Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитание толерантности в классе.




 

Последнее время в детской, а особенно в подростковой среде, распространена неоправданная агрессия по отношению к сверстникам другой национальности или религиозных убеждений. На это много причин. СМИ часто подбадривают негативные настроения, вызывая иногда приступы внезапной агрессии в среде многих групп людей. Такие настроения проникают и в школы, в еще несформировавшиеся умы молодежи. В настоящее время министерство образования нашей страны должно больше посвящать времени решению этих проблем и вопросов. В связи с этим активизируются поиски способов эффективных механизмов воспитания детей в атмосфере толерантности и терпимости по отношению к другим, принятию их культур, прав и свобод непохожих, но близко живущих с тобой людей.

Отрочество – это возраст, когда ребенок еще полностью духовно не сформировался. Подросток уже стремительно включается в повседневное бытие, формируются взгляды, им адаптируются различные социальные роли. Огромная жизненная нацеленность зависит от субъективного отношения подростка к миру в целом и конкретно к себе, к социуму. Быть терпимым и доверять – это фундамент для реализации выбора будущих поколений в сторону мира, и бесконфликтного сосуществования народов как на территории одного государства, так и на всей планете. Укрепление в системе образования позиций толерантности, само положительное отношение к этому понятию – это важнейший вклад сферы преподавания в совершенствование культуры страны и планеты в целом. 

Проблемы толерантности не перестают оставаться актуальными особенно в связи с последними событиями, происходящими на землях соседних с Российской Федерацией территориях Украины, Грузии, стран Балтии. Мы несколько лет и, наверное, с болью в сердце наблюдали интолерантную картину в некоторых пограничных с нами странах, в особенности на Украине. Искоренялась открыто русская культура, цинично извращалась общая история, ущемлялся русский язык. И все это творили руки прозападных властей, относившихся с пренебрежением к миллионам русскоговорящим гражданам своей страны, к гражданам, которые веками создавали и защищали города, для которых Малая Россия - Родина Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова и других известных русских и советских писателей – родной дом. Семена раздора и нетерпимости были посеяны десятилетия назад в культурной среде, СМИ, а главное в украинском образовании. Дети, как губки, годами впитывали пропахшую нетерпимостью к «русским-оккупантам», просто «сгнившую» от национализма и нацизма информацию, навязываемую им лгущими учебниками и воскрешенными кумирами – убийцами, считавшимися когда-то в их стране (хотя и недолгое время) предателями, пособниками фашизма. Ложные, но свежие идеалы породили целое поколение заблудшей фанатично и агрессивно настроенной бессовестной украинской молодежи, способной убить только за то, что ты русский или говоришь по-русски, способной, словно сумасшедшие, прыгать на центральных площадях своих городов, даже в некоторых городах-героях, переживших немецкую оккупацию, видевших ужасы Великой Отечественной войны 40-ых гг., но выстоявших, прыгать и громко кричать: «Кто не скачет, тот москаль!» или «Москоляку на гуляку!». 

Итогом интолерантной политики стал глобальный рост числа молодежи настроенной решительно против жизнедеятельности говорящего по-русски украинского населения Юго-востока собственной страны, или теперь уже Новороссии. Эти события, в основе которых никогда не лежала толерантность, породили массовый геноцид, братоубийственную войну и как следствие раскол некогда единых государства и церкви на территории Украины.  

Современное общество диктует ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Толерантность или терпимость - стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира.

Итак, проблема толерантности – это проблема воспитания.

 Стать и оставаться толерантным – это кропотливая работа, требующая эмоциональных и интеллектуальных усилий, потому что успех возможен только на желании изменить себя, сложившиеся стереотипы и сознание.

Педагог – это наставник, и как говорил Я.А. Каменский: «Без примера ничему не выучишься», поэтому учителя должен быть образцом толерантного поведения, так как они являются примером для учащихся.

Толерантность – это одно из важных личных и профессиональных качеств современного педагога. Но не только в работе с детьми применимо это качество, оно обязательно и в работе с родителями и взрослыми. Среда взаимоотношений педагога и родителей последнее время становится все более требовательной и агрессивной к школе. Типичны примеры столкновений и непонимания мнений о детях и школе среди учителей и родителей. Для предупреждения, избегания и преодоления столкновений авторитетов, важно щадить самолюбие родителей при публичных и индивидуальных характеристиках ребят; необходимо сдерживать эмоции, общаясь с «тяжелыми» для себя родителями; чаще проявлять интерес к домашним условиям детей, стараться содержательнее информировать о различных сферах жизни детского коллектива; также следить за хоть и небольшими успехами ребенка.

Толерантности родителей к самому себе педагог достигнет, лишь по возможности проявляя (во всяком случае - внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям.

Учитель должен воспитывать в себе толерантность. Это произойдет через осознание важности своей профессии, предполагающей самоуважение и желание уважать других людей и детей.

Педагог, который воспитал толерантность в себе, без трудности воспитает ее и в детях. Для того чтобы воспитывать чувство толерантности в ребятах педагогу нужно:

- воспитывать в любви;

- воспитывать в атмосфере мира;

- привлекать родителей в воспитании детей;

- стимулировать коллективную деятельность;

- определять важность позиции каждого ребенка, его чувства и эмоции;

- созидать дух справедливости и честности;

- не допускать манипулирование и авторитаризма;

- уметь вести диалог и проявлять солидарность и понимание;

- избегать грубой иерархичности классного коллектива;

- выстраивать свободную и демократическую обстановку в классе;

- быть личным примером для ребят;

- одобрять общие положительные успехи класса;

- демонстрировать, возможность приобретения и сохранения мира;

- поощрять самостоятельность учеников в решении проблемных вопросов;

- развивать у учеников чувства расположения друг другу.

Таким образом, воспитание в себе и доверенных тебе детях качества толерантности - одна из первоочередных задач для педагога, живущего в многонациональной и многоконфессиональной державе.Толерантность гарантирует установку и сохранность общности с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

 

Литература

1.http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1531

2. http://newsland.com/news/detail/id/354864/

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М., 2003.

4.http://pedsovet.su/publ/41-1-0-1013

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 109.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...