Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жизнеописания святого Патрика и их анализ в контексте церковно-исторических событий в Ирландии в VII веке




Диакон Олег Лисин

Аннотация

Данная статья посвящена историческому анализу житий святого Патрика Ирландского и причинам их возникновения. Появившиеся в VII веке, спустя более двухсот лет после смерти святого, эти жития рисуют образ великого миссионера, серьезно отличающийся от того, который возникает по прочтении его «Исповеди» и «Послания воинам Коротика». В современной популярной литературе рассказ о жизни святого Патрика формируется как раз на основе житийных произведений. Однако этот рассказ далек от действительности. Для воссоздания реального облика ирландского просветителя необходимо очистить повествования о его жизненном пути от всех исторических наслоений, не связанных с ним в действительности. Также интересны причины появления подобных преданий в житиях святого Патрика. Выяснение происхождения этих сообщений поможет лучше понять обстановку, которая царила в Ирландской Церкви и ирландском обществе в конце VII века.

Ключевые слова: святой Патрик Ирландский; кельтология; Ирландия; христианство в Ирландии; история Ирландии; кельтское христианство; миссионерство; Мурьху мокку Махтени; Тирехан.

 

Введение

Жизнеописания святого Патрика были составлены спустя более двухсот лет после его смерти, которая, как считают некоторые исследователи, произошла около 460 года[1]. Что же заставило людей, живших в конце VII века, обратиться к личности святого Патрика? Ответ, как представляется, лежит в плоскости церковно-политических процессов, происходивших в Ирландии в это время.

До наших дней дошли два жизнеописания святого Патрика, составленные монахом по имени Мурьху и епископом Тиреханом. Оба жизнеописания, или жития, представляют большой интерес. Дело в том, что оба автора, с одной стороны, демонстрируют знакомство с «Исповедью» и «Посланием воинам Коротика»[2], а также с основными фактами биографии святого, рассказанными им самим, но с другой стороны, тот образ просветителя Ирландии, который они создают, не имеет ничего общего с тем, что сам святой Патрик сообщает о себе в своих творениях. Можно с уверенностью сказать, что святой Патрик в «Исповеди» и «Послании» и святой Патрик в житиях – это два совершенно разных человека, хотя и имеющих некоторое поверхностное сходство. И дело не только в том, что сам жанр житийной литературы представляет героя в особом, превосходном и легендарном образе, что присутствует в обоих житиях и на чем нет смысла останавливаться, а в том, что образу святого Патрика в этих житиях придаются особые черты и приписываются поступки, которых в реальности скорее всего не было, но которые были важны для людей, живших во время написания этих произведений, и для процессов, происходивших в ирландском обществе в VII веке. Представляется, что оба автора сделали это намеренно. Иначе говоря, образ святого просветителя Ирландии был использован Мурьху и Тиреханом в определенных целях.

 

1. Мурьху и «Жизнь святого Патрика»

Монах Мурьху мокку Махтени (Muirchú moccu Machtheni) – автор наиболее пространного и известного жизнеописания святого Патрика[3]. Данное житие было настолько распространено и популярно как в древности, так и сейчас, что образ святого сформировался именно благодаря ему. Все популярные статьи и книги о святом Патрике пишутся на основе этого произведения.

Оно дошло до нашего времени в трех разных манускриптах. И ни в одном из них оно не содержится полностью.

Первый манускрипт – это знаменитая «Книга Армы» (Book of Armagh)[4], хранящаяся в Тринити Колледже в Дублине. Датировка ее была определена Чарльзом Грейвсом, который в 1846 году сумел расшифровать частично стертое имя писца – Фердомнак (Ferdomnach) – и имя заказчика книги – епископ Торбак (Torbach). Согласно «Анналам Четырех Повелителей» («Annals of the Four Masters»), епископ Торбак умер в 808 году, а Фердомнак в 847 г. Из того, что Торбак стал епископом в 807 году, а умер через год, следует, что рукопись должна была быть написана в этом промежутке. К сожалению, Грейвс, дабы написанное было лучше видно, использовал особый химический раствор, и это привело к тому, что надписи с указанием переписчика и епископа исчезли и больше не видны.

В этом манускрипте содержится наиболее полный и лучше всего сохранившийся фрагмент «Жизни святого Патрика»: полностью главы с 1 по 22 первой части жития. Далее находятся несколько не связанных между собой отрывков из второй части жития. Текст написан на латинском, но переписчик часто вставляет греческие буквы.

Второй манускрипт находится в Королевской библиотеке в Брюсселе. В этом манускрипте текст написан в две колонки тремя разными переписчиками. Создание этого манускрипта относят к XII веку. В XIII веке манускрипт находился в библиотеке графа Бургундского, поэтому его часто называют бургундским. Манускрипт содержит шесть полных глав «Жизни святого Патрика» и начало седьмой и по большей части дублирует текст из «Книги Армы».

Третий манускрипт находится в Венской национальной библиотеке. Текст в нем написан англо-саксонским буквами. Его создание относят к концу VIII века. Происхождение манускрипта неизвестно. Он содержит большой фрагмент второй части жития и восполняет пробелы, существующие в тексте из «Книги Армы».

Произведение «Жизнь святого Патрика» было реконструировано Людвигом Билером в 1979 году и издано в Дублине с параллельным английским переводом. На русский язык это житие было переведено и опубликовано Г.В. Бондаренко и С. В. Шкунаевой в 2006 году[5].

