Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Порядок приватизации объектов государственной собственности и оформление сделок и права собственности на приватизируемые объекты
Тема 17. Приватизация объектов государственной собственности в Республике Беларусь 1.Понятие и роль разгосударствления и приватизации. 2.Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации 3.Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок и права собственности на приватизируемые объекты. 1. Понятие и роль разгосударствления и приватизации Разгосударствление и приватизации – наиболее важные условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление предполагает вывод имущества из собственности государства в целях его последующей приватизации субъектами негосударственной формы собственности, т.е. разгосударствляемое имущество остается в собственности государства до тех пор, пока оно не будет приватизировано. Государство объявляет перечень объектов, подлежащих разгосударствлению. Таким образом, оно предлагает субъектам негосударственной формы собственности приобрести их в свою собственность. Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия. Под приватизацией понимается приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом. Согласно указанному Закону основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь являются: - сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации; - право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности; - дифференциация методов, форм и процедур приватизации; - разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней; - предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий; - контроль за осуществлением приватизации со стороны государства; - обеспечение широкой гласности процесса приватизации; - постепенность и поэтапность; - соблюдение законности. Приватизация в Беларуси осуществляется следующими способами: продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу; продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выкуп арендованного имущества арендным предприятием. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи либо продажи государственной собственности. Целью безвозмездной приватизации является передача части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь для обеспечения социального равенства в процессе перехода к рыночной экономике. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами: жилищной квотой на основании Закона о приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь; квотой на имущество государственных предприятий на основании Закона об именных приватизационных чеках Республики Беларусь. Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество». Возмездная приватизация осуществляется за денежные средства. 2. Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации. Согласно Закону о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь субъектами разгосударствления приобретения государственной собственности в процессе приватизации, могут быть: - Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов; - граждане Республики Беларусь и Российской Федерации; - негосударственные юридические лица (негосударственными юридическими лицами признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов); - иностранные инвесторы; - юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; - лица без гражданства. Объект разгосударствления и приватизации – это то государственное имущество, которое может быть разгосударствлено и приватизировано в соответствии с Законом о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Статья 3 указанного Закона выделяет следующие объекты приватизации: - государственное и общественное жилье; - государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; - государственное имущество, сданное в аренду; - доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами разгосударствления являются: - государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; - государственное имущество, сданное в аренду. Существует перечень объектов, которые могут находиться только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизацииПеречень таких объектов определяется Законом от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства». В число объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, Закон, в частности, включает: земли; недра; воды; леса; заповедники; национальные парки; заказники и памятники природы; воздушное пространство; военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности; объекты водно-канализационного хозяйства, электроснабжения, теплоснабжения, и газоснабжения, железнодорожного транспорта, физической культуры и спорта; объекты таможенной инфраструктуры; научные организации Национальной академии наук Беларуси; и др. В целях реализации этого Закона постановлением Совета Министров Беларуси от 7 декабря 1998 г. № 1872 (с послед.изменениями) утвержден перечень государственных предприятий (объединений), организаций и учреждений, находящихся в республиканской собственности и не подлежащих разгосударствлению и приватизации.
Порядок приватизации объектов государственной собственности и оформление сделок и права собственности на приватизируемые объекты Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Форму предложения на разгосударствление и приватизацию, перечень документов и порядок их представления определяет республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации. Предложение трудового коллектива о создании открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности подается на основе решения высшего органа самоуправления трудового коллектива (общего собрания или конференции) лицами, уполномоченными на то этим решением. Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в месячный срок со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение на разгосударствление и приватизацию. Решение содержит согласие, сроки и условия проведения приватизации или мотивированный отказ. Отказ в принятии предложения на разгосударствление и приватизацию возможен только в случае, если имеются установленные ограничения или запрещение на приватизацию. Отказ органа приватизации в принятии предложения может быть обжалован субъектом приватизации в судебном порядке. При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, которая организует выполнение работ, связанных с приватизацией, устанавливает срок подготовки заключения о возможности приватизации данного объекта. Этот срок не может превышать шести месяцев с момента подачи предложения. В состав комиссии входят представители органов приватизации, налоговых органов, администрации, полномочные представители трудового коллектива. Комиссия по приватизации: определяет стоимость объекта; выявляет при приватизации предприятия его дебиторов и кредиторов; принимает решение об условиях включения в состав приватизируемого имущества объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия; делает заключение о возможности приватизации объекта; знакомится с любыми документами, касающимися деятельности объекта; при необходимости требует письменные объяснения от должностных лиц и специалистов; организует проведение ревизии и инвентаризации при приватизации предприятия. С момента создания комиссия имеет право отменять любые решения органов управления приватизируемого объекта, влекущие изменения состава и оценку его имущества. Предписания комиссии обязательны для выполнения органами управления объекта. Спорные вопросы, вытекающие из этих действий, решаются в суде. При приватизации акций предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество в процессе приватизации государственной собственности, комиссия по приватизации создается после согласования отраслевой комиссией проекта создания акционерного общества. В этом случае комиссия по приватизации осуществляет следующие функции: готовит заключение о возможности создания открытого акционерного общества на базе государственного имущества; разрабатывает предложения по приватизации акций открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации государственной собственности. Комиссия по приватизации прекращает работу: после государственной регистрации акций в республиканском органе государственного управления рынком ценных бумаг - при создании открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности; при продаже объекта приватизации на аукционе, по конкурсу, при выкупе арендованного имущества арендным предприятием - после принятия органом приватизации решения о способе и об условиях продажи объекта. На основании заключения комиссии орган приватизации: принимает окончательное решение о приватизации государственного объекта; принимает решение об оценочной стоимости приватизируемого объекта, об окончательных сроке и условиях продажи; готовит информацию о каждом объекте, предлагаемом к приватизации, для ее опубликования. Не позднее чем за один месяц до продажи объекта приватизации в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение об объекте, подлежащем продаже. В информационном сообщении указываются: полное и сокращенное наименование объекта; его адрес; орган, осуществляющий приватизацию данного объекта, и его местонахождение; способ и сроки приватизации; сроки предъявления претензий к приватизируемому объекту; стоимость имущества; площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи; условия продажи. При приватизации предприятий подлежат опубликованию дополнительно следующие сведения: численность работающих; финансовое состояние; наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в активах других предприятий; объекты интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов; обязательства предприятия; укрупненная номенклатура выпускаемой продукции; другие сведения, определяемые республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации. При продаже акций перечисленные в настоящей статье сведения публикуются в отношении акционерного общества, акции которого продаются. Дополнительно должны быть указаны следующие сведения: размер уставного фонда; количество выставляемых на продажу акций; номинальная стоимость акции; доля государства в уставном фонде; список лиц, каждое из которых владеет более чем 10 процентами уставного фонда. Соответствующий орган приватизации осуществляет публикацию информации и несет ответственность за достоверность опубликованных данных. В указанные в информационном сообщении сроки лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации. Лица, не подавшие своевременно заявление, к приватизации данного объекта не допускаются. Оплата приватизируемого объекта может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора. Оплата производителями сельскохозяйственной продукции переданных им акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, производится по их номинальной стоимости (первичной эмиссии) без учета инфляции. Для оплаты объекта приватизации наряду с денежными средствами используются именные приватизационные чеки. Приватизированное предприятие подлежит регистрации как вновь созданное предприятие либо включению в состав действующего субъекта хозяйствования с негосударственной формой собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь с одновременным исключением из названия предприятия терминов, указывающих на его государственную и ведомственную принадлежность. Совершенная сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником (субъектом приватизации) в соответствии с законодательством. В договоре определяются: порядок и сроки передачи объекта; форма и сроки платежа; взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта; другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Договор после его подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации. Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства. Свидетельство о праве собственности выдается республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации при приватизации объектов республиканской собственности и местным исполнительным и распорядительным органом по объектам собственности административно-территориальных единиц в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |