Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок приватизации объектов государственной собственности и оформление сделок и права собственности на приватизируемые объекты




Тема 17. Приватизация объектов государственной собственности в Республике Беларусь

1.Понятие и роль разгосударствления и приватизации. 

2.Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации

3.Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок и права собственности на приватизируемые объекты.  

 1. Понятие и роль разгосударствления и приватизации

Разгосударствление и приватизации – наиболее важные условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление предполагает вывод имущества из собственности государства в целях его последующей приватизации субъектами негосударственной формы собственности, т.е. разгосударствляемое имущество остается в собственности государства до тех пор, пока оно не будет приватизировано. Государство объявляет перечень объектов, подлежащих разгосударствлению. Таким образом, оно предлагает субъектам негосударственной формы собственности приобрести их в свою собственность. 

Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия.

Под приватизацией понимается приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.

Согласно указанному Закону основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь являются:

- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

- право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

- разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

- предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

- обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

- постепенность и поэтапность;

- соблюдение законности.

Приватизация в Беларуси осуществляется следующими способами:

продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи либо продажи государственной собственности. Целью безвозмездной приватизации является передача части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь для обеспечения социального равенства в процессе перехода к рыночной экономике. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:

жилищной квотой на основании Закона о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь;

квотой на имущество государственных предприятий на основании Закона об именных приватизационных чеках Республики Беларусь.

Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

Возмездная приватизация осуществляется за денежные средства.

 2. Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации.

Согласно Закону о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь субъектами разгосударствления приобретения государственной собственности в процессе приватизации, могут быть:

- Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов;

- граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

- негосударственные юридические лица (негосударственными юридическими лицами признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов);

- иностранные инвесторы;

- юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- лица без гражданства.

Объект разгосударствления и приватизации – это то государственное имущество, которое может быть разгосударствлено и приватизировано в соответствии с Законом о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Статья 3 указанного Закона выделяет следующие объекты приватизации:

- государственное и общественное жилье;

- государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

- государственное имущество, сданное в аренду;

- доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Объектами разгосударствления являются:

- государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

- государственное имущество, сданное в аренду.

Существует перечень объектов, которые могут находиться только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизацииПеречень таких объектов определяется Законом от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства». В число объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, Закон, в частности, включает: земли; недра; воды; леса; заповедники; национальные парки; заказники и памятники природы; воздушное пространство; военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности; объекты водно-канализационного хозяйства, электроснабжения, теплоснабжения, и газоснабжения, железнодорожного транспорта, физической культуры и спорта; объекты таможенной инфраструктуры; научные организации Национальной академии наук Беларуси; и др.

В целях реализации этого Закона постановлением Совета Министров Беларуси от 7 декабря 1998 г. № 1872 (с послед.изменениями) утвержден перечень государственных предприятий (объединений), организаций и учреждений, находящихся в республиканской собственности и не подлежащих разгосударствлению и приватизации.

 

Порядок приватизации объектов государственной собственности и оформление сделок и права собственности на приватизируемые объекты

Предложение на  разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Форму предложения на разгосударствление и приватизацию, перечень документов и порядок их представления определяет республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.

Предложение трудового коллектива о создании открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности подается на основе решения высшего органа самоуправления трудового коллектива (общего собрания или конференции) лицами, уполномоченными на то этим решением.

Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в месячный срок со дня его поступления.

Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение на разгосударствление и приватизацию. Решение содержит согласие, сроки и условия проведения приватизации или мотивированный отказ. Отказ в принятии предложения на разгосударствление и приватизацию возможен только в случае, если имеются установленные ограничения или запрещение на приватизацию. Отказ органа приватизации в принятии предложения может быть обжалован субъектом приватизации в судебном порядке.

При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, которая организует выполнение работ, связанных с приватизацией, устанавливает срок подготовки заключения о возможности приватизации данного объекта. Этот срок не может превышать шести месяцев с момента подачи предложения.

В состав комиссии входят представители органов приватизации, налоговых органов, администрации, полномочные представители трудового коллектива.   

Комиссия по приватизации:

определяет стоимость объекта;

выявляет при приватизации предприятия его дебиторов и кредиторов;     

принимает решение об условиях включения в состав приватизируемого имущества объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия;

делает заключение о возможности приватизации объекта;

знакомится с любыми документами, касающимися деятельности объекта;

при необходимости требует письменные объяснения от должностных лиц и специалистов;

организует проведение ревизии и инвентаризации при приватизации предприятия.

С момента создания комиссия имеет право отменять любые решения органов управления приватизируемого объекта, влекущие изменения состава и оценку его имущества. Предписания комиссии обязательны для выполнения органами управления объекта. Спорные вопросы, вытекающие из этих действий, решаются в суде.

При приватизации акций предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество в процессе приватизации государственной собственности, комиссия по приватизации создается после согласования отраслевой комиссией проекта создания акционерного общества. В этом случае комиссия по приватизации осуществляет следующие функции:

готовит заключение о возможности создания открытого акционерного общества на базе государственного имущества;

разрабатывает предложения по приватизации акций открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации государственной собственности.

Комиссия по приватизации прекращает работу:

после государственной регистрации акций в республиканском органе  государственного управления рынком ценных бумаг - при создании открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности;

при продаже объекта приватизации на аукционе, по конкурсу, при выкупе арендованного имущества арендным предприятием - после принятия органом приватизации решения о способе и об условиях продажи объекта.

На основании заключения комиссии орган приватизации:

принимает окончательное решение о приватизации государственного объекта; 

принимает решение об оценочной стоимости приватизируемого объекта, об окончательных сроке и условиях продажи;

готовит информацию о каждом объекте, предлагаемом к приватизации, для ее опубликования.

Не позднее чем за один месяц до продажи объекта приватизации в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение об объекте, подлежащем продаже.

В информационном сообщении указываются:

полное и сокращенное наименование объекта;

его адрес;

орган, осуществляющий приватизацию данного объекта, и его местонахождение;

способ и сроки приватизации;

сроки предъявления претензий к приватизируемому объекту;

стоимость имущества;

площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;        

условия продажи.

При приватизации предприятий подлежат опубликованию дополнительно следующие сведения:

численность работающих;       

финансовое состояние;

наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в активах других предприятий;

объекты интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов;        

обязательства предприятия;

укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

другие сведения, определяемые республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.

При продаже акций перечисленные в настоящей статье сведения публикуются в отношении акционерного общества, акции которого продаются. Дополнительно должны быть указаны следующие сведения:

размер уставного фонда;

количество выставляемых на продажу акций;

номинальная стоимость акции;

доля государства в уставном фонде;

список лиц, каждое из которых владеет более чем 10 процентами уставного фонда.

Соответствующий орган приватизации осуществляет публикацию информации и несет ответственность за достоверность опубликованных данных.

В указанные в информационном сообщении сроки лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации. Лица, не подавшие своевременно заявление, к приватизации данного объекта не допускаются.

Оплата приватизируемого объекта    может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора. Оплата производителями сельскохозяйственной продукции переданных им акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, производится по их номинальной стоимости (первичной эмиссии) без учета инфляции. Для оплаты объекта приватизации наряду с денежными средствами используются именные приватизационные чеки.

Приватизированное предприятие подлежит регистрации как вновь созданное предприятие либо включению в состав действующего субъекта хозяйствования с негосударственной формой собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь с одновременным исключением из названия предприятия терминов, указывающих на его государственную и ведомственную принадлежность.

Совершенная сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником (субъектом приватизации) в соответствии с законодательством.

В договоре определяются:

порядок и сроки передачи объекта;

форма и сроки платежа;

взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта;

другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Договор после его подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации. Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства.

Свидетельство о праве собственности выдается республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации при приватизации объектов республиканской собственности и местным исполнительным и распорядительным органом по объектам собственности административно-территориальных единиц в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...