Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенностивоспитанияучащихсяснарушениямиинтеллектуальногоразвития




Тема 6.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИМЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫВОСПИТАНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

 

6.1.Сущностьисодержаниепроцессавоспитания

 

Воспитание(отрус. питаниеиприставкивос-, чтоозначает – «воспоить», «воскормить») – процессцеленаправленного, систематическоговзаимодействиявзрослогоиребенкасцельюформированияличностипоследнеговсоответствиисдействующимивобществесоциокультурнымипрактикамиинормативнымимоделями. Развитиеличностивданномслучаепредставляетсобойсложныйпроцессеедуховногороста, совершенствования, качественногоизменениявовсехзначимыхдляличностисферах: вдеятельности, вотраженииокружающейдействительности, вотношениикокружающимявлениям, людям, впознавательныхпроцессах.

Воспитаниекакпедагогическоепонятиевключаеттрипризнака:

1) целеустремленность, направленностьнакакой-тосоциально-культурныйобразец;

2) соответствиеходапроцессавоспитаниясоциальнокультурнымценностям;

3) наличиеопределеннойсистемыорганизуемыхвлияний.

Исходяизэтихтрехпризнаков, можносчитать, чтовоспитаниекакпроцессдолжнобытьнаправленонадостижениеребенкомтакогоуровняразвития, когдаонможетжитьвобществе, пользоватьсяегоблагами, правильновыстраиватьсвоеповедение, осознаватьсвоиотношениясмиром. Подвоздействиемпедагогических, жизненныхисоциальныхфакторовлюбаяличностьформируется, изменяется, совершенствуется.

Сущностьвоспитаниязаключаетсявтом, чтовоспитаниепринадлежитксоциальнымявлениямивыступаетвролиодногоизпоказателейразвитияобщества. Сэтихпозицийвоспитаниерассматриваетсякакцеленаправленнаяподготовкамолодогочеловекакжизни, трудовойиинтеллектуальнойдеятельности. Такуюмиссиювстраневыполняютучебныезаведенияразличногоуровняиранга (дошкольные, школьные, средние, средниепрофессиональныеивысшие). Воспитаниеотноситсяикпсихологическойсфере, таккакпроцессвоспитаниянаправленнаразвитиеспособностичеловекаотражатьвсознанииокружающиймириспозицийпсихологическогоподходавзаимодействоватьсним.

Педагогспособенпредвидетьрезультатдеятельностидетей, выстраиваетеетакимобразом, чтобыонабыланаправленанаформированиесоциальноценныхотношений, т.е. доверия, свободы, уважения, сопереживания, взаимовыручкиипомощи.

 

6.2.Основныезакономерностивоспитания

 

Подпедагогическимизакономерностямивоспитанияподразумеваетсяотражениеобъективной, независимойотволисубъектадействительностивоспитательногопроцесса. Закономерностивоспитательногопроцессадолжензнатьлюбойпедагог, вкакомбыучреждениисистемыобразованияоннеуправлялпроцессомвоспитания.

Определитьзакономерность – этозначитправильноспланироватьпедагогическуюдеятельность; неучестьзакономерностиилипренебречьими – значитнедостичьположительногорезультатаввоспитании. Впроцессевоспитанияреализуютсяследующиезакономерности.

Перваязакономерностьопределяетсяактивностьювоспитанниканаконкретныймоментегоразвитияиприобретенияимфизических, духовных, интеллектуальныхновообразований. Учащиесямассовойшколыобэтойзакономерностизнаюти «строгих» учителей, воспитателейнеосуждают, а, наоборот, считаюттребованиясправедливыми, таккакочевиденпроцессразвитияихспособностей. Учащиесяспециальнойшколы, наоборот, требованиявоспитателяневсегдапонимают, всякаяработадлянихстановитсяневыполнимой, тяжелой, нежелательной. Положительныеподкрепленияиспециальныеметодическиеприемыснимаютудетейнапряженноесостояние, обеспечиваютщадящийрежимдеятельности. Детииграют, слушаютчтениекниги, рисуют, лепятистановятсяучастникамиспланированногопедагогическогопроцесса.

Втораязакономерностьобусловленаактуальнымипотребностямидетей. Каждыйребенокхочет, желаетчем-тозаняться, что-тоделать. Одинлюбитиграть, другой – строитьизпирамидокдом, третий – слушатьпередачуодельфинах. Всеонизанятыделом, и, несмотрянато, чтоэтоувлечениеотдельныхличностей, егонельзянеучитывать. Втакихслучаяхвоспитательвыстраиваетсистемудеятельностивсоответствиисреальнойситуацией, нотакимобразом, чтобыпотребностьодногоученикасталаактуальнойдлядвухдругихдетей. Еслипедагогопоздалсматериаломдляформированияактуальныхпотребностейличностногоиликоллективногохарактера, тоэтунишузаполнитчто-тодругое, иногданенапользувоспитанникуивоспитателю. Вусловияхспециальноговоспитанияиобученияэтазакономерностьрассматриваетсякакодноизосновныхнаправленийкоррекционно-развивающегосяобученияивоспитания.

Третьязакономерность – этосовместно-разделительнаядеятельность, котораярассматриваетсякаксамаяэффективнаядляразвитияличности. Сутьеезаключаетсявтом, чтодеятельностьвоспитанникаипедагогадолжнареализовыватьсявопределеннойпропорции. Наначальномэтаперольпедагогаувеличивается, наэтапевзрослениядоляегоучастияуменьшается, нополностьюнеисчезает. Определитьмерусоотношения «совместной» и «раздельной» деятельноститрудновработесучащимисявспомогательнойшколы. Причинтомунесколько:

• неполноевключениеребенкавдеятельность, егонедостаточнаяуверенностьиактивность;

• недопониманиеполезностидеятельности, еерезультата;

• бедноеотражениерезультативностичерезпроявленияэмоций: радости, сопереживания, увлеченности, инициативы;

• неумениепользоватьсяпредложеннойпомощьюсосторонывоспитателя, низкийуровеньсамостоятельности;

• низкийуровеньинтеллектуальногоразвития, подготовленностиребенкакдеятельности.

Четвертаязакономерностьхарактеризуетсявнутреннимсостояниемребенка, отношениемкобъектамдеятельности. Впроцессевоспитанияпедагогдолженвыразитьсвоеотношениекребенку, показатьему, чтоуважениеилюбовьбудутсопровождатьегодеятельностьпостоянно. Толькотогдавоспитанникпоймет, чтовоспитательвсегдапридетнапомощь, проститоплошности, защититотнападений, онсправедлив, добриласков, строгитребователен.

Возникаетситуациядоверия, взаимоуважения. Учащиесяснарушениямиинтеллектуальногоразвитиячувствуюттакоеотношениеистараютсябытьлучше, доверяютпедагогу, отвечаютдобромнадобро, «моральновзрослеют» (X.С. Замский).

Пятаязакономерность. Воспитатель, руководядеятельностьюшкольника, организуетвэтойдеятельностиситуацииуспеха, которыедолженпочувствовать, пережитьребенок. Ноневсегдаученикосознаетситуациюуспеха, оннеможетточноопределить, чтовызвалоунегоэточувство: беседасвоспитателем, участиевколлективнойдеятельности, доведенноедоконцакакое-тоначинание, хорошееповедение.

Некоторыеучащиесянемогутответить, пережилилиониощущениеуспеха. Воттогдаоценкудеятельностиученикадолжендатьвоспитатель, учитель. Нетнадобностидолгоиподробноописыватьотношениекдеятельности, необходимозафиксироватьрезультатвыполнения. Положительноеподкрепление – важное условиесозданияситуацииуспеха. Этосистемапоощрения, котороевыражаетсяпохвалой (например, «молодец», «умница», «ятакизнала, чтоутебяполучится», «ничегострашного, тыэтосделаешьещелучше», «утебяэтополучится!»).

