Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знамёна Руси в XII – XVI веках.




Тема 5. История русских знамен

План

1.Знамёна Руси в XII – XVI веках.

2.Знамёна России в XVII – XVIII веках.

3.Флаги России в XIX – начале XX веков.

4.Флаги страны в советский и постсоветский периоды.

Знамёна Руси в XII – XVI веках.

История зарождения и развития государственного флага России,теснейшим образом связана с особенностями  развития самой России и поэтому значительно отличалась от  истории возникновения флагов западноевропейских государств. 

Таким образом, история российского флага насчитывает несколько столетий и уходит корнями в глубокое прошлое. Государственный флаг является отражением менталитета и судеб народа. Его происхождение тесно связано со всеми сферами жизнедеятельности – экономикой, политикой, культурой и за любыми историческими переменами в нашей стране следовали изменения  и в ее флагах.

Исходя из этого, флаг является важнейшим символом государства,  который выражает идею его единства, суверенитета инезависимости. Флаги накапливают, хранят и передают информацию. Они олицетворяют  национальные, политические, религиозные, социальные идеи.

Флаги, как символ власти,  бывают императорские, королевские, царские, президентские штандарты, а также вымпелы и флаги морских военачальников.

Первые древнейшие русские знамена - стяги(военное знамя, возносимое на древке), как символы княжеской властистали появляться в княжествах Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова и др. городахс IX в.  В Древней Руси стяг представлял собой длинный шест, на котором  были прикреплены пучки конских волос, клинья ткани,окрашенные яркими красками разных цветов и другие предметы, хорошо видных издалека.

Воины с глубокой древности считали цвет огня и крови - цветом мужества, поэтому, считается, что преимущественно полотнищадревнерусских стягов были красными. В военном деле стяги всегда имели   большое значение, так как знамя являлось заметным опознавательным знаком своего командира, своего отряда, с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора, узнавали о расположении своего командира, определяли направление движения войска и т.д. Поэтому существует известное выражение,  которое подчеркивает значение знамени особенно в военном деле: «Потеря знамени – потеря чести, приобретение знамени у врага – честь и слава».

Стяг  принято было освящать как икону, и перед ним воины до сражения на коленях молились о победе и спасении. Военный стяг указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Стяг считался душой, славой и честью древнерусского войска, под ним ставили самые чтимые реликвии. Например, Андрей Боголюбский при походе на булгар в 1164г. поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери.

Со временем на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Полотнище знамени легко развевалось на ветру, придавая мужество и уверенность воинам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железноенавершие – острожник. Полотнище знамени  затем стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами»,  так называемыми «откосами», «клинцами», «косицами», «яловцами».

Впервые слово «знамение» (знамя) для обозначения стяга с изображением лика Спасителя стали употреблять со второй половины XIV века, а слово «знамя» широко стало использоваться с XVII века. В «Повести временных лет» - знамена назывались стягами. Свое название они получили от слова «стяганья» – т.е. соединение, сбор вокруг себя воинов).В «Слове о полку Игореве» есть строки:  «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле».

Со временем стягом стали называть и малые военные отряды и счет отрядов велся и по количеству стягов. Например: «…поставили два стяга (отряда) перед монастырскими воротами» (1096г.). В  княжеском войске был знаменосец – стяговник, который хранил и разворачивал  знамя перед боем и в походах.

Знамя (как символ власти) имело значение условного знака –если князь водружал свое знамя над какой-либо крепостью,городом,  страной, то  тем самым он объявлял о своей власти над ними.

С XII в. «стяг»   все чаще употребляется в понимании знамени, а не воинского подразделения:  например, «видят, что стяг не поднят вверх», «держит стяг Ярополка». Княжеское войско,как правило, имело несколько военных стягов. Их «собирательная» и «управленческая» функция дополнялась звуковыми сигналами, которые  подавались с помощью труб и бубнов.

Следует отметить, что в нашей стране в XVI-XVII вв. функционировали различные типы знамен. Существовала  даже своеобразная иерархия тогдашних знамен. В первую очередь - это Большое царское знамя, которое  было большим по размеру, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Малое знамя - принадлежало царскому полку.

Существовали и знамена полковые и сотенные.На больших и малых царских знаменах (как правило, красного цвета) чаще всего помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Обрамляли  знамена затейливыми орнаментами, сверкающие золотом и серебром. Изображения святыхпомещали такжена богато украшенных знаменах полков. Сотенные знамена были меньших размеров, на них изображался крест, вместо святых и по содержанию украшения  они были проще.

На Руси после принятия христианства на стягах стали изображать крест Господен истяги приобретали статус святыни. К XV веку значительно увеличиласьподвижность русских войск, стяги (знамена) стали меньшими в размерах, но роль и статус стягов повышался: под ними проходила церковная служба, принимали присягу, заключали договоры и т.д.

С конца XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя. В одном из древних  исторических документов «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» - стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение», т.е. знак). А в начале XVII века слово «стяг» было заменено словом «знамя».

Знаменитым стягом (знаменем) нашей страны был «Всемилостивейший Спас», с которымв 1552г. Иван Грозный ходил «воевать» Казань, и, покоривее, присоединил  к русскому государству. Это знамя с откосом, было изготовлено из малиновой (червчатой) камки (шелковая китайская ткань с разводами). В середину «вшитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелкамибыл вшит образ Спаса Нерукотворного», вокруг которого был вышит библейский текст. Два  четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета были вшиты в откосе. Камка знамени  была обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга венчалось  серебряным позолоченным крестом. Нижний конец древка был острым, и знамя могло втыкаться в землю.Стяги (длина – 3 м, высота – 1,5 м) носили два-три человека.

У стяга «Всемилостивейшего Спаса»после взятия Казани был отслужен молебен, а  на том месте, где стояло это знамя во время боя, Иван IV приказал воздвигнуть церковь. В XVI-XVIIвв. это знамя участвовало и в других походах русских войск.

В 1560г. по приказу Ивана Грозного был изготовлен «Великий стяг» (площадь его составляла 12 кв. м.) для русских войск, которые вели войну с Ливонией (1558-1583гг.). Это знамя, изготовленное из китайской тафты, было богато украшено и скроено косынею (с откосом снизу вверх) и имело сложную композицию.На лазоревом (светло-синем) полотнище в темно-голубом круге  был изображен Иисус Христос (Спаситель)в белой одежде и на белом коне в славе, т.е. в короне. По окружности круга  были изображены золотые херувимы и серафимы, а левее круга и непосредственно под ним – сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. В откос белого цвета был вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила (предводителя небесного воинства)  на золотом крылатом коне, держащего в правой руке меч, а в левой – крест.Все полотнище усыпано золотыми звездами и крестами, а по краю было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы. В настоящее время это знамя находится в Оружейной палате Московского Кремля.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...