Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Правительства РФ.




Банковское право, семинар.Тема 2 Вопрос 8.

Вопрос: Каким образом строятся взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления?

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируютсяФедеральнымзаконом  от 10.07.2002 N 86-ФЗ  "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" , а именно главой IV. Взаимоотношения Банка России с органами гос. власти и органами местного самоуправления - Ст.21,Ст. 22,Ст. 23.

Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России вправе предоставлять информацию по запросам совещательных и координационных органов, образованных в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Правительства РФ.

Центральный банк играет важную роль в кредитной системе страны и организации его экономической политики. В силу этого Правительство РФ является заинтересованным в надежности Центрального банка РФ. В связи с этим государство поддерживает тесную связь с Центральным банком. Но Центральный банк сохраняет за собой право на свободную политику. Независимость центрального банка от правительства необходима для поддержания эффективной деятельности по денежно-кредитной и валютной стабильности. Независимость центрального банка важна для противодействия правительством к использованию ресурсов центрального банка в целях покрытия бюджетного дефицита. Тем не менее, как бы Центральный банк был независим в своих действиях от Правительства, это  не может носить абсолютный характер. Политику Центробанка в долгосрочном плане определяют в первую очередь приоритеты макроэкономического курса правительства и экономическая политика правительства напрямую зависит от денежно-кредитной и финансовой политики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что центральный банк содержит в себе элементы и государственного органа.Для эффективной реализации государственной денежно-кредитной и банковской политики необходимо создать условия, которые обеспечат взаимодействие между Центральным банком и Правительством, оставляя за каждым органом выполнять свои обязанности и управлять возложенными полномочиями.

Взаимодействие Банка России с Президентом РФ и его администрацией, а также с Правительством РФзаключается в сотрудничестве, а именно во взаимном участии в разработке и координации вопросов экономической политики, взаимном информировании о предполагаемых мероприятиях, имеющих общегосударственное значение, а также проведение регулярных консультаций. Взаимоотношения Центрального РФ и Президента РФ. Рассматривая взаимоотношения Президента РФ и Банка России следует учесть некоторые обстоятельства: Президент РФ, являясь Главой государства и гарантом Конституции РФ, руководит всеми вопросами экономического, социального, а также кредитно-финансового характера и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ представляет на утверждение в Государственную Думу РФ кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении его от должности Поэтому Банк России, реализуя возложенные на него полномочия, учитывает обязательства, которые проводит Президент РФ для осуществления функций государственного регулирования и контроля за денежно-кредитной и банковской системой. Центральный банк РФ обязан предоставлять президенту РФ информацию по компетентным ему вопросам. Порядок предоставления информации устанавливается федеральными законами. Также Центральный банк при вмешательстве в его деятельность Президента РФ оповещает последнего о нарушении принципа независимости Центрального банка РФ и вмешательстве в его деятельность.

 Взаимоотношения Центрального банка РФ и Государственной Думы РФ В РФ Центральный банк в своей деятельности подотчетен Государственной Думе. Председатель Центрального банка и члены Совета директоров Центрального банка назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой. Также Центральный банк ежегодно представляет на рассмотрение Государственной Думе годовой отчет и аудиторское заключение. Аудиторская контора, занимающаяся проверкой Центрального банка, также определяется Государственной Думой. Можно выделить следующие формы подотчетности Центрального банка Государственной Думе: - Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Центрального банка; -дважды в год Председатель Центрального Банка выступает с докладом, в котором представляет годовой отчет и основные направления единой государственно денежно-кредитной политики. Центральный банк ежегодно не позднее 1 декабря представляет Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Этот отчет содержит анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной и денежно-кредитной политики. Проект основных направлений единой государственной и денежно-кредитной политики предварительно зачитывается Президенту РФ и Правительству РФ. Окончательный вариант основных направлений деятельности Центрального банка утверждается Государственной Думой. Также согласно федеральным законам, Центральный банк обязан предоставлять Госдуме всю информацию по компетентным ей вопросам. Кроме этого Центральный банк информирует Госдуму о совершенных каким-либо государственным органом или иным лицом нарушениях принципа независимости Банка России.

Взаимодействие Правительства РФ и Центрального банка происходит активно:- Центральный банк участвует в процессе разработки экономической политики Правительства РФ; - совместно разрабатывается и проводится единая государственная денежно-кредитная политика, направленная на защиту и обеспечение устойчивости рубля; - Центральный банк и Правительство РФ действуют совместно при выполнении функций общегосударственного значения, координируют свою политику и проводят регулярные консультации. Правительство РФ разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета, проводит в РФ единую финансовую, кредитную и денежную политику. Участие Центрального Банка в разработке экономической политики Правительства РФ предусмотрено действующим законодательством. На заседаниях Правительства РФ принимает участие Председатель Центрального Банка или один из его заместителей. Основная цель сотрудничества Центрального банка и Правительства РФ направлена в целом на поддержание денежно-кредитной политики.Под денежно-кредитной политикой понимается денежное обращение, которое регулирует экономический рост, сдерживает инфляцию, обеспечивает занятость и выравнивание платежного баланса. Все вышеперечисленное является одним из методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. На заседаниях Совета директоров Центрального банка также участвует Правительство РФ, которое представляют Министр финансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ, имеющие право совещательного голоса. Председатель Центрального банка РФ на заседаниях правительства также наделяется правом совещательного голоса. В Положении о взаимном сотрудничестве Центрального банка и Правительства РФ определены вопросы, при рассмотрении которых взаимное представительство обязательно.

Предусмотрены случаи, когда Правительство РФ наделено полномочиями давать Центральному банку поручения. К поручениям, например, может относиться сбор и передача информации международным организациям. Также по некоторым вопросам Центральный банк не может принять окончательное решение без утверждения Правительства РФ. А именно Совет директоров Центрального Банка не может принять решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков без предварительного информирования Правительства РФ. Кроме этого Центральный банк тесно взаимодействует с такими федеральными органами исполнительной власти, которые функционируют в области экономики, финансов, денежного обращения и кредита. Для финансово-кредитной системы России также важное значение имеет взаимное сотрудничество и принятие решений Центрального банка и Министерства финансов РФ.

Также Центральный банк РФ совместно с Министерством финансов РФ и Федеральным казначейством осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга. Совместно с Федеральным казначейством Центральный банк исполняет федеральный бюджет, осуществляет надзор за соблюдением бюджетными организациями действующего законодательства. Основополагающее значение имеет организация согласованных действий Центрального банка и Федерального казначейства при реализации Федеральным казначейством своих прав в банках и иных финансово-кредитных организациях: - по проверке документов, которые связаны с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации; - при получении необходимых в ходе проверок объяснений, справок и сведений; - по получению от представителей организаций справок о состоянии счетов предприятий (организаций), использующих средства республиканского бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, внебюджетные (федеральные) средства. Если не выполняются требования федерального казначейства, у последнего есть полномочия на приостановку операций по счетам предприятий и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), которые используют государственные средства.

 Руководителям центрального аппарата и территориальных органов федерального казначейства предоставлены права: - производить взыскание в бесспорном порядке с предприятия (организации) государственных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа (взимание штрафов осуществляется налоговыми органами) в размере действующей учетной ставки Банка России; - налагать на банки и иные кредитные организации штраф в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета и указанных фондов на счета получателей, в размере действующей в банке (кредитной организации), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном предоставлении кредитов, увеличенной на 10 %; - на внесение в Центральный банк представления на лишение соответствующих кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций. Между тем, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не оговаривает возможность внесения в Центральный банк РФ каких-либо представлений от других государственных органов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Центральный банк РФ имеет тесную взаимосвязь с органами государственной и исполнительной власти, оказывая на них влияние в области денежно-кредитной политики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...