Воспитательнетолькосоздаетситуациюуспеха, ноиснимаетстрахученикапереднеуспехом. Вкоррекционнойпедагогике, вчастностиолигофренопедагогике, предлагаетсясоздаватьситуацииуспехапутемиспользованияпедагогическоговнушения.

Шестаязакономерностьзаключаетсявтом, чтодеятельностьпедагога, воспитателярассматриваетсякакцелостноепедагогическоевлияние. Целостностьвоспитательногопроцессаобеспечиваетсяотношениемкпоступкамиповедению. Безучастияпедагогаэтазакономерностьнереализуется. Целостностьпедагогическоговлияния – этохорошоорганизованнаяжизньученика, егорежим, содержаниевоспитательныхмероприятий, формыихпроведения, участиешкольниковвреальнойжизнисориентациейнавсюсистемуобщечеловеческихценностей, чтообеспечиваетвозможностьвключенияученикавобщеедело, гдекаждыйсможетпроявитьсебякакличность.

 

Особенностивоспитанияучащихсяснарушениямиинтеллектуальногоразвития

 

ВоспитательнаяработавспециальныхучрежденияхобразованияосуществляетсявсоответствиисКонвенциейнепрерывноговоспитаниядетейиучащейсямолодеживРеспубликеБеларусь, ПрограммойнепрерывноговоспитаниядетейиучащейсямолодеживРеспубликеБеларусьна 2006–2010 годы.

Организациявоспитательногопроцессавспециальномучреждениипредполагаетстабильныйрежим, упорядоченнуюдеятельностьвоспитанниковипедагогическогоколлектива, основанныенареализациикомплексно-целевойпрограммыразвитияобразовательногопространстваучрежденияобразования. Приоритетнымввоспитательнойработеучреждений, обеспечивающихполучениеспециальногообразования, являетсясозданиеусловийдлясоциализацииличностиребенка, формированиеуучащихсянравственногоифизическогоздоровья, культурысемейныхитрудовыхотношений, опытасоциальноговзаимодействияиответственногоповедениявовсехвидахдеятельности.

Вспомогательнаяшколаготовитучащихсяксамостоятельнойжизни, деятельностивсоциальномокружении. Следовательно, процессвоспитаниядолженудовлетворятьзапросамвоспитуемого, помочьемуразобратьсявситуациях, которыевозникаютвпроцессевоспитания, утвердитьсякакличностьибытьвостребованным.

Этодостигаетсямоделированиемситуаций, вкоторыхумственноотсталыйшкольникмогбысамостоятельноилиприпомощивзрослогоправильнооценитьсвоеповедение, отношениекдеятельностииокружающим. НеслучайноГ.М. Дульневуказывал, чтовключениеученикавспомогательнойшколывразличныеситуацииявляетсяважнымусловиемегосоциальнойзрелости, детиубеждаютсянапрактике, чтоихуспехиоцениваются, ихавторитетповышается.

Какиекачестванеобходимовоспитыватьусегодняшнегошкольникаснарушениямиинтеллектуальногоразвития, чтобыонмогпроявитьсебякакличность? Преждевсего, сознательноеотношениектрудуинтеллектуальному, физическому, профессиональному; овладениетрудовымиумениямиинавыками, уважениектрудудругих; приобщениекобщественнополезномупроизводительномутруду; формированиежизненныхпланов; подготовкаквыборупрофессии.

Этикачествавоспитываютсявпроцессетрудовогообученияивоспитания. Неменееважнымявляетсявыработкауучащихсяснарушениямиинтеллектамотивовпознавательнойдеятельности, прилежногоотношениякучению, преодолениястереотипа «Янемогу», «Янепонимаю», «Уменянеполучится».

Особоевниманиедолжноотводитьсявоспитаниюнравственности, сознательнойдисциплины, доброжелательности, уважительногоотношениякокружающим, преодолениюиждивенчестваиэгоизма.

Накоплениенравственныхзнанийсоставляетосновувыработкиубеждений, формированияустойчивыхмотивовнравственногоповедения. Вдальнейшемблагодаряхорошопродуманнойсистеменравственногопросвещенияосуществляютсяразвитиеикоррекциянравственныхчувств. Нравственноепросвещениеучащихсявспомогательнойшколыпроводится, начинаясмладшихклассов, продолжаетсявсреднейизаканчиваетсявстаршейшколе, преждевсеговпроцессеобучения. Ноневсегдаучителю, воспитателюудаетсявпроцессепросвещенияубедитьшкольникавправотепредъявленныхтребованийкповедению. Наличиеинтеллектуальногодефектасущественнозатрудняетрешениенормативногоповедения, ноэтонезначит, чтоименноинтеллектуальныйдефектявляетсяпричинойнарушениясоциально-нормативногоиправовогоповедения. Отсюдаследуетвывод, чтосоциальноеиправовоеповедениеученикавспомогательнойшколыопределяетсякачествомвоспитательнойработы напротяжениивсехлетобучения. Рассматриваяпроцессразвитияумственноотсталогоребенкаспозицийвыяснениявзаимодействиябиологическойикультурнойлинийразвития, Л.С. Выготскийвыделилосновныеивторичныепризнакиумственнойотсталости. Именновторичныепризнаки (нарушениехарактера, поведения, волевыхпроявлений) поддаютсяпедагогическойкоррекции.

Однимизнаправленийвоспитательнойработыявляетсяформированиеушкольниковгражданскихкачествличности: пониманияисоблюденияосновныхправиобязанностейгражданнашейстраны; усвоенияправовыхзнаний, основгражданского, семейного, трудового, уголовногоправа; пониманияважностизаконовгосударства, своихправиобязанностей; осознанияличнойответственностизасвоеповедение.

Всясистемаработывоспитателястроитсятакимобразом, чтобыкаждыйученикнепростобылсозерцателем, а, наоборот, активнымучастникомконкретногомероприятияспоследующиманализомэтогомероприятия. Приэтомучитель, воспитательуказываютпутьвыходаиззатруднительныхситуаций, раскрываютсвоеотношениекнарушениямнормповедения, законов. Учащиесяизучаютфакультативныйкурс «Основыправовыхзнаний», которыйзнакомитихсосновнымисоциально-правовымикатегориямиипонятиями.

Однимизважныхнаправленийвоспитательнойработыдолжнобытьформированиепотребностизаниматьсяфизическойкультуройсцельюфизическогосовершенствования, укрепленияздоровьяиформированиянавыковсанитарно-гигиеническойкультуры. Этомунаправлениюотводитсядостаточнобольшоевнимание, онореализуетсянаурокахфизическойкультуры, СБО, накоррекционныхзанятияхпоритмикеитанцах, напрогулкахит.д.

Педагогувпроцессевоспитаниянеобходимознатьиучитыватьследующиеособенностидетейсинтеллектуальнымнедоразвитием.

1. Нарушенияпознавательногоразвитиязатрудняютправильноесамостоятельноеобщениеребенка.

2. Снижениеспособностикконкретизацииобобщенийприводяткнесогласованностисловаиконкретнойдеятельности.

3. Нарушениявэмоционально-волевойсфереснижаютсамостоятельность, желаниебытьлучше, способствуютобразованиюизакреплениюотрицательныхпривычек.

4. Имеютместозатруднениявоценкесобственногоповедения, деятельности.

Особенностишкольниковснарушениямиинтеллектавлияютнавоспитательныйпроцесс, которыйтожеимеетрядособенностей, сближающихвспомогательнуюшколусобщеобразовательной:

• воспитание – этопроцессэффективноговзаимодействиявоспитателейивоспитанников, направленныйнадостижениепоставленныхцелей;

• воспитание – этопроцессдинамичный, подвижный, изменчивый, имеетмногофакторныйхарактер;

• воспитательныйпроцессотличаетсявариативностью, отдаленностьюрезультатовотмоментапедагогическоговоспитательноговоздействия;

• воспитательныйпроцесс – процесскомплексный, внемдолжнопросматриватьсяединствоцелей, задач, содержания, формиметодоввоспитания;

• процессвоспитанияноситдвустороннийхарактер: отвоспитателяквоспитаннику (прямаясвязь) иотвоспитанникаквоспитателю (обратнаясвязь); комбинированнаясвязь – отродителей, учителей, психолога, дефектологаквоспитателюиотвоспитателяквоспитаннику. Чембольшебудетинформацииувоспитателя, темпрочнеебудутсвязи, темлегчебудетпроисходитьвыборвоспитательноговоздействия.

 

Принципывоспитания

 

Общепедагогическиепринципы– гражданскаянаправленностьвоспитания, действенность, непрерывность, единствовоспитательныхвоздействий. Воспитаниевколлективенаходитполнуюреализациювсистемеспециальноговоспитания.

Вкачествекоррекционныхпринциповможновыделить: 

• оптимистическуюперспективностьвоспитательногопроцесса; •коррекционно-развивающийхарактервоспитания;

• комплексныйподходипродуктивноевоздействиенавоспитанника;

• индивидуальныйидифференцированныйподходвпроцессевоспитания;

• требовательность, сочетаемаясуважениемкличности.

Практическаяреализацияперечисленныхпринциповпредполагаеткомплексныйподходкучащемусяивоспитаниювцелом. Остановимсянаотдельныхпринципахкоррекционноговоздействия.

Оптимистическаяперспективностьвоспитательногопроцесса. Сущностьпринципазаключаетсявопоренаположительноевребенке. Воспитательвпроцессесвоейдеятельностии деятельностиучащегосядолженпомнитьнесколькооченьважныхтребований, которыеможносформулироватьследующимобразом: «замечайинеспеши», «лучшепосоветовать, чемприказывать», «подчеркивайвребенкехорошее, дайемувозможностьподуматьиисправиться». Необходимонайтиуребенкаположительныечерты, развиватьих.

Принципкоррекционно-развивающегохарактеравоспитанияпредполагаетисправление, сглаживание, ослаблениенедостатковпсихофизическогоразвитияинаэтойосновесозданиеусловий, вкоторыхучениквсостояниипроявитьсебяполноценнойличностью.

Принципкомплексногоподходаипродуктивногоанализаданныхнаучащегося, воспитанника. Реализацияэтогопринципавпроцессевоспитанияученикаосуществляетсявпервуюочередь:

• наосновеглубокогоанализапсихолого-медикопедагогическихданных, результативностивсехформвоздействиянавоспитанника;

• спомощьюкоррекционныхсредств, врезультатекоторыхпроисходитположительнаядинамика, осуществляетсякомплексноевлияниеналичностьвцелом.

Принципиндивидуальногоидифференцированногоподходавпроцессевоспитания. Составучащихсяпосвоимпсихофизическимданнымнеоднороден. Одинучениквключаетсявлюбоевоспитательноевоздействие, мероприятие, другой, наоборот, остаетсяпостороннимнаблюдателем. Ввидуэтогоиндивидуальныйподходвпроцессевоспитанияимеетнемаловажноезначение.

Педагогдолженучитыватьособенности, которыеприсущиотдельнойличности, такие, какуровеньвоспитанности, уровеньпониманиязаданий, отношениекним, возможностьучастиявмероприятияхкласса, группы. Выполнениережимныхмоментов, заданийвоспитательногохарактера, участиевтематическихмероприятияхдолжныноситьсугубоиндивидуальныйхарактер, авыборихвоспитательосуществляетпослепредварительногоанализаисходныхданныхпутемвключенияконкретногоиндивидуумавразнообразнуюдеятельность.

Еслисоставвоспитанниковболееоднороден, аречьидетотипологическихразличияхпоотдельнымпоказателям, напримерпоуровнюповеденческихрасстройств, возможностиучастиявмероприятии, пониманиюзначимостивыполняемогозадания, целесообразноосуществлятьдифференцированныйподходкучащимся. Воспитательнаягруппаделитсянатипологическиеподгруппы (сильных, среднихивариативныхучащихся; попроявлениюповеденческихрасстройств – детисповышеннойдвигательнойактивностью, повышеннойутомляемостью, психопатоподобнымповедением). 

Принциптребовательности, сочетаемойсуважениемкличности. Этотпринциппредполагаеттакиевоспитательныевоздействия, которыепомогаютребенкуосознатькаксвоиположительныечертыхарактера, такинедостатки. Предъявляятребованиявоспитаннику, необходимодовестидоегосознанияихправильностьицелесообразность, указатьпутиустраненияотклоненийотнормы. 

 

Методыисредствавоспитания

 

Метод(отгреч. «способдостиженияпоставленнойцели») – совокупностьдействийиоперацийтеоретическогоилипрактическогоосвоениядействительности. Дляпедагога – способностьуправлятьходомвоспитательногопроцесса, строитьегосообразнослогикойизакономерностямиразвития, обеспечиваяразвитиеличностиребенкавзаданномнаправлении. Методвоспитанияможетрассматриватьсякаксистемадействийпедагога, направленнаянарешениеконкретныхзадач. Методвключаетвсебяответынавопросы: зачем; спомощьючего; как? Системадействийпедагога, составляющаяструктуруметодавоспитания, имеетматериально-организационную (средстваиформывзаимодействия) исоциально-психологическую (позицияиприемы) стороны.

Впедагогикесуществуютразличныеклассификацииметодов:

1) традиционнаяклассификация, выделяющаяметодыформированиясознания, положительногоопытаповедения, методыпоощренияинаказания(Б.В. Щукина);

2) методформированиясознанияличности, методорганизациидеятельностииформированияопытаобщественногоповедения, методыстимулированияповеденияидеятельности, методыконтроля, самоконтроля, самооценкиит.д.

(Ю.К. Бабанский);

3) y LaRp8RHhtpZDpUbSYsVxocSGViXll/3Narjg4bnbrBPVXZdZ9nNaH2/Zbqj1Z79bTkEE6sI7/N/e Gg2T70SN4XUnXgE5/wMAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDUK4yZxQAAAN4AAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA " adj="0,,0" path="m,l,198120e" filled="f" strokeweight=".25pt"> методыдостиженияцели, информационнопросветительский, практический, коммуникативный, оценочный(Е.А. Васильева).

Методывоспитаниянеобходимоотличатьотсредстввоспитания, скоторымионисвязаны. Средства – этопредметыматериальнойидуховнойкультуры. Черезсредстваможнорешатьпедагогическиезадачи. Средствомвоспитаниямогутстатькнига, игра, познание, труд. Универсальнымисредствамиявляютсядеятельностьиобщение. Набазеимеющихсясредствпроцесс воспитанияиобученияможетпроходитьвразныхформах: индивидуальной, групповой, коллективнойит.п. 

Существуюттакжеклассификацииметодоввсистемевоспитаниявспециальнойкоррекционнойшколе. И.Г. Еременко (1985) впервуюгруппуметодовотноситметодыубеждения. Г.М. Дульнев (1968) называетихсловеснымиметодами. Этоследующиеметоды:

• направленныенаформированиевзглядов, убежденийиобеспечивающиесякакобменинформациейвсистемепедагогическойдеятельности;

• помогающиеорганизоватьдеятельностьученика, стимулирующиемотивыдеятельности;

• помогающиеформированиюувоспитанниковсамооценки, регуляцииповедения;

• формирующиесознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушениевсистемекоррекционноговоспитанияобеспечиваетсязамечанием, советом, просьбой, этическойбеседой, рассказом.

Вовторуюгруппуметодовуказанныевышеавторыотнеслиупражнение, т.е. практическуюдеятельность, способствующуюформированиюповедения. Этиметодыреализуютсячерезприучение, упражнение, игру, созданиевоспитывающихситуаций.

Третьюгруппусоставилиметодыстимулирования– поощрениеинаказание. Силавоздействияпоощренияинаказаниянавоспитуемыхвспомогательнойшколызависитотуровнявоспитанностииоценкиегоучащимися, атакжевоспитателем.

Наказаниевкоррекционнойшколеиспользуютвтомслучае, когдавоспитуемыйпонимаетстепеньсвоейвиныидействуетсознательноизлонамеренно. Используянаказаниекаксистемувоздействияналичность, педагог, воспитателькоррекционнойшколыдолжныпомнить:

• невсякоенаказаниеможетрешитьпоставленнуюзадачу;

• наказаниенедаетправавоспитателюунижатьличностьвоспитуемого, требовательностьдолжнасочетатьсясуважениемкличности;

• воспитанникдолжензнать, зачтоегонаказали, какдействоватьвдальнейшем, пониматьсвоювину;

• нельзяприменятьколлективныенаказания – запрещатьпросмотрфильма, лишатьпрогулкиитомуподобногорежимногомомента;

• недопустимонаказыватьзаболезненныепроявления;

• мерыфизическоговоздействиясосторонывоспитателя, учащихсязапрещены.

Всеперечисленныеметодывоспитанияиспользуютсякомплексноинаправленынаформированиесознательногонравственногоповедения, положительныхчертличности.

 

Контрольныевопросыизаданияктеме:

1. Определитепонятие «воспитание» вширокомиузкомсмысле. 

2. Определитецель, задачи, функции, принципыизакономерностивоспитания.

3. Назовитеиохарактеризуйтеметодыисредствавоспитаниявовспомогательнойшколе.

4. Докажитенесостоятельностьбытовавшегомненияо «моральнойдефективности» ребенкасинтеллектуальнойнедостаточностью.

5. Покниге «Воспитаниеиобучениедетейвовспомогательнойшколе» [17] самостоятельноизучитевопросвоспитанияуучащихсявспомогательнойшколысоциально-нормативногоповедения.

6. Определитеспецификупроцессавоспитаниядетейсумереннойитяжелойумственнойотсталостью.

 

 

6.6.2. Функциисемьи

«Семья – основаннаянабракеиликровномродствемалаягруппа, членыкоторойсвязаныобщностьюбыта, взаимнойпомощьюиморальнойответственностью...» (Советскийэнциклопедическийсловарь, 1985). «Семьяячейка (малаясоциальнаягруппа) общества, важнейшаяформаорганизацииличногобыта, основаннаянасупружескомсоюзеиродственныхсвязях, отношенияхмеждумужемиженой, родителямиидетьми, братьямиисестрамиидругимиродственниками, живущимивместеиведущимиобщеехозяйство» (Н.Я. Соловьев).

Жизнедеятельностьсемьи, непосредственносвязаннаясудовлетворениемопределенныхпотребностейеечленов, называетсяфункциейсемьи.Выделяютследующиефункциисемьи.

1. Воспитательная– удовлетворениеиндивидуальныхпотребностейвотцовствеиматеринстве, вконтактахсдетьмииихвоспитании.

2. Хозяйственно-бытовая– удовлетворениематериальныхпотребностейчленовсемьи, содействуетсохранениюихздоровья. 

3. Эмоциональная– удовлетворениееечленамипотребностейвсимпатии, уважении, признании, эмоциональнойподдержке, психологическойзащите, активносодействуетсохранениюпсихическогоздоровьясемьи.

4. Духовного (культурного) общения–удовлетворениепотребностейвсовместномдосуге, взаимномдуховномобогащении, играетзначительнуюрольвдуховномразвитиичленовобщества.

5. Первичногосоциальногоконтроля–обеспечениевыполнениясоциальныхнорм, особеннотеми, ктовсилуобстоятельств (возраст, болезнь) необладаетспособностьюсамостоятельностроитьсвоеповедениевсоответствииссоциальныминормами.

6. Сексуально-эротическая–удовлетворениесексуальноэротическихпотребностейчленовсемьи. Сточкизренияобщества, семьяобеспечиваетбиологическоевоспроизводствообщества.

Нарушенияфункцийсемьи–особенностиеежизнедеятельности, которыезатрудняютилипрепятствуютвыполнениесемьейеефункций. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 116.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...