Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организационная структура и принципы ее построенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Сущность и виды планирования
Планирование – это разработка последовательности действий (построение плана будущих действий), позволяющих достигнуть желаемого. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности организации. Выделяют различные виды планирования: 1) по степени охвата: § общее- охватывающее всю сферу деятельности организации; § частное - охватывающее определенные сферы деятельности. 2) по содержанию планирования: § стратегическое – поиск новых возможностей; § тактическое – создание определенных предпосылок; § оперативное – реализация возможностей. 3) по сферам функционирования: § планирование производства; § планирование сбыта; § планирование персонала и т.д. 4) по срокам: § краткосрочное – полугодовое, квартальное, месячное, недельное; § среднесрочное – от 1 до 5 лет; § долгосрочное – от 5 лет и более. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимое для достижения поставленных целей. Процесс планирования включает в себя следующие этапы: 1. анализ перспектив развития организации (прогнозирование); 2. оценка и выбор вариантов развития; 3. установление целей и задач; 4. разработка программы действий и составление графика работ; 5. определение необходимых ресурсов; 6. контроль за достижением целей.
Эффективность планирования зависит от соблюденияегопринципов: § принцип единства – все составные части системы должны развиваться в одном направлении (любые изменения в планах одного подразделения должны быть отражены в планах других подразделений); § принцип участия – привлечение к планированию тех, кого оно непосредственно затрагивает; § принцип непрерывности – процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно; § принцип гибкости – обеспечение возможности внесение в планы уточнений (изменений) в связи с изменяющимися условиями деятельности (непредвиденными обстоятельствами); § принцип точности – составление с такой степенью точности, которая позволит его реализовать. Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (к чему стремиться?) и определение тактики (как это может быть достигнуто?). Стратегическое планирование Стратегическое планирование – процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления. Стратегия – набор правил и приемов, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Деятельность по стратегическому планированию должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. Процесс стратегического планирования является непрерывным и состоит из следующих этапов:
Рисунок 1.1. Процесс стратегического планирования Миссия–определение перечня направлений деятельности организации, выделение приоритетов, определяющих ее образ. Миссия – это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других. Миссия содержит следующие компоненты: § указание на продукцию и услуги, предлагаемые организацией; § указание на основных потребителей и клиентов; § указание на политику организации в области новых технологий; § указание на систему ценностей организации, этические принципы ее деятельности; § указание на преимущества организации по сравнению с ее конкурентами; § указание на обязательства перед обществом, которые организация берет на себя. На основе миссии выделяют отдельные конкретные направления деятельности организации – цели организации. Существуют несколько типов целей: a) долгосрочные и краткосрочные (временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла); b) экономические (повышение показателей хозяйственной деятельности) и неэкономические (улучшение условий труда, формирование имиджа организации); c) материальные (получение продукции), стоимостные (ожидание финансового результата) и социальные (улучшение взаимоотношений между людьми). К целям предъявляются следующие требования: § конкретность и измеримость (цифровое выражение); § ориентация во времени; § достижимость (реалистичность); § совместимость целей фирмы и целей ее подразделений. Анализ внешней и внутренней среды состоит в систематическом изучении и оценки факторов, относящихся к организации, и оценки деловой обстановки. При анализе сильных и слабых сторон используют метод SWOT – анализа, который заключается в выявлении сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз.Составляется матрица SWOT и устанавливается взаимосвязь факторов между собой:
Затем формулируются различные варианты стратегии, и выбирается лучший. Выбор зависит от следующих факторов: риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев, фактор времени. Возможны следующие варианты стратегии: § стратегия стабильности – поддержка существующих направлений; § стратегия роста – расширение производства, освоение новых рынков сбыта; § стратегия сокращения – исключение некоторых направлений деятельности; § комбинированная стратегия – любое сочетание всех стратегий. Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активности организации, разработке ее политики, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала. Оценка стратегии заключается в оценке контролируемого объекта и пересмотре ранее поставленных задач в связи с появлением новых обстоятельств.
Таким образом, цель процесса стратегического планирования – добиться роста прибыли и бизнеса в целом посредством приобретения большего числа потребителей и клиентов.
