Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные учебные действия
| Самоанализ урока
|
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
| Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.
- Посмотрите в окно:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Урок окружающего мира начинается у нас.
| Проверяют готовность рабочего места к уроку.
| Регулятивные: организация своего рабочего места.
| 1 минута
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.
|
II. Актуализация знаний.
Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.
| Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
- Ребята, вспомните, какие царства живой природы мы с вами выделили на прошлом уроке. (Слайд1)
- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (Слайд 2).
- Верно.
Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они поражают нас многообразием поразительных форм (Слайд 3 «Разнообразие форм грибов»). Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе жильё на деревьях.
|
Дети отвечают, заполняют таблицу на доске и сверяют с информацией на слайде 1 «Царства живой природы».
- Грибы.
- Царство грибов.
| Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.
| 3 минуты.
На данном этапе уточняются первичные знания детей.
|
III. Постановка учебной задачи.
| Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.
-Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия (Слайд 4). А вы когда-нибудь задумывались, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство?
- Сегодня мы отправимся в гости к грибу-Хлебопёку – синьору Дрожжевому грибку.
Тема нашего урока «Удивительное рядом» (Слайд 5).
- Что бы вы хотели узнать о дрожжах?
|
Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к выводу:
- Для выпечки хлеба необходимы дрожжи.
Свободные высказывания детей.
Задачи:
- узнать, что собой представляют дрожжи;
- какого вида бывают дрожжи;
- ознакомиться с применением дрожжей.
| Коммуникативные:
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
| 3-4 минуты.
Формулируются тема и задачи урока.
|
IV. Усвоение новых знаний.
| Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль.
-Кто из вас видел дрожжи? Поднимите руки.
Взгляните на этот гриб (Демонстрация прессованных и сухих дрожжей). Всего существует более 100 видов дрожжевых грибков, но мы с вами сегодня знакомимся только с пекарскими дрожжами.
- Рассмотрите дрожжи, которые находятся у вас на тарелочках. Чем они отличаются?
- Можем мы зарисовать строение дрожжевого грибка?
- Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти грибы, мы возьмем в помощники микроскоп. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) (Слайд 6).
Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат дрожжей при помощи микроскопа и зарисовывать строение дрожжевого гриба на листах, лежащих у вас на партах.
- Сравните вашу работу с рисунком на слайде (Слайд 7) «Строение дрожжевого грибка»» и запишите названия частей гриба (материнская и дочерняя клетки).
|
Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения.
- Нет.
Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба.
| Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
| 10 минут
Формирование у учащихся конкретных представлений о дрожжевых грибах и их строении.
|
V.Физкультминутка.
| Давайте немного отдохнем.
По тропинке леший шёл.
На полянке гриб нашёл
(ходьба на месте).
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок
(приседания).
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся
(потягивания – руки вверх),
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
(присаживаемся за парты).
| Дети выполняют движения.
|
| 1-2 минуты.
Здоровьесберегающая технология.
|
VI. Первичное закрепление полученных знаний.
Цель: усвоение нового материала.
| Организует практическую работу.
- Ребята, как вы думаете, в пачках продают живые дрожжи или нет?
Находясь в спрессованном виде и на холоде, дрожжи не размножаются. Они могут длительное время сохранять свою жизнеспособность и в высушенном виде.
- Как заставить дрожжи работать?
Давайте проведем опыт. У вас на партах стоят два стакана – один с теплой водой, а другой с холодной. Добавьте в стакан с теплой водой чайную ложку сахара и размешайте его. Теперь в оба стакана насыпьте сухие дрожжи, которые лежат на тарелке. Помешайте и оставьте на время.
Пока наши дрожжи просыпаются, я предлагаю вам сыграть в игру «Кто быстрее и правильнее поставит тесто». Работаем в парах. Перед вами лежит конверт с карточками, возьмите его и выберите те карточки со словами, которые необходимы для приготовления теста (1 мин).
Теперь давайте проверим ваши ответы по слайду (Слайд 9): дрожжи, сахар, вода или молоко, соль, мука.
- Какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось?
- Давайте проверим ваши мнения - проведем простой опыт. Перед занятием я замесила тесто и поместила его в две баночки. Делаем отметки об уровне теста и размещаем одну баночку в тепле - у батареи, а другую на холоде и сквозняке – между рамами окна. В конце урока проверим, что из этого получится.
- А сейчас посмотрите, что происходит у вас в стаканчиках?
|
Предположительные ответы детей.
Свободные ответы детей. Вывод: нужно поместить их в воду.
Дети работают в парах.
Дети работают в парах.
(Слайд 8) «Правила работы в парах».
Свободные высказывания детей.
- В стакане с холодной водой без сахара дрожжи выпали в осадок, а в стакане с тёплой водой и сахаром образовалась пена.
Вывод: чтобы заставить дрожжи работать, нужна тёплая вода и сахар.
| Коммуникативные:
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.
| 13 минут.
На этом этапе проводится первичное закрепление умения использовать на практике полученные знания о свойствах дрожжевых грибов.
|
VII. Включение в систему знаний.
| - Как вы думаете, в чем причина образования «дырочек» в хлебе?
Хлеб, который приготовили с использованием дрожжей, всегда будет иметь пористую структуру. А секрет прост. При благоприятных условиях дрожжи начинают быстро размножаться, благодаря чему тесто увеличивается в объёме. Гриб живой, и он выделяет продукты обмена – углекислый газ. Именно его пузырьки поднимаются кверху и делают тесто рыхлым и пористым. Готовое тесто помещают в печку. Жар убивает дрожжевые грибы, а от пузырьков в хлебе остаются пустоты.
- Настало время проверить наши баночки с тестом и сделать вывод, какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось?
| Свободные высказывания детей.
Свободные высказывания детей. Вывод: тепло, исключение сквозняков, накрыть крышкой.
| Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
| 3 минуты.
На этом этапе закрепляли полученные знания о свойствах дрожжевого гриба.
|