Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций.




Тема 27. Правовые регулирование инвестиционной деятельности

 

1. Понятие и виды инвестиций, инвестиционной деятельности.

2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

3. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций.

4. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

 

 

Понятие и виды инвестиций, инвестиционной деятельности.

 

    Полноценное развитие современной цивилизации невозможно представить без нормального инвестиционного процесса.

Отечественные исследования ин­вестиций сформировали два подхода к определению их экономической сущности — затратного и ресурсного.

    По затратному подходу инвестиции понимались как затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. В основе же ресурсного подхода выделялись ресурсы. Данные подходы ограничивали возможности комплексного правового изучения и становления инвестиционного процесса.           В наиболее общем виде под инвестициями понимаются вложения капитала с целью его увеличения в будущем.

     В Республике Беларусь основным документом в области инвестиционной деятельности является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь2001г. Он определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

В ст.1 и ст.2 Инвестиционного кодекса дается определение инвестиций и инвестиционной деятельности. Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

   Под инвестиционной деятельностью понимаются действия  юридического лица или физического лица, или государства  (административно-территориальной единицы государства) по вложению  инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному  использованию для получения прибыли (дохода) или достижения  иного значимого результата.

Виды инвестиций.

Исследование инвестиционного процесса показывает, что инвестиции могут осуществляться в различных формах. Их можно подразделить:

- по объектам вложения средств (реальные и финансовые инвестиции).

Реальные инвестиции –это вложения в ре­альные экономические активы: материальные ресурсы  и нематериальные активы.

Финансовые инвестиции –этовложения средств в различные
финансовые активы (ценные бумаги, паи, банковские депозиты и т.д.).

- по цели инвестирования (прямые и портфельные инвестиции).

Прямые инвестиции –это вложения в уставные капиталы предприятий с целью установления контроля и управления объектом инвестирования.

Портфельные инвестиции –это средства, вложен­ные в экономические активы для получения дохода  и диверсификации рисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приоб­ретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг и других активов.

Реальные и финансовые инвестиции часто рассмат­ривают как прямые и портфельные;

- по срокам вложения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные( от одного года до трех) и; долгосрочные (свыше трех лет);

- по формам собственности: частные(негосударственной формы собственности);государственные; иностранные; смешанные;

-по территориальному признаку: национальные инвестиции(на территории своего государства); инвестиции за пределами своего государства;

по рискам: агрессивные (при высокой доходности и высоким риском), умеренные (со средней доходностью и риском)и консервативные (ликвидные вложения с минимальным риском) инвестиции.

- по связи с реальным сектором экономики: производственные и непроизводственные инвестиции;

- по форме капитальных вложений: оборонительные(нацелены на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен и др.); наступательные (направлены на поиск новых технологий и разработок);социальные; обязательные(их необходимость связана с государственными требованиями) и т.д.

 


Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Субъектами инвестиционной деятельности выступа­ют инвесторы и пользователи объектов инвестирования. Инвесторами могут быть вкладчики, покупатели, заказчики и другие участники инвестиционной деятельности. Пользователями объектов инвестиционной деятельности являются те, кто использует объекты инвестиционной деятельности. К ним относятся: юридические и физические лица; государственные органы власти; иностранные государства; международные организации и др.  

     В Республике Беларусь под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных законодательством.

   Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций. Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

  Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Субъекты инвестиционной деятельности могут выступать одновременно и как инвесторы, и как пользователи объектов инвестиционной деятельности. Они имеют право самостоятельно выбирать объекты ин­вестирования и, как собственники, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, осуществлять  реинвестирование.

  Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги и интеллектуальная собственность.

 

Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций.

   Исходя из источников происхождения средств для инвестиционных вложений (государственные, частные и смешанные), правовое регулирование инвестиционного процесса можно разделить на две составляющие: внутригосударственное регулирование и международно-правовое.  Эти составляющие взаимодействуют друг с другом и способствуют унификации правовых источников инвестиционной деятельности.

   Деятельность, осуществляемую на международном уровне, можно  разделить на сферу  деятельности государств в области международных отношений, а также   деятельности частноправового характера на международном уровне. Вопросами инвестиционной деятельности также занимаются национальные и международные организации.

