Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенностивоспитанияучащихсяснарушениямиинтеллектуальногоразвития
Тема 6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИМЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫВОСПИТАНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
6.1.Сущностьисодержаниепроцессавоспитания
Воспитание(отрус. питаниеиприставкивос-, чтоозначает – «воспоить», «воскормить») – процессцеленаправленного, систематическоговзаимодействиявзрослогоиребенкасцельюформированияличностипоследнеговсоответствиисдействующимивобществесоциокультурнымипрактикамиинормативнымимоделями. Развитиеличностивданномслучаепредставляетсобойсложныйпроцессеедуховногороста, совершенствования, качественногоизменениявовсехзначимыхдляличностисферах: вдеятельности, вотраженииокружающейдействительности, вотношениикокружающимявлениям, людям, впознавательныхпроцессах. Воспитаниекакпедагогическоепонятиевключаеттрипризнака: 1) целеустремленность, направленностьнакакой-тосоциально-культурныйобразец; 2) соответствиеходапроцессавоспитаниясоциальнокультурнымценностям; 3) наличиеопределеннойсистемыорганизуемыхвлияний. Исходяизэтихтрехпризнаков, можносчитать, чтовоспитаниекакпроцессдолжнобытьнаправленонадостижениеребенкомтакогоуровняразвития, когдаонможетжитьвобществе, пользоватьсяегоблагами, правильновыстраиватьсвоеповедение, осознаватьсвоиотношениясмиром. Подвоздействиемпедагогических, жизненныхисоциальныхфакторовлюбаяличностьформируется, изменяется, совершенствуется. Сущностьвоспитаниязаключаетсявтом, чтовоспитаниепринадлежитксоциальнымявлениямивыступаетвролиодногоизпоказателейразвитияобщества. Сэтихпозицийвоспитаниерассматриваетсякакцеленаправленнаяподготовкамолодогочеловекакжизни, трудовойиинтеллектуальнойдеятельности. Такуюмиссиювстраневыполняютучебныезаведенияразличногоуровняиранга (дошкольные, школьные, средние, средниепрофессиональныеивысшие). Воспитаниеотноситсяикпсихологическойсфере, таккакпроцессвоспитаниянаправленнаразвитиеспособностичеловекаотражатьвсознанииокружающиймириспозицийпсихологическогоподходавзаимодействоватьсним. Педагогспособенпредвидетьрезультатдеятельностидетей, выстраиваетеетакимобразом, чтобыонабыланаправленанаформированиесоциальноценныхотношений, т.е. доверия, свободы, уважения, сопереживания, взаимовыручкиипомощи.
6.2.Основныезакономерностивоспитания
Подпедагогическимизакономерностямивоспитанияподразумеваетсяотражениеобъективной, независимойотволисубъектадействительностивоспитательногопроцесса. Закономерностивоспитательногопроцессадолжензнатьлюбойпедагог, вкакомбыучреждениисистемыобразованияоннеуправлялпроцессомвоспитания. Определитьзакономерность – этозначитправильноспланироватьпедагогическуюдеятельность; неучестьзакономерностиилипренебречьими – значитнедостичьположительногорезультатаввоспитании. Впроцессевоспитанияреализуютсяследующиезакономерности. Перваязакономерностьопределяетсяактивностьювоспитанниканаконкретныймоментегоразвитияиприобретенияимфизических, духовных, интеллектуальныхновообразований. Учащиесямассовойшколыобэтойзакономерностизнаюти «строгих» учителей, воспитателейнеосуждают, а, наоборот, считаюттребованиясправедливыми, таккакочевиденпроцессразвитияихспособностей. Учащиесяспециальнойшколы, наоборот, требованиявоспитателяневсегдапонимают, всякаяработадлянихстановитсяневыполнимой, тяжелой, нежелательной. Положительныеподкрепленияиспециальныеметодическиеприемыснимаютудетейнапряженноесостояние, обеспечиваютщадящийрежимдеятельности. Детииграют, слушаютчтениекниги, рисуют, лепятистановятсяучастникамиспланированногопедагогическогопроцесса. Втораязакономерностьобусловленаактуальнымипотребностямидетей. Каждыйребенокхочет, желаетчем-тозаняться, что-тоделать. Одинлюбитиграть, другой – строитьизпирамидокдом, третий – слушатьпередачуодельфинах. Всеонизанятыделом, и, несмотрянато, чтоэтоувлечениеотдельныхличностей, егонельзянеучитывать. Втакихслучаяхвоспитательвыстраиваетсистемудеятельностивсоответствиисреальнойситуацией, нотакимобразом, чтобыпотребностьодногоученикасталаактуальнойдлядвухдругихдетей. Еслипедагогопоздалсматериаломдляформированияактуальныхпотребностейличностногоиликоллективногохарактера, тоэтунишузаполнитчто-тодругое, иногданенапользувоспитанникуивоспитателю. Вусловияхспециальноговоспитанияиобученияэтазакономерностьрассматриваетсякакодноизосновныхнаправленийкоррекционно-развивающегосяобученияивоспитания. Третьязакономерность – этосовместно-разделительнаядеятельность, котораярассматриваетсякаксамаяэффективнаядляразвитияличности. Сутьеезаключаетсявтом, чтодеятельностьвоспитанникаипедагогадолжнареализовыватьсявопределеннойпропорции. Наначальномэтаперольпедагогаувеличивается, наэтапевзрослениядоляегоучастияуменьшается, нополностьюнеисчезает. Определитьмерусоотношения «совместной» и «раздельной» деятельноститрудновработесучащимисявспомогательнойшколы. Причинтомунесколько: • неполноевключениеребенкавдеятельность, егонедостаточнаяуверенностьиактивность; • недопониманиеполезностидеятельности, еерезультата; • бедноеотражениерезультативностичерезпроявленияэмоций: радости, сопереживания, увлеченности, инициативы; • неумениепользоватьсяпредложеннойпомощьюсосторонывоспитателя, низкийуровеньсамостоятельности; • низкийуровеньинтеллектуальногоразвития, подготовленностиребенкакдеятельности. Четвертаязакономерностьхарактеризуетсявнутреннимсостояниемребенка, отношениемкобъектамдеятельности. Впроцессевоспитанияпедагогдолженвыразитьсвоеотношениекребенку, показатьему, чтоуважениеилюбовьбудутсопровождатьегодеятельностьпостоянно. Толькотогдавоспитанникпоймет, чтовоспитательвсегдапридетнапомощь, проститоплошности, защититотнападений, онсправедлив, добриласков, строгитребователен. Возникаетситуациядоверия, взаимоуважения. Учащиесяснарушениямиинтеллектуальногоразвитиячувствуюттакоеотношениеистараютсябытьлучше, доверяютпедагогу, отвечаютдобромнадобро, «моральновзрослеют» (X.С. Замский). Пятаязакономерность. Воспитатель, руководядеятельностьюшкольника, организуетвэтойдеятельностиситуацииуспеха, которыедолженпочувствовать, пережитьребенок. Ноневсегдаученикосознаетситуациюуспеха, оннеможетточноопределить, чтовызвалоунегоэточувство: беседасвоспитателем, участиевколлективнойдеятельности, доведенноедоконцакакое-тоначинание, хорошееповедение. Некоторыеучащиесянемогутответить, пережилилиониощущениеуспеха. Воттогдаоценкудеятельностиученикадолжендатьвоспитатель, учитель. Нетнадобностидолгоиподробноописыватьотношениекдеятельности, необходимозафиксироватьрезультатвыполнения. Положительноеподкрепление – важное условиесозданияситуацииуспеха. Этосистемапоощрения, котороевыражаетсяпохвалой (например, «молодец», «умница», «ятакизнала, чтоутебяполучится», «ничегострашного, тыэтосделаешьещелучше», «утебяэтополучится!»). Воспитательнетолькосоздаетситуациюуспеха, ноиснимаетстрахученикапереднеуспехом. Вкоррекционнойпедагогике, вчастностиолигофренопедагогике, предлагаетсясоздаватьситуацииуспехапутемиспользованияпедагогическоговнушения. Шестаязакономерностьзаключаетсявтом, чтодеятельностьпедагога, воспитателярассматриваетсякакцелостноепедагогическоевлияние. Целостностьвоспитательногопроцессаобеспечиваетсяотношениемкпоступкамиповедению. Безучастияпедагогаэтазакономерностьнереализуется. Целостностьпедагогическоговлияния – этохорошоорганизованнаяжизньученика, егорежим, содержаниевоспитательныхмероприятий, формыихпроведения, участиешкольниковвреальнойжизнисориентациейнавсюсистемуобщечеловеческихценностей, чтообеспечиваетвозможностьвключенияученикавобщеедело, гдекаждыйсможетпроявитьсебякакличность.
Особенностивоспитанияучащихсяснарушениямиинтеллектуальногоразвития
ВоспитательнаяработавспециальныхучрежденияхобразованияосуществляетсявсоответствиисКонвенциейнепрерывноговоспитаниядетейиучащейсямолодеживРеспубликеБеларусь, ПрограммойнепрерывноговоспитаниядетейиучащейсямолодеживРеспубликеБеларусьна 2006–2010 годы. Организациявоспитательногопроцессавспециальномучреждениипредполагаетстабильныйрежим, упорядоченнуюдеятельностьвоспитанниковипедагогическогоколлектива, основанныенареализациикомплексно-целевойпрограммыразвитияобразовательногопространстваучрежденияобразования. Приоритетнымввоспитательнойработеучреждений, обеспечивающихполучениеспециальногообразования, являетсясозданиеусловийдлясоциализацииличностиребенка, формированиеуучащихсянравственногоифизическогоздоровья, культурысемейныхитрудовыхотношений, опытасоциальноговзаимодействияиответственногоповедениявовсехвидахдеятельности. Вспомогательнаяшколаготовитучащихсяксамостоятельнойжизни, деятельностивсоциальномокружении. Следовательно, процессвоспитаниядолженудовлетворятьзапросамвоспитуемого, помочьемуразобратьсявситуациях, которыевозникаютвпроцессевоспитания, утвердитьсякакличностьибытьвостребованным. Этодостигаетсямоделированиемситуаций, вкоторыхумственноотсталыйшкольникмогбысамостоятельноилиприпомощивзрослогоправильнооценитьсвоеповедение, отношениекдеятельностииокружающим. НеслучайноГ.М. Дульневуказывал, чтовключениеученикавспомогательнойшколывразличныеситуацииявляетсяважнымусловиемегосоциальнойзрелости, детиубеждаютсянапрактике, чтоихуспехиоцениваются, ихавторитетповышается. Какиекачестванеобходимовоспитыватьусегодняшнегошкольникаснарушениямиинтеллектуальногоразвития, чтобыонмогпроявитьсебякакличность? Преждевсего, сознательноеотношениектрудуинтеллектуальному, физическому, профессиональному; овладениетрудовымиумениямиинавыками, уважениектрудудругих; приобщениекобщественнополезномупроизводительномутруду; формированиежизненныхпланов; подготовкаквыборупрофессии. Этикачествавоспитываютсявпроцессетрудовогообученияивоспитания. Неменееважнымявляетсявыработкауучащихсяснарушениямиинтеллектамотивовпознавательнойдеятельности, прилежногоотношениякучению, преодолениястереотипа «Янемогу», «Янепонимаю», «Уменянеполучится». Особоевниманиедолжноотводитьсявоспитаниюнравственности, сознательнойдисциплины, доброжелательности, уважительногоотношениякокружающим, преодолениюиждивенчестваиэгоизма. Накоплениенравственныхзнанийсоставляетосновувыработкиубеждений, формированияустойчивыхмотивовнравственногоповедения. Вдальнейшемблагодаряхорошопродуманнойсистеменравственногопросвещенияосуществляютсяразвитиеикоррекциянравственныхчувств. Нравственноепросвещениеучащихсявспомогательнойшколыпроводится, начинаясмладшихклассов, продолжаетсявсреднейизаканчиваетсявстаршейшколе, преждевсеговпроцессеобучения. Ноневсегдаучителю, воспитателюудаетсявпроцессепросвещенияубедитьшкольникавправотепредъявленныхтребованийкповедению. Наличиеинтеллектуальногодефектасущественнозатрудняетрешениенормативногоповедения, ноэтонезначит, чтоименноинтеллектуальныйдефектявляетсяпричинойнарушениясоциально-нормативногоиправовогоповедения. Отсюдаследуетвывод, чтосоциальноеиправовоеповедениеученикавспомогательнойшколыопределяетсякачествомвоспитательнойработы напротяжениивсехлетобучения. Рассматриваяпроцессразвитияумственноотсталогоребенкаспозицийвыяснениявзаимодействиябиологическойикультурнойлинийразвития, Л.С. Выготскийвыделилосновныеивторичныепризнакиумственнойотсталости. Именновторичныепризнаки (нарушениехарактера, поведения, волевыхпроявлений) поддаютсяпедагогическойкоррекции. Однимизнаправленийвоспитательнойработыявляетсяформированиеушкольниковгражданскихкачествличности: пониманияисоблюденияосновныхправиобязанностейгражданнашейстраны; усвоенияправовыхзнаний, основгражданского, семейного, трудового, уголовногоправа; пониманияважностизаконовгосударства, своихправиобязанностей; осознанияличнойответственностизасвоеповедение. Всясистемаработывоспитателястроитсятакимобразом, чтобыкаждыйученикнепростобылсозерцателем, а, наоборот, активнымучастникомконкретногомероприятияспоследующиманализомэтогомероприятия. Приэтомучитель, воспитательуказываютпутьвыходаиззатруднительныхситуаций, раскрываютсвоеотношениекнарушениямнормповедения, законов. Учащиесяизучаютфакультативныйкурс «Основыправовыхзнаний», которыйзнакомитихсосновнымисоциально-правовымикатегориямиипонятиями. Однимизважныхнаправленийвоспитательнойработыдолжнобытьформированиепотребностизаниматьсяфизическойкультуройсцельюфизическогосовершенствования, укрепленияздоровьяиформированиянавыковсанитарно-гигиеническойкультуры. Этомунаправлениюотводитсядостаточнобольшоевнимание, онореализуетсянаурокахфизическойкультуры, СБО, накоррекционныхзанятияхпоритмикеитанцах, напрогулкахит.д. Педагогувпроцессевоспитаниянеобходимознатьиучитыватьследующиеособенностидетейсинтеллектуальнымнедоразвитием. 1. Нарушенияпознавательногоразвитиязатрудняютправильноесамостоятельноеобщениеребенка. 2. Снижениеспособностикконкретизацииобобщенийприводяткнесогласованностисловаиконкретнойдеятельности. 3. Нарушениявэмоционально-волевойсфереснижаютсамостоятельность, желаниебытьлучше, способствуютобразованиюизакреплениюотрицательныхпривычек. 4. Имеютместозатруднениявоценкесобственногоповедения, деятельности. Особенностишкольниковснарушениямиинтеллектавлияютнавоспитательныйпроцесс, которыйтожеимеетрядособенностей, сближающихвспомогательнуюшколусобщеобразовательной: • воспитание – этопроцессэффективноговзаимодействиявоспитателейивоспитанников, направленныйнадостижениепоставленныхцелей; • воспитание – этопроцессдинамичный, подвижный, изменчивый, имеетмногофакторныйхарактер; • воспитательныйпроцессотличаетсявариативностью, отдаленностьюрезультатовотмоментапедагогическоговоспитательноговоздействия; • воспитательныйпроцесс – процесскомплексный, внемдолжнопросматриватьсяединствоцелей, задач, содержания, формиметодоввоспитания; • процессвоспитанияноситдвустороннийхарактер: отвоспитателяквоспитаннику (прямаясвязь) иотвоспитанникаквоспитателю (обратнаясвязь); комбинированнаясвязь – отродителей, учителей, психолога, дефектологаквоспитателюиотвоспитателяквоспитаннику. Чембольшебудетинформацииувоспитателя, темпрочнеебудутсвязи, темлегчебудетпроисходитьвыборвоспитательноговоздействия.
Принципывоспитания
Общепедагогическиепринципы– гражданскаянаправленностьвоспитания, действенность, непрерывность, единствовоспитательныхвоздействий. Воспитаниевколлективенаходитполнуюреализациювсистемеспециальноговоспитания. Вкачествекоррекционныхпринциповможновыделить: • оптимистическуюперспективностьвоспитательногопроцесса; •коррекционно-развивающийхарактервоспитания; • комплексныйподходипродуктивноевоздействиенавоспитанника; • индивидуальныйидифференцированныйподходвпроцессевоспитания; • требовательность, сочетаемаясуважениемкличности. Практическаяреализацияперечисленныхпринциповпредполагаеткомплексныйподходкучащемусяивоспитаниювцелом. Остановимсянаотдельныхпринципахкоррекционноговоздействия. Оптимистическаяперспективностьвоспитательногопроцесса. Сущностьпринципазаключаетсявопоренаположительноевребенке. Воспитательвпроцессесвоейдеятельностии деятельностиучащегосядолженпомнитьнесколькооченьважныхтребований, которыеможносформулироватьследующимобразом: «замечайинеспеши», «лучшепосоветовать, чемприказывать», «подчеркивайвребенкехорошее, дайемувозможностьподуматьиисправиться». Необходимонайтиуребенкаположительныечерты, развиватьих. Принципкоррекционно-развивающегохарактеравоспитанияпредполагаетисправление, сглаживание, ослаблениенедостатковпсихофизическогоразвитияинаэтойосновесозданиеусловий, вкоторыхучениквсостояниипроявитьсебяполноценнойличностью. Принципкомплексногоподходаипродуктивногоанализаданныхнаучащегося, воспитанника. Реализацияэтогопринципавпроцессевоспитанияученикаосуществляетсявпервуюочередь: • наосновеглубокогоанализапсихолого-медикопедагогическихданных, результативностивсехформвоздействиянавоспитанника; • спомощьюкоррекционныхсредств, врезультатекоторыхпроисходитположительнаядинамика, осуществляетсякомплексноевлияниеналичностьвцелом. Принципиндивидуальногоидифференцированногоподходавпроцессевоспитания. Составучащихсяпосвоимпсихофизическимданнымнеоднороден. Одинучениквключаетсявлюбоевоспитательноевоздействие, мероприятие, другой, наоборот, остаетсяпостороннимнаблюдателем. Ввидуэтогоиндивидуальныйподходвпроцессевоспитанияимеетнемаловажноезначение. Педагогдолженучитыватьособенности, которыеприсущиотдельнойличности, такие, какуровеньвоспитанности, уровеньпониманиязаданий, отношениекним, возможностьучастиявмероприятияхкласса, группы. Выполнениережимныхмоментов, заданийвоспитательногохарактера, участиевтематическихмероприятияхдолжныноситьсугубоиндивидуальныйхарактер, авыборихвоспитательосуществляетпослепредварительногоанализаисходныхданныхпутемвключенияконкретногоиндивидуумавразнообразнуюдеятельность. Еслисоставвоспитанниковболееоднороден, аречьидетотипологическихразличияхпоотдельнымпоказателям, напримерпоуровнюповеденческихрасстройств, возможностиучастиявмероприятии, пониманиюзначимостивыполняемогозадания, целесообразноосуществлятьдифференцированныйподходкучащимся. Воспитательнаягруппаделитсянатипологическиеподгруппы (сильных, среднихивариативныхучащихся; попроявлениюповеденческихрасстройств – детисповышеннойдвигательнойактивностью, повышеннойутомляемостью, психопатоподобнымповедением). Принциптребовательности, сочетаемойсуважениемкличности. Этотпринциппредполагаеттакиевоспитательныевоздействия, которыепомогаютребенкуосознатькаксвоиположительныечертыхарактера, такинедостатки. Предъявляятребованиявоспитаннику, необходимодовестидоегосознанияихправильностьицелесообразность, указатьпутиустраненияотклоненийотнормы.
