Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Радикальная американская социологическая юриспруденция (реалистическая школа права) (О. Холмс, К. Ллевеллин, ДЖ. Фрэнк Т. Арнольд)




В рамках реалистической школы права выделяют два направления: умеренное, которое представлено, на наш взгляд, Дж. Холмсом и К. Ллевеллином, и крайнее, среди сторонников которого можно назвать Дж. Фрэнка, Т. Арнольда.

Карл НикерсонЛлевеллин (1893–1962) – выдающийся американский юрист, родился в Западном Сиэтле, штат Вашингтон. В 1895 г. с семьей переехал в Нью-Йорк, а в 1909 г. окончил Высшую школу для мальчиков в Бруклине. Затем обучался в Мекленбурге (Германия), где жил у родственников друга его семьи. За три года, проведенные в Германии, Ллевеллин хорошо усвоил немецкий язык. В 1911 г., посетив Университет Лозанны в Швейцарии, он поступил в Йельский колледж. Весной 1914 г. для изучения латинского и французского языков он проучился семестр в Сорбонне в Париже. Ллевеллин был еще студентом, когда вспыхнула Первая мировая война, и хотя его не призывали в армию, он сражался с прусской армией на западном фронте и был награжден Железным Крестом. После ранения в ноябре 1914 г. он провел почти три месяца в военном госпитале.
Ллевеллин вернулся в Соединенные Штаты в 1915 г. и, продолжив обучение в Йельском университете, поступил в Йельскую школу права. В течение трех лет он работал редактором Йельского журнала права, где опубликовал многие свои статьи. В 1918 г., окончив обучение, Ллевеллин остался преподавать в Школе права (главным образом коммерческое право, которое позже стало его специальностью). В сентябре 1920 г., считая, что практический опыт важен для академической карьеры, он устроился работать в юридический отдел Национального Сити Банка в Нью-Йорке. Вскоре после того, как его приняли на работу, банк распустил юридический отдел и передал ведение своих дел юридической фирме Шермана и Стерлинга. Ллевеллин также был переведен на новую работу и продолжил заниматься банковским правом. Спустя два года он решил вернуться к образовательной деятельности и был принят на должность доцента в Йельскую школу права.
С 1925 г. до 1951 г. Ллевеллин работал в Школе права Колумбийского университета, в 1948–1949 гг. читал лекции в Гарвардской школе права. В этот период он стал профессором, написал много научных работ, включая «Куст ежевики» (1930), предназначенный для первокурсников юридического факультета. Он также написал и издал ведущую работу в сфере коммерческого права «Казусы и материалы по торговому праву» (1930). Его труды захватывали и неюридические области. Примером служит работа по антропологии «Шайеннский путь» (1941), написанная в соавторстве с антропологом АдамсономХобелем, где рассматривались особенности правового материала и самобытность Шайеннских индейцев. Ллевеллин также активно участвовал в деятельности различных общественных организаций.
В 1951 г. Ллевеллин приступил к работе в Университете Чикагской школы права, где преподавал в течение почти десяти лет и выступил главным докладчиком по поводу Унифицированного коммерческого кодекса, разработанного в начале 1950-ых гг.
Будучи профессором права в Колумбийском университете, Ллевеллин был приглашен в 1928 г. читать лекции по американской системе прецедентного права в Лейпцигском университете, где в 1931–1932 гг. он вновь читал лекции уже по социологии права. Являясь противником фашизма, он больше не вернулся в Германию. Ллевеллин умер, не успев осуществить еще одну поездку в Германию с лекциями. Незадолго до его смерти была опубликована его последняя работа «Традиция общего права» (1960). Карл НикерсонЛлевеллин умер в Чикаго 13 февраля 1962 г. Уже после его смерти были изданы такие его работы, как «Система прецедентного права в Америке» (1989) (на базе лекций, опубликованных в Германии на немецком языке в 1933 г.), «Юриспруденция: реализм в теории и практике» (1962).
Ллевеллин, исследовавший такие сферы, как торговое право, договорное право, судебная практика (прежде всего апелляционная инстанция), социология права, антропология, является, пожалуй, самым значительным среди правовых реалистов. Его биограф Уильям Твининг назвал его «самым романтичным из правовых реалистов и самым земным из теоретиков права». Наиболее полно правовой реализм Ллевеллина отражен в таких его работах, как «Куст ежевики», «Система прецедентного права в Америке», «Традиция общего права».