    В Республике Беларусь отношения, связанные с защитой и осуществлением инвестиционной деятельности, регулируются как внутренним законодательством Республики Беларусь, так и международными договорами.

  Наиболее значимыми международно-правовыми актами для Республики Беларусь в области инвестиций являются: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965г (на территории Республики Беларусь вступила в силу 9.02.1998г.) ;Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций» 1985г. (на территории Республики Беларусь вступила в силу 9.12.1992г.); Договор к Европейской энергетической хартии 1994г; Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993г. (Республикой Беларусь ратифицировано  11.11.1997г.); договоры с другими государствами о взаимной защите инвестиций, освобождению от двойного налогообложения и т.п.

   Основным нормативно-правовым актом Республики Беларусь в области инвестиционной деятельности является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

   В соответствие с Инвестиционным кодексом, государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права. Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов. Гарантируется и стабильность прав инвестора, установленных законодательством, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.

    Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. Он также вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в  соответствии с законодательством.

   Иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за пределы республики прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей.

   Помимо Инвестиционного кодекса, деятельность в области инвестиций регулируется и другими нормативными правовыми актами. Некоторые положения, касающиеся инвестиционной деятельности содержаться в частности в Гражданском кодексе Республики Беларусь; законах: «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью 1992г.»; «О ценных бумагах и фондовых биржах 1993г.»; «О финансово-промышленных группах 1999г.»; Указах и декретах Президента Республики Беларусь и других нормативных правовых актах.

 

4. Порядок создания и государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

  Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

    Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Такие организации могут создаваться в формах:  обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью; открытых и закрытых акционерных обществ; частных иностранных унитарных предприятий.  

    По белорусскому законодательству иностранным инвестициям предоставляется национальный режим.

    Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

     В целях определения особенностей регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации. Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических или юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

    Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации. Отдельными видами деятельности, перечень  которых устанавливается актами законодательства Республики Беларусь, коммерческая организация    с иностранными инвестициями может  заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий). 

   Коммерческая организация с иностранными инвестициями, как и любая другая коммерческая организация, может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части. Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), а также приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части на сумму, превышающую 20 000 долларов США в эквиваленте. В случае, когда белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, решение об участии таких лиц в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается в порядке, установленном собственником инвестируемого имущества или уполномоченным им органом, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

     Коммерческая организация с иностранными инвестициями может иметь дочерние и зависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и соответствующим законодательством иностранных государств. Дочерние общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми же правами и регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранные организации. Зависимые общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми же правами и регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранные организации, в случае, если размер иностранных инвестиций в уставном фонде зависимых обществ составляет сумму не менее 20 000 долларов США в эквиваленте. Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями. На территории Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями не являются юридическими лицами.

   Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается  созданной с момента ее государственной регистрации.

   Коммерческие иностранные организации для регистрации подают в регистрирующий орган следующие документы:

- письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой иностранной организации);

- нотариально заверенные оригиналы или нотариально заверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой иностранной организации в двух экземплярах;

- для учредителей - иностранных юридических лиц (организаций) - легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой иностранной организации (легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

- для учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для - коммерческой иностранной организации в форме открытого акционерного общества);

- гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой иностранной организации по месту ее нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Для государственной регистрации коммерческих совместных организаций в регистрирующий орган дополнительно представляются:

- письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой совместной организации);

- для учредителей - юридических лиц Республики Беларусь - нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные

копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);

- для учредителей - физических лиц Республики Беларусь – копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;

   Документы для государственной регистрации передаются регистрирующему органу, который обязан выдать документ установленной формы, подтверждающий их получение. Государственная регистрация осуществляется не позднее 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) заявления с необходимыми документами.

   Регистрирующий орган обязан сообщить в письменной форме о регистрации: в течение пяти дней со дня принятия решения о регистрации - учредителям; в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации - в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь для включения данной коммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, а также в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и выдать свидетельство о регистрации.

   В государственной регистрации может быть отказано по основаниям нарушения установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка создания подобных организаций и несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. Мотивированный отказ в регистрации должен быть направлен ее учредителям в течение пяти дней со дня принятия  решения об отказе. Учредители могут обжаловать в суд отказ в проведении государственной регистрации или отказ в ней по основаниям, которые они считают необоснованными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...