Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы и порядок создания субъектов хозяйственной деятельности.




Государсвенная регистрация субъектов хозяйствования

 

 

Способы и порядок создания субъектов хозяйственной деятельности.

Под созданием субъекта хозяйствования понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта хозяйственной деятельности.

Физическое лицо становится субъектом хозяйствования с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность может осуществляться предпринимателем с образованием юридического лица,  так и без образования юридического лица.

Институт субъекта хозяйствования неразрывно связан с институтом юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде было обусловлено усложнением социальной организации общества и развитием экономических отношений. Большинство теорий юридического лица объединяет положение, которое лаконично можно было бы сформулировать так: субъектом права, помимо человека, может быть некое образование, обладающее самостоятельными правами и обязанностями. 

В соответствии со ст. 44 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.

В Республике Беларусь отсутствует единый акт, регулирующий вопросы создания юридических лиц, однако имеется целый ряд специальных нормативных актов, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. Например, в Законе Республики Беларусь «О предприятиях» от 14 декабря 1990 г. (с изм. и доп. 1992, 1993, 1997, 2001 г.г.) предусмотрено, что предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Предприятие также может быть создано в результате разукрупнения в соответствии с монопольным законодательством, в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с согласия собственника или уполномоченного им органа. Кроме того, предприятие может быть создано на базе структурной единицы объединения с согласия собственника или уполномоченного им органа.

Например, порядок создания акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью регулируется Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г. (с изм. и доп. 1994, 1995, 1998 г.г.). Порядок создания субъектов хозяйствования, имущество которых находится в республиканской собственности, регулируется Положением о порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений, в том числе концернов, в состав которых входят эти предприятия, и о порядке прекращения их деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1993 г. № 824 (с изм. и доп. 1994, 1997, 1998г.). Особенности создания, например, банков, регулируются Банковским кодексом и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

 Законодательством Республики Беларусь определен не только порядок, но и способы создания юридических лиц. В Беларуси наиболее распространенными являются такие способы как: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный (регистрационный).

Распорядительный способ создания юридического лица состоит в том, что конкретное юридическое лицо создается по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. Как правило, таким способом создаются государственные юридические лица. Например, Правительство Республики Беларусь принимает решение о создании какого-либо учреждения, унитарного предприятия. В этом смысле порядок создания может быть назван распорядительным.

Разрешительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание юридического лица. При разрешительном способе компетентный орган проверяет не только соблюдение правил оформления документов о создании юридического лица, но и решает вопрос, следует ли разрешать создание такого лица. Разрешительный способ используется, в частности, при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также при создании юридических лиц в свободных экономических зонах.

Суть нормативно-явочного (регистрационного) порядка создания юридического лица состоит в том, что граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, поскольку образование такого вида юридического лица разрешено законодательством Республики Беларусь. Регистрирующий государственный орган должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. Нормативно-явочным способом образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, политические партии, профессиональные союзы, объединения юридических лиц и др. организации с последующей их регистрацией.

 

Государственная регистрация субъектов хозяйствования.

Всякое юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация преследует цели: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 47 ГК).

Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен в Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 29. В соответствии с п. 2 указанного Положения государственной регистрации подлежат создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, и крестьянские фермерские хозяйства (коммерческие организации); ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды (некоммерческие организации). Государственной регистрации также подлежат граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Законодателем определены органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов хозяйствования. К таким органам относятся: облисполкомы (Минский горисполком); Национальный банк; Министерство финансов; администрации свободных экономических зон; местные исполнительные и распорядительные органы, а также администрации районов в городах, в случаях, если такие полномочия им делегированы.

Сведения о государственной регистрации в установленном порядке вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Единый государственный регистр представляет собой общегосударственную систему учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь. 

В соответствии с установленной процедурой для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган необходимые документы, в частности: заявление, оформленное в установленном порядке; анкету установленного образца на каждого учредителя – физическое лицо; копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение; учредительные документы; документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования  для отдельных организационно-правовых форм; документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются) и др. Количество и перечень документов, необходимых для государственной регистрации зависит от вида субъекта хозяйствования. 

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимости получения дополнительных сведений о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых коммерческих и некоммерческих организаций, а также о физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, регистрирующих орган вправе продлить срок государственной регистрации до двух месяцев. На основании представленных документов и дополнительных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. При принятии решения о государственной регистрации регистрирующий орган присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрирующий номер и выдает свидетельство о государственной регистрации. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа. Кроме того, регистрирующий орган в десятидневный срок представляет  Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Все субъекты хозяйствования включаются в Единый государственный регистр датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации субъектов хозяйствования регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией. Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены актами законодательства. Решение об отказе в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном порядке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...