Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»Текст 13
Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические,этнические, религиозные... Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны...Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и действий... никогда не становятся социальной нормой, потому что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке,.. Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может... Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях. Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, авыполнение - ожиданием поощрения. Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества. (Ю.Г. Волков) С1 Какими тремя особенностями, по мнению автора, обладают те социальныеценности, которые становятся социальными нормами? С2 Назовите три функции социальных норм, о которых пишет автор. С3 В тексте отмечается, что невыполнение нормативного предписания подкрепляетсяугрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения. Опираясь наобществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите по два примераприменения негативных социальных санкций и позитивных социальных санкций(поощрений). С4 Автор отмечает, что не все ценностные представления отражаются в нормах. Опираясь на текст, укажите три условия, при которых ценности не становятся нормами. Используяобществоведческие знания, объясните любые две из них. Текст 14 Социальное равенство - идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры. Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, каки маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями. Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретав! в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще/только формируются. (В.А. Медведев, Ю.А. Красин) С1 Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства. С2 Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства. С 3 Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение. С4 Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере Текст 15 Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. Всё больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания - сожительство. Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Всё больше связи зависят от сотрудничества и общения между их участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на любви, но и в дружбе и общении с родственниками и детьми. Изменения в семейной жизни часто сталкиваются с призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром. Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи и брака. Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкийкруг людей. Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственныхгрупп. Практически во всех обществах можно выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей. В обществах, предшествующих индустриальному, распространенной была расширенная семья. (Э. Гидденс) С 1 Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них. С 2 Как автор определяет брак? Опираясь на знание курса обществознания и личный социальный опыт, назовите три категории лиц, которые могут стать родственниками в результате брачного союза двух людей. С 3 Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи, упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них. С 4 Из курса обществознания вы знаете, что семья рассматривается как малая группа и как социальный институт. Назовите два. признака семьи как малой группы, которые выделил автор. Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые три функции семьи как социального института. Текст 16 Социальная роль - это модель поведения субъекта в соответствии с его статусом, или совокупность поведенческих стереотипов, обеспечивающих выполнение статусных прав и обязанностей. Вместе с тем социальная роль - это нормативно одобренный, социально устойчивый образец поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Общество или социальную группу можно представить как некий набор специальных позиций - «мест», статусов социальной системы (инженер, учёный, муж, школьник, солдат и т. д.), в рамках которой человек реализует предписываемую функцию. Следовательно, социальная роль характеризует динамическую сторону статуса и относится к сфере социального взаимодействия субъектов. Роль и статус могут восприниматься субъектом по-разному. Иногда у человека происходит полная идентификация с ролью и статусом, он буквально отождествляет себя, свое Я, с теми стереотипами действия и восприятия, которые приписаны его общественной позиции... Напротив, социальная компетентность человека и его общественная зрелость (социализированность) проявляются в том, что он обычно в той или иной степени дистанцируется от роли, которую играет в какой-либо организации... Сложившаяся в современном обществе сложная ролевая и статусная диспозиция делает важной проблему социального различения... Статус субъекта оценивается в современной России довольно своеобразно: в первую очередь учитываются знаки принадлежности к власти, демонстрация уровня благосостояния (материальных «возможностей»), наличие «патронажа» и связанных с ним возможностей использования ресурсов. В связи с этим меняются оценки социального престижа разных' видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа считается более привлекательной при условии значительного денежного, вознаграждения. (Ю.Г. Волков, В.Е. Давидович, А.В. Лубский и др.) С1Опираясь на приведённые в тексте определения понятия «социальная роль», укажите два смысла (значения), в которых употребляется это понятие. С2От чего, по мнению авторов, в первую очередь зависит привлекательность работы в современном российском обществе? Каково ваше мнение по этому поводу? Обоснуйте его. С3 Опираясь на текст и привлекая личный социальный опыт, раскройте смысл выражения «полная идентификация с ролью и статусом»кажите одно из возможных отрицательных последствий подобного восприятия роли и статуса/Приведите пример, иллюстрирующий это последствие. С4 В чём авторы видят связь между отношением к социальной роли и социальной компетентностью, социализированностью? Приведите два примера, иллюстрирующие эту связь. Текст 17 С ростом продолжительности школьного обучения и более поздним началом трудовой деятельности в связи с отсутствием работы до и после получения профессионального образования пребывание детей в родительском доме затягивается. Одновременно они дольше остаются в финансовой зависимости от родителей. Из-за этого процесс отделения от семьи может затрудниться настолько, что станет вообще невозможным. В большинстве случаев родители допускают самостоятельность детей лишь в той степени, в какой она соответствует экономической независимости последних. Отношение к семье в ходе взросления меняется. Молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями. В процессе социализации группа ровесников в определённой степени замещает родителей. Группа меньше влияет на личность как целое, но формирует отдельные стороны её поведения. Эмоциональные связи с родителями становятся слабее. Подростки чаще проводят вечера вне дома, реже находятся со взрослыми. Стремление молодых к самостоятельности сталкивается с осознанием взрослыми своей ответственности. Напряжённые отношения между родителями и детьми связаны не только с расхождением между представлениями молодых и опытом взрослых, но и с изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители нередко чувствуют себя неуверенными. Несмотря на уменьшение влияния семьи, в период взросления она остается важнейшей группой. Молодые люди могут в значительной степени рассчитывать на помощь родителей. Родители способствуют тому, дети имели возможность учиться или устроиться на работу. Во второй половине прошлого века началась радикальная критика старых методов воспитания. Сейчас уже практически никто не признаёт старых методов воспитания, хотя они ещё и применяются, естественно, в значительно меньших масштабах. Родители в отношении своих детей стараются проявлять понимание, относиться к ним как к равным, принимать совместные решения, идти на компромиссы. (Х. Ремшмидт) С1Как на взгляд автора, меняется по мере взросления детей их отношение к семье? (Укажите три черты характеризующие изменение отношений к семье). С2Приведите две причины, которые, по мнению автора, ведут к сохранению экономической зависимости уже повзрослевших детей от родителей. К каким последствиям ведёт такая ситуация? (укажите любые два последствия). С3Какому типу семьи присущ характер отношений родителей и детей, сложившийся во второй половине прошлого века? Какой признак этой семьи отмечен автором? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два признака, присущие такому типу семьи. С4Автор показывает, как меняет своё поведение и отношение к повзрослевшим детям родители. А как должны, на Ваш взгляд, вести себя повзрослевшие дети для сохранения взаимопонимания с родителями? Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите четыре характерные черты такого поведения.
Текст 18 Научной основой для объяснения социального конфликта являются несколько установок. Социально-биологическая установка исходит из того, что конфликт и борьба свойственны всему живому. Сторонники этого направления опираются на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и выводят из него идею естественной агрессивности человека и отдельных групп, которая и находит выражение в социальных конфликтах. При этом выделяют следующие виды агрессивности: территориальная агрессия, агрессия доминирования и т.п. Аналоги в живой природе – охотничий район хищника, утверждение сильнейшей особи в иерархии стаи приматов и т.п. Социально-психологическая установка объясняет социальные конфликты социально-психологическими мотивами посредством теории напряжённости. Типичные черты урбанизированного общества: перенаселённость, скученность, социальная несправедливость, неравенство, нестабильность, сложность социальных организаций – ведут к возникновению социально-психологического напряжения у многих людей. Постепенно накапливаясь, оно выливается в групповые взрывы агрессии. Некоторые учёные считают, что конфликт очищает, он присущ всем уровням социальной системы и не может считаться отклонением. Исход социальных конфликтов – растущая гармония в обществе. Любой социальный конфликт высвечивает проблемы, показывает пути их решения, создает условия для изменений, является тем парником, где они вырастают. Конфликты самого различного уровня повышают энергию социальных групп, усиливают мотивацию, установки на разрешение причин конфликта, сплочённость социальных групп, коллективов, делают жизнь более интересной, интригующей. И наконец, конфликты повышают качество принимаемых решений, потому что при разногласиях, острых конфликтных отношениях решения продумываются более тщательно.В то же время конфликты обладают большой разрушительной силой. (Г.Ф. Шафранов-Куцев) С1Какие две установки являются, по мнению автора, научной основой объяснения социального конфликта? В чём видят основную причину социальных конфликтов сторонники каждой из этих установок? С2 Назовите две теории, на которые опираются сторонники названных автором установок. Приведите один любой вид агрессивности, названный в тексте и пример, иллюстрирующий возможность подобного вида агрессии в человеческом обществе. С3В тексте указывается, что ряд учённых склонны положительно оценивать последствия социальных конфликтов. Приведите из числа указанных в тексте любые два последствия конфликтов, которые оказываются позитивными для общества, проиллюстрируйте примером каждое из этих воздействий. С4 Наряду с теми, кто подчёркивает позитивную роль социальных конфликтов, среди учённых немало и тех, кто видит преимущественно их отрицательную роль в обществе. Используя обществоведческие знания, укажите три возможных негативных последствия социальных конфликтов. ТЕМА «ПРАВО»Текст 19 Статус Президента РФ, его роль и место в системе государственных органов определяются тем, что согласно Конституции Президент РФ – глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу своего конституционного статуса Президент РФ обеспечивает конституционный порядок, устойчивость власти. В этих целях в рамках конституционных полномочий он принимает меры по обеспечению и защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; осуществляет также и другие функции главы государства. Конституция РФ, закрепляя систему органов государственной власти, ставит президента РФ на первое место, наделяя его для реализации указанных конституционных функций широким кругом полномочий, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Конституция РФ не предусматривает политической ответственности Президента РФ перед федеральным парламентом за проводимую им политику, его действия, совершаемые в рамках конституционных полномочий. Вместе с тем она не исключает возможность привлечения Президента РФ к юридической ответственности, которая наступает в порядке сложной процедуры отрешения от должности в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Особая роль Президента РФ в системе органов государственной власти обусловлена также тем, что он наделён конституционными полномочиями, обеспечивающими его участие в формировании исполнительной власти, а также органов судебной власти. Кроме того, особая роль Президента в системе органов государственной власти проявляется также и в том, что именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства, основываясь на которых государственные органы строят свою работу. Президент РФ – непременный участник законодательного процесса, без его подписи ни один федеральный закон не может вступить в силу. Он обладает и правом законодательной инициативы, и правом вето. Не являясь согласно Конституции РФ главой исполнительной власти юридически, Президент РФ тем не менее занимает по отношению к системе исполнительной власти определяющее положение и обладает в этой сфере таким объёмом полномочий, что многие учёные склонны рассматривать его в качестве фактического главы государственной власти. (В.И. Фадеев) С 1Каков конституционный статус Президента РФ? (приведите две характеристики по тексту.) Какую задачу выполняет Президент в силу его конституционного статуса? С 2Президент РФ ежегодно выступает с посланиями к Федеральному Собранию РФ. Какое своё полномочие, таким образом, реализует Президент? Приведите любой пример, иллюстрирующий это полномочие. С 3Президент РФ обладает правом законодательной инициативы. Используя обществоведческие знания, объясните, что такое право законодательной инициативы. Назовите других четырёх субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в РФ. С4Автор пишет, что «не являясь согласно Конституции РФ главой исполнительной власти юридически, Президент РФ занимает по отношению к системе исполнительной власти определяющее положение». Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, подтвердите тремя аргументами это утверждение.
Текст 20 Несмотря на то что проблемам правонарушения в научной литературе традиционно уделяется значительное внимание, сохраняется множественность определений самого понятия «правонарушение», которые, однако, в обобщённом виде можно свести к тому, что правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу, деяние правоспособного лица или лиц, влекущее юридическую ответственность.Любое правонарушение – это всегда определённое деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, и выражающееся в действии или бездействии человека. Не могут рассматриваться в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ мыслей или личные качества человека. Однако, если они проявляются в конкретном противоправном деянии – действиях или бездействии, наступают юридические последствия. Противоправность – следующий важный признак правонарушения. Не всякое деяние – действие или бездействие – является правонарушением, а лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон. Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины. Вина отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию - действию или бездействию, а также к возникающим в результате такого деяния последствиям… К основным отличительным признакам правонарушения отечественные и зарубежные юристы относят наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причинённым вредом. Что касается наличие вреда, то не все авторы разделяют эту точку зрения. Ссылаясь на действующее законодательство, они вполне резонно замечают, например, что ряд норм уголовного и некоторых других отраслей права определяют как правонарушения такие действия или бездействие, которые со всей вероятностью могут повлечь вредные последствия, но ещё не повлекли их. Из сказанного вытекает, что правонарушениями следует считать не только те противоправные деяния, которые уже повлекли вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред. Когда мы говорим о таком признаке правонарушения, как наличие причинной связи между противоправным деянием и причинённым вредом, то, во-первых, вредные последствия должны быть прямым результатом нарушающих существующее законодательство действий или бездействия. Во-вторых, причинная связь должна быть не случайной, а вполне закономерной, обусловившей наступление вредных последствий. (М.Н. Марченко) С 1Укажите любые три характеристики правонарушения, приведённых автором. С2 Что, по словам автора, не может рассматриваться в качестве признаков правонарушения? Приведите объяснение с опорой на текст. С3Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, на примере любых трёх правонарушений покажите их противоправный характер (сначала назовите правонарушение, а затем укажите право, которое было нарушено). С4 Гражданин А. был сбит автомобилем на нерегулируемом пешеходном переходе и в результате наезда скончался. Водитель автомобиля утверждает, что это произошло случайно, так как он не успел затормозить. К какому виду ответственности может быть привлечён водитель? Поясните свой ответ. Являются ли изложенные водителем обстоятельства основанием для освобождения его от ответственности? Почему? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 435. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |