Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и виды монополистической деятельности




Тема 26. Предупреждение монополистической деятельности субъектов хозяйствования

1.Понятие, значение и правовое обеспечение конкуренции

2.Понятие и виды монополистической деятельности

3.Правовые средства антимонопольного регулирования.

 

1.  Понятие, значение и правовое обеспечение конкуренции

 

К определению конкуренции сформировались три подхода: а) конкуренция как состязательность на рынке; б) конкуренция как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение; в) конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Наиболее типичным является понимание конкуренции как:

- состязательности хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

- состязательности на рынке в условиях отсутствия монополии;

- состязательных, сопернических отношений между двумя или несколькими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

- особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи продукции;

- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целейЗакон определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Как видно легальное определение конкуренции мало затрагивает экономическую сущность данного явления, рассматривая его как инструмент предупреждения возникновения монополии в какой-либо сфере экономики.Существование конкуренции и ее вид зависят от: количества субъектов предпринимательской деятельности на товарном рынке; дифференциации товаров; свободы вхождения на рынок и выхода из него; доступности информации; контроля над рыночной ценой; неценовой конкуренции; сектора экономики.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется нагомогенную (без дифференциации) и гетерогенную (с дифференциацией).

Также выделяют открытую,закрытую и полузакрытую конкуренцию, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.

Сильное влияние конкурентов на выбор субъектом предпринимательства для своей деятельности того или иного товарного рынка оказывает определение типа конкуренции: будет ли это функциональная конкуренция, видовая конкуренция или предметная конкуренция.

Степень антагонизма конкурентной среды влияет на выбор средств конкурентной борьбы, исходя из которых можно выделитьконкуренциюбез крайностей и конкуренциюс нарушением норм действующего законодательства. В зависимости же от степени цивилизованности субъектов конкуренция может быть: строгой, то есть осуществляться по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная)       Согласно ст. 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются деяния хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей. В частности, среди множества таких деяний можно назвать: а) распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; б) введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества; в) незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки; г) реклама товара, не отвечающего требованиям качества; д) искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара; е) некорректное сравнение товаров.К незаконным методам неценовой конкуренции также относятся промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. Конкуренция как инструмент саморегулирования рынка выполняет следующие функции: во-первых, способствование установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения; во-вторых, поддержка общественно нормальных условий производства и оборота произведенных благ; в-третьих, стимулирование научно-технического прогресса и повышение эффективности производства; в-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение.

Однако поддержание конкуренции на товарном рынке довольно сложно без вмешательства государства. Одним из самых важных средств государственного регулирования экономики является разработка и принятие актов антимонопольного законодательства. Главной особенностью антимонопольного законодательства является то, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополиейпонимается такая организация отрасли или локального рынка, при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. В качестве важнейшей черты олигополистического рынка можно назвать взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющим отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности. Первым из них является противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности (экономической, административной, уголовной, гражданской). Следовательно, осуществление такой деятельности противоречить нормам права.

Вторым признаком является то, что монополистическая деятельность может быть как активной, то есть осуществляться путем совершения действий, так и пассивной, то есть осуществляться путем бездействия.

Третьим признаком является специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Следовательно, ее субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Четвертой особенностью является ее антиконкурентный характер. Монополистическая деятельность направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положение субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли.

И, наконец, монополистическая деятельность наносит вред как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю, потребности которого в сущности является осью всей предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность может осуществляться как индивидуально (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Все способы злоупотребления таким положением можно разделить на 4 группы:

- действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение. Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монопсонически низкими.

- навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора;

- дискриминация потенциальных контрагентов, то есть применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

Монополистическая деятельность органов управления. Монополистическая деятельность органов управления наиболее социально опасна, поскольку она осуществляется с использованием государственных властных полномочий. Выделяют следующие формы такой деятельности:

- соглашения (согласованные действия) с другими субъектами хозяйственной деятельности;

- незаконное ограничение деятельности субъектов предпринимательства;

- дискриминация субъектов предпринимательства;

- нарушение принципа свободы договора;

- создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Таким образом, антимонопольный орган всесторонне оценив деяния государственных органов может признать их монополистической деятельностью, если будут установлены все ее признаки.

 

3.Правовые средства антимонопольного регулирования

 

Для осуществления деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в Республики Беларусь в системе органов государственной власти создано специальное ведомство – Департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики. Основными направлениями его деятельности являются

- контроль за действиями субъектов хозяйственной деятельности;

- общая и специальная превенция;

- ограничение и пресечение монополистической деятельности;

- привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства;

- обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков;

- содействие и развитие добросовестной конкуренции;

- защита прав субъектов предпринимательства и потребителей.

Кроме того, данное ведомство формирует и ведёт Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках.

Реализуя свои функции антимонопольный орган в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; принимает в установленном порядке меры по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; осуществляет государственный контроль за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; регулирует цены на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий; определяет категории потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установливает минимальный уровень их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах. Перечисленная деятельность антимонопольного органа называется мерами антимонопольного регулирования

Следующей мерой антимонопольного регулирования, заслуживающей внимания является контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов хозяйственной деятельности, основной целью которого является предупреждение возникновения и предотвращение усиления доминирующего положения на товарных рынках. Объектами названного контроля являются создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов; а также преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на рынках.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства наносит вред не только конкретным субъектам хозяйствования и потребителям, но и обществу в целом, поэтому помимо деятельности уполномоченных государственных антимонопольных органов справедливым является введение общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, который осуществляется общественными организациями (объединениями) потребителей, а также другими общественными объединениями, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение нарынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Одним из правовых средств антимонопольного регулирования является привлечение к ответственности нарушителя антимонопольного законодательства. За нарушение антимонопольного законодательства установлены различные виду юридической ответственности, которые даже могут применяться одновременно. Правонарушитель может быть привлечен одновременно к экономической и гражданско-правовой ответственности, а его должностные лица в зависимости от тяжести правонарушения – к административной или уголовной ответственности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 106.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...