Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предисловие английского редактораСтр 1 из 20Следующая ⇒
Дайсэцу Тайтаро Судзуки Основы дзэн-буддизма
Содержание: Кратко об авторе................................................................................................................................................ 2 Предисловие английского редактора.......................................................................................................... 4 Предисловие д-ра К. Г. Юнга.......................................................................................................................... 6 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА............................................................................................................................. 19 Часть I. Обзор.................................................................................................................................................... 20 Предварительные сведения.................................................................................................................... 20 Что такое дзэн?............................................................................................................................................ 24 Дзэн-Буддизм................................................................................................................................................ 31 Есть ли в дзэне нигилизм?........................................................................................................................ 38 Восточный образ мысли............................................................................................................................ 44 Дзэн как высшее утверждение................................................................................................................. 50 Дзэн-Буддизм это отказ.............................................................................................................................. 56 Часть II. Происхождение дзэна.................................................................................................................... 66 Просветление............................................................................................................................................... 66 Просветление и неведение...................................................................................................................... 73 История Дзэн-Буддизма от Бодхидхармы до Эно (Хуэн-Нэн) (520-713 гг. н.э.)........................... 81 Часть III. Опыт просветления..................................................................................................................... 122 О Сатори - раскрытии новой истины в Дзэн-Буддизме.................................................................. 122 Главные отличительные черты сатори............................................................................................... 128 Психологические предпосылки Сатори, предшествующие появлению системы Коан......... 132 Факторы, определяющие опыт дзэна................................................................................................... 139 Психологические предпосылки и содержание опыта дзэна......................................................... 145 Сатори.......................................................................................................................................................... 151 Некоторые аспекты Дзэн-Буддизма..................................................................................................... 162 Часть IV. Дисциплина и практика дзэна.................................................................................................. 183 Зал для медитации и идеалы монашеской жизни........................................................................... 183 Эволюция системы коан и ее значение.............................................................................................. 207 Практические инструкции по упражнению коан............................................................................... 211 Значение и функция духа вопрошения.............................................................................................. 219 Часть V. Жизнь, обретшая свободу в дзэне........................................................................................... 230 Дзэн-Буддизм как средство очищения и освобождения жизни.................................................... 230 Человеческие ценности в дзен.............................................................................................................. 240 Жизнь в свете вечности.......................................................................................................................... 247 Дзэн в современном мире...................................................................................................................... 257 Сущность Буддизма.................................................................................................................................. 265 Часть VI. Дзэн и японская культура.......................................................................................................... 289 Вклад, который внес Буддизм и в особенности Дзэн-Буддизм, в японскую культуру............. 289 Общие замечания относительно японской художественной культуры...................................... 296 Дзэн и искусство фехтования................................................................................................................ 303 Дзэн и чайная церемония....................................................................................................................... 317 Любовь к природе..................................................................................................................................... 328 Кратко об авторе Дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе самый живой интерес как в Америке, так и в Европе. Пробуждению на Западе такого интереса к одной из наиболее древних и глубоких религий Востока в значительной мере способствовал автор данной книги Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Он является самым прославленным и красноречивым толкователем дзэна на земном шаре. Судзуки сначала преподавал в нескольких ведущих университетах Японии, а затем расширил свою деятельность, перенеся ее за рамки отечества и развивая в международном масштабе. Начиная с посещения Великобритании в 1936 году в качестве преподавателя (по обмену), он затем читал лекции в различных университетах Америки и Европы. Он также написал более ста работ о дзэне и буддизме как на японском, так и на английском языке. Целый ряд его работ был переведен на другие западные языки. В число книг, опубликованных на английском языке, входят: «Введение в дзэн-буддизм», «Образ жизни по дзэну», «Руководство (учебник) дзэн-буддизма», «Дзэн-буддизм», «Мистицизм христианский и буддийский», «Занятия дзэн-буддизмом», «Ланкаватара-сутра», «Очерки о дзэн-буддизме, три серии», «Дзэн и японская культура», «Сущность дзэн-буддизма» и многие другие. В молодые годы автор жил в качестве мирского ученика в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. За выдающиеся заслуги и вклад в области религии, а также за популяризацию японской культуры за рубежом он был награжден императором Японии в 1949 году медалью и избран членом Японской академии. В 1954 году он был награжден премией Асахи за заслуги в области культуры. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЯ (английского редактора, д-ра К.Г. Юнга, Д.Т.Судзуки) Часть I. ОБЗОР. 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ 2. ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН? 3. ДЗЭН-БУДДИЗМ 4. ЕСТЬ ЛИ В ДЗЭНЕ НИГИЛИЗМ? 5. ВОСТОЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ 6. ДЗЭН КАК ВЫСШЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 7. ДЗЭН-БУДДИЗМ ЭТО ОТКАЗ Часть II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЗЭНА 1. ПРОСВЕТЛЕНИЕ 2. ПРОСВЕТЛЕНИЕ И НЕВЕДЕНИЕ 3. ИСТОРИЯ ДЗЭН-БУДДИЗМА ОТ БОДХИДХАРМЫ ДО ЭНО (ХУЭН-НЭН) (520-713 гг. н.э.) Часть III. ОПЫТ ПРОСВЕТЛЕНИЯ 1. О САТОРИ - РАСКРЫТИИ НОВОЙ ИСТИНЫ В ДЗЭН-БУДДИЗМЕ 2. ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ САТОРИ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САТОРИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ КОАН 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОПЫТ ДЗЭНА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА ДЗЭНА 6. САТОРИ 7. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЗЭН-БУДДИЗМА Часть IV. ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА ДЗЭНА 1. ЗАЛ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ И ИДЕАЛЫ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ 2. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ КОАН И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО УПРАЖНЕНИЮ КОАН 4. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ДУХА ВОПРОШЕНИЯ Часть V. ЖИЗНЬ, ОБРЕТШАЯ СВОБОДУ В ДЗЭНЕ 1. ДЗЭН-БУДДИЗМ КАК СРЕДСТВО ОЧИЩЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДЗЭНЕ 3. ЖИЗНЬ В СВЕТЕ ВЕЧНОСТИ 4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 5. СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА Часть VI. ДЗЭН И ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА 1. ВКЛАД, КОТОРЫЙ ВНЕС БУДДИЗМ И В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМ, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ 2. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯПОНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 3. ДЗЭН И ИСКУССТВО ФЕХТОВАНИЯ 4. ДЗЭН И ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ 5. ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ Предисловие английского редактора Покойный Дайсэцу Тайтаро Судзуки, профессор буддийской философии в университете Отани в Киото, родился в 1870-м, умер в 1966 году. Он был, вероятно, величайшим из современных авторитетов в дзэн-буддизме. На английском языке насчитывается 25 основных его работ о дзэн-буддизме, а на японском — до сих пор неизвестных на Западе — еще по крайней мере 18. Более того, он был, как показывает хронологическая библиография книг о дзэн-буддизме на английском языке, пионером обучения этому предмету вне Японии, так как до опубликования его первой серии «Эссе о дзэн-буддизме» в 1927 году на Западе о дзэне, как о живом опыте, не знал никто, исключая знакомых с «Религией самураев» Кайтена Нукарийи и читателей журнала «Восточный буддизм». Доктор Судзуки пишет со знанием дела. Он не только изучил оригинальные буддийские произведения на санскрите, пали, китайском и японском языках, но прекрасно ориентировался в современной философской литературе как на немецком и французском, так и на английском языке, на котором он бегло говорил и писал. Более того, он был больше, чем ученый. Хотя он и не являлся священником ни одной из буддийских сект, его уважали в каждом японском храме, так как знание духовных ценностей было в нем непосредственным и глубоким, о чем свидетельствуют все, кто имел возможность лично с ним общаться. Когда он обсуждал высшие состояния сознания, он говорил как человек, который в них жил; и на тех, кто духовно общался с ним, он производил впечатление человека, ищущего интеллектуальные символы для описания состояния сознания, лежащего «по ту сторону интеллекта». Его труды должны заменить личное общение с мастером тем, кто не имел этой возможности. С этой целью вскоре после войны работы доктора Судзуки были собраны в одно восьмитомное собрание сочинений, опубликованное издательством «Райдер и К°» в.Лондоне. Три знаменитые тома «Эссе о дзэн-буддизме» и собрание статей, написанных в течение 50 лет, которые я назвал «Штудии в дзэн-буддизме». Эти работы не равноценны, поэтому неудивительно, что наиболее популярным было «Введение в дзэн-буддизм», последнее издание которого открывалось предисловием Карла Юнга из Цюриха. Доктор Юнг своим «Секретом Золотого Цветка» предпринял пионерскую попытку наведения мостов между специфически китайской мыслью и западной психологией. Комментарии этого великого психолога, хотя доктор Судзуки с ними согласен полностью не был, — несомненно, ценное дополнение к этой знаменитой попытке донести дзэн-буддизм до западных читателей. Сейчас «Райдер и К°» вновь перепечатывает «Введение в дзэн-буддизм», и этот выбор вполне понятен, ибо интерес к дзэну все возрастает, и все больше и больше западных писателей пытаются выразить невыразимое. Вслед за «Дзэном в английской литературе» Р. X. Блиса, моим собственным «Дзэн-буддизмом», «Путем дзэн» Аллана Уотса и «Дзэном в стрельбе из лука» Хориджеля, последовали и многие другие книги, авторы которых далеко не все потратили достаточно времени и энергии для уяснения места дзэна в области духовной жизни. Ибо слишком легко ошибиться в понимании природы дзэна и его пути. Так как доктор Судзуки передал Западу девять десятых всего того, что он знал о предмете, его собственное «Введение» — наиболее надежное руководство для всех, кто сталкивается с этим впервые. Можно надеяться, что оно и в самом деле будет введением тысяч новых читателей в радости дзэна, и, быть может, оно приведет их к более глубокому изучению, которое, в свою очередь/ после настойчивых усилий приведет к освобождению сердца и ума, которое и является результатом дзэнского опыта. X. Хамфрейс |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |