Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовые основы государственного регулирования цен и тарифов




Понятие и виды цен.

Цена обычно рассматривается как экономическая и правовая категория.

Цена как экономическая категория.

Наиболее широко распространенно определение цены как денежного выражения стоимости товара, показателя ее величины. Хотя в понимании и трактовке цены как экономической категории среди экономистов существуют разногласия, наиболее острой является проблема единого понимания цены как экономической и правовой категории. Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, с учетом своих затрат и ожидаемой выгоды, а покупатель готов купить единицу товара, исходя из его полезности. Не сложно заметить, что в данном случае речь идет об отношении двух видах цен – цены продавца (цены предложения) и цены покупателя (цены спроса) и соотношения этих цен - цены равенства цены продавца и цены покупателя, т.е. цены продажи (рыночной цены). Именно это отношение представляет собой важнейший элемент рыночного механизма, который формируется под воздействием множества факторов, определяющих рынок. В этих условиях происходит соотношение цены спроса и цены предложения с учетом воздействий со стороны государства, устанавливающего определенные положения и ограничения.

Рассматривая цену как экономическую категорию, следует отметить, что формирование цены происходит на основе внутренних и внешних факторов, определяющих цену. К внешним факторам принято относить факторы, как правило, влияющие на размер цены - спрос и предложение, государственное регулирование, конкуренцию, участников каналов то­вародвижения и т.п. К внутренним факторам в первую очередь относят факторы, определяющие структуру цены. Цена состоит из ряда обособленных элементов – себестоимости, косвенных налогов, прибыли, торговой (оптовой или розничной) надбавки и др. Наибольший удельный вес в структуре цены занимает, как правило, себестоимость.

Цена как правовая категория.

Цена как правовая категория это - денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Цена используется также для определения суммы договора либо денежного обязательства. Цена является одним из существенных условий некоторых договоров, например, договора купли – продажи недвижимости (статья 526 ГК). Наряду с понятием цена употребляется понятие тариф, который применяется, как правило, к услугам. Например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки (Постановление Министерства экономики и Министерства транспорта и коммуникаций от 12.04.2001г. № 74/8 «Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь»).

Понятие цены и тарифа приводится в статье 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 «О ценообразовании», в соответствии, с которой под ценой понимается денежная оценка стоимости единицы товара; а под тарифом - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

Правовые основы государственного регулирования цен и тарифов

Государственное регулирование – это процесс воздействия на установление и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. 

Правовые основы современного государственного регулирования цен содержатся в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999г., Указе Президента Республики Беларусь № 285 от 19.05.1999 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями), Постановлении Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22.04.1999 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов»;Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 877 от 11.06.1999 «Об утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь и Мероприятий по реализации Концепции ценообразования в Республике Беларусь» и иных нормативных правовых актах.

Традиционно принято выделять две формы государственного регулирования цен: прямое (административное) и косвенное регулирование.

Косвенное регулирование осуществляется путем льготного кредитования; установления налоговых льгот, бюджетных дотаций, компенсации затрат производителям. Оно применяется с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов хозяйствования к снижению цен на производимые ими товары.

Прямое (административное) регулирование цен (тарифов) осуществляется различными способами.

Например, при помощи фиксированных цен (тарифов). То есть субъект ценообразования для отдельных групп товаров, работ, услуг, а также для определенных потребителей на определенный срок устанавливает цену в твердо выраженной денежной величине. Также может устанавливаться предельная цена (тариф), торговая надбавка (скидка) к цене. То есть ограничивается либо верхний и (или) нижний предел величины цены, или верхний предел (надбавка) и нижний предел (скидка) к цене в сфере обращения. 

Действующее законодательство обязывает субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики осуществлять декларирование цен, то есть проводить регистрацию цен в органах, осуществляющих регулирование ценообразование. 

     В отличие от регулируемых цен, свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно. В целях обеспечения единого подхода субъектов хозяйствования к порядку формирования свободных цен Министерством экономики утверждено Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов.

В соответствии с этим Положением выделяют правила формирования свободной отпускной цены предприятия-изготовителя; свободной цены импортера; свободной оптовой и розничной цены.

Свободные отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги (работы) устанавливаются предприятием и формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка. Включение затрат в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) производится в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном порядке.

Свободные оптовые цены при поставках продукции (товаров) внутри республики через снабженческо-сбытовые, оптовые предприятия и иные субъекты хозяйствования, одним из видов деятельности которых является оптовая торговля, складываются из отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем, или импортером и оптовой надбавки (наценки) к ней. Оптовая надбавка (наценка) не может превышать 20 процентов от отпускной цены предприятия-изготовителя или цены импортера, независимо от количества участников товародвижения.

    Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению формируются субъектом хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю, исходя из следующего: отпускной цены предприятия-изготовителя или цены импортера; оплаченной оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков);торговой надбавки, определяемой субъектом хозяйствования, исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной цене, сформированной предприятием-изготовителем или цене импортера (если не установлено ограничение по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих посредников), но не выше 30 процентов, с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. Свободные розничные цены могут изменяться розничными торговыми предприятиями за счет изменения размера торговых надбавок. При применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен производится продавцом в пределах этих размеров.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...