Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая диагностика как функция психологической службы




Для практического психолога психодиагностика выступает прежде всего как одна из базовых психологических функций, как сфера его деятельности, связанная с изучением особенностей конкретных индивидов и групп (подразделений, организаций). Сущность психодиагностики «заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельном лице, показав, чем это лицо отличается от других или чем эта группа отличается от других групп той же совокупности»1.

Психодиагностика не является самоцелью для практического психолога. Полученная информация может по-разному использоваться в правоохранительных органах:

• заключение психодиагноста передается в другие службы для учета личностных особенностей при принятии профессионального решения (прием на службу, вынесение приговора суда, условно-досрочное освобождение и т. п.);

• результаты психодиагностики используются другими сотрудниками в повседневной работе с обследованным. Например, в исправительных колониях для воспитательной работы с несовершеннолетними или руководителями подразделений при индивидуализации воспитательных и управленческих воздействий на подчиненных;

• диагностические данные используются самим практическим психологом в процессе консультирования сотрудника, психокоррекционной работы, проведения социально-психологического тренинга, оказания непосредственно психологической помощи.

Успешная реализация психодиагностической функции предполагает теоретическое осмысление ряда вопросов (проблем):

1) четкое понимание той практической задачи, которая поставлена перед психологом. Например, отобрать из всего отряда (200 человек) милиции особого назначения (ОМОНа) группу наиболее подготовленных бойцов (30 человек), способных успешно действовать в экстремальной ситуации при выезде в служебную командировку в другой регион на срок не менее 1 месяца;
2) научное осмысление тех психологических параметров (психических свойств), от которых зависит успешное выполнение практической задачи. В нашем примере можно выдвинуть гипотезу, что в качестве таких параметров (кроме опыта службы, профессионально-боевой подготовленности) будут выступать: эмоциональная надежность, реакция на угрозу, наличие мотивации к служебной командировке, психическое состояние в данный момент (отсутствие посправматических признаков), психологическая совместимость бойцов, авторитет руководителей, возможность проявления лидерства и его направленность;

3) отобрать (разработать) методы исследования, которые были бы валидны и надежны в плане диагностики психологических свойств личности, важных для решения поставленной задачи. В нашем примере в качестве психодиагностических методов были отобраны: личностный опросник Кеттелла (с его помощью изучались: эмоциональная надежность по факторам — С, О, Q3, Q4; реакция на угрозу — по фактору Н; коммуникативные свойства, влияющие на взаимоотношения в группе, — по факторам A, L: F I, N, Q2; склонность к лидерству и доминированию над другими — по факторам Е, Q,O; опросник травматического стресса И.О. Котенева, специально разработанный для обследования сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в экстремальных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; социометрия и специально разработанный опросник;

4) детально разрабатывается процедура обследования, последовательность предъявления методик с учетом реальной загруженности испытуемых. В связи с ограниченностью времени, отведенного на психодиагностику, тест Лири использовался на завершающем этапе исследования и только в группе, которую по предварительным результатам тестирования предполагалось направить в служебную командировку.

Учитывая организационную сложность проведения массовых психодиагностических обследований, соответствующий план рекомендуется утверждать у руководителя организации (в нашем случае — у командира ОМОНа), что обеспечивает беспрепятственное выполнение задания. Вместе с тем практический психолог не должен полагаться только на формальную приказную сторону организации психодиагностического обследования. Ему необходимо убедить испытуемых в важности проводимой работы и их личной заинтересованности в ее результатах. Другими словами, желательно стремиться работать по модели консультанта, а не эксперта, от «приговора» (заключения) которого зависит судьба испытуемых;

5) осуществляя обработку результатов психодиагностики, важно учесть психометрические требования и стандартные нормы развития личности, использовать методы статистической обработки эмпирических материалов;

6) подготавливая заключение (итоговую справку) о результатах психодиагностического обследования, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:

• описание проблемы, жалоб индивида или поставленной перед психологом задачи;

• краткое изложение программы диагностики (что сделано);

• описание особенностей поведения испытуемого (испытуемых) при работе с тестами и другими методиками (их отношение к психодиагностике);

• изложение результатов тестирования (ответ на вопросы заказчика или обращение клиента);

• резюме (наиболее важные выводы) и рекомендации для заказчика или клиента. В рассматриваемом примере на основе результатов обследования и научного анализа психологических факторов, влияющих на эффективность функционирования милицейского подразделения особого назначения, были даны следующие рекомендации:

• отказаться от идеи создания нового подразделения, а направить в служебную командировку уже функционирующий коллектив (взвод), имеющий наиболее высокие показатели по служебным психологическим параметрам;

• исключить из состава взвода четырех бойцов, не отвечающих необходимым нормативным требованиям по служебным психологическим параметрам;

• доукомплектовать взвод за счет психологически надежных бойцов из других подразделений;

• укрепить руководство взвода (давались конкретные рекомендации);

• повысить эффективность индивидуально-воспитательной работы с личным составом ОМОН (давались конкретные рекомендации с учетом социо-метрического статуса бойцов, индивидуально-психологических особенностей и уровня притязаний).

Таким образом, современная психодиагностика — это не только практика изучения личности и групп, но и научно-психологическое осмысление решаемой задачи. В специальной литературе отмечается: «Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи»2.

Теоретическая обоснованность выделения тех или иных личностных черт или мотивов — непременное условие разработки диагностической процедуры. Недооценка этого требования «приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует»3.

Основной инструментарий психолога-диагноста — методы исследования. Опыт показал возможность и необходимость использования всего комплекса психологических методик и необходимости их адаптации с учетом конкретных целей и задач психодиагностирования в правоохранительных органах. К используемому психологом инструментарию предъявляются дополнительные требования — они должны 1) позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) быть ориентированы не просто на изучение личности вообще, а на выявление профессионально значимых свойств; 3) давать возможность изучать не только качественные особенности индивида, но и количественные — для сравнения; 4) получаемая информация должна быть удобной для использования в кадровой, воспитательной, психокоррекщюнной работе.

 

1 Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985. - С. 19.

2 Общая психодиагностика / Под ред. АЛ. Бодалева и В.В. Стопина. - М.: МГУ, 1987. - С. 8.
3Там же. - С. 8.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...