Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.




Задания и вопросы 1

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) протосоциология; б) основные методологические традиции социологического знания; в) позитивистская социология; г) функционализм; д) социокультурный интегрализм; е) критическая традиция; ж) понимающая социология; з) символический интеракционизм; и) этнометодология; к) периодизация социологии; л) теория промышленного общества; м) идеальный тип; н) второй этап развития социологии.

 

1.Попытки рационального осмысления и анализа проблем общественной жизни людей, которые предпринимались в недрах социально-философского знания.

2. Позитивизм, «понимающая социология», критическая традиция, или «конфликтная социология».

3.Ориентация на «точное» исследование, «точные» методы, аналогичные методам естественных наук

4.Общество состоит из связанных друг с другом компонентов, которые своим взаимодействием поддерживают существование всей систе­мы

5. Анализ всего комплекса социального в контексте эволюции типов культуры.

6. Задачи научного социального познания – разоблачать любую идеологию в качестве ложного извращенного сознания; вскрывать ее классовые корни; критически исследовать социальные, прежде всего экономические, условия, которые ее породили и сделали возможной ее критику и практическое преобразование в интересах более прогрессивного класса.

7. Предмет социального знания - не объективно «правильный», но субъективно «предполагаемый» действующим индивидом смысл социального действия.

 8. Люди в процессе взаимодействия интерпретируют, объясняют себе значение символов, что одновременно и создает индивидуальность человека и служит основой взаимодействия людей.

9. Анализ разговорных высказываний и обнаружение скрытых структур поведения и соответствующих им смысловых структур.

10. Историческое развитие предмета социологии есть выражение существенных этапов концептуализации исторического процесса.

11. Экономика носит индустриальный характер и определяет тип социального порядка.

12. Общество осмысляется как государственно-монополистический, как организованный капитализм, как менеджериальное общество.

13. Внутренняя смысловая связь социального действия, взятая в «чистом виде» и рассмотренная с точки зрения ее культурного значения в контексте эпохи.

 

2. Укажите, кому из корифеев социологической науки соответствуют указанные даты жизни:

 

1. 1900-1980 1. О. Конт
2. 1834-1904 2. К. Маркс
3. 1851-1916 3. М. Вебер
4. 1889-1968 4. Э. Дюркгейм
5. 1902-1979 5. Г. Зиммель
6. 1858-1918 6. Т. Парсонс
7. 1858-1917 7. П. Сорокин
8. 1864-1920 8. М. Ковалевский
9. 1818-1883 9. Г. Тард
10. 1798-1857 10. Э. Фромм

 

3. Охарактеризуйте социально-экономические, политические и идейные предпосылки возникновения социологии в ХIХ веке.

1. Идея исторической эволюции стала господствующей в науке: 1) в ХVII веке; 2) в конце ХIХ века; 3) в эпоху НТР ХХ века. (Выберите правильный ответ.)

2. История человечества, с научной точки зрения, есть социальная эволюция, закономерно проходящая определенные стадии (ступени, фазы, формы). Этими стадиями являются, согласно О. Конту, ___________; согласно К. Марксу, ___________; согласно Г. Спенсеру, _____________; согласно Э. Дюркгейму, ______________; согласно М. Веберу, ______________.

3. Предмет социологии, согласно Э. Дюркгейму, социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками. Назовите их: 1) __________; 2) ______________.

4. Критики позитивистской традиции указывали на противоположность «наук о природе» и «наук о духе». В чем она состоит: 1) с точки зрения предмета; 2) с точки зрения метода.

5. Приведите примеры «идеальных типов» в традиции понимающей социологии.

6. Предложите определения предмета социологии в духе позитивизма, в духе понимающей социологии, в духе критической традиции.

7. Предложите вариант периодизации социологии ХХ века, сформулируйте основания предложенной периодизации.


 


Задания и вопросы 2

1.Укажите, кому из основоположников:

 

а) О. Конт; е) Э. Дюркгейм;
б) К. Маркс и Ф. Энгельс; ж) А. Тойнби;
в) Д. Гелбрейт; з) П. Сорокин;
г) О.Тоффлер; и) У. Ростоу;
д) Н. Данилевский; к) Г. Спенсер,

 

принадлежат следующие теории:

 

1. Концепция типов общества как социокультурных суперсистем.

2. Теория индустриального общества.

3. Концепция общества как социального организма.

4. Теория стадий экономического роста.

5. Теория общественно экономических формаций.

6. Концепция круговорота локальных цивилизаций.

7. Россия и Европа – самостоятельные культурно-исторические типы.

8. Концепция трех волн цивилизационного развития.

9. Теория нового индустриального общества.

10. Теория общественной солидарности.

 

2. Укажите, кто из ниже перечисленных мыслителей впервые в своих трудах разработал теорию индустриального общества:

 

а) К. Маркс; д) М. Вебер;
б) О. Конт; е) Н. Я. Данилевский;
в) Э. Дюркгейм; ж) Б. Н. Чичерин.
г) П. Сорокин;  

 

3. Укажите, кто из выдающихся деятелей науки считал, что первоосновой общества являются фундаментальные ценности и нормы, которыми люди руководствуются в своей жизни:

 

а) К. Маркс; в) Э. Дюркгейм;
б) С. Липсет; г) Р. Мертон.

 

4. Выделите пять основных блоков социальных компонентов общества:

а) человеческий;

б) материальный;

в) институциональный;

г) материально-вещественный;

д) идеологический;

е) духовный.

 

5. Укажите, кто из перечисленных мыслителей подразделял общества на открытые и закрытые:

 

а) О. Конт; г) Г. Спенсер;
Б) К. Поппер; д) К. Маркс.
в) Н. Смелзер  

 

6. Укажите, какие общества выделял Н. Азейнштадт:

 

а) традиционные; в) современные;
Б) переходные; г) общества постмодерна.

 

7. Проанализируйте теорию Э. Дюркгейма о социальной солидарности и ответьте на вопрос: «В чем заключается различие между механической и органической солидарностью?»

 

8. Какой смысл вкладываете Вы в понятие «современное» общество?


 


Задания и вопросы 3

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) закон; к) этикет;
б) ценности; л) доминирующая культура;
в) массовая культура; м) жаргон;
г) обычай; н) субкультура;
д) традиция; о) манеры;
е) обычное право; п) привычки;
ж) нравы; р) контркультура;
з) ценностные ориентации; с) элитарная культура.
и) народная культура;  

 

1. Традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

2. Обычаи, приобретающие моральное значение.

3. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

4. Совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти.

5. Механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение компонентов информационной культуры: символов, языка, обычаев, манер, этикета, законов, нравов.

6. Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д.

7. Индивидуальное отношение и выбор комплекса взаимосогласованных конкретных ценностей в качестве норм поведения.

8. Культура привилегированной части общества, созданная членами этого слоя или по заказу.

9. Культура, создаваемая анонимными творцами независимо от наличия у них той или иной профессиональной подготовки.

10. Культура, состоящая из компонентов, создаваемых профессиональными авторами и распространяемая большими тиражами или через средства массовой информации.

11. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

12. Видоизмененная часть общей культуры, носителями которой является большая социальная группа в данном обществе.

13. Культура социальной группы, противостоящая доминирующей культуре на основе конфликта с господствующими ценностями. 

14. Устойчиво закрепившиеся образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся под контролем только подсознания.

15. Стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения.

16. Принятый в особых социальных группах (слоях) комплекс правил стилизованного поведения.

17. Лингвистическое проявление субкультуры, порождаемое стремлением дать обычным словам необычные синонимы для языкового обозначения принадлежности субъекта к данной социальной группе.

2. Из приведенных для каждого вопроса вариантов выберите только один правильный.

 

1. Что из перечисленного не является элементом культуры?

 

а) родной язык; г) незнакомый язык;
б) привычки; д) основная столовая посуда.
в) идеалы;  

 

2. Что из перечисленного входит в Вашу культуру?

 

а) четыре действия арифметики; г) установка вигвама;
б) язык этрусков; в) азям (предмет русской одежды); д) квадратно-гнездовой способ посева кукурузы.

 

3. Что является показателем проявления псевдокультуры?

 

а) неудовлетворенность желания; г) разрушение среды обитания;
б) ошибочность результата; д) осуждение со стороны других людей.
в) недостаточность полученного результата;  

 

4. Культура сама по себе непосредственно не влияет:

а) на успешность деятельности; б) на восприятие; в) на здоровье; г) на перспективы развития социальной общности; д) на возможность адаптации к изменяющимся  условиям.

3.Рассмотрите ряд пословиц и афоризмов с точки зрения отражения в них механизмов и путей формирования и развития культуры:

а) с кем поведешься – от того и наберешься;

б) театр начинается с вешалки;

в) ласковое слово и кошке приятно;

г) сила есть – ума не надо;

д) язык без костей, а хребты ломает;

е) заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет.

4.Рассмотрите ряд аспектов личной культуры молодоженов для оценки совместимости их культур:

а) критерии оценки людей;

б) пристрастие к модным новинкам;

в) словарный запас и наиболее привычные обороты речи;

г) педантичность;

д) адекватность восприятия слов собеседника;

е) аккуратность в быту.

 



Задания и вопросы 4

 

1.Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) личность; и) норма;
б) диспозиция; к) социальный статус;
в) модальная личность; л) мотив;
г) индивид; м) социальный характер;
д) социальная роль; н) установка;
е) социализация; о) ценность;
ж) потребность; п) социальная адаптация;
з) базисный тип личности; р) интериоризация.

 

 

1. Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

2. Совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью.

3. Тип личности, наиболее часто встречающейся в данной культуре.

4. Личность, наилучшим образом отвечающая объективным условиям современного этапа развития общества, т. е. личность, которую общество провозглашает эталоном.

5. Более или менее постоянная социально и исторически обусловленная организация стремлений индивида и его возможностей их удовлетворять.

6. Совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений.

7. Устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли и чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

8. Процесс включения индивида в социальные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

9. Процесс приспособления индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, выступающим в качестве среды жизнедеятельности человека.

10. Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода внешних норм и ценностей во внутреннее «Я», обусловленный структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

11. Отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

12. Системное качество индивида, формирующееся в процессе вовлечения его в социальные отношения и сознательную деятельность.

13. Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития.

14. Побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта.

15. Любой объект (в том числе и духовный), имеющий значение для субъекта.

Предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

2. Ответьте на следующие вопросы.

1. Какова специфика социологического анализа личности?

2. Чем различаются понятия «индивид» и «личность»?

3. Почему правомерно утверждать, что личность – это социальная система?

4. Как формируются установки личности?

5. Какие виды поведения Вы знаете?

6. Что такое модальная и базовая личности? Приведите примеры.

7. Опишите социальный характер гражданина России.

8. Чем, по Вашему мнению, определяется социальный статус индивида?

9. Какие социальные роли «играете» Вы?

10. Чем, по Вашему, отличается поведение циничного актера от действий честного?

11. Как осуществляется социализации индивида?

12. На какой стадии социализации находитесь Вы? Почему?

 


 


Задания и вопросы 5

1.Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) социология коммуникация; и) отправитель;
б) паблик рилейшнз; к) адресат;
в) социально ориентированное общение; л) сообщение;
г) код; м) канал связи;
д) массовая коммуникация; н) организационная коммуникация;
е) СМИ; о) межличностная коммуникация;
ж) социальная коммуникация; п) коммуникация;
з) сеть; р) реклама.

 

1. Неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платного распространения информации.

2. Установление и поддержание коммуникаций в организационной среде для обеспечения благоприятного поведения среды в отношении организации.

3. Производство и передача информации средствами прессы, радио, телевидения; общение людей как членов организованных объединений и спонтанных группировок, осуществляемое с помощью технических средств.

4. Организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации.

5. Информационные процессы в больших интегрированных сетях, возникающих в процессе формального или неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях.

6. Совокупность индивидов, устойчиво связанных между собой упорядоченными потоками сообщений.

7. Взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в непосредственной близости и в большой степени доступны друг дугу, то есть могут видеть, слышать, касаться друг друга и легко осуществлять обратную связь.

8. Общение людей как представителей тех или иных социальных групп (возрастных, профессиональных, национальных, статусных и т. д.).

9. Социально-символические средства, которые используют участники коммуникации для передачи сообщения.

10. Создатель сообщения.

11. Закодированная идея; идея, преобразованная в символы.

· 12. Физическое средство передачи сообщения от отправителя получателю (устная речь, газета, телевидение, Internet и т. д.).

13. Лицо или группа лиц, принимающих сообщение.

14. Область социологии, изучающая социальные аспекты коммуникаций и коммуникативной деятельности.

15. Информационное взаимодействие, имеющее место на разных уровнях социальных отношений, начиная с мировой системы и заканчивая межличностным общением.

16. Деятельность, сознательно ориентированная на смысловое восприятие субъектами социума друг друга.

2.Дайте определение социологии коммуникаций.

1. Чем социологический взгляд на коммуникацию отличается от представлений об этом феномене в других науках?

2. Какова основная цель коммуникативной деятельности?

3. В чем заключаются недостатки линейной коммуникативной модели?

4. В чем сущность процессов кодирования и декодирования информации?

5. Какая модель и каким образом «уравнивает» коммуникатора и коммуниканта?

6. Проанализируйте контекст семинарских занятий по социологии.

7. В чем заключаются отличия фатической и эмотивной функций коммуникации?

8. Каковы вербальные и невербальные коммуникации, формирующиеся во время лекционных занятий?

9. Что такое межличностная коммуникация?

10. Что является предметом социологического анализа в исследовании межличностной коммуникации?

11. Продемонстрируйте Вашу принадлежность к каким-либо социальным группам.

12. Какова основная проблема, с которой сталкиваются исследователи при изучении больших интегрированных сетей?

13. Как эта проблема разрешается?

14. Каким образом можно влиять на релевантную среду организации?

15. Почему проблема массовых коммуникаций столь актуальна?

16. Какие СМИ наиболее влиятельны в современной России?

17. Предложите свою модель анализа массовой коммуникации, учитывающую ее структуру, функции и особенности?


 


Задания и вопросы 6

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) управление; б) социальное управление; в) стихийное управление; г) сознательное управление; д) менеджмент; е) социальный контроль; ж) функции социального контроля; з) определение цели и принятие решения; и) функция организации; к) функция регулирования; л) функции учета и контроля; м) принципы управления; н) системный подход; о) принцип органического сочетания свободы и планирования.  

 

1. Нормы, правила, на которые опираются субъекты, осуществляющие деятельность по управлению.

2. Принцип, определяющий стиль управления, основанный на решении противоречия между авторитаризмом и демократизмом.

3. Принцип управления, характеризующийся комплексным подходом к анализу и регулированию социальных процессов.

4. Функция социального управления, состоящая во введении различных компенсаторных механизмов, внесении корректировок в социальную систему, направленных на снижение ее тенденции к дезорганизации.

5. Создание условий для устойчивости социальной системы и позитивных изменений в ней.

6. Функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

7. Функция социального управления, необходимая для достижения в социальной системе обратной связи на основе сбора и анализа информации.

8. Функция социального управления, осуществляемая в масштабах страны, региона, отрасли, организации, отвечающая требованиям обоснованности, непротиворечивости и реализованная в рамках предоставленных полномочий, компетенции.

9. Управление, осуществляемое общественными институтами и организациями.

10. Воздействие на общество в целях его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

11. Элемент социального управления, действующий по принципу обратной связи и осуществляющий функцию саморегуляции в социальных системах при помощи нормативного, морального администрирования и других способов регулирования.

12. Рассматриваемый в рамках западной социологии общественный институт, органично встроенный в политические и экономические системы. В упрощенном понимании представляет собой умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В общем смысле данный термин употребляется в качестве синонима понятия «администрирование».

13. Функция социального управления, представляющая собой механизм реализации решения, включающая кадровое и ресурсное обеспечение, распределение и согласование работ.

14. Управление, воздействие которого на систему - результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных актов.

2. Ответьте на следующие вопросы.

1. В чем сущность процесса управления?

2. Каковы функции социального управления?

3. В чем состоят достоинства бюрократии?

4. На чем может основываться монополия на управленческий труд?

5. Дайте интерпретацию принципа «единства критериев оценки деятельности». Приведите примеры нарушения этого принципа. Как это повлияло на эффективность управления?

6. Какие уровни социального управления Вам известны?

Задания и вопросы 7

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) справедливость; б) концепция; в) регуляция; г) приоритет; д) устойчивость; е) эффект; ж) прогресс; з) управление; и) потенциал системы; к) цель.

 

1. Материальная или идеальная сущность, устойчиво занимающая главенствующее место в соответствующем множестве на основании своего максимального влияния на критерий выбора (объективные приоритеты) или на основании выбора, сделанного субъектом (субъективные приоритеты).

2. Объективно-субъективная характеристика обратной связи в ходе социально значимой деятельности субъекта в той или иной конкретной социальной системе; характеристика, основанная на корректировке последующей деятельности субъекта, необходимой для обеспечения устойчивости и прогресса данной системы.

3. Способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, порождающий присущие только данному способу аргументы и выводы.

4. Осуществление комплекса мер по удержанию изменений в ходе процесса или в состоянии объекта в заданных пределах.

5. Осуществление комплекса мер по обеспечению надежности перехода объекта из реально имеющегося состояния в заранее выбранный вариант возможного будущего.

6. Способность системы сохранять свою основную сущность вопреки воздействию на нее внешних неблагоприятных факторов или спонтанно возникающих в ней внутренних рассогласований.

7. Процесс повышения потенциала системы и эффективности его проявления без снижения устойчивости системы.

8. Способность изменять внутреннее состояние и взаимодействие с внешней средой.

9. Результат, соотнесенный с целью.

10. Наиболее предпочтительный для субъекта вариант будущего, представляющийся ему возможным и выбранный им в качестве основания для самопрограммирования, для самостимуляции и в качестве главного критерия оценки получаемых результатов.  

 

2.Расставьте приоритеты государственной политики по их оптимальной иерархии:

- государственная независимость;

- повышение материальной обеспеченности;

- доверие к руководителям государства;

- численное сохранение населения;

- увеличение продолжительности жизни граждан;

- надежность экономического прогресса;

- экологическая безопасность;

- минимизация внутренних конфликтов;

- отказ от внешних вооруженных конфликтов;

- повышение образованности населения.

 

3.Расставьте приоритеты внутрисемейного самоуправления по их оптимальной иерархии:

- повышение материальной обеспеченности;

- здоровье детей;

- взаимопонимание между членами семьи;

- послушание детей;

- здоровье родителей, удовлетворенность их в интимной жизни;

- недопущение перерастания конфликтов в ссоры;

- любовь;

- сохранение семьи.

 

4. Приведите примеры:

 а) восприятия собственной утраты как проявления справедливости (можно литературные);

б) сходства и различия понятий «законность» и «справедливость»;

в) использования шести приоритетов в управлении социальным взаимодействием (собственные).


 


Задания и вопросы 8

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) социология познания; б идеология; в) утопическое мышление; г) интеллигенция; д) частичная идеология; е) тотальная идеология; ж) релятивизм; з) реляционизм; и) «институтивные императивы науки»; к) знание; л) «групповая сетка»; м) парадигма; н) нормальная наука; о) научная революция; п) критическая теория общества.

 

1. Придание исторически ограниченным идеальным продуктам действительности статуса принципов, с которыми действительность должна сообразовываться.

2. Сознание угнетенных групп, духовно столь заинтересованных в уничтожении или преобразовании существующего общества, что они невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Их мышление не способно правильно диагностировать состояние общества, оно может служить только руководством к действию.

3. Социальная группа, главная задача которой заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира.

4. Взгляды социального субъекта, в которых более или менее осознанно искажаются действительные факты, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам.

5. Своеобразие или характер структуры сознания эпохи или группы.

6. Вывод о несостоятельности всякого социально обусловленного знания, поскольку оно только относительно.

7. Тезис о взаимосоотнесенности всех смысловых элементов и их взаимно обосновывающей значимости внутри определенной системы. Эта система возможна и значима только для исторического бытия определенного типа, чьим адекватным выражением она некоторое время является.

8. Нормы, которые создают характер науки, или правила, которые должны выполнять исследователи, чтобы институт науки мог функционировать.

9. Источник упорядочивания действительности и контроля над ней.

10. Социальные группы различаются по внутренней иерархии, по статусу, по размерам, по сплоченности членов. Исследовательский интерес направлен на выяснение того, как различные социальные группы развивают свои картины мира и какие познавательные интересы этим управляют.

11. Общественная теория, основывающаяся на эмансипаторском познавательном интересе. Он состоит в обнаружении посредством анализа общественной жизни ее патологий с целью освобождения людей от застывших структур.

12. Упорядочивающие характеристики научной дисциплины; исходная точка, которая в данной традиции служит образцом того, что такое нормальная научная работа. 

13. Практическая научная работа исследователя в рамках определенной традиции.

14. Пересмотр основополагающих теоретических положений, способов интерпретации данных, методов какой-либо научной дисциплины.

15. Учение о социальных корнях познания.

 

2. К. Мангейм называет утопией трансцендентную по отношению к действительности ориентацию, которая, переходя в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей. Бытие порождает утопии, они взрывают его основы и ведут к образованию следующей ступени. К. Мангейм выделяет следующие формы утопического сознания, появившиеся в Новое время: оргиастический хилиазм анабаптистов, либерально-гуманистическую идею, консервативную идею, коммунистическую идею. Предложите содержательную интерпретацию этих форм утопического сознания на примере истории России.

 

3. Следующие суждения являются: а) научно доказанными положениями; б) идеологическими утверждениями. Дайте их оценку и аргументируйте ее.

· Бог создал людей равными в отношении их физической природы и умственных способностей.

· Человек по своей природе добр.

· Человек – это общественное существо, которое является продуктом и составной частью того или иного сообщества.

· Одни люди по своей природе предназначены для подчинения, другие – для господства.

· Каждый человек обладает индивидуальными психологическими особенностями, влияющими на разделение труда в сообществе.

· Частная собственность обладает преимуществом перед всеми иными формами собственности, поскольку является естественным правом человека.

4. Френология – типичный пример того, как идеология выдает себя за экспериментальную науку. Приведите еще примеры.

5. Дайте определения мышления с позиций: а) логики; б) психологии; в) социологии познания.

6. Приведите известные вам парадигмы: а) в физике; б) в биологии; в) в социальной теории.

 


 

Задания и вопросы 9

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) культ; е) религия;
б) церковь; ж) ислам;
в) религиозность; з) буддизм;
г) секуляризация; и) христианство;
д) внерелигиозность; к) религиозная психология.

 

1. Мировая религия, включающая в себя идею искупления первородного греха и возможности спасения в конце времен.

2. Переход от религиозности к внерелигиозности, проявляющийся в участии индивидов в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм.

3. Совокупность религиозно-магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии.

4. Степень и форма нейтрального, безразличного или радикально-отрицательного отношения к религиозности.

5. Паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы единожды в жизни.

6. Общественный институт, объединяющий на специфически религиозной, а нередко и на более широкой почве людей, считающих себя приверженцами данной религии.

7. Форма или степень религиозности сознания, опыта и поведения индивидов.

8. Синтез религиозных чувств, идей, представлений, эмоций.

9. Сложный социальный и культурно-исторический институт, который включает в себя 3 системы: религиозного сознания, культов и организаций.

10. Учение об иллюзорности мира и несуществовании индивидуального Я.

 

2. Укажите, кто из мыслителей впервые в своих работах определил предмет социологии религии:

 

а) К. Маркс; д) М. Вебер;
б) О. Конт; е) Н. Я. Данилевский;
в) Э. Дюркгейм; ж) Б. Н. Чичерин.
г) П. Сорокин;  

3. Определите, какая из функций не относится к понятию религии:

а) мировоззренческая;

б) регулятивная;

в) интегрирующая;

г) иллюзорно-компенсаторная;

д) компилятивная.

 

4. Укажите, как называется процесс использования церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучений:

а) религизация;

б) релятивизация;

в) политизация;

г) бифуркация.

 

5.Ответьте, какие религии относят к мировым?

 

6. Понятия «вера» и «неверие» обсуждались философами на протяжении многих лет. Например, русский философ С. Л. Франк писал: «…Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит черное; он отличается так, как человек с острым зрением – от близорукого или музыкальный человек – от немузыкального…». Укажите, какой подход к религии здесь представлен? Приведите аргументы с позиций социологии религии.

 

7. Мы живем в век новых технологий и прогресса. Существуют аргументы, согласно которым религия не способна ответить на насущные вопросы времени, а тем более – практически разрешить их. Приведите эти аргументы и контрдоводы.

 

8. Выберите любую мировую религию и рассмотрите течения, на которые она подразделяется. Сформулируйте различия.

 


 



Задания и вопросы 10

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) истеблишмент; и) конформизм политический;
б) либерализация; к) политическая система;
в) кризис политический; л) политическая социализация;
г) легитимность; м) аристократия;
д) экстремизм; н) лоббизм;
е) радикализм; о) автократия;
ж) политический конфликт; п) политическая власть.
з) менталитет;  

 

1. Присущая политическому субъекту интегральная производная от характе­ра, культуры, традиций, интеллекта.

2. Установленный порядок взаимодействия элит в сфере власти и управле­ния.

3. Отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми и социальными группами в процессе организации общественной жизни.

4. Процесс освоения человеком определенных политических ценностей.

5. Система элементов давления на политические элиты и на их отдельных представителей.

6. В различных политических учениях- форма государства, где властвуют немногие лучшие.

7. Способность политической системы, группы, личности к приспособлению под давлением внешних или внутренних обстоятельств.

8. Способ обеспечения консенсуса между властью и обществом, узаконения власти в глазах граждан, добровольное признание ценности власти и подчинение ей.

9. Нарушение политической стабильности.

10. Совокупность политических элементов и взаимосвязь между ними в обществе.

11. Процесс расширения определенных прав и свобод и устранение существующих ограничений.

12. Приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и идеям.

13. Социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение институтов.

14. Власть, основанная на полном произволе одного человека.

15. Противоречие, вызванное противоположностью взаимодействующих групп.

2. Из приведенных вариантов ответа выберите один правильный. Современное российское государство является:

а) демократическим;

б) авторитарным;

в) тоталитарным;

г) капиталистическим;

д) развивающимся;

е) иным (каким именно).

 

3. Заполните пробелы в ряду, представляющем основные партийные фракции в Европарламенте:

 

а) ортодоксальные коммунисты; б) еврокоммунисты; в) _______________________; г) регионалисты и экологисты; д) _______________________; е) независимые; ж) христианские демократы; з) ______________________; и) демократические движения.

 

4. Постоянная публикация результатов массовых опросов в СМИ по проблемам текущей политики может выступать как способ информирования населения и как способ манипулирования общественным мненмием.

Приведите конкретные примеры первого и второго видов использования результатов массовых опросов в СМИ.

 

5.Сопоставьте материалы публикаций в газетах «Известия», "Независимая газета", «Правда», «Российская газета», «Завтра» по проблемам хода внутриполитических реформ в России, региональной политики, по современным национальным проблемам страны.

7. Сопоставьте материалы политической карикатуры в тех или иных средствах массовой информации и продемонстрируйте на этой основе идеологическую линию какого-либо СМИ.

 

8. Проанализируйте специфические предвыборные средства (тексты песен популярных музыкальных групп, стихотворные произведения, плакаты и др.), используемые различными политическими партиями для достижения своих целей в избирательных кампаниях.

 

9. Заполните пробелы в ряду, представляющие основные фракции в Государственной Думе (по результатам выборов 7 декабря 2003 г. и по результатам выборов 2 декабря 2007г.)

а) КПРФ; в) _____________________;
б) Единая Россия; г) _____________________.

 


 


Задания и вопросы 11

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) система; д) структура;
б) элемент; е) организация;
в) управление; ж) системный подход;
г) функция; з) системный анализ.

 

1. Носитель структурной связи.

2. Внешнее проявление свойств объекта.

3. Функция организованных систем.

4. Совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

5. Внутренняя упорядоченность целого.

6. Совокупность внутренних существенных взаимосвязей объекта.

7. Совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера.

8. Стратегия использования научной методологии для решения сложных и взаимосвязанных проблем, рассматриваемых как единое целое.

 

2. Перечислите основные базисные характеристики системы:

 

а) целостность, наличие цели, иерархичность;

б) изменчивость, открытость, