Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Положение главной точки внемасштабных условных знаков




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

кафедра тактико-специальной подготовки

ЛЕКЦИЯ

 

по дисциплине «Тактико-специальная подготовка»

 

 

Тема № 3: «Чтение топографических карт».

 

Время: 2 часа.

 

Обговорена и одобрена                    Подготовил:

на заседании кафедры                        Начальник кафедры ТСП

от «___»_______2015                           подполковник полиции Ткач В.В.

протокол №

 

 

 

г. Донецк – 2015


Тема № 3. «Чтение топографических карт».

 

Цель занятия:

 

o Изучить систему условных обозначений, принципы построения и применения на картах условных обозначений, виды условных знаков, пояснительные подписи и цифровые обозначения и т.д.

o Воспитывать у курсантов уверенность, смелость, инициативу, настойчивость и психологическую устойчивость во время выполнения служебных обязанностей.

 

 

Время: 2 часа.

 

Место проведения:учебная аудитория.

 

Техническое обеспечение: кодоскоп, видеопроектор, слайды, видеоматериалы.

 

 

Учебные вопросы:

 

1. Чтение топографических карт.

Порядок проведения занятия:

I. Вводная часть - 5 мин.

-Принять доклад дежурного;

- Сделать необходимые записи в журнале;

- Объявить тему, цель, учебные вопросы занятия.

 

II. Основная часть – 80 мин.



Чтение топографических карт

Система условных обозначений на картах. Топографические карты отображают целостную картину местности, т.е. все её важнейшие составные элементы, населенные пункты, пути сообщения, гидрография, рельеф, растительный покров, государственные и прочие политико‑административные границы и другие объекты.

Принципы построения и применения на картах условных обозначений. Чтобы хорошо читать современную топографическую карту и полностью понимать все богатство ее содержания, необходимо, прежде всего, твердо усвоить основные принципы и правила построения и применения на картах условных обозначений. Они сводятся в основном к следующему.

Топографическая карта дает как бы картину местности, наблюдаемую сверху, т.е. в плане. В этом отношении ее можно сравнить с плановым снимком того же масштаба, полученным фотографированием участка земной поверхности с самолета. Однако при сличении такого снимка с местностью и с картой оказалось бы, что многие мелкие объекты, имеющие зачастую важное для нас значение и изображенные на карте (например, колодцы и тому подобные местные предметы), на снимке получились в виде едва заметных точек, линий и различных фигурок, по которым невозможно определить, что они представляют собой в натуре. Поэтому в отличие от снимка все объекты на карте изображаются условными знаками, присвоенными местным предметам в соответствии с их видом и значением. Применение условных знаков позволяет лучше отличить на карте один предмет от другого.

Чтобы уметь читать карту, надо хорошо разбираться в применяемой на ней системе условных обозначений, образно воспринимая по ним вид каждого изображенного объекта с его типовыми свойствами и характерными особенностями.

На топографических картах, условные обозначения представляют собой единую систему, состоящую из условных знаков, их цветового оформления (расцветки), пояснительных подписей и цифровых обозначений.

Основу условных обозначений на топографических картах составляют условные знаки и их расцветка, посредством которых на картах наглядно показываются различные объекты местности и их типовые разновидности, а пояснительные подписи и цифровые обозначения имеют только вспомогательное значение.

Совокупность правил и приемов, облегчающие смысловое восприятие и запоминание условных знаков, заложены в самих принципах их построения и применения на картах. Суть этих правил и приемов заключается в следующем.

На всех крупномасштабных картах, условные знаки одних и тех же объектов в основном одинаковы по своему начертанию и окраске и различаются лишь размерами. Этот же принцип, в значительной мере соблюдается и на мелкомасштабных картах. Каждый условный знак, присвоенный той или иной категории объектов, индивидуален по своему внешнему виду и отличается своим рисунком или цветом от других знаков.

Для каждой группы однородных объектов (например, населенных пунктов, дорог, мостов) установлен, как правило, общий условный знак, указывающий род объектов. Своим рисунком или окраской он в какой-то мере напоминает внешний вид или какие-либо другие характерные признаки изображаемых объектов и поэтому легко воспринимается и запоминается.

Виды условных знаков.Условные знаки по их назначению и свойствам подразделяются на следующие четыре вида: масштабные, внемасштабные, линейные и пояснительные.

Масштабные(контурные, площадные)условные знаки обозначают объекты, выражающиеся в масштабе карты, т.е. такие, размеры которых (и длину, и ширину, и площадь, например озеро, лесной массив, крупный населенный пункт и т. д.) можно измерить по карте.

Каждый такой знак состоит из контура, т.е. планового очертания изображаемого объекта, и заполняющего его пояснительного обозначения в виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (заполняющих знаков), указывающих род и разновидность объекта (лесные массивы, болота, озёра и т.д.).

Если контуры объектов не совпадают с другими линиями местности, они показываются на картах пунктиром (канавами, береговыми линиями, дорогами, заборами и т. п.), которые обозначаются своими условными знаками.

Внемасштабными (точечными) условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, сооружения башенного типа, отдельно стоящие деревья – ориентиры и др.), не выражающиеся в масштабе карты, и поэтому их можно представить на ней лишь в виде точек.

Фигурный рисунок такого знака включает эту как бы главную точку, показывающую точное положение данного объекта на местности, и обозначает, что это за предмет. Положение главной точки для условных знаков различной формы приведено в таблице 4.

Этими главными точками надо пользоваться при точных измерениях по карте расстояний между объектами и при определении их координат.

Необходимо иметь в виду, что такие малоразмерные объекты, как, например, колодцы, автозаправочные станции (бензоколонки), водонапорные башни и т.п., изображаются на всех картах внемасштабными условными знаками, более же крупные объекты (населенные пункты, реки и т.п.) изображаются в зависимости от масштаба карты контурными или внемасштабными знаками.

Таблица 4.

Положение главной точки внемасштабных условных знаков

 

Условные обозначения Место главной точки условного знака
у знаков симметричной формы (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка) – в центре фигуры
у знаков, имеющих форму фигуры с широким основанием – в середине основания
у знаков, имеющих основание в виде прямого угла – в вершине угла
у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур – в центре нижней фигуры

 

Сами по себе внемасштабные условные знаки не указывают размеров предметов или занимаемой ими площади, поэтому нельзя измерять по карте, например, ширину моста.

Линейныекартографические условные знаки занимают промежуточное положение между площадными и внемасштабными к ним относятся условные знаки дорог, ручьев, линий электропередач, трубопроводов и других линейных местных предметов, у которых в масштабе выражается лишь длина, ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объектов на местности соответствует продольной оси (середине) знака на карте.

Пояснительныеусловные знаки применяются для дополнительной характеристики местных предметов и их разновидностей в сочетании с площадными и внемасштабными условными знаками. К ним относятся: стрелки, штрихи.

Стрелками на реке указывают направление её течения, на болотах – его глубину. Поперечные штрихи на условном знаке железной дороге показывают количество путей.

Пояснительные подписи и цифровые обозначения. Подписи на картах по своему содержанию подразделяются на четыре вида: географические названия, номенклатурные термины, буквенные и цифровые обозначения.

Географические названия передают собственные наименования объектов или территорий (Санкт‑Петербург, Тверь, Лебяжье, заказник Белый Камень).

Номенклатурные термины передают род или тип объекта и используются чаще всего в сочетании с его собственным наименованием (например: океан, река, гора, город, поселок, урочище, лес, болото, остров и т. д.).

На картах применяются полные и сокращенные подписи.

Полностью подписываются собственные названия населенных пунктов, рек, гор, отдельных урочищ. Шрифты подписей названий населенных пунктов и рек одновременно служат и условными обозначениями, так как своим размером и начертанием они дополняют характеристику этих объектов.

Сокращенные подписи, сопровождающие некоторые условные знаки, поясняют свойства изображенных объектов, сообщая о них данные, которые невозможно отобразить графически. Так, у условных знаков промышленных, сельскохозяйственных и некоторых других объектов они указывают род объекта или производства. Например: маш. – машиностроительный завод, медн. – медные разработки, вдкч. – водокачка, мин. – минеральный источник.

Сокращенными подписями поясняется также характер и некоторых других объектов, неразличимых по условному знаку, но выделяющихся по своему значению, например, шк. – школа, гсп. – госпиталь, каз. – казарма и т.п.

Подписи номенклатурных терминов могут быть полными и сокращёнными, например: Ладожское озеро , оз. Гороволдайское, бол. Таменгонтское.

Буквенные и цифровые обозначения поясняют количественные и качественные характеристики изображенных на карте объектов. Они могут быть: только буквенные (например, cap., лесн.), только цифровые (например, 25 – расстояние между пунктами в километрах, 5 – ширина проезжей части грунтовой дороги в метрах, 175,8 – отметка высоты, наиболее характерных точек рельефа и т. д.) или смешанные – буквенные и цифровые (например, К 150 – 10 – плотина, К – материал сооружения, 150 – длина, 10 – ширина и т.д.).

Цветовое оформление (расцветка) карт. Для улучшения изображения читаемости, карты печатаются в красках. В результате чего этому изображение местности делятся как бы на отдельные составные элементы, каждый из которых отчетливо выделяется своим цветом (гидрография, рельеф, растительный покров и т. д.). Современные топографические карты издаются в четыре, шесть, а иногда и в восемь красок. Чем в большее число красок печатается топографическая карта, тем выше её стоимость.

Топографические карты имеют цветовое оформление единое для всех масштабов карт, и в какой-то мере соответствуют действительной окраске местных предметов в летнее время года. Элементы растительного покрова выделяются на картах зеленым цветом; водные объекты, пояснительные подписи и цифровые обозначения, относящиеся к ним, а также болота, солончаки, ледники – синим; элементы рельефа и некоторые разновидности грунта (пески, каменистые поверхности, галечники) – коричневым; автострады и шоссейные дороги – оранжевым цветом, а грунтовые улучшенные дороги – желтым. На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 оранжевым цветом выделяются также кварталы населенных пунктов, в которых преобладают огнестойкие строения, а на картах масштаба 1:100 000 и мельче этим цветом показаны города с населением 50 тыс. и более жителей. Остальные элементы содержания карт (геодезические пункты, строения, границы, подписи) печатаются черной краской.

Общие правила чтения топографических карт. Читать карту – значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства. Наряду с этим процесс чтения карты включает также глазомерное восприятие пространственных соотношений между рассматриваемыми на ней объектами.

Ввиду большого разнообразия задач, решаемых начальниками и командирами с помощью карт, характер и объем требующейся им информации о местности и вытекающие из этого целевая установка, и методическая последовательность чтения карты могут быть самыми различными. Однако во всех случаях должны соблюдаться следующие общие правила:

- избирательное отношение к содержанию карты: читать не все подряд, а выборочно, фиксируя внимание на тех участках и элементах содержания карты, которые имеют отношение к решаемой задаче. Выявление подлежащих рассмотрению объектов и определение требующейся о них информации производятся путем предварительного беглого обзора по карте изучаемого района (полосы, направления района);

- совокупное чтение условных знаков: условные знаки изучаемых объектов следует рассматривать не изолированно, а во взаимной связи с изображением рельефа и других элементов местности, определяя тем самым совместное влияние всех этих объектов на выполнение задачи, применительно к которой изучается местность;

- запоминание прочитанного: чтение карты должно сопровождаться осмысленным запоминанием рассматриваемого на ней изображения местности, особенно тех объектов, которые являются предметом изучения и опознавания в натуре при выполнении задачи.

Результаты запоминания должны практически выражаться в способности без излишне частого обращения к карте отчетливо воспроизводить в своем сознании полученные по ней данные, быстро и правильно ориентироваться на местности по памяти. Важно запоминать собственные названия населенных пунктов, рек, урочищ, отметки командных высот и признаки, по которым эти объекты можно опознать на местности.

Из сказанного следует, что процесс обучения чтению карт должен органически сочетаться с развитием зрительной памяти и навыков пространственного представления о местности и расположенных на ней объектов. Важнейшим элементом такого обучения является воспитание чувства масштабности картографического изображения, т.е. способности быстро и правильно воспринимать по карте на глаз действительные размеры рассматриваемых объектов и расстояния между ними, отчетливо представлять и мысленно воспроизводить по памяти схему их взаимного положения. Выработка и закрепление этих навыков требуют систематической тренировки по чтению карты и работы с картой на местности.

Твердое усвоение условных знаков достигается не механическим запоминанием всего их многообразия, а уяснением принципов их построения, уяснением логической связи между их формой (рисунком) и смысловым значением.

Картографические условные знаки являются стандартными и обязательными к применению при создании топографических карт всеми ведомствами и учреждениями России. С этой целью совместным решением Начальника Военного Топографического Управления Генерального Штаба и Директора Федеральной службы геодезии и картографии издается единый нормативный документ по условным знакам для топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, который называется «Условные знаки для топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000». Данное издание состоит из введения; 38 таблиц, содержащих 361 условный знак; двух таблиц, содержащих шкалу цветов красок, применяемых для печати топографических карт в 4, 6 или 8 красок; пояснения по применению условных знаков и шрифтов; перечня условных сокращений; образцов оформления рамки карт в масштабе 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000.

Изображение на картах водных объектов. На топографических картах подробно показываются все важнейшие водные объекты с относящимися к ним гидротехническими и другими сооружениями: прибрежные полосы морей, реки, каналы и прочие естественные и искусственные водотоки, озера, водохранилища, колодцы и источники воды.

Данные, содержащиеся на картах, разносторонне отображают всё многообразие и основные показатели этих объектов.

Прибрежные полосы и берега морей, крупных озер водохранилищ и рек. Береговая зона, представляющая более или менее широкую полосу непосредственного взаимодействия суши и моря (озера, реки), включает в себя: побережье, береговую линию и прибрежную полосу акватории.

Каждый из этих элементов отчетливо отображается на картах и характеризует в тесной связи с изображением рельефа тип и строение коренных и наносных берегов: их расчлененность, извилистость береговой линии, форму, высоту и крутизну береговых склонов, наличие пляжей, береговых валов, осыхающих берегов (приливно-отливных полос) и других объектов.

Показываются также особенности прибрежной полосы водного пространства: глубина (рельеф) дна, наличие островов, прибрежных отмелей, скал и прочих препятствий, затрудняющих подходы к берегу со стороны моря или озера, навигацию в прибрежной полосе и судоходство по рекам.

Озера и водохранилища. Озёра и водохранилища на картах масштабов 1:25 000 – 1:100 000 отображают, если их площадь составляет 1 мм2 и более, в масштабе карты. Пресные озера независимо от размера обязательно отображают на картах, создаваемых на засушливые и безводные районы. Минеральные озера, имеющие промышленное или лечебное значение, и озера, являющиеся истоками рек, на картах изображают, как правило, все.

Реки, каналы и прочие объекты речных систем. Реки и каналы – важнейшие элементы гидрографической сети – изображаются с максимальной полнотой и подробностью.

Реки при изображении на картах подразделяют по характеру водотока, их ширине и транспортному значению (судоходные, несудоходные).

Реки в зависимости от ширины русла изображаются масштабным или внемасштабным (в одну и две линии) условным знаком. При внемасштабном изображении условный знак в две линии обозначает реки шириной: на карте 1:25 000 от 5 до 15 м, на карте 1:50 000 – от 5 до 20 м, на карте 1:100 000 – от 10 до 40 м, на карте 1:200 000 – от 20 до 60 м, на карте 1:500 000 – от 60 до 300 м. При меньшей ширине реки показываются одной линией, а при большей изображаются с сохранением их действительной ширины в масштабе карты.

При изображении рек и каналов шириной более 5 м на картах масштабов 1:25 000 – 1:200 000 подписывают их ширину, глубину и характер грунта дна (на краю масштаба 1:500 000 только ширину и глубину). Каналы шириной от 3 до 5 м подписывают так же, но без указания характера грунта дна. Изображение оросительных и осушительных канав шириной более 3 м сопровождается подписью их ширины и глубины, а сухих канав – подписью только ширины. При значительной глубине сухих канав (более 2 м) вдоль их изображения подписывают глубину.

Измерять по карте ширину можно лишь тех рек, у которых она на карте не менее 2 – 3 мм. Однако и при этом условии результаты измерений получаются приближенные. Поэтому для более точных определений на картах даются числовые характеристики ширины русел рек, если она больше 3 м (для карты 1:200 000 – больше 10 м). При этом указывается также глубина реки и грунт дна: В – вязкий (глинистый, илистый). К – каменистый (с крупными камнями), П – песчаный (плотный), Т – твердый (каменистый ровный, галечниковый, щебеночный). Эти подписи относят обычно к местам, удобным для съездов и переправ.

Судоходные реки (участки рек) и каналы выделяются на картах начертанием подписей их названий, которые в отличие от названий несудоходных рек пишутся без выделения заглавной буквы.

Изображение русел крупных и судоходных рек сопровождается подробным показом всех относящихся к ним гидротехнических и других сооружений (плотин, шлюзов, набережных, пристаней, мостов, паромов и, пр.) и характеристикой водного потока – скорости течения, уровня воды, глубины реки, продольного профиля (уклона) водной поверхности. Показываются также водопады и пороги.

На картах показывают отметки урезов воды рек, озер, водохранилищ и других водоемов.

Броды через реки шириной 5 м и более изображаются на картах масштабов 1:25 000 – 1:100 000, как правило, все. Их изображения сопровождаются подписью «бр.» и характеристикой с указанием наибольшей глубины реки по линии переправы, длины брода, характера грунта дна и величины поверхностной скорости течения.

Броды через реки шириной менее 5 м обозначаются только подписью «бр.». На карте масштаба 1:200 000 характеристику брода подписывают у обозначений бродов через реки шириной 10 м и более.

Колодцы и другие источники воды. На картах, создаваемых на засушливые и безводные районы, изображают, как правило, все колодцы и источники воды (ключи, родники). Около обозначений колодцев, не имеющих собственных названий, помещают подпись «к» или «арт. к». Особым условным знаком выделяют на картах главные колодцы, имеющие большую наполняемость, хорошее качество воды, расположенные в узлах дорог. Обозначения главных колодцев, всех артезианских колодцев и важных источников воды сопровождают характеристикой с указанием отметки уровня воды, глубины колодца, качественных особенностей воды (соленая, горько-соленая) и наполняемости (литров в час ) колодца или дебита артезианского колодца, источника воды. Подписью характеристик сопровождаются также обозначения колодцев, в которых воды нет (сухие, засыпанные).

На картах, создаваемых на районы, хорошо обеспеченные водой, показывают только те колодцы и источники воды, которые расположены вне населенных пунктов, а также имеющие значение ориентиров (расположенные на возвышенных местах и удаленные от других источников воды).

Дополнительные данные о водных объектах, содержащиеся в справках о местности на карте масштаба 1:200 000. Справки о местности, помещаемые на оборотной стороне листов этой карты, имеют целью дать необходимые дополнительные сведения о местности и важнейших ее элементах, которые невозможно отобразить на самой карте. Вопросы гидрографии составляют один из разделов таких справок.

К гидротехническим сооружениям относятся: паромные переправы, плотины, гидроузлы, шлюзы, дамбы, пристани, укрепленные берега рек и каналов.

На картах изображают, как правило, все паромные переправы. Их обозначения сопровождаются подписью «пар.» с указанием ширины реки, размеров парома и его грузоподъемности. Переправы изображают только постоянные.

Плотины при изображении на картах подразделяют на надводные (проезжие и непроезжие) и подводные. Изображения крупных надводных плотин (длиной более 100 м и важных плотин меньшей длины) сопровождают подписью, в которой указывают материал сооружения, длину и ширину плотины, а также отметки верхнего и нижнего уровней воды. Около обозначений проезжих плотин подписывают отметку высоты на гребне плотины. Изображения прочих плотин сопровождаются подписью только материала сооружения.

Почвенно-растительный покров и грунты. По картам масштаба 1:200 000 и крупнее о почвенно-растительном покрове и грунте можно получить следующие данные: размещение различных типов почвенно-растительного покрова и грунта, размер и устройство их территорий; качественные характеристики этих объектов, особенно древесной растительности, болот и песков; подробное очертание границ занимаемых ими площадей, наличие и характер ориентиров.

Более подробную справку о растительном покрове и грунте можно найти на обратной стороне карты масштаба 1:200 000.

Такие объекты как отдельные деревья и кусты, небольшие рощи, и др. показываются внемасштабными условными знаками. Совместное размещение различных видов растительности и грунта передается сочетанием их условных знаков.

Условным знаком леса (зеленой фоновой окраской) на картах обозначаются древесные насаждения высотой более 4 м.

Леса площадью 10 мм2 и более в масштабе карты в лесной местности и 4 мм2 и более в слабозалесенной отображаются на картах зеленой краской.

Отдельно стоящие деревья, имеющие значение ориентиров, изображают соответствующими условными знаками с делением на хвойные и лиственные.

В характеристике древостоя указывают среднюю высоту деревьев в метрах, среднюю толщину стволов на уровне груди человека (в долях метра) и среднее расстояние между деревьями в метрах. При обозначении породы поросли, лесных питомников и молодых посадок леса подписывают только среднюю высоту деревьев в метрах; высоту деревьев менее 1 м указывают в долях метра.

Просеки на картах изображают, как правило, все. Просеки шириной 20 м и более, 40 м и более, 60 м и более соответственно на картах масштабов 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000 изображают двумя прерывистыми тонкими линиями в соответствии с их действительной шириной в масштабе карты. Изображения просек сопровождают подписями их ширины в метрах.

Для облегчения ориентирования в лесу на картах подписывают номера лесных кварталов, которые нанесены на квартальных столбах, установленных в местах пересечения просек.

Почвенно-грунтовый покров – один из основных показателей проходимости местности. От качества грунта зависит трудоемкость проведения инженерных и дорожных работ. Он оказывает существенное влияние на условия наблюдения и маскировки (образование пыли), на стойкость радиоактивного и химического заражения местности.

Болота на картах показывают синей горизонтальной штриховкой. При этом их делят по степени проходимости для пешеходов на проходимые, труднопроходимые и непроходимые.

Проходимыми считают болота, по которым летом в любом направлении возможно движение пешеходов. К ним относятся моховые болота с плотным торфом на поверхности или под небольшим (0,3 – 0,4 м) слоем воды, покрытые обычно травянистой растительностью, а также болота со сплошным моховым покровом и большим количеством кустарников (багульника, вереска и др.).

Труднопроходимыми считают болота, по которым возможно движение пешеходов с большими трудностями (вязнут ноги, след быстро заполняется водой). К ним относятся болота с большим количеством мочажин, участками с открытой водой, рыхлым слоем торфа при большом количестве осоки и пушицы, плавни, заросшие камышом и тростником, кочковатые болота с березой или ольхой, не имеющие сплошного травяного покрова.

Непроходимыми считают глубокие топкие болота, по которым движение пешеходов практически невозможно. К ним относятся сплавинные и топяные болота, а также болота с вязким грунтом, покрытые в течение лета значительным слоем воды.

На изображении болот показывают растительный покров: травянистый, моховой, камышовый и тростниковый. Различные по степени проходимости и растительному покрову болота на картах контурами не разделяют.

На картах болота изображают при их площади 25 мм2 и более в масштабе карты. Труднопроходимые и непроходимые болота, а также проходимые болота, имеющие значение ориентиров, изображают на картах и при меньшей их площади. Болота глубиной от 0,5 до, 2 м сопровождают подписью глубины до десятых долей метра. Если болото имеет глубину более 2 м, дается подпись «Глубже 2 м». Место измерения глубины болота обозначают стрелкой.

Дорожная сеть. Основными требованиями к изображению дорожной сети на топографических картах являются: наглядное отображение ее густоты, состава и размещения с четким показом класса, начертания и состояния каждой дороги; подробный показ дорожных сооружений, характеризующих техническое оснащение дорог и являющихся ориентирами; тщательная передача характерных особенностей участков дорог и местности на подходах к мостам, переправам, перевалам и в других местах, где объезд затруднителен или невозможен (в теснинах, на болотах и т. п.).

Данные, особенно о классе автомобильных дорог, ширине, устройстве их проезжей части (полотна) и техническом оборудовании, позволяют изучать и оценивать по карте эксплуатационные возможности дорог (их пропускную способность, грузоподъемность, возможные сезонные изменения условий передвижения) и производить необходимые расчеты при планировании и организации передвижения и перевозок по ним.

Автомобильные и грунтовые дороги. Автомобильные дороги могут быть с покрытием (автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе) и без покрытия (улучшенные грунтовые дороги). Наиболее существенное влияние на движение техники оказывают ширина проезжей части, тип покрытия, величины продольных уклонов и радиусов поворота, наличие и характер дорожных сооружений.

Автомобильные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют в зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по следующим признакам.

Автострады. Капитальные дороги с прочным покрытием из асфальтобетона или цементобетона толщиной до 0,5 м. Как правило, имеют от двух до пяти рядов движения в каждом направлении. Состоят из двух проезжих частей шириной от 6,5 – 7,5 до 15 – 18 м, между которыми расположена разделительная полоса шириной от 2 до 20 м. Продольные уклоны не более 4% – на равнинной местности и не более 7% – в горной. Все пересечения с другими дорогами выполнены на разных уровнях.

Усовершенствованное шоссе. Дороги с твердым основанием и прочным покрытием из асфальта, цементобетона, брусчатки, клинкера, а также щебня или гравия, пропитанного вяжущими веществами. Ширина покрытой части не менее 6 м, что допускает движение в два ряда. Продольные уклоны не более 4% – на равнинной местности и не более 7% – в горной. Возможно интенсивное движение автотранспорта в течение всего года.

Шоссе. Дороги с основанием из камня, песка или твердого грунта и покрытием из асфальта, гравия, щебня или шлака, уплотненных укаткой или обработанных вяжущими веществами, мостовые булыжные и из колотого камня. Ширина покрытой части 5 – 6 м. Продольные уклоны до 7% – на равнинной местности и до 10% – в горной. Возможно движение автотранспорта в течение всего года.

Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе на картах показывают все. Улучшенные грунтовые дороги на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показывают все, а на карте масштаба 1:100 000 и мельче – с отбором. Грунтовые (проселочные) дороги на карте масштаба 1:25 000 показывают все, а на карте масштаба 1:50 000 и мельче – с отбором.

Изображения автострад и шоссейных дорог сопровождаются подписью их характеристик: ширины проезжей части (для автострад – ширины одной полосы и количества полос), ширины земляного полотна (для шоссейных дорог) и материала покрытия (А – асфальт, Б – булыжник, Г – гравий, Ц – цементобетон, Щ – щебень и т. д.). Обозначают также границы смены материала покрытия. Тип покрытия определяет прочность дороги и срок её службы.

Улучшенные грунтовые дороги. Дороги профилированные, регулярно исправляемые, не имеющие прочного основания и покрытия. Грунт проезжей части может быть улучшен разными добавками (гравием, щебнем, песком) или обработан вяжущими веществами. Продольные уклоны до 7% – на равнинной местности и до 10% – в горной. Возможно, движение автотранспорта среднего тоннажа в течение большей части года.

Изображение улучшенных грунтовых дорог сопровождается подписью ширины проезжей части и материала – добавки к земляному грунту. Ширину грунтовых (проселочных) дорог подписывают в местах, где возможен проезд лишь по самой дороге, например в лесу, на болоте и т.д.

Грунтовые (просёлочные) дороги. Дороги непрофилированные, без покрытия, накатанные автогужевым транспортом. Обычно соединяют между собой мелкие населенные пункты или служат выездом из них на основные дороги. Проходимость их зависит от характера грунта, степени его увлажненности и сезонно-климатических условий.

На проселочных дорогах ширина подписывается лишь в местах, где проезд возможен только по самой дороге (в лесу, на болоте, в выемке и т.п.).

Полевые и лесные дороги - грунтовые дороги, по которым движение осуществляется не постоянно, главным образом в период полевых работ или лесоразработок.

Грунтовые, полевые и лесные дороги пригодны для движения автотранспорта в основном в сухое время года. Проходимость их во многом зависит от характера грунта и степени его увлажненности. При интенсивном движении они быстро разрушаются.

В малообжитых и труднодоступных районах изображение дороги может сопровождаться подписью, характеризующей проходимость дороги или местности вне дороги для различных видов транспорта, например: «Возможно движение автотранспорта с июля по сентябрь со скоростью до 40 км/ч». Изображения строящихся дорог сопровождаются подписью «стр.». На картах показывают транспортные развязки на автомобильных дорогах, стоянки автотранспорта, а также номера автомобильных дорог, легкие придорожные сооружения и съезды с дорог.

Железные дороги. Железные дороги при изображении на картах подразделяют: по ширине колеи на ширококолейные (1435 мм и более, в России – 1524 мм) и узкоколейные (менее 1435 мм); по числу путей на однопутные, двухпутные, трехпутные; по виду тяги на электрифицированные и неэлектрофицированные (с дизельной или паровой тягой); по состоянию на действующие, строящиеся и разобранные.

Придорожные, мостовые и другие дорожные сооружения. Мосты и путепроводы, выражающиеся в масштабе карты, длиной более 30, 60 и 120 м соответственно на картах масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 изображают по их действительным размерам с делением по материалу постройки (мосты деревянные, металлические, каменные, железобетонные) и конструкции (мосты обыкновенные, двухъярусные, подъемные, разводные, наплавные). Остальные мосты независимо от материала постройки и особенностей конструкции показывают внемасштабными условными знаками с делением на мосты длиной 3 м и более и мосты длиной менее 3 м (мосты через незначительные препятствия, трубы для стока воды).

Обозначения железнодорожных мостов длиной 100 м и более сопровождаются подписью материала постройки, высоты низа фермы над уровнем воды (в межень) или над поверхностью земли и длины в метрах. Около обозначений мостов длиной менее 100 м дают подпись только материала постройки.

Обозначения мостов на шоссейных и грунтовых дорогах сопровождаются подписью при длине моста более 3 м. При этом указывают материал постройки, длину и ширину моста в метрах, грузоподъемность в тоннах.

Туннели на железных и автомобильных дорогах показывают на картах все. Их обозначения сопровождаются подписью «тун.» с указанием высоты, ширины и длины туннеля.

При изображении железнодорожных станций, выражающихся в масштабе карты, показывают депо, вокзалы, станционные пути, поворотные круги, пешеходные мостики через станционные пути и другие объекты. Обозначения депо, вокзалов обычно сопровождаются подписями (депо, вкз.).

Условные знаки разъездов, платформ и остановочных пунктов на картах сопровождаются подписью (раз., пл., ост. п.).

Особенности изображения дорожных объектов на карте масштаба 1:200 000. Для повышения наглядности и удобочитаемости наиболее важные дорожные и некоторые другие объекты, существенно влияющие на проходимость местности, выделяются на этой карте размером и фиолетовым цветом их пояснительных подписей и числовых характеристик. К таким объектам относятся главные дороги, туннели, крупные мосты, путепроводы, эстакады, значительные обрывы, овраги и некоторые другие.

Населенные пункты. В зависимости от характера производственной деятельности населения и числа жителей населенные пункты подразделяют на города, поселки городского типа, поселки при промышленных предприятиях, железнодорожные станции, поселки сельского и дачного типа. Наиболее важное значение имеют города: крупные – более 100 тыс. жителей, средние – от 50 до 100 тыс. жителей и малые – менее 50 тыс. жителей.

Основными показателями города, оказывающими влияние на проведение специальных операций, являются площади и конфигурация городской территории, особенности местности в черте города и на подступах к нему, характер планировки, плотность застройки, наличие подземных сооружений.

Регулярная планировка, отличающаяся прямыми улицами и геометрически правильной формой кварталов, может быть прямоугольной, радиальной и комбинированной. Прямоугольная планировка характеризуется преобладанием кварталов, ограниченных системой пересекающихся под прямым углом улиц и переулков. При радиальной планировке магистральные улицы идут от центра к окраине по радиусам, а промежуточные – по замкнутым кривым. Систему улиц и кварталов важно учитывать при планировании проведения специальных операций в городе. Улицы обычно используются как основные пути маневра и действий подразделений ОВД, а правильное расположение кварталов, перекрестков улиц повышает их значение как основных ориентиров. Для нерегулярной планировки характерны узкие улицы и неправильные по форме кварталы. Такая планировка сильно затрудняет проведение специальных операций.

Смешанная планировка, как правило, характерна для городов, имеющих старую часть с нерегулярной планировкой и новую часть (обычно окраины) с регулярной планировкой.

Застройка городских кварталов может быть сплошной (почти без разрывов между фасадами отдельных зданий), плотной (с небольшими промежутками между зданиями) и рассредоточенной (с постройками, разбросанными на значительном пространстве вне связи друг с другом). Плотная и рассредоточенная застройки типичны для малых и некоторых средних городов, пригородов и различных поселков.

Важное значение для деятельности ОВД имеют различные подземные сооружения (метро, канализационные и водопроводные трубопроводы, туннели, подземные хранилища и склады, подвальные помещения зданий и т.п.), которые могут быть использованы преступными группами в качестве укрытий.

Типы (категории) населенных пунктов и численность жителей в них показывают на картах начертанием шрифтов, применяемых для подписи их названий.

Районные центры и центры поселковых и сельских Советов выделяют условными сокращенными подписями, помещаемыми под их названиями (PC – районный Совет, ПС – поселковый Совет, СС – сельский Совет).

На картах масштабов 1:25 000 – 1:200 000 показывают, как правило, все населенные пункты. На картах масштабов 1:100 000 и 1:200 000 густонаселенных районов показывают отдельные населенные пункты сельского типа с числом жителей менее 100 человек без подписи их названий. На карте масштаба 1:25 000 при изображении плотно застроенных кварталов на фоне окраски оранжевого или желтого цвета показывают, как правило, все здания.

Подробное изучение крупных населенных пунктов производится преимущественно по картам масштаба 1:25 000 или 1:50 000 и по планам городов, издаваемым обычно в масштабе 1:10 000 или 1:25 000.

Планы городов по сравнению с картами более полно и подробно показывают все городские территории (застроенные, транспортные, залесенные и др.) со всеми относящимися к ним важнейшими объектами, детально отображая рельеф и другие особенности территории как внутри города, так и на подступах к нему.

Промышленные, сельскохозяйственные предприятия и социально-культурные объекты. Промышленные и сельскохозяйственные производственные предприятия и сооружения на картах масштаба 1:100 000 и крупнее изображаются все, за исключением расположенных в населенных пунктах. Здесь они показываются полностью только на карте масштаба 1:25 000, а на остальных картах выборочно: лишь наиболее крупные и важные в экономическом и военном отношении объекты и главнейшие ориентиры, резко выделяющиеся по своей форме и размерам (сооружения башенного типа, заводские трубы, радио– и телевизионные мачты и т.п.).

В зависимости от размеров занимаемой территории производственные предприятия и сооружения изображаются на картах в масштабе или же внемасштабными условными знаками, указывающими род и местоположение этих объектов.

На планах подписаны названия улиц, номера кварталов и важнейших объектов, перечень которых помещается в пояснительной таблице (легенде) на полях плана или в справке о городе.

Геодезические пункты. На картах изображают различными условными знаками следующие геодезические пункты: пункты государственной геодезической сети, точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами, астрономические пункты, реперы и марки государственной нивелирной сети.

Центральные точки условных знаков геодезических пунктов, обозначающие местоположение пункта, наносят на карты с максимальной точностью (по координатам). Условные знаки геодезических пунктов сопровождают подписями отметки высоты в метрах, отнесенной к наружному центру пункта.

Границы и ограждения. Одним из важнейших элементов содержания топографических карт является показ на них политико-административного деления картографируемой территории.

Государственные границы отмечают на картах в точном соответствии с официальными материалами, устанавливающими их положение. При изображении государственных границ наносят все пограничные знаки.

При совпадении границ различного порядка на карте дают границу высшей политико-административной единицы.

 

Таким образом, условные знаки – это азбука карт, состоящая из графических знаков, буквенно-цифровых обозначений и пояснительных подписей. Зная условный знак можно прочитать не только наименование местного предмета, но и его характеристику. Без хороших знаний условных знаков невозможно прочитать карту и, соответственно, принять грамотное решение.

В настоящее время ни один способ передачи информации о местности, ее хранения и отображения не может сравниться с картой. Одно из главных преимуществ этого способа – скорость передачи чтения информации.

 

 

Литература:

Базовая

1. Ткач В.В. Тактико-специальная подготовка. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. – Донецк: Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР, 2016. – 74 с.

2. Иванов Н.Н. Использование топографии в служебно-оперативной деятельности органов и учреждений МВД СССР: Учебное пособие. – Москва: МВД СССР Управление учебных заведений, 1969. – 107 с.

Дополнительная

1.Сологуб Ю.И., Павленков Р.В., Галыгин А.В. Специальная топография в ОВД: Учебное пособие / – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. – 129 с.

2.Супрун В.Н., Вострокнутов A.JL, Чварков М.А. Основы топографии и наземной навигации: Учебное пособие. — М: ЦОКР МВД России, 2008.

3.Турушев А. А. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006.

 

Информационные ресурсы

 

http://refdb.ru/look/2746313-pall.html

http://guap.ru/guap/kaf71/meth/2_2_3.pdf

 

III. Заключительная часть – 5 мин.

- подвожу итог занятия;

- выставляю оценки;

- отвечаю на вопросы;

- даю задание на самоподготовку.

 

 

Подготовил:

Начальник кафедры ТСП

подполковник полиции                                                       В.В. Ткач

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...