Методыисредствавоспитания
Метод(отгреч. «способдостиженияпоставленнойцели») – совокупностьдействийиоперацийтеоретическогоилипрактическогоосвоениядействительности. Дляпедагога – способностьуправлятьходомвоспитательногопроцесса, строитьегосообразнослогикойизакономерностямиразвития, обеспечиваяразвитиеличностиребенкавзаданномнаправлении. Методвоспитанияможетрассматриватьсякаксистемадействийпедагога, направленнаянарешениеконкретныхзадач. Методвключаетвсебяответынавопросы: зачем; спомощьючего; как? Системадействийпедагога, составляющаяструктуруметодавоспитания, имеетматериально-организационную (средстваиформывзаимодействия) исоциально-психологическую (позицияиприемы) стороны. Впедагогикесуществуютразличныеклассификацииметодов: 1) традиционнаяклассификация, выделяющаяметодыформированиясознания, положительногоопытаповедения, методыпоощренияинаказания(Б.В. Щукина); 2) методформированиясознанияличности, методорганизациидеятельностииформированияопытаобщественногоповедения, методыстимулированияповеденияидеятельности, методыконтроля, самоконтроля, самооценкиит.д. (Ю.К. Бабанский); 3) y LaRp8RHhtpZDpUbSYsVxocSGViXll/3Narjg4bnbrBPVXZdZ9nNaH2/Zbqj1Z79bTkEE6sI7/N/e Gg2T70SN4XUnXgE5/wMAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDUK4yZxQAAAN4AAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA " adj="0,,0" path="m,l,198120e" filled="f" strokeweight=".25pt"> методыдостиженияцели, информационнопросветительский, практический, коммуникативный, оценочный(Е.А. Васильева). Методывоспитаниянеобходимоотличатьотсредстввоспитания, скоторымионисвязаны. Средства – этопредметыматериальнойидуховнойкультуры. Черезсредстваможнорешатьпедагогическиезадачи. Средствомвоспитаниямогутстатькнига, игра, познание, труд. Универсальнымисредствамиявляютсядеятельностьиобщение. Набазеимеющихсясредствпроцесс воспитанияиобученияможетпроходитьвразныхформах: индивидуальной, групповой, коллективнойит.п. Существуюттакжеклассификацииметодоввсистемевоспитаниявспециальнойкоррекционнойшколе. И.Г. Еременко (1985) впервуюгруппуметодовотноситметодыубеждения. Г.М. Дульнев (1968) называетихсловеснымиметодами. Этоследующиеметоды: • направленныенаформированиевзглядов, убежденийиобеспечивающиесякакобменинформациейвсистемепедагогическойдеятельности; • помогающиеорганизоватьдеятельностьученика, стимулирующиемотивыдеятельности; • помогающиеформированиюувоспитанниковсамооценки, регуляцииповедения; • формирующиесознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушениевсистемекоррекционноговоспитанияобеспечиваетсязамечанием, советом, просьбой, этическойбеседой, рассказом. Вовторуюгруппуметодовуказанныевышеавторыотнеслиупражнение, т.е. практическуюдеятельность, способствующуюформированиюповедения. Этиметодыреализуютсячерезприучение, упражнение, игру, созданиевоспитывающихситуаций. Третьюгруппусоставилиметодыстимулирования– поощрениеинаказание. Силавоздействияпоощренияинаказаниянавоспитуемыхвспомогательнойшколызависитотуровнявоспитанностииоценкиегоучащимися, атакжевоспитателем. Наказаниевкоррекционнойшколеиспользуютвтомслучае, когдавоспитуемыйпонимаетстепеньсвоейвиныидействуетсознательноизлонамеренно. Используянаказаниекаксистемувоздействияналичность, педагог, воспитателькоррекционнойшколыдолжныпомнить: • невсякоенаказаниеможетрешитьпоставленнуюзадачу; • наказаниенедаетправавоспитателюунижатьличностьвоспитуемого, требовательностьдолжнасочетатьсясуважениемкличности; • воспитанникдолжензнать, зачтоегонаказали, какдействоватьвдальнейшем, пониматьсвоювину; • нельзяприменятьколлективныенаказания – запрещатьпросмотрфильма, лишатьпрогулкиитомуподобногорежимногомомента; • недопустимонаказыватьзаболезненныепроявления; • мерыфизическоговоздействиясосторонывоспитателя, учащихсязапрещены. Всеперечисленныеметодывоспитанияиспользуютсякомплексноинаправленынаформированиесознательногонравственногоповедения, положительныхчертличности.
Контрольныевопросыизаданияктеме: 1. Определитепонятие «воспитание» вширокомиузкомсмысле. 2. Определитецель, задачи, функции, принципыизакономерностивоспитания. 3. Назовитеиохарактеризуйтеметодыисредствавоспитаниявовспомогательнойшколе. 4. Докажитенесостоятельностьбытовавшегомненияо «моральнойдефективности» ребенкасинтеллектуальнойнедостаточностью. 5. Покниге «Воспитаниеиобучениедетейвовспомогательнойшколе» [17] самостоятельноизучитевопросвоспитанияуучащихсявспомогательнойшколысоциально-нормативногоповедения. 6. Определитеспецификупроцессавоспитаниядетейсумереннойитяжелойумственнойотсталостью.
6.6.2. Функциисемьи «Семья – основаннаянабракеиликровномродствемалаягруппа, членыкоторойсвязаныобщностьюбыта, взаимнойпомощьюиморальнойответственностью...» (Советскийэнциклопедическийсловарь, 1985). «Семья –ячейка (малаясоциальнаягруппа) общества, важнейшаяформаорганизацииличногобыта, основаннаянасупружескомсоюзеиродственныхсвязях, отношенияхмеждумужемиженой, родителямиидетьми, братьямиисестрамиидругимиродственниками, живущимивместеиведущимиобщеехозяйство» (Н.Я. Соловьев). Жизнедеятельностьсемьи, непосредственносвязаннаясудовлетворениемопределенныхпотребностейеечленов, называетсяфункциейсемьи.Выделяютследующиефункциисемьи. 1. Воспитательная– удовлетворениеиндивидуальныхпотребностейвотцовствеиматеринстве, вконтактахсдетьмииихвоспитании. 2. Хозяйственно-бытовая– удовлетворениематериальныхпотребностейчленовсемьи, содействуетсохранениюихздоровья. 3. Эмоциональная– удовлетворениееечленамипотребностейвсимпатии, уважении, признании, эмоциональнойподдержке, психологическойзащите, активносодействуетсохранениюпсихическогоздоровьясемьи. 4. Духовного (культурного) общения–удовлетворениепотребностейвсовместномдосуге, взаимномдуховномобогащении, играетзначительнуюрольвдуховномразвитиичленовобщества. 5. Первичногосоциальногоконтроля–обеспечениевыполнениясоциальныхнорм, особеннотеми, ктовсилуобстоятельств (возраст, болезнь) необладаетспособностьюсамостоятельностроитьсвоеповедениевсоответствииссоциальныминормами. 6. Сексуально-эротическая–удовлетворениесексуальноэротическихпотребностейчленовсемьи. Сточкизренияобщества, семьяобеспечиваетбиологическоевоспроизводствообщества. Нарушенияфункцийсемьи–особенностиеежизнедеятельности, которыезатрудняютилипрепятствуютвыполнениесемьейеефункций.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 116. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |