Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Радикальная американская социологическая юриспруденция (реалистическая школа права) (О. Холмс, К. Ллевеллин, ДЖ. Фрэнк Т. Арнольд)
В рамках реалистической школы права выделяют два направления: умеренное, которое представлено, на наш взгляд, Дж. Холмсом и К. Ллевеллином, и крайнее, среди сторонников которого можно назвать Дж. Фрэнка, Т. Арнольда. Карл НикерсонЛлевеллин (1893–1962) – выдающийся американский юрист, родился в Западном Сиэтле, штат Вашингтон. В 1895 г. с семьей переехал в Нью-Йорк, а в 1909 г. окончил Высшую школу для мальчиков в Бруклине. Затем обучался в Мекленбурге (Германия), где жил у родственников друга его семьи. За три года, проведенные в Германии, Ллевеллин хорошо усвоил немецкий язык. В 1911 г., посетив Университет Лозанны в Швейцарии, он поступил в Йельский колледж. Весной 1914 г. для изучения латинского и французского языков он проучился семестр в Сорбонне в Париже. Ллевеллин был еще студентом, когда вспыхнула Первая мировая война, и хотя его не призывали в армию, он сражался с прусской армией на западном фронте и был награжден Железным Крестом. После ранения в ноябре 1914 г. он провел почти три месяца в военном госпитале. Юр.образование В своем становлении юридическое образование в США прошло несколько ключевых этапов. Первый период хронологически можно определить с конца XVIII века до 70-х годов XIX века. Он характеризовался отсутствием структурированного юридического образования, не были определены требования, предъявляемые к юристам. Для получения звания адвоката было достаточно нескольких лет ученичества в адвокатской конторе. Тем не менее именно в этот период были созданы первые школы права, обучающие профессиональных юристов. Второй этап развития юридического образования в США приходится на 70-е годы XIX века – начало XX века. Модель юридического образования, сложившаяся в этот период, получила название «гарвардской». Бурное развитие экономики и социальной сферы потребовали квалифицированных профессионалов в области управления и юридических услуг. В это время возрастают требования, предъявляемые к студентам и выпускникам правовых школ. В 1878 году была создана Ассоциация американских юристов (адвокатов), основной целью которой было внедрение новых образовательных стандартов, а также организация строгой дисциплинарной системы для контроля за качеством юридического образования. Деятельность ассоциации к началу ХХ века полностью исключила альтернативные пути получения юридического образования через ученичество и вечерние (заочные) школы. Обязательным условием приобретения юридического образования стало наличие диплома университета. Это надолго сделало юридическое образование элитарным, так как на начало ХХ века только 1–2 % населения США оканчивали вузы. Именно в этот период сложилась структура юридического образования, которая с незначительными изменениями действует в настоящее время. Реформу юридического образования провел декан школы права Гарвардского университета К.К. Лангдел. Он предложил и апробировал совершенно новую программу подготовки юристов. Обучение в Гарварде составляло три года, в течение которых студенты прослушивали определенный набор курсов с обязательными экзаменами по каждому из них. Неуспевающих студентов отчисляли. В учебный план, составленный Лангделом, входили такие предметы, как иски (деликты), контракты, имущественное право и гражданский процесс. Он же вместе с группой преподавателей написал первые американские учебники по праву. Также этот период характеризуется изменением в процессе подбора преподавательских кадров. На место юристов-практиков, совмещающих преподавательскую деятельность с основной работой, пришли преподаватели-практики, то есть закончившие свою карьеру судьи, адвокаты, сенаторы, к тому же преподавательский состав юридических факультетов пополнялся за счет ученых, занимающихся научной деятельностью. Еще одной специфической чертой «гарвардской модели» юридического образования является усиление практической направленности процесса обучения: разбор конкретных дел, учебные судебные процессы, работа с документами. Современники критиковали «гарвардскую модель» за недостаточность практической подготовки специалистов. Сторонники данной системы обучения полагали, что в эпоху реформ и динамичного развития права многофункциональная подготовка юристов является более оправданной, поскольку такой юрист будет гораздо больше адаптирован к потенциальным переменам в правовой сфере. В целом, «гарвардская модель» была продуктом своего времени, до определенного этапа развития государства и общества она соответствовала поставленным перед ней требованиям. Начало следующего этапа становления юридического образования в США приходится на кризисное время конца 20-х – начала 30-х годов XX века и связано с деятельностью юридической организации «Правовые реалисты» и проведеним политики «нового курса». Реалисты утверждали, что право надо изучать и преподавать как социальный продукт, соединив юриспруденцию и общественные реалии, а также настаивали на усилении практической ориентации юридического образования. Реализация политики «нового курса» породила необходимость в преподавании таких дисциплин, как трудовое право, налоговое право, антитрестовское законодательство, ценные бумаги, экологическое право. Позднее социальные потрясения 60–70-е годов ХХ века заставили включить в учебный план юридических факультетов предметы, изучающие права женщин, афро-американцев, вопросы дискриминации. Современное юридическое образование в США представляет собой консолидацию нескольких моделей. К особенностям американского юридического образования можно отнести узкую специализацию, практическую направленность подготовки юристов, а также специфическую форму организации учебного процесса. В настоящее время в США насчитывается 185 аккредитованных учебных заведения, осуществляющих подготовку юристов [5]. Американская ассоциация юристов, уполномоченная Министерством образования США, разрабатывает и утверждает требования, которым должен соответствовать юридический вуз для того, чтобыполучить официальный статус. Начиная с конца XIX века высшее юридическое образование в США является только «вторым высшим». Для поступления в юридическую школу (колледж) необходимо получить общее высшее образование и диплом «бакалавра искусств». Срок обучения составляет 3 года. Юридические факультеты строят учебный процесс в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатывает ассоциация американских юристов с учетом требований, предъявляемых к кандидату при поступлении в адвокатуру [6]. Однако образовательные стандарты, предлагаемые американским вузам, не носят столь жестко регламентированного характера, как в постсоветских странах. Обязательный перечень дисциплин устанавливается только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено только минимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент [7]. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное, административное право, профессия юриста. Например, в школе права Нью-Йоркского университета набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts (контракты), Torts (деликтное право), CivilProcedure (гражданский процесс), ConstitutionalLaw (конституционное право), Lawyering (профессия юриста). Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную направленность: до 95 % предметов, изучаемых студентами, относятся к программам специализации. Из предлагаемого набора курсов студенты выбирают наиболее интересные для себя, но при этом они обязаны сдать экзамены по установленному количеству дисциплин. В оставшиеся 5% входят предметы общегуманитарного профиля, такие как философия права, психология, педагогика. Многие университеты организуют лекции по интересным и актуальным темам историко-теоретического толка. Другой существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Для чтения многих курсов привлекаются практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты. В американских вузах нет деления занятий на лекционные и семинарские. Занятие на юридических факультетах США представляет собой активный диалог преподавателя со студентами. Метод обучения заключается в анализе прецедентов и решений апелляционных судов. Основной целью, стоящей перед образованием, является развитие аналитических способностей студента, а не только овладение определенным набором знаний. Перед каждым занятием преподаватели направляют студентам задания и список литературы, обязательной для ознакомления, поэтому само занятие превращается в беседу лектора с учениками. Часто преподаватели устраивают разбор конкретных дел, учебные суды. Многие курсы должны содержать практический компонент. Таким образом, большое значение в образовательном процессе имеет самостоятельная работа студентов. Во время обучения будущие юристы приобретают навыки самостоятельного анализа законодательного материала и судебных решений. Также школы права предлагают несколько курсов, которые формируют умения работы с документами. Это «Правовой практикум» (Йельский университет), «Составление юридических документов» (Гарвардский университет), «Составление проектов контрактов» (Пенсильванский университет). Также многие курсы предполагают, что учащиеся должны подготовить необходимый набор документов в рамках дисциплин, посвященных судебным разбирательствам. Кроме того, учебные планы американских вузов подлежат перманентному изменению, постоянно вводятся новые дисциплины и модернизируются существующие. Такие нововведения зависят от конъектурных потрібностей общества и государства. Например, уже с 2009 года в НьюЙоркской школе права был введен курс «Кризис 2008», с этого же времени дисциплина «Мировой экономический кризис» преподается в Йельском университете. В большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по исламскому праву, в связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой экономике и культуре: «Гендерные проблемы в исламском праве», «Сила и закон в исламском мире» (НьюЙоркский университет), «Исламское право» (Мичиганский университет), «Введение в мусульманское право» (Гарвардский университет) и т. д. Из приведенных примеров видно, что юридическое образование в США стремится выполнить тот социальный заказ, который предъявляет к нему общество и государство. Согласно данному докладу, американский юрист должен обладать необходимым набором компетентностей, которые должны быть сформированыво время обучения. К таким компетентностям относятся: • решение проблем; • юридический анализ и оценка; • изучение юридической литературыи документов; • изучение фактов; • коммуникативность; • консультирование; • ведение переговоров; • знание процедур, связанных с судебными спорами, и альтернативные способыразрешения споров; • организация и управление в области юридической работы; • выявление и разрешение проблем этического характера. Также в докладе Ассоциации говорится о наличии определенных ценностей, определяющих работу юриста. Это: • компетентное представительство интересов клиента; • содействие укоренению принципов правосудия, справедливости и морали; • профессиональное самосовершенствование. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |