Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм правового регулирования: понятие, структура.




Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

показать динамику права, механизм его реального функционирования;

выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

качестве структурно-функциональных элементов механизма правового регулированиявыделяются:

1) норма права (юридическая основа для правового регулирования, диспозиция правовой нормы выступает как модель нужного поведения; правовые нормы разного вида (запрещающие, управомочивающие, обязывающие, рекомендательные) определяют характер поведения субъектов);

2) правоотношение (главное средство определения, кто и как будет выполнять требования нормы права: общая модель поведения, зафиксированная в правовой норме, конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности);

3) акты реализации прав и обязанностей (фактическое поведение субъектов);

4) акты применения права (властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д.).

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, выделяют различные виды процесса правового регулирования:

– если в процессе правового регулированияиспользуется один нормативный правовой акт; индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен, такой процесс называется простым;

– если в процессе правового регулирования используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права, такой процесс называется сложным.

Какие бы средства и в каком бы количестве в процессе правового регулирования ни использовались, его цель – упорядочивать общественные отношения и способствовать правомерному поведению граждан, всегда сохраняется, а непосредственным результатом действия механизма правового регулирования всегда является правопорядок

Однако характеризовать механизм правового регулирования только как совокупность правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности означало бы ограничить свое представление о нем. При характеристике особенностей функционирования механизма правового регулирования необходимо обращать внимание и на индивидуальных и коллективных субъектов, которые вовлекаются в процесс правового регулирования, и на взаимосвязи и взаимодействия между субъектами, которые обеспечивают действенность этого механизма, и на отношения, которые возникают в процессе практического воплощения правовых предписаний.

Неофициальное толкование права: понятие, виды.

Рассмотрение видов толкования по субъектам преследует цель выявить особенности применения ими интерпретационной технологии.

В юридической науке аксиоматичным является деление толкования по субъектам на неофициальное и официальное. В данном параграфе речь будет идти о неофициальном толковании. Неофициальному толкованию «повезло» меньше, чем официальному, поскольку по причине исключительной важности и обязательности последнего внимание всегда было сосредоточено на толковании официальном. Появление работы Л. В. Соцуро исправляет указанный исследовательский перекос.

Признаки неофициального толкования

Признаки неофициального толкования весьма существенны:

субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и неирактикуюшие юристы, отдельные граждане;

между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность но толкованиюавтономно',

большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличаетвысокий уровень подготовки в области права;

неофициальное толкование осуществляется субъектами правапо доброму разумению и не основано на вменении им в обязанность делать это;

содержание неофициального толкования очень часто ограничиваетсяуяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему;

неофициальное толкование являетсянеобязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному;

оно не регламентировано законом и осуществляется всвободной форме. Это касается всех его параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.;

его значимость состоит в выполнении импознавательной, воспитательной роли, а такжефункции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Особенности неофициального толкования достаточно яркие и не позволяют его спутать с толкованием официальным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...