«Куст ежевики» – это лекции, прочитанные студентам-первокурсникам юридического факультета Колумбийского университета. Представленные в этой работе идеи правового реализма привлекли к нему внимание. Ученый известен своим заявлением, относящимся к судьям, шерифам, клеркам, тюремным служащим и адвокатам, согласно которому «то, что делают эти должностные лица при разрешении споров и есть само право». Он утверждал, что необходимо изучать правовые решения, чтобы понять, что судьи находятся под влиянием многих факторов, не имеющих ничего общего с правом. Ллевеллин писал: «В течение долгого пути, для крупномасштабного изменения и роста доктрины и наших правовых институтов… практически незаметные изменения… оказываются более значимы, чем исторически ключевые моменты». Таким образом, он верил, что юристы должны уметь находить убедительные аргументы, которые подчеркивают специфичность дела, так как именно эти факты иногда могут оказывать больший эффект на конечный результат, чем подлежащее применению право.
«Система прецедентного права в Америке», основанная на лекциях 1933 г., отличается большей сложностью, так как предназначалась для лиц более опытных, уже знакомых с гражданским правом, что дало возможность Ллевеллину изложить свои взгляды более углубленно.
Описание правовых реалистов, сделанное Ллевеллином, является одним из лучших. Он выделил следующие основные точки соприкосновения их взглядов:
1. Концепция права в развитии, в движении и в судебном правоприменении.
2. Концепция права не как самоцели, а как средства для достижения социальных целей.
3. Концепция более быстрого развития общества по сравнению с правом.
4. Временный разрыв между сущим и должным с целью изучения.
5. Недоверие к традиционным правовым нормам и понятиям, которые якобы отражают то, что реально делают суды или люди.
6. Наряду с этим недоверием к традиционным нормам существует недоверие к теории, согласно которой традиционные предписывающие нормативные формулировки являются реально действующим фактором при вынесении судебных решений.
7. Уверенность в целесообразности группировать судебные дела и правовые ситуации в более узкие категории.
8. Настойчивое требование оценки последствий каждой части права.
9. Настойчивое требование непрерывной и программной атаки на правовые проблемы по всем указанным направлениям.
Все эти идеи, по сути, не являлись новыми, но важно было начать последовательно, настойчиво и упорно их осуществлять.
По Ллевеллину, 1, 2, 3 и 5-й из вышеперечисленных пунктов, хотя и характерны для представителей движения реалистов, не отражают их специфику, а остальные пункты (4, 6, 7, 8 и 9-й) являются отличительными признаками движения. Люди и работы, отвечающие этим характеристикам, для Ллевеллина «реалистичны», как бы их не называли иначе.
Реалисты отстаивали точку зрения, что право – это не дедуктивная наука. Ллевеллин и правовые реалисты делают акцент на фактах определенного случая, а не на общих правовых нормах..Ллевеллин приуменьшает роль норм в вынесении судебных решений и считает более значительной роль других факторов, но в то же время он борется с «непродуманными» версиями правового реализма, отвергая те, где полностью отбрасывались правовые нормы, и где правовые решения считались результатом каких-то личных предпочтений судьи.
Далее положения социально-правовых теорий Дж. Холмса и К. Ллевеллина были развиты представителями крайнего крыла реалистов, которые довели их до гротесковых форм. Их теории довольно разнообразны и многочисленны.

Юр.образование

В своем становлении юридическое образование в США прошло несколько ключевых этапов. Первый период хронологически можно определить с конца XVIII века до 70-х годов XIX века. Он характеризовался отсутствием структурированного юридического образования, не были определены требования, предъявляемые к юристам. Для получения звания адвоката было достаточно нескольких лет ученичества в адвокатской конторе. Тем не менее именно в этот период были созданы первые школы права, обучающие профессиональных юристов.

Второй этап развития юридического образования в США приходится на 70-е годы XIX века – начало XX века. Модель юридического образования, сложившаяся в этот период, получила название «гарвардской». Бурное развитие экономики и социальной сферы потребовали квалифицированных профессионалов в области управления и юридических услуг. В это время возрастают требования, предъявляемые к студентам и выпускникам правовых школ. В 1878 году была создана Ассоциация американских юристов (адвокатов), основной целью которой было внедрение новых образовательных стандартов, а также организация строгой дисциплинарной системы для контроля за качеством юридического образования. Деятельность ассоциации к началу ХХ века полностью исключила альтернативные пути получения юридического образования через ученичество и вечерние (заочные) школы. Обязательным условием приобретения юридического образования стало наличие диплома университета. Это надолго сделало юридическое образование элитарным, так как на начало ХХ века только 1–2 % населения США оканчивали вузы. Именно в этот период сложилась структура юридического образования, которая с незначительными изменениями действует в настоящее время. Реформу юридического образования провел декан школы права Гарвардского университета К.К. Лангдел. Он предложил и апробировал совершенно новую программу подготовки юристов. Обучение в Гарварде составляло три года, в течение которых студенты прослушивали определенный набор курсов с обязательными экзаменами по каждому из них. Неуспевающих студентов отчисляли. В учебный план, составленный Лангделом, входили такие предметы, как иски (деликты), контракты, имущественное право и гражданский процесс. Он же вместе с группой преподавателей написал первые американские учебники по праву. Также этот период характеризуется изменением в процессе подбора преподавательских кадров. На место юристов-практиков, совмещающих преподавательскую деятельность с основной работой, пришли преподаватели-практики, то есть закончившие свою карьеру судьи, адвокаты, сенаторы, к тому же преподавательский состав юридических факультетов пополнялся за счет ученых, занимающихся научной деятельностью. Еще одной специфической чертой «гарвардской модели» юридического образования является усиление практической направленности процесса обучения: разбор конкретных дел, учебные судебные процессы, работа с документами. Современники критиковали «гарвардскую модель» за недостаточность практической подготовки специалистов. Сторонники данной системы обучения полагали, что в эпоху реформ и динамичного развития права многофункциональная подготовка юристов является более оправданной, поскольку такой юрист будет гораздо больше адаптирован к потенциальным переменам в правовой сфере.

В целом, «гарвардская модель» была продуктом своего времени, до определенного этапа развития государства и общества она соответствовала поставленным перед ней требованиям. Начало следующего этапа становления юридического образования в США приходится на кризисное время конца 20-х – начала 30-х годов XX века и связано с деятельностью юридической организации «Правовые реалисты» и проведеним политики «нового курса». Реалисты утверждали, что право надо изучать и преподавать как социальный продукт, соединив юриспруденцию и общественные реалии, а также настаивали на усилении практической ориентации юридического образования. Реализация политики «нового курса» породила необходимость в преподавании таких дисциплин, как трудовое право, налоговое право, антитрестовское законодательство, ценные бумаги, экологическое право. Позднее социальные потрясения 60–70-е годов ХХ века заставили включить в учебный план юридических факультетов предметы, изучающие права женщин, афро-американцев, вопросы дискриминации.

Современное юридическое образование в США представляет собой консолидацию нескольких моделей. К особенностям американского юридического образования можно отнести узкую специализацию, практическую направленность подготовки юристов, а также специфическую форму организации учебного процесса. В настоящее время в США насчитывается 185 аккредитованных учебных заведения, осуществляющих подготовку юристов [5]. Американская ассоциация юристов, уполномоченная Министерством образования США, разрабатывает и утверждает требования, которым должен соответствовать юридический вуз для того, чтобыполучить официальный статус. Начиная с конца XIX века высшее юридическое образование в США является только «вторым высшим». Для поступления в юридическую школу (колледж) необходимо получить общее высшее образование и диплом «бакалавра искусств». Срок обучения составляет 3 года. Юридические факультеты строят учебный процесс в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатывает ассоциация американских юристов с учетом требований, предъявляемых к кандидату при поступлении в адвокатуру [6]. Однако образовательные стандарты, предлагаемые американским вузам, не носят столь жестко регламентированного характера, как в постсоветских странах. Обязательный перечень дисциплин устанавливается только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено только минимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент [7]. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное, административное право, профессия юриста. Например, в школе права Нью-Йоркского университета набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts (контракты), Torts (деликтное право), CivilProcedure (гражданский процесс), ConstitutionalLaw (конституционное право), Lawyering (профессия юриста). Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную направленность: до 95 % предметов, изучаемых студентами, относятся к программам специализации. Из предлагаемого набора курсов студенты выбирают наиболее интересные для себя, но при этом они обязаны сдать экзамены по установленному количеству дисциплин. В оставшиеся 5% входят предметы общегуманитарного профиля, такие как философия права, психология, педагогика. Многие университеты организуют лекции по интересным и актуальным темам историко-теоретического толка.

Другой существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Для чтения многих курсов привлекаются практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты. В американских вузах нет деления занятий на лекционные и семинарские. Занятие на юридических факультетах США представляет собой активный диалог преподавателя со студентами. Метод обучения заключается в анализе прецедентов и решений апелляционных судов. Основной целью, стоящей перед образованием, является развитие аналитических способностей студента, а не только овладение определенным набором знаний. Перед каждым занятием преподаватели направляют студентам задания и список литературы, обязательной для ознакомления, поэтому само занятие превращается в беседу лектора с учениками. Часто преподаватели устраивают разбор конкретных дел, учебные суды. Многие курсы должны содержать практический компонент. Таким образом, большое значение в образовательном процессе имеет самостоятельная работа студентов. Во время обучения будущие юристы приобретают навыки самостоятельного анализа законодательного материала и судебных решений. Также школы права предлагают несколько курсов, которые формируют умения работы с документами. Это «Правовой практикум» (Йельский университет), «Составление юридических документов» (Гарвардский университет), «Составление проектов контрактов» (Пенсильванский университет). Также многие курсы предполагают, что учащиеся должны подготовить необходимый набор документов в рамках дисциплин, посвященных судебным разбирательствам. 

Кроме того, учебные планы американских вузов подлежат перманентному изменению, постоянно вводятся новые дисциплины и модернизируются существующие. Такие нововведения зависят от конъектурных потрібностей общества и государства. Например, уже с 2009 года в НьюЙоркской школе права был введен курс «Кризис 2008», с этого же времени дисциплина «Мировой экономический кризис» преподается в Йельском университете. В большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по исламскому праву, в связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой экономике и культуре: «Гендерные проблемы в исламском праве», «Сила и закон в исламском мире» (НьюЙоркский университет), «Исламское право» (Мичиганский университет), «Введение в мусульманское право» (Гарвардский университет) и т. д. Из приведенных примеров видно, что юридическое образование в США стремится выполнить тот социальный заказ, который предъявляет к нему общество и государство.

Согласно данному докладу, американский юрист должен обладать необходимым набором компетентностей, которые должны быть сформированыво время обучения. К таким компетентностям относятся: 

• решение проблем; • юридический анализ и оценка;

• изучение юридической литературыи документов; • изучение фактов;

• коммуникативность; • консультирование; • ведение переговоров; • знание процедур, связанных с судебными спорами, и альтернативные способыразрешения споров;

• организация и управление в области юридической работы; • выявление и разрешение проблем этического характера.

Также в докладе Ассоциации говорится о наличии определенных ценностей, определяющих работу юриста. Это: • компетентное представительство интересов клиента; • содействие укоренению принципов правосудия, справедливости и морали; • профессиональное самосовершенствование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...