Тактическое планирование
Тактическое планирование – это планирование действий для наиболее эффективного достижения стратегических целей. При определении тактики разрабатываются способы решения поставленных задач на ближайшее время и лица, ответственные за их реализацию.Достижение намеченных результатов требует обстоятельной проработки планов конкретных действий, т.е. определение того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для решения поставленной задачи. При этом необходимо обеспечить взаимосвязь планируемых действий, определить их очередность, сроки выполнения и необходимые ресурсы. Тактика должна быть гибкой, учитывать изменения внутренних и внешних факторов. Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает: 1) сбор и анализ информации о деятельности организации; 2) определение основных задач, необходимых для достижения целей; 3) уточнение ролей и делегирование полномочий; 4) оценка затрат времени; 5) определение ресурсов; 6) проверка сроков и коррекция плана действий. Составной частью тактического планирования является бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем организации.
Таким образом, тактические планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учетом конкретной обстановки. Они ориентируют подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение рентабельности. Тема 6.Организация. Типы структур организаций
Организационная структура и принципы ее построения
Для создания организации необходимо соединение определенным образом работы (видов деятельности) и работников между собой для эффективного взаимодействия между ними, т.е. создание структуры управления организацией. Организационная структура – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. В структуре управления организацией выделяют следующие понятия: 1. элементы структуры – отдельные работники организации, службы, отделы и другие звенья аппарата управления; 2. горизонтальные связи – связи, закрепляющие характер подчинения на одном уровне; 3. вертикальные связи – связи, закрепляющие характер подчинения при многоуровневой (иерархической) системе; 4. линейные отношения – отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного (например: директор - начальник цеха – мастер – рабочий); 5. функциональные отношения –отношения, при которых руководитель принимает решения только в одной из функциональных сфер (например: начальник производственного отдела – начальник отдела маркетинга – главный бухгалтер); 6. межфункциональные отношения – отношения, возникающие между руководителями одного и того уровня (например, между начальниками разных цехов). Припостроении организационных структур используются следующие принципы: 1) соответствие целям и задачам организации; 2) функциональное разделение труда и соответствующий объем полномочий работников; 3) соответствие социально-культурной среде и условиям, в которых предстоит функционировать организации; 4) целесообразность числа звеньев с точки зрения управления и экономичности; 5) возможность меняться вместе с изменениями, происходящими в стратегии организации.
Типы структур организаций
Структуры управления различны и определяются следующими объективными факторами и условиями: § масштабы бизнеса (малый, средний, крупный); § производственные и отраслевые особенности бизнеса (производство товаров, услуг, купля-продажа); § характер производства (массовый, серийный, единичный); § сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок); § уровень механизации и автоматизации управленческих работ; § квалификация работников. Процесс создания организационной структуры включает 3 основные этапа: 1. деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности; 2. установление соотношения полномочий различных должностей; 3. определение должностных обязанностей. В современном мире существует множество классификаций организационных структур. Наиболее широкое распространение получила классификация по взаимодействию с внешней средой, в которой выделяется 2 типа структур управления: 1) механические (иерархические или бюрократические) – структуры с высокой степенью разделения труда, развитой иерархией, наличием множества правил и норм поведения персонала. К ним относятся: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, штабные структуры. 2) органические – структуры, которые характеризуются индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.К ним относятся: матричные, проектные и бригадные структуры. Наиболее распространенныевиды структур: 1. Линейная структура – линейный руководитель единолично отвечает за работу нижестоящих подразделений, непосредственно подчиняясь вышестоящему начальнику. Используется в малом бизнесе с несложным производством.
Рисунок 2.1. Линейная структура управления 2. Функциональная структура – руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных подразделений, специализирующихся в определенной области деятельности, которые дают непосредственные распоряжения производственным подразделениям по вопросам, находящимся в их компетенции.
Рисунок 5.2. Функциональная структура управления 3. Линейно-функциональная структура–линейный руководитель принимает решения относительно любых действий своих подчиненных, в функциональные руководители консультируют его и помогают принять правильное решение.
Рисунок 5.3. Линейно-функциональная структура управления 4. Дивизиональная структура – структура, в которой в качестве основного структурного элемента выделяются производственные отделения во главе с менеджером, в подчинении которого находятся функциональные службы. Выделение структурных подразделений происходит в зависимости от критерия: § по видам товаров и услуг; § по группам потребителей; § по географическим регионам.
Рисунок 5.4. Дивизиональная структура управления 5. Матричная структура –структура, основанная на принципах двойного подчинения. Исполнители подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где работают постоянно.
Рисунок 5.5. Матричная структура управления Таким образом, для эффективного управления организацией необходимо создать соответствующую организационную структуру, в состав которой входят руководители, специалисты и исполнители, выполняющие необходимые для работы организации функции. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 141. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |