Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация физических упражнений.




ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 14 Участие в реабилитационном процессе

Тема 14.2 Основы лечебной физкультуры


План лекции:

1. Понятие о лечебной физкультуре.

2. Механизм действия физических упражнений на организм человека.

3. Средства, формы и методы применения лечебной физкультуры.

4. Классификация физических упражнений.

5. Схема построения занятия лечебной гимнастики.

6. Правила составления комплекса физических упражнений.

7. Контроль состояния пациента во время занятия лечебной физкультурой.



Средства физической реабилитации

К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Лечебная физкультура – самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры к больному и ослабленному человеку с лечебной и профилактической целью.

Различают 4 вида лечебного воздействия физических упражнений:

1. Тонизирующее действие – это основное действие, заключается в повышении общего тонуса организма.

2. Трофическое действие – проявляется в случаях повреждения тканей или их гипотрофии.

3. Формирование компенсаций - проявляется в случаях, когда под действием болезни нарушается какая либо функция организма.

4. Нормализация функций – основан на способности физических упражнений

тормозить или полностью устранить сформировавшиесяво время болезни условно-рефлекторные связи иодновременно способствовать восстановлению нормальной деятельности всего организма.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК:

1. Повышенная температура тела.

2. Ускоренное СОЭ.

3. Кровотечения и склонности к ним.

4. Злокачественные новообразования.

5. Психозы, выраженная олигофрения.

6. Тошнота, рвота.

7. Острые воспалительные заболевания.

8. Сильные боли.

9. Тромбофлебит.

10. Гипертоническая болезнь 3 ст.

Классификация физических упражнений.

Все упражнения делятся на общеукрепляющие и специальные.

По анатомическоие признаку упражнения делятся:

1. Для мелких мышечных групп.

2. Для средних мышечных групп.

3. Для крупных мышечных групп.

По признаку активности:

1. Активные.

2. Пассивные.

3. Активно-пассивные.

По признаку использования гимнастических предметов и снарядов:

1. Упражнения без предметов и снарядов.

2. Упражнения с предметами.

3. Упражнения на снарядах.

По видовому признаку и характеру выполнения:

1. Порядковые и строевые.

2. Подготовительные (вводные).

3. Корригирующие.

4. На координацию движений.

5. В сопротивлении.

6. Дыхательные.

7. Висы и упоры.

8. Подскока и прыжки.

1. Гимнастические упражнения представляют собой специаль­но подобранные сочетания естественных для человека движе­ний, разделенных на составные элементы.

       По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на:

а) общеразвивающие, специальные и дыхательные;

б) порядковые и строевые;

в) подготовительные или вводные;

г) корригирующие;

д) упражнения для развития координации движения и равновесия;

е) упражнения в метании и ловле;

ж) упражнения на расслабления;

з) в сопротивлении;

и) висы и упоры;

к) подскоки и прыжки;

л) ритмопластические движения.

       Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения.Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального состояния занимающихся, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают и усиливают лечебное действие специальных упражнений.

       Специальные упражнения - избирательно воздействуют на различные органы и системы, оказывая непосредственное лечебное воздействие. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение лечебных задач — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию сформировавшейся деформации, укрепление окружающих мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения являются специальным.

       Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

       Дыхательные упражнения(статические, динамические и дренажные). Ста­тические дыхательные упражнения выполняют в различных ис­ходных положениях без движения ног, рук и туловища. К ним относиться и диафрагмальное дыхание - во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение.        Дина­мические дыхательные упражнения выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.

       К дренажным относят дыхательные упражне­ния, целенаправленно усиливающие отток экссудата из бронхов (используют их при различных заболеваниях органов дыха­ния). Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и постуральный (позиционный) дренаж - специально заданные положения тела, направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба». Дыхательные упражнения оказывают успокаивающее действие при нарушении нервной регуляции различных функций организма, применяются для более быстрого восстановления при утомлении, для разгрузки, отдыха после серии общеразвивающих или специальных упражнений.

       Для усиления лечебного действия специальных физических упражнений на ранних этапах реабилитации применяют «лечение положением». Под лечением положением понимается специальная укладка конечностей или туловища в положение противоположное порочному, которое способствует достижению определенного корригирующего положения с помощью различных приспособ­лений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения, валики и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановле­ния функции мышц, что особенно важно для предупрежде­ния развитию дистрофических явлений в суставах и патологических синкинезий,

       Идеомоторные упражнения - мысленноевыполнения упражнения (двигательного задания). Улучшают трофику, вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность кардиореспираторной системы, обмена веществ. Эти упражнения могут сочетаются с пассивными движениями при контракту­рах, параличах и парезах.

       Изометрические (статические) упражнения физические упражнения в виде чередования напряжения и расслабления отдельных мышечных групп без соответствующих движений в суставах; применяются для поддержания нормального функционального состояния мышц конечности, иммобилизированной гипсовой повязкой, для повышения мышечного и сосудистого тонуса.

       Подготовительные, или вводные,упражнения подготавливают организм к пред­стоящей нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного. Применение направлено на обеспечение постепенной подготовки больного к предстоящей более высокой нагрузке, имеющей место в основной части занятия лечебной гимнастики. Подготовительные упражнения следуютза порядковыми и составляют содержание первой части занятия.     К подготовленным упражнениям относятся различные элементарные общеразвивающие упражнения, вовлекающие в активную деятельность ограниченные мышечные группы и осуществляемые в медленном или среднем темпе и предъявляющие организму больного небольшую физическую нагрузку (отдельные упражнения для рук, ног, туловища). Упражнения обычно применяются в трех основных исходных положениях - лежа, сидя, стоя.

       Подготовительные упражнения используются без предметов и снарядов, с предметами и в показанных случаях на снарядах.

       Корригирующие упражнения направлены на профилактику или уменьшение дефектов осан­ки, исправление деформации позвоночника, грудной клетки, стоп, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклон­ной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят разнообразные физические упражнения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. Эти упражнения сочетаются с силовым напряжением и растягиванием. Например, при выраженном грудном кифозе (кифотическая осанка) кор­ригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины – исходное положение лежа на животе, стоя, растягивание и рас­слабление грудных мышц – исходное положение лежа на спине; при плоскостопии — укрепление мышц голени и стопы – исходное положение сидя.

       Упражнения на координацию движений и в равновесиипри­меняются для тренировки вестибулярного аппарата при гипер­тонической болезни, неврологических заболеваниях, в травматологии, Вы­полняются в основных исходных положениях: основная стой­ка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Широко применяются баланс-платформы различной конфигурации, упражнения на стабилоплатформе. К этой группе упражнений относятся упражнения, формирующие бытовые на­выки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом. Упражнения, восстанавливающие координацию мелких мышечных групп верхних конечностей - лепка, сборка детских пирамидок, мозаики и т.п.

       Упражнения в метании и ловле. К упражнениям в метании относятся броски и ловля мячей малого и большого диаметра, различного веса набивных мячей. Упражнения в метании развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство. Расширяется диапазон положительных эмоций, повышается интерес к занятиям; в ряде случаев они способствуют решению и специальных задач, например при травмах верхних конечностей. Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели, расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.

       Упражнениями на расслабление - активно осуществляемые расслабления различных групп мышц. При выполнении упражнений в движение могут вовлекаться отдельные сегменты тела (кисть, стопа), конечность в целом и сочетано конечности и туловище. Их действие направлено на нормализацию повышенного тонуса мышц, наблюдаемого при различных патологических проявлениях (болевые контрактуры, спастические парезы и т. д.), и улучшение общей координации движений. Эти упражнения применяются для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов. Используются в сочетании с упражнениями с локализованным мышечным напряжением и упражнениями на растягивание и координацию.

       Упражнения в сопротивленииприменяются на втором и третьем этапе реабилитации. Они способствуют укреплению мышц, повышают их элас­тичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно-­сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое руками инструктора-методиста по ЛФК или здоровой конечностью.       Упражнения, связанные с преодолением сопротивления в момент разгибания руки, осуществляются за счет работы разгибателей; упражнения же в сопротивлении, такие как перетягивание, выполняются за счет работы мышц сгибателей.

       Висы и упорывключаются в комплекс лечебной гимнастики. Физиологическая ценность данных упражнений заключается в определенном силовом напряжении. Висы применяются в двух видах: чистые и смешанные. Чистые висы находят ограниченное применение в рамках лечебной физкультуры. Их использование допустимо лишь при благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы, поскольку они сопровождаются задержкой внешнего дыхания и создают неблагоприятные условия для функционирования центрального аппарата кровообращения. Фиксированная грудная клетка при чистом виде вызывает натуживание, сопровождающееся повышением внутригрудного давление, задержкой притока венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.

Дыхательные упражнения применяются с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепляют дыхательные мышцы, предупреждают легочные осложнения, а также для снижения физической нагрузки во время и после занятий ЛФК.

Классификация дыхательных упражнений:

1. Динамические – осуществляются при участии рук, плечевого пояса, туловища.

2. Статические – осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц (полный тип дыхания, грудное дыхание, диафрагмальное дыхание).

3. Дренажные – способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания.

Формы проведения ЛФК:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

2. Индивидуальные занятия.

3. Малогрупповые занятия (3-5 человек, проводят в палате или кабинете ЛФК).

4. Групповые занятия (проводят в зале ЛФК или на свежем воздухе).

5. Самостоятельные занятия.

6. Прогулки (пешеходные, на лыжах и т.д.).

7. Ближний туризм.

8. Оздоровительный бег и ходьба:

А) бег трусцой в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями

Б) непрерывный и продолжительный бег трусцой.

Методы ЛФК:

1. Гимнастический – широко применяется на занятиях ЛФК.

2. Игровой – применяется для занятий с детьми и в условиях санатория. Отрицательная сторона- дозировка во время игры затруднена и требует дополнительного внимания.

3. Спортивный – в ЛФК применяется только в условиях санатория.

Разделы занятия ЛФК:

1. Вводный- носит характер разминки и имеет цель подготовки занимающихся к выполнению сложных упражнений. Продолжительность 10-20% от общего времени занятия.

2. Основной – 60-80% от общего времени занятия. На данном этапе нагрузка наибольшая. Пик нагрузки- середина основной части.

3. Заключительный – 10-20% от общего времени занятия. Задача – постепенное снижение нагрузки. Применяют дыхательные упражнения, упражнения на внимание, медленная ходьба.

Принципы проведения занятий ЛФК:

1. Индивидуальный подход.

2. Сознателное и активное участие пациента.

3. Постепенность.

4. Длительность.

5. Систематичность и последовательность.

6. Поочередность.

7. Наглядность и доступность.

8. Соблюдение цикличности.


 


Список литературы

1. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии [Текст] : учеб. пособие / В. В. Александров, А. И. Алгазин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 144 с.

2. Белова, А. Н. Реабилитация больных рассеянным склерозом [Текст] / А. Н. Белова, С. В. Прокопенко. – Москва : Изд-во ИП "Т. А. Алексеева", 2013. - 288 с.

3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. пособие / В. А. Епифанов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 568 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...