Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 

В настоящее время в системе дошкольного образования проходят серьезные обновления: новые формы

финансирования, новая система оплаты труда, новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), профессиональный стандарт педагога и многое другое. Детские сады стали частью школы, с введением ФГОС они приравнены к первой ступени образования. А педагог это главный субъект модернизации образовательного процесса и образования в целом. Ведущую роль в процессе преобразований играют и педагогические коллективы, имеющие и обладающие способностью к инновационной деятельности. От условий, в которых работает педагог, от самого образовательного учреждения зависит инновационная деятельность педагога, но главным является его личная готовность к такой деятельности.

Жизнь и время диктуют свои условия и правила. Оглядываясь назад, можно сказать, что наше учреждение вот уже на протяжении многих лет востребовано у населения района. Почему? Наверное, потому, что мы всегда идем в ногу со временем.    

Немного истории.

В 90.е годы 20 века, когда сады пустели и закрывались (низкая рождаемость), мы нашли инновационную для того времени форму работы – «начальная школа – детский сад». Учреждение продолжало развиваться и когда мест в садах не стало хватать, мы нашли другую форму – «центр развития ребенка – детский сад». И опять мы востребованы. Инновационные преобразования

приобрели у нас системный характер, благодаря чему менялись не только педагоги, но и учреждение, и предметно-развивающая среда, однако готовность к инновационной деятельности всегда оставалась важным компонентом профессионализма наших педагогов.

Профессиональная готовность является закономерным результатом специальной подготовки и самоопределения

любого работника образования. Однако готовность к профессиональной деятельности нельзя путать с готовностью к инновациям Многим из нас знакомы педагоги, которые любят свою работу и детей, но при этом хотят работать только традиционно и отвергают любые новшества. С чем это связано? Прежде всего, с профессиональным опытом – чем он больше, тем

больше у человека складывается определенный стереотип трудового поведения. У такого педагога вырабатывается

свой собственный стиль работы, который становится привычкой, а от привычного очень трудно отказаться. В этом и заключается сложность перехода к любой инновационной деятельности: для перехода к новой системе работы необходимо признать кризис

старой системы на нескольких уровнях – кризис образовательных целей, содержания образования, его методов, форм и результатов. Если педагога все устраивает: он достигает в ходе занятия поставленных целей, ему интересны формы и методы работы, они хорошо ему удаются, и, наконец, ему нравится получаемый результат, то переход к инновациям маловероятен, если

только их не «назначат сверху». Этот компонент готовности можно назвать проблемно-ориентированным.

В случае если педагог проанализировал свои успехи и затруднения и пришел к выводу, что ему нужно что-то менять, бывает так, что ему не хватает информации: надо действовать, но как? И действительно ли эти инновации так хороши и полезны? Таким образом, следующей причиной отказа от инновационной деятельности может быть отсутствие знаний о сути инновационных

процессов, внедряемых в образовании (в частности, о ФГОС). Не имея времени или желания вникать в методику работы в соответствии с новыми требованиями, воспитатель снова делает выбор в пользу традиционной педагогики. При этом нельзя сказать, что он не работает, или работает без отдачи, просто на освоение нового нужно время, а старые способы проверены и надежны. Здесь необходимо отметить, что успешность в освоении инноваций напрямую зависит от того, верит ли педагог в их потенциальную полезность и ценность. Что именно приобретет ребенок, если с ним заниматься в соответствии с новыми требованиями? Этот компонент готовности можно назвать ценностным.

Новый государственный заказ к образованию говорит о том, что существует необходимость перехода к нововведениям, поскольку прежние результаты образования недостаточно высоки. К сожалению, механизмы перехода на новую систему работы с детьми не так прозрачны и понятны педагогам, как хотелось бы. Относительно недавно был осуществлен переход

дошкольных учреждений образования на Федеральные государственные требования (ФГТ), и педагоги еще не успели привыкнуть к этому новшеству и почувствовать себя в нем уверенно, и вот снова приходится перестраиваться, осваивая ФГОС.

С этим связан еще один компонент инновационной готовности, а именно, информационный компонент. Для того чтобы педагог начал работу по новой системе, необходимо обеспечить понимание, в чем она состоит, в частности, в чем отличие ФГОС от ФГТ.

Как известно, разработка стандарта велась с 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра

Асмолова. Согласно А. Асмолову, «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». Почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Это требование нового закона «Об образовании» – дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к. все уровни образования стандартизируются. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство, обеспечить преемственность ступеней образования.

В отличие от ФГТ, во ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования. Это означает, что ФГОС ДО дает право на получение качественного дошкольного образования. В ФГТ проблема качества дошкольного образования сужена до проблемы качества условий осуществления образовательного процесса. Таким образом, государство, общество и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников вне зависимости от достижения результата. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации, предъявляя требования к результату образования на этой ступени . Тем не менее, не стоит забывать, что специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей этого возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

ФГОС обозначает необходимость отказа от учебной модели в детском саду, то есть от школьных занятий. В соответствии с ФГОС, образование детей будет проходить в форме занимательных игр, можно сказать, что при этом ребенок «и не догадывается, что с ним не просто играют, а занимаются его развитием». Именно поэтому требования к результатам дошкольного образования сформулированы в виде целевых ориентиров. Ориентир предполагает не жестко закрепленный эталон,

а лишь правильно заданное направление развития, примерный образ выпускника первой ступени образования.

ФГОС определяет пять образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое,

художественно – эстетическое и физическое развитие. Также изменился объем обязательной части основной образовательной программы: рекомендованное соотношение – 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательного

процесса.

Следующий компонент готовности предполагает знание технологии осуществления деятельности в соответствии с новыми требованиями. В этом могут помочь курсы повышения квалификации, проведение проблемных педсоветов, мастер-классов, круглых столов и т. д. Педагоги должны получить ответ на вопрос, как достичь планируемых результатов. Этот компонент

готовности можно назвать технологическим.

Переход на ФГОС требует особого внимания и работы с коллективом дошкольного учреждения, потому что любое новшество нуждается не только в пояснении, но и в организации проб деятельности в соответствии с ним [6]. Другими словами, необходимо, чтобы педагоги не только поняли, в чем суть ФГОС, но и попробовали провести занятия в соответствии с новыми требованиями.

  Стоит оговориться, что термин «занятие» не используется в тексте ФГОС, но это не означает переход к хаотичной или дезорганизованной свободной деятельности дошкольника. Занятие как форма образовательной деятельности не совсем соответствует возрастным особенностям дошкольников. Тут, скорее, речь идет о развивающей игре, которая также регламентирована в соответствии с возрастными нормами, имеет свои определенные цели и методы проведения. В случае если мы рассматриваем термин «занятие» как занимательное и развивающее дело под руководством взрослого, не отождествляя его

с занятием как дидактической формой учебной деятельности, можно считать этот термин условно приемлемым. ФГОС подразумевает занятие как игру, учитывая индивидуальный подход к ребенку и сохраняя самоценность дошкольного возраста. Дошкольник познает мир в игре, ведь именно игра – ведущий вид деятельности ребенка этого возраста и поэтому «занятие» в соответствии с ФГОС должно быть направлено на продвижение ребенка в зону ближайшего развития, а не на передачу знаний со строгой оценкой результата.

Итак, говоря «занятие», мы подразумеваем элемент непосредственно – образовательной деятельности, направленный на развитие дошкольника. Как мы уже говорили, занятия в соответствии с ФГОС должны быть проведены в дошкольном учреждении в качестве проб перехода к новой модели образовательного процесса, что облегчит переход к таким занятиям

на постоянной основе и поможет сформировать готовность педагогов к инновационной деятельности. Такие занятия лучше проводить в два этапа: на первом педагоги разрабатывают занятие и проводят его самостоятельно, а на втором – приглашают коллег посетить свое занятие с последующим его обсуждением. Проведение открытых занятий – большой труд, потому что далеко не каждый педагог любит их проводить и почти все испытывают тревоги и опасения по поводу оценки коллегами

При организации данного цикла деятельности необходимо учитывать несколько условий. Во- первых, разработка занятия на первом этапе должна обязательно сопровождаться консультациями относительно того, как провести занятие согласно новым требованиям; во-вторых, полезно до проведения занятия организовать коллективное обсуждение его сценария, разработать технологическую карту или создать конспект и в-третьих, организовать взаимное посещение педагогами этих занятий. Этот компонент готовности можно назвать организационно-деятельностным.

  Безусловно, при осуществлении нового вида деятельности необходимо воздержаться от жесткой критики, особенно на первых этапах работы. Возможно даже введение правил, например, правила конструктивной критики (критикуя, предлагай) и приглашения «независимого наблюдателя»- того, кто мог бы профессионально оценить и, в случае необходимости,

скорректировать методы работы. Этот компонент можно назвать контрольно- коррекционным.

  Еще одним необходимым условием перехода к инновациям является умение проанализировать, оценить и описать технологию своей педагогической деятельности. Это умение называется педагогической рефлексией. Педагог должен уметь передать технологию своего занятия, а может быть, и целого цикла занятий, только в этом случае он может понять, что

ему удается лучше всего, и что нуждается в доработке. Активное обсуждение успехов и затруднений внутри педагогического коллектива, публикация своего опыта, участие в конкурсах, конференциях – все это помогает развить способность педагога к рефлексии.

  Подводя итог, можно сказать, что условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал коллектива. Без становления его самоопределения на нововведения как условие развития, все инновации будут носить внешний, формальный характер и не приведут к желаемому результату. Измениться должен, прежде всего, подход педагога к организации педагогического процесса в новых условиях, а соответственно и вся методическая работа ДОУ. Любая инновация – это изменение существующей практики, а готовность к инновациям приходит только через принятие

факта их необходимости, понимания их сути и, конечно, через деятельность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 102.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...