Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные подходы в менеджменте




Понятие менеджмента

 

Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».

Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления:

§ техническое - управление технологическими процессами и оборудованием;

§ государственное - управление жизнью общества через органы власти;

§ идеологическое (негосударственное, неполитическое) – управление социальными процессами, внедрение идеологий;

§ хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.

В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность).

Менеджмент – это процесс управления организацией.

 

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Цели менеджмента:

§ получение (увеличение) прибыли;

§ повышение эффективности хозяйствования;

§ удовлетворение потребностей рынка;

§ решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

§ организация производства конкурентоспособных товаров;

§ совершенствование производственного процесса;

§ внедрение новейших наукоемких технологий;

§ повышение качества продукции;

§ снижение затрат на производство.

 

Виды менеджмента

 

Управление охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;

8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

 

Принципы менеджмента

 

Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):

1) разделение труда, направленное на повышение его производительности;

2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);

3) дисциплина;

4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

5) единство действий, осуществляемых по единому плану;

6) подчинение личных интересов общим;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;

10) порядок во всем;

11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;

12) стабильность персонала;

13) инициатива в построении и выполнении планов;

14) корпоративный дух (единение персонала).

Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.

 

История развития менеджмента

 

История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Процесс его развития связан с изменениями, происходящими в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента:

I этап - религиозно-коммерческий (до 1760 г. до н.э.) – зарождение письменности в Древнем Шумере привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями;

II этап - государственно-законодательный (1760 г. до н.э.) – впервые издан свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения (царь Хаммурапи);

III этап - государственно-контрольный (605-562 гг. до н.э.) – соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства (время правления Навуходоносора II);

IV этап - индустриальный (XVII – XVIII вв.) – возникновение профессионального менеджмента, что связано с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации;

V этап - бюрократический (конец XIX – начало XX в.) – формирование крупных иерархических структур менеджмента, осуществление разделение труда, ввод норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

 

Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX – XX вв. Выделяют 4 основных направления, заложивших основу науки управления:

§ школа научного управления - 1885 – 1920 г. (Фредерик Тейлор - 1856-1915) – управление на основе законов, знаний, используя научные методы; усовершенствование трудового процесса с помощью технических средств (Генри Форд); распределение труда и соответствующая оплата.

§ классическая школа – 1920 - 1950 г. (Анри Файоль – 1841-1925) – рациональное построение организации как иерархической структуры; рассмотрение управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций; основные принципы управления.

§ школа человеческих отношений – с 1950 г. (Элтон Мэйо – 1880 – 1949) – в управлении учитывается личность человека, его сильные и слабые стороны, человеческие отношения.

§ школа поведенческих наук - с 1950 г. (Дуглас Макгрегор – 1906 – 1964) – психологическое направление, рассматривавшее поведение человека как реакцию на различные стимулы; налаживание межличностных отношений.

 

Современные подходы в менеджменте

 

В современном менеджменте выделяют 4 основные подхода:

1) количественный подход – использование количественных измерений при принятии решений; использование информационных систем управления и вычислительной техники.

2) процессный подход – управление рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из следующих функций:

планирование → организация → мотивация → контроль

 


Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи и объединены между собой процессами принятия решений и передачи информации.

3) системный подход – организация рассматривается как единая целое, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.

4) ситуационный подход – принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов (влияние окружающей среды).

 

Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями, дополняя существующие системы и методы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...