесные процессы от облегченных процессов?

17. Чем отличаются тяжеловесные процессы от прогнозирующих процессов?

18. Чем отличаются подвижные процессы от облегченных процессов?

19. Перечислите достоинства и недостатки тяжеловесных процессов.

20. Перечислите достоинства и недостатки облегченных процессов.

21. Приведите примеры тяжеловесных процессов.

22. Приведите примеры облегченных процессов.

23. Перечислите характеристики ХР-процесса.

24. Перечислите методы ХР-процесса.

25. В чем состоит главная особенность ХР-процесса?

26. Охарактеризуйте содержание игры планирования в ХР-процессе.

27. Охарактеризуйте назначение метафоры в ХР-процессе.

28. Какова особенность проектирования в ХР-процессе?

29. Какова особенность программирования в ХР-процессе?

30. Что такое реорганизация?

31. Что такое коллективное владение?

32. Какова особенность тестирования в ХР-процессе?

33. Чем отличается ХР-реализация от ХР-итерации?

34. Чем ХР-реализация похожа на ХР-итерацию?

35. Какова длительность ХР-реализации?

36. Какова длительность ХР-итерации?

37. Какова максимальная численность группы ХР-разработчиков?

38. Какие модели качества процессов конструирования вы знаете?

39. Охарактеризуйте модель СММ.

40. Охарактеризуйте уровень зрелости знакомой вам фирмы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...