Мурьху мокку Махтени, или сокращенно Мурьху, родился во второй половине VI века, а скончался, вероятнее всего, в первой половине VII века. Ничего более точного о датах его жизни нам не известно. Он был монахом в монастыре Лейнстера и, как считает Людвиг Билер, являлся членом клана Tuath Mochtaine из местечка Mag Macha, что в графстве Арма[6]. По мнению Билера, на принадлежность к этому роду указывает приставка к имени Мурьху – Махтени. Как сам Мурьху пишет в предисловии к «Жизни святого Патрика», он написал эту книгу по просьбе Аэда, епископа Слети, местечка близ города Каролу, что в 84 километрах от современного Дублина. И Мурьху и Аэд были участниками Собора в Бирре в 697 году, на котором решался вопрос о принятии кельтами римских церковных обычаев и о подчинении Кельтской Церкви Риму. Возможно, именно там они и познакомились. Как считает Людвиг Билер, примерно в это время Аэд оставил кафедру и поселился отшельником в пределах Армы[7]. Вероятнее всего, он вынужден был это сделать из-за своей позиции на Соборе. Билер относит смерть епископа Аэда к 700 году. Следовательно, Мурьху написал «Жизнь святого Патрика» между 697 и 700 годами.

Мурьху говорит, что его отец – Когитос Килдэрский, автор знаменитого «Жития святой Бригитты». Однако Людвиг Билер полагает, что он скорее духовный отец Мурьху, нежели физический[8]. И, вероятнее всего, это классическое житие и вдохновило Мурьху на написание «Жизни святого Патрика». К сожалению, это все, что нам известно об авторе. Никаких иных сведений о Мурьху не сохранилось. Мы даже не можем хотя бы приблизительно определить дату его смерти.

Что касается текста «Жизни», то необходимо рассмотреть несколько моментов, содержащих отличия от «Исповеди». Вот текст первого фрагмента, принципиально важного для воссоздания образа святого:

«Знали они (Патрик и его друзья), что Палладий, архидиакон папы Целестина, епископа Рима, который занимал тогда апостольский престол как сорок пятый наследник святого апостола Петра, был поставлен в епископы и послан им в зимний холод на наш остров, дабы обратить его в истинную веру. Однако постигла его неудача, ибо не может человек собрать плоды на земле, если не даны они ему будут с небес. Ни эти дикие и нечестивые люди не пожелали внять его наставлениям, ни сам Палладий не захотел надолго остаться в чужой земле, но предпочел вернуться к тому, кто его послал. На обратном пути, переплыв через первое море и пустившись в дорогу посуху, скончался он в бриттских пределах.

Услышав о смерти святого Палладия в Британии, ученики его – Августин, Бенедикт и иные – по дороге домой сообщили о том в Эбмории, и тогда Патрик со спутниками отправился кружным путем и прибыл к достославному человеку и великому епископу по имени Аматорекс, обитавшему неподалеку. Там святой Патрик, ведая о своем предназначении, принял епископский сан от святого епископа Аматорекса. Низшие саны приняли в тот же день Изернин, Аукзилий и другие. Получили они благословение, совершив все согласно обычаю, и, словно нарочно для Патрика, пропели стих из псалма: Ты еси иерей во веки по чину Мелхиседекову[9]. Потом во имя Святой Троицы взошел славный путник на приготовленный для него корабль и вскоре прибыл в Британию. Исполнив там лишь самые необходимые для путешествия дела, ибо никто не может возжаждать Господа с леностью, с попутным ветром отправился он в путь через наше море»[10].

Этот фрагмент – один из самых важных и самых интересных в «Жизни святого Патрика». И вот на что необходимо обратить внимание: о Палладии сам Патрик нигде не упоминает в своих писаниях. Из его творений вообще не видно, чтобы он знал о какой-то предшествующей деятельности каких-либо миссионеров в Ирландии. «Исповедь» была написана Патриком в том числе и для оправдания его миссии перед осуждавшими деятельность святого. Тем удивительней, что святой Патрик не ссылается на неудачную миссию Палладия, что могло бы быть серьезным доказательством необходимости просветительской работы. Ведь если римский миссионер, посланный самим папой, не справился с задачей, а святой Патрик добился положительного результата, то это однозначно свидетельствует о правильности его деятельности в Ирландии. Но Патрик использует различные второстепенные аргументы, а к подобному даже не обращается. Представляется, что святой вообще ничего не знал о Палладии и его миссии.

Далее очевидно, что в этом фрагменте образ святого Патрика противопоставляется образу Палладия. Прежде всего говорится, что «постигла его неудача, ибо не может человек собрать плоды на земле, если не даны они ему будут с небес», иначе говоря, миссия Палладия не благословлена Богом. Сам Палладий изображается человеком нерадивым и ленивым, что также способствовало провалу его миссии. В довершение всего, его скорая смерть после отъезда из Ирландии выглядит как наказание Божие за нерадивое служение.

Святой Патрик выглядит полной противоположностью Палладию. Во-первых, его миссию благословил Бог: «Святой Патрик, ведая о своем предназначении, принял епископский сан». Во-вторых, сам Патрик выглядит активным и предприимчивым: как только он узнает о провале миссии Палладия и его отъезде, он тут же отправляется ему на замену.

Для того чтобы понять смысл этого фрагмента, необходимо обратится к истории Кельтской Церкви и к событиям, происходившим в ней в VI веке.

Христианизация Британских островов шла в двух разных и независимых друг от друга направлениях. Первое направление – это миссия святого Патрика в Ирландии, происходившая в V веке. Второе направление – миссия святого Августина Кентерберийского, осуществлявшаяся в самом конце VI века.

В 590 году римский престол занимает святой Григорий Великий (Двоеслов). Как считает священник Эндрю Филлипс, в 595 году в Риме побывал святой Григорий Турский: «Он тот, кто знал о существовании в Англии франкской принцессы-христианки, вышедшей замуж за языческого короля Кента. Ее звали Берта, и она была дочерью Хариберта I Парижского. Более того, она происходила из благочестивой семьи. Ее мать – Ингоберга, потеряв мужа, стала монахиней. Ее бабка – святая Клотильда, а ее бабка – святая Радегонда. Епископ Турский знал обеих – Ингобергу и Берту – и кажется весьма вероятным, что рассказал об этом папе»[11]. Папа Григорий загорается идеей просвещения Англии светом Христовым. Для этой цели он избирает своего ученика Августина, аббата монастыря Святого Андрея на Сицилии, основанного самим Григорием. Святой Августин в сопровождении сорока монахов отправился в Англию через Галлию и, как считает отец Эндрю Филлипс, весной 597 года достигает ее берегов[12]. Миссия святого Августина была успешной, ему удалось обратить в христианство короля Кента Этильберта. Новообращенный король всячески помогал миссионерам, и святой Августин основал кафедру в Кентербери, став первым архиепископом Кентерберийским. Как сам святой Августин, так и все его преемники были верными сынами Римской Церкви и самого папы. И именно из Кентербери началась христианизация Англии в направлении с юга на север, неся с собой не только Свет Евангелия, но и римские церковные обычаи.

Миссия святого Патрика, несмотря на многочисленные трудности, также успешно развивалась: Патрику, а затем его преемникам удалось распространить христианство по всей Ирландии. В 583 году знаменитый кельтский святой и миссионер Колумба основал на острове Айона, у западных берегов современной Шотландии, монастырь. Как сам святой Колумба, так и его многочисленные ученики распространяли веру Христову в королевствах, расположенных в северной Шотландии, среди населявших ее кельтов и пиктов. В 635 году король Нортумбрии Освальд обратился к монахам обители на острове Айона с просьбой прислать ему миссионера. На это служение был отправлен святой Айдан, основавший монастырь на острове Линдисфарн, на востоке Шотландии. Именно эта обитель и стала миссионерским центром Нортумбрии и других королевств Шотландии.

Здесь же, в Нортумбрии, произошли первые контакты между духовенством и миссионерами обеих ветвей – кельтской и кентерберийской. Как выяснилось во время этих контактов, обе стороны имеют разные богослужебные традиции. В частности, дата празднования Пасхи вычислялась обеими сторонами по-разному. Кентерберийские клирики держались римской пасхалии, принесенной в Рим Дионисием Малым в 526 году из Александрии. Кельтские же клирики держались древней, вероятно, галльской пасхалии, принесенной в Ирландию святым Патриком. Помимо этого, различия были и в некоторых обрядах: в форме тонзуры, в поставлении епископов и в совершении крещения. Эти различия постепенно стали приводить к конфликтам между духовенством обеих традиций, а также между простыми верующими.

Для разрешения разногласий в 629 году состоялся Собор в местечке MagLena, недалеко от Бирра. Собор постановил отправить своих представителей в Рим, чтобы на месте выяснить, какая из традиций правильна. Делегаты Собора вернулись в 632 году с сообщением, что кентерберийская традиция полностью соответствует римской и распространена по всей Западной Европе[13]. Однако это не убедило кельтских монахов, и они продолжили держаться своих обычаев. В результате в 664 году в монастыре Уитби состоялся знаменитый Собор, на котором кельтскую пасхалию и другие традиции признали неверными и утвердили римскую практику. В результате кельтские монахи и клирики вынуждены были оставить Линдисфарн и удалится на Айону[14]. В 697 году в Бирре состоялся еще один Собор, на котором Адомнан, настоятель монастыря Айоны и составитель «Жития святого Колумбы», и его сторонники попытались защитить кельтские церковные традиции, но потерпели неудачу. В результате кельтское влияние в Шотландии и Уэльсе практически исчезло, кельтские монастыри были заняты кентерберийскими монахами, а спустя некоторое время кельты были вынуждены покинуть и Айону и окончательно переселиться в Ирландию.

Именно в Соборе 697 года в Бирре принимали участие Мурьху и епископ Аэд, где, принадлежа к кельтской партии, они потерпели поражение[15]. И именно после этого Собора епископ Аэд был вынужден оставить кафедру и стать отшельником. В свете вышеуказанных церковно-исторических событий, происходивших в VII веке на территории Шотландии, становится понятен смысл приведенного отрывка из «Жизни святого Патрика» о провале миссии Палладия и успехе Патрика. Мурьху как бы противопоставляет образ Палладия, нерадивого и ленивого миссионера, миссия которого не благословлена Богом, а сам он за свое нерадение наказан смертью, образу святого Патрика, истинного посланника Божия, ревностного проповедника и неустанного труженика. Все это выглядит как попытка кельтов доказать правильность своих церковных практик и традиций. А образ нерадивого Палладия – это попытка уязвить их оппонентов из кентерберийского лагеря.

В действительности, мы не можем сказать, почему не удалась миссия Палладия, почему он отправился на континент, где скоропостижно скончался. Возможно и не было никакого провала. Возможно это и вовсе не было бегством, а просто состоялась деловая поездка на континент, прерванная внезапной смертью. Мы также не можем утверждать, что святой Патрик отправился в Ирландию в качестве исправителя и завершителя трудов Палладия. Как было сказано выше, святой, скорее всего, вообще ничего не знал о Палладии, иначе тот факт, что он нигде не упоминает о нем в своей «Исповеди», кажется невероятным. Напротив, в «Исповеди» Патрик говорит, что отправился на служение в Ирландию, вняв призыву свыше, и оно никак не связано ни с Палладием, ни с кем бы то ни было из людей. Логичнее предположить, что события из приведенного выше фрагмента «Жизни святого Патрика» вымышлены Мурьху и епископом Аэдом.

Мурьху в своем произведении утверждает, что в краю Артер богатый и почтенный человек по имени Даре подарил святому Патрику, по его просьбе, землю в местечке под названием Арма, которую святой «любил превыше всех прочих земель»[16]. Мурьху несколько раз говорит об Арме, и всегда как о месте особо значимом для святого Патрика. Так ангел, явившийся святому перед смертью, сообщает, что четыре его желания будут исполнены Богом. И первое заключалось в том, «чтобы твое [Патрика – О. Л.] управление было в Арме»[17]. То есть речь идет о том, чтобы Арма и в будущем считался кафедрой святого Патрика и являлся первой кафедрой среди других епископских престолов Ирландии. Благодаря этому в средние века монастырь Арма обладал особым статусом, а все епископы Армы считались преемниками святого Патрика и претендовали на верховную церковную власть в Ирландии.  (Эта мысль теми же словами выражена в последнем абзаце.)

Однако в самой «Исповеди» святой Патрик не говорит ни о чем подобном. Наоборот, из описания его служения и многочисленных бедствий, связанных с ним, скорее можно сделать вывод о том, что он не имел никакого постоянного или особо любимого места в Ирландии. Судя по всему, он вообще не оставался подолгу на одном месте, ведомый апостольской ревностью: «Я был с вами и ходил во все ваши земли для вашего же спасения. Отовсюду подвергаясь опасностям, я шел в самые отдаленные уголки страны, где ни разу еще не ступала нога мужа Божьего, наделенного властью проповедовать, крестить, ставить священников и наставлять людей в истинной вере»[18]. И, конечно, сам святой нигде не упоминает в своих творениях местечка под названием Арма.

Для того чтобы понять, почему Мурьху так настаивает на том, что Арма является кафедрой святого Патрика, местом, выбранным самим святым и дарованным ему Богом, необходимо обратится как к церковно-историческим, так и к политическим событиям конца VI – начала VII века.

Как было указано выше, Мурьху называет своим отцом Когитоса Килдэрского, автора «Жития святой Бригитты», однако следует признать, что Когитос, вероятнее всего, духовный отец Мурьху. Дело в том, что «Житие святой Бригитты», как и само ее почитание, было широко распространено в Ирландии в конце шестого века. До сих пор святая Бригитта, наравне со святым Патриком, является наиболее известной и почитаемой ирландской святой. Она «совместно с епископом Конлаэдом основала женский монастырь Килль Даре (ирл. Cill Daire – церковь дуба, совр. Килдэр), ставший к середине VII века главным религиозным центром Юго-Восточной Ирландии»[19]. Предполагают, что это был первый женский монастырь в Ирландии вообще. Вокруг обители начал расти город, который к VII веку превратился в центр образованности и привлекал не только отпрысков ирландских дворян, но даже учеников из-за рубежа. Естественно, в это время процветало ремесло, торговля и земледелие. Выросло и политическое значение этого города, находившегося под жестким контролем королей Лейнстера. Известно также, что в VIII веке между монастырями Арма и Килдэр происходили споры о размерах монастырских владений[20]. Вероятно, соперничество между этими обителями и подвигло Мурьху связать происхождение своего родного монастыря со святым Патриком. Возможно, что не сам Мурьху был автором легенды, а просто зафиксировал существовавшее в его время устное предание. Но как бы то ни было, представляется весьма вероятным, что почитание Армы как места святого Патрика развивалось в конкуренции с народным почитанием святой Бригитты и монастыря Килдэр.

В «Жизни святого Патрика» есть моменты, которые, на первый взгляд, могут казаться просто легендарными. Однако они имеют, как представляется, ясную связь с военно-политическими событиями, происходившими в Ирландии в VII – VIII веках. И прежде чем перейти к их рассмотрению, необходимо описать события политической жизни Ирландии времен Мурьху.

В Ирландии в Средние века не было централизованной власти. Вся территория острова было разделена между семью основными кланами, которые то вступали в союз друг с другом, то враждовали. Земли этих крупных кланов, в свою очередь, были населены более мелкими кланами, которые являлись естественными союзниками могущественных правителей, на землях которых проживали. В конце VI столетия в северной части Ирландии разгорелась борьба за верховную власть между известными кланами – И Нейлами и Уладами. «В раннем средневековье в Северной Ирландии доминировали Улады, основавшие королевство Ульстер»[21]. Оба клана сохраняли паритет до тех пор, пока «в 637 году И Нейлы не нанесли сокрушительное поражение Уладам в битве при Ма Роте»[22] и, захватив древний город Тару, стали претендовать на полное господство в Северной Ирландии. Иначе говоря, И Нейлы выступают как вероломные захватчики, нарушители мира и зачинщики братоубийственной войны.

В контексте вышесказанного история обращения Лойгуре, короля Тары, а также события, связанные со смертью святого Патрика, могут выглядеть совсем иначе. Само обращение Лойгуре – одна из центральных тем «Жизни святого Патрика» Мурьху. Будучи королем Тары, Лойгуре был верховным правителем Ирландии. В то время Тара являлась религиозным центром язычества в Ирландии, а король Тары – верховным королем Ирландии, хотя и не по власти, а только по своему особому положению. Святой Патрик, не без труда пройдя многочисленные испытания, обращает Лойгуре в христианство[23]. Это событие в данном случае означает принятие христианства самым важным человеком Ирландии. Лойгуре был королем из рода И Нейлов. Сам король очень долго сопротивлялся святому Патрику, желая убить его. Борьба Лойгуре со святым очень подробно описана у Мурьху. Вероятно, в этом противостоянии Мурьху видит и описывает поведение всего клана И Нейлов как зачинателей войны – долгое и упорное сопротивление Христовой правде, которая есть мир и братолюбие. Окончательное обращение короля Лойгуре описано у Мурьху так: «Созвал тогда Лойгуре старейшин и весь свой совет и сказал им: "Лучше мне уверовать, чем умереть", и по совету своих людей уверовал в тот же день и обратился к вечному Господу Богу, и тогда же уверовали еще многие»[24]. Слова: «лучше мне уверовать, чем умереть» – скорее обращены к современным Мурьху И Нейлам. Им лучше вспомнить о заповедях Христовых и прекратить войну, чем умереть! Однако сам факт того, что все-таки Лойгуре подчинился святому Патрику и принял христианство, должен служить как бы примером для всех его потомковИ Нейл.

Сам факт обращения верховного короля Тары Лойгуре выглядит маловероятным. Прежде всего, сам святой Патрик нигде не упоминает об этом (а как известно, «Исповедь» он написал в конце жизни, как подведение итогов своей миссии)[25]. Хотя, если бы это событие имело место, он бы не преминул о нем написать. Так, говоря об успехах своей проповеди, он приводит в пример обращение королевских детей: «А как же еще могло Евангелие прийти в Ирландию? Как же еще люди, не знавшие Бога и всегда поклонявшиеся лишь мертвым идолам, стали вдруг Божьим народом? Как же еще дети дьявола могли стать детьми Божьими? Отчего сыновья королей Ирландии с такой радостью принимают монашеские обеты? Отчего дочери их за честь почитают стать монахинями — невестами Христа?»[26] Если святой Патрик находит нужным упомянуть королевских детей как пример действенности своей проповеди, то выглядит странным, что он не говорит о обращении верховного короля Ирландии. Далее святой рассказывает об одной девушке, происходившей из знатной ирландской семьи: «Я познакомился с ней, рассказал ей о Боге и крестил ее, была же она очень красива. Через несколько дней после крещения она рассказала мне и спутникам моим о посетившем ее видении: ангел Божий побуждал ее остаться девой, чтобы ближе была она к Богу и лучше могла познать Его. И слава Богу, через шесть дней после того она дала обеты Богу и избрала путь, которым идут все девы Христовы»[27]. Здесь Патрик упоминает эту девушку как пример искреннего обращения человека к Богу, он хочет поделится с читателями такой маленькой радостью, как обращение кого-то из знати. Но насколько естественнее было бы рассказать им об обращении самого короля! Следует предположить, что святому Патрику не удалось обратить в христианство ни Лойгуре, ни кого-либо другого из ирландских королей. При том святой говорит нам, что много претерпел со стороны королей и других представителей кельтской знати, хотя и не называет никого по имени[28].

В «Истории святого Патрика», написанной Тиреханом, о Лойгуре сказано, что он так и не принял христианства, сославшись на то, что его отец не позволил бы ему принять новую веру и что он сам бы желал после смерти присоединиться к своим предкам-воинам[29].

Обстоятельства смерти святого Патрика, описанные Мурьху, также имеют связь с военно-политическими событиями того времени. Вот как описывает он эти события: «После стольких чудес, записанных в иных книгах и верными устами почитаемых в мире, стал близиться день его смерти; явился Патрику ангел и поведал о том. Тогда послал Патрик сказать в Арме, что любил он превыше всех прочих земель, чтобы пришли за ним многие мужи и отнесли его туда, куда он желал. Потом отправился он со спутниками по воле своей в путь к Арме, возлюбленной земле своей. Подле дороги горел тогда ежевичный куст, но, как случилось это прежде с Моисеем, не пожирал его огонь. И был в том кусте ангел Виктор, который часто являлся Патрику, и послал Виктор к Патрику другого ангела, чтобы велел он Патрику не идти туда, куда он желал. Сказал ему ангел: "Отчего пустился ты в путь без совета Виктора? Иди к нему, ибо зовет он тебя". Изменил Патрик путь свой и спросил, как ему должно поступить. Ответил ему ангел: "Возвращайся туда, откуда пришел, то есть в Савул, и исполнены будут четыре твои просьбы»[30].

В этом отрывке можно выделить три важных момента. Первый – святой Патрик очень любил Арма и хотел быть погребенным именно там. Второй – Бог против этого и не позволяет Патрику исполнить свое желание. И третий – Бог повелевает святому вернуться в Соул и там встретить свою кончину. И если с первым моментом все ясно: что Арма любимое место святого (хотя, как было сказано выше, это ничем не подтверждается), говорится и в других местах «Жизни», – то с двумя другими не все очевидно. Почему Бог вдруг препятствует, и притом явно, желанию святого быть погребенным в Арме? И почему для этого Богом избирается Соул – город, о котором раньше ничего не говорилось? Объяснение этому может быть таким: Арма – это город на земле И Нейлов и их союзников, клана Артир, а Соул – город на земле Уладов. И Нейлы и Артиры ведут вероломную и братоубийственную войну с Уладами, а Улады терпят от них поражение. Так, желание святого Патрика найти вечное упокоение на земле И Нейлов может звучать как напоминание самим И Нейлам об особом благоволении к ним святого и связанной с этим ответственности, особенно за исполнение Закона Божия. И тот факт, что Бог лично не позволяет святому умереть на землях И Нейлов, есть демонстрация гнева Божия на И Нейлов за их поведение, а повеление Божие Патрику закончить свой земной путь в Соуле, на земле Уладов, может служить утешением притесняемому клану.

События, произошедшие после смерти святого Патрика и описываемые Мурьху, подтверждают эти предположения. «После кончины Патрика жестокий спор, едва не приведший к войне, разгорелся из-за его мощей между И Нейлами и Артирами, с одной стороны, и Уладами – с другой, народами дотоле близкими и дружными, а ныне жестокими врагами. Но дабы не пролилась кровь, по милости Божьей и за заслуги Патрика вода в заливе Друим Бо поднялась настолько, что гребни волн взлетали высоко в воздух и огромные валы устремлялись вперед, вздымаясь и падая, словно желая охладить вражду жестоких племен – а народы эти таковы, – бурное море восстало и помешало им биться.

Потом, когда похоронили Патрика и успокоилась вода в заливе, снова бросились Артиры и И Нейлы в битву с Уладами. Запасясь всем для войны и вооружившись, захватили они место упокоения блаженного тела, но, по счастью, обманулись. Решили они, что отыскали двух быков и повозку, и подумали, что увозят тело святого. С телом этим и со всем своим оружием дошли они до самой реки Кабкенне и тут вдруг не узрели они больше тела»[31].

Говоря об И Нейлах и Уладах как о народах близких и дружных, Мурьху пытается напомнить им о тех временах, когда на их землях царил мир. По всему видно, что Мурьху очень огорчает война между соседями. Он снова и снова пытается через напоминания о наследии святого Патрика как бы призвать враждующих к миру. Но судя по всему враждующие кланы не настроены мириться, а готовы биться до конца. И как результат, тело святого Патрика, а с ним и милость Божия не достаются ни одному из племен, а таинственным образом исчезают.

Подводя итог рассмотрению «Жизни святого Патрика», составленной Мурьху, можно сделать вывод о том, что данное произведение лишь частично содержит точную информацию о святом Патрике. Очевидно, что Мурьху знаком с «Исповедью» и «Посланием воинам Коротика», потому что упоминает некоторые события, в них указанные. Однако Мурьху добавляет к этим фактам также некоторые другие обстоятельства служения святого, которые никак не могут быть признаны действительно состоявшимися. Скорее всего, это запись преданий, имевших хождение во времена Мурьху, а также преломление современных ему исторических событий сквозь призму этих легенд. Но можно однозначно утверждать, что тот святой Патрик, которого мы видим в его собственных писаниях, и святой Патрик у Мурьху – скорее, разные люди, имеющие некоторое формальное сходство.

 

2. Тирехан и «Собрание о святом Патрике»

Автором второго жизнеописания святого Патрика, называемого «Собрание о святом Патрике»[32], является Тирехан (Tírechán).

Данное житие сохранилось до наших дней только в одном манускрипте – «Книге Армы». В 1979 году в Дублине его опубликовал Людвиг Билер с параллельным английским переводом. К сожалению, на русский язык это житие до сих пор не переведено.

Тирехан был епископом и написал книгу со слов Ультана, епископа Ардбраккана (графство Мит), а также использовал труд последнего. Об этом говорится в надписании «Собрания». Сам ли Тирехан написал это или же данная информация была внесена переписчиком, нам неизвестно.

Епископ Ультан умер в 657 году. Бьюри относит время написания «Собрания» к периоду с 660 по 670 год[33]. Людвиг Билер согласен с этой позицией. Более того, он говорит, что невозможно точно определить, писал Тирехан при жизни своего учителя или же после его смерти[34].

Само название, данное Тиреханом этому труду, говорит за себя. «Собрание о святом Патрике» – это не связанное произведение, а свод различных историй и местных преданий об этом ирландском миссионере, хотя и исторически упорядоченное.

Рассказ о жизни святого Патрика Тирехан начинает с его рабства, потом повествует о его бегстве, путешествии святого по Италии и Галлии и возвращении его в Ирландию уже епископом[35]. Интересно, что Тирехан нигде не упоминает о миссии Палладия, как Мурьху, и, соответственно, не связывает миссию Патрика с римской миссией. У Тирехана святой Патрик отправляется на проповедь в Ирландию без каких-либо внешних воздействий как свыше, так и от людей. Тирехан вообще не задается вопросом, почему святой стал епископом и как он оказался в Ирландии.

Если обращение короля Тары Лойгуре у Мурьху является одной из центральных тем, которой посвящена значительная часть текста «Жизни святого Патрика», то Тирехан говорит об этом лишь вскользь. У Тирехана Лойгуре не оказывает такого жесткого сопротивления святому Патрику, как у Мурьху. Скорее, можно сказать, что Лойгуре относится к Патрику с некоторым почтением. Однако Тирехан говорит, что Лойгуре отказался принять крещение, мотивируя это тем, что ему не позволил бы это сделать его отец. Да и сам Лойгуре хотел бы по смерти соединиться со своими предками, в каком бы месте они ни находились[36].

Основная часть текста «Собрания» Тирехана посвящена перечислению имен клириков, которых рукоположил святой Патрик, описанию церквей, основанных святым, и рассказам о многочисленных пастырских путешествиях святого по Ирландии с указанием мест, где он побывал. Здесь заметно основное различие между текстами Мурьху и Тирехана. Мурьху – простой монах, член клана Махтени, у него святой Патрик изображен скорее как некий герой, активный участник политической жизни, удивительный чудотворец, борец с друидами, превосходящий их в чудесах. Тирехан – епископ, поэтому у него святой – это прежде всего пастырь, миссионер, неустанный проповедник, то есть идеальный образ епископа.

У Мурьху в «Жизни святого Патрика» мы можем найти отголоски современных автору событий в церковной, богословской и политической жизни. «Собрание о святом Патрике» Тирехана посвящено одной теме – защите первенства кафедры Армы среди других кафедр Ирландии. Никаких отсылок к спорам, происходившим в это время между кельтскими и кентерберийскими (римскими) клириками, у Тирехана нет. Нет у него и хотя бы косвенных упоминаний о шедшей в его время войне между крепчайшими ирландскими кланами – И Нейлами и Уладами. Эти темы сильно беспокоили Мурьху, но совсем не интересуют Тирехана.

О цели написания «Собрания» Тирехан сам говорит в 18 главе: «Вы знаете, что все то, о чем я написал в начале этого труда, произошло в ваших собственных местах, за исключением тех нескольких случаев, о которых я узнал от некоторых старцев и со слов епископа Ультана мокку Конхубара, который был моим наставником. Тем не менее мое сердце внутри меня наполнено любовью к Патрику и скорбью, потому что я вижу изменников и заклятых разбойников – лордов-воителей Ирландии, которые ненавидят Патрика из-за его земель, потому что они отняли у него то, что принадлежит ему, и теперь боятся; ибо если бы преемник Патрика исследовал вопрос о его власти и правах, он мог бы потребовать в подчинение себе весь остров как свою область, потому что Бог дал ему весь остров со всеми его людьми через ангела своего»[37].

То есть Тирехан говорит, что целью написания его «Собрания» является подтверждение особых прав и привилегий святого Патрика. Именно для этого Тирехан говорит о многочисленных миссионерских путешествиях святого с обязательным указанием тех мест, куда он отправлялся. Тем самым автор утверждает церковную юрисдикцию святого Патрика над этими местами. Поименно перечисляя большое число клириков, рукоположенных святым Патриком, Тирехан преследует ту же цель – доказать церковное главенство Патрика над многими областями Ирландии через рукоположение для них первых клириков.

 

Заключение

При первом рассмотрении «Жизнь святого Патрика», написанная монахом Мурьху мокку Махтени, и «Собрание о святом Патрике», написанное епископом Тиреханом, рассказывают об одном и том же человеке – святом Патрике, но затем становится ясным, что они представляют его совершенно по-разному.

Патрик Мурьху – прежде всего герой. Он чудотворец, который в одиночку побеждает друидов. Он обладает невероятной харизмой, так что все вокруг в конце концов повинуются ему. Он даже выше верховного короля, короля Тары, потому что и король подчиняется ему! Ему повинуются стихии, а Бог исполняет его самые сокровенные желания.

Терихан, в противоположность Мурьху, рисует образ святого в более спокойной форме. Патрик Тирехана – прежде всего пастырь, неутомимый миссионер, вся жизнь которого – в пути ради проповеди Благой вести. Для Тирехана Патрик не герой, подобный древним ирландским героям, а смиренный и тихий странник.

Даже общие для обоих житий события описываются их авторами по-разному. В первую очередь, это история верховного короля Тары Лойгуре. У Мурьху Лойгуре агрессивен по отношению к святому, между ними разворачивается борьба. Лойгуре хочет убить Патрика, но в конце концов подчиняется и принимает христианство. У Тирехана эта история рассказана иначе. Острого конфликта между Патриком и Лойгуре не происходит. Король хоть и насторожен по отношению к миссионеру, но относится к нему с почтением. Однако он отказывается принять христианство, желая умереть язычником, чтобы присоединиться после смерти к своим предкам.

Объединяет Мурьху и Тирехана защита ими обоими особых прав кафедры Армы, как кафедры самого святого Патрика. Мы не знаем, когда возникло предание о том, что Арма является местом святого. Сам святой Патрик ничего не говорил об этом в своих писаниях. Однако мы видим, что в VII веке эти права у Армы серьезно оспаривались. И если Мурьху лишь часть своего труда посвящает защите этого предания, то Тирехан всю свою книгу посвящает именно ему.

Оба автора демонстрируют знакомство с реальными фактами из жизни святого, о которых сам Патрик говорит в «Исповеди» и «Послании». Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, читали ли Мурьху и Тирехан непосредственно писания Патрика или же они узнали об этих событиях из устных преданий, имевших хождение в их время. Так, Бьюри считал, что, по крайней мере, Тирехан читал «Исповедь» святого Патрика[38], тогда как Людвиг Билер полагал, что оба автора были знакомы лишь с устным преданием о святом, откуда и почерпнули факты из его биографии[39].

В любом случае, факт возникновения житий святого Патрика в конце VII века, спустя двести лет после его смерти, объясняется особыми церковно-политическими событиями того периода в Ирландии и прежде всего борьбой кафедры Армы за возможность быть кафедрой святого Патрика и, следовательно, верховным престолом всей Ирландии. Как свидетельствует современное положение Армы, ему это удалось. В наше время именно Арма является верховной кафедрой Ирландии. И именно здесь находятся кафедры примасов Ирландии Католической и Англиканской церквей. И независимо от того, защищала ли кафедра Армы в VII веке свои естественные привилегии, данные ей, возможно, самим святым Патриком или же ее претензии на особое положение возникли именно в этот период, в любом случае борьбу за преемственность и верховную власть в Церкви кафедра Армы выиграла.

 

Библиография

Bieler L. The Life and Legend of Saint Patrick. Dublin: Clonmore& Reynolds, 1949.

Bieler L. The Patrician texts in the book of Armagh. Dublin, 1979.

Binchy D. A. Patrick and His Biographers, Ancient and Modern. Dublin: Studia Hibernica 2 (1962). P. 7–173.

Bury J. B. The Life of St Patrick and his Place in History. London, 1905.

De Paor L. St Patrick’s World. Dublin, 1993.

Esposito M. Notes on Latin Learning and Literature in Medieval Ireland: part V, Latin Lives of St. Patrick. // Hermathena, 50 (1937). P. 139–183.

Hanson R. P. C. Saint Patrick: His Origin and Career. Oxford: Clarendon, 1968.

Hanson R. P. C. The Life and Writings of the Historical St Patrick. New York: Seabury Press, 1983.

Hanson R. P. C. The Omissions the Text of the Confession of St Patrick in the Book of Armagh // Studia Patristica, 12 (1975). P. 91–95.

Libri Epistolarum Sancti Patricii Episcopi / Bieler L. éd. Dublin, 1952.

Libri Sancta Patricii / White N. éd. Dublin: University of Dublin Press, 1905.

O’Loughlin Th. Discovering Saint Patrick. New Jersey, 2005.

O’Loughlin Th. Saint Patrick: The Man and His Work. London, 1999.

MacNeill E. The Native Place of St. Patrick // Royal Irish Academy Proceedings XXXVII Sect.C No. 6 (1926). P. 118–140.

Mohrmann C. The Latin of St Patrick. Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1961.

O’Rahilly T. F. The Two Patricks: A Lecture on the History of Christianity in Fifth Century Ireland. Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1942.

Ryan J. A. A Difficult Phrase in the Confession of St. Patrick // Irish Ecclesiastical Records, 52 (1938). P. 293–299.

Thompson E. A. Who was Saint Patrick? Woodbridge: Boydell & Brewer, 1999

 


[1] Freeman Ph. St. Patrick of Ireland. A Biography. New York, 2005. P. 197; Мейендорф Иоанн, прот. Единство империи и разделения христиан. Церковь в 450–680 годах. М., 2012. С.192.

 

[2] S. Patricii. Confessio. // PL. 53. Col. 801; S. Patricii. Epistola ad Coroticum tyrannum // PL. 53. Col. 813; Критические издания творений св. Патрика на латинском языке: White N. J. D. Libri Sancti Patricii: The Latin Writing of St Patrick. Dublin, 1905. P. 235–260; Libri Epistolarum Sancti Patricii Episcopi / Bieler L. éd. Dublin, 1952. P. 56–103; Saint Patrick. Confession et Lettre à Coroticus // Sources Chrétiennes. Vol. 249 / R. P. C. Hanson, éd. Paris, 1978. P. 70–153.

[3] Muirchu moccu Machteni. Vita sancti Patricii // The Patrician texts in the book of Armagh / Bieler L., éd. Dublin, 1979. P.61.

[4] John Gwyn. Liber Ardmachanus: the book of Armagh. Charleston: Nabu Press, 2011.

[5] Бондаренко Г. В., Шкунаева С. В. Мурьху мокку Махтени: христианизация Древней Ирландии и рождение национальной святости // Одиссей. Человек в истории. М., 2006.

[6] Bieler L. The Patrician texts in the book of Armagh. Dublin, 1979. P. 1.

[7] Bieler L. The Patrician texts in the book of Armagh. Dublin, 1979. P. 1.

[8]Ibid.

[9] Пс. 109, 4.

[10] Vita 1, 7. Цит. по: Бондаренко Г. В, Шкунаева С. В. Мурьху мокку Махтени: христианизация Древней Ирландии и рождение национальной святости // Одиссей. Человек в истории. М., 2006. С. 357.

[11] Phillips Andrew Fr. Orthodox Christianity and the Old English Church. 1988. P. 5.

[12] Ibid. P.8.

[13] Walsh J. R. and Bradley Th. A History of Irish Church 400–700 A. D. Dublin, 2005. P.159.

[14] Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / В. В. Эрлихман, пер. СПб., 2001. C. 107.

[15] Walsh J. R., Bradley Th. A History of Irish Church 400–700 A. D. Dublin, 2005. P.163.

[16] Vita 2, 4.

[17] Vita 2, 6.

[18] Confessio 51.Здесь и далее цит. по: Патрик Ирландский св. Исповедь. Пер. П. Ерофеева. Общество Святого Креста. СПб, 2001.

[19] Попенсков А. С. Бригитта // Православная Энциклопедия. М., Год издания тома. Т. 6. С. 247.

[20] Там же.

[21] Wendy Davies. The Celtic kingdoms // The New Cambridge Medieval History by Paul Fouracre. Cambridge, 2005. Vol. 1. P. 240.

[22] Ibid. P. 241.

[23] Vita 1, 15–22.

[24] Vita 1, 21.

[25] Confessio 62.

[26] Ibid. 41.

[27] Ibid. 42.

[28] Ibid. 52,53.

[29] Tirechan 12. Цит. по: Tirechan. Collectanea de sancto Patricio // The Patrician texts in the book of Armagh / Bieler L. éd. Dublin, 1979. P. 122–165.

[30] Vita 2, 4–5.

[31]Vita 2, 13–14.

[32] Tirechan. Collectanea de sancto Patricio // The Patrician texts in the book of Armagh / Bieler L. éd. Dublin, 1979. P. 122–165.

[33] Bury J. B. Tírechán's Memoir of St. Patrick // The English Historical Review. 17–66 (1902). P. 235.

[34]The Patrician texts in the book of Armagh / Bieler L. éd. Dublin, 1979. P. 36.

[35] Tirechan 1–8.

[36] Tirechan, 12.

[37] Ibid, 18.

[38] Bury J. B. The Life of St Patrick and his Place in History. London, 1905. P. 248–251.

[39] Bieler L. The Patrician texts in the book of Armagh. Dublin, 1979. P. 35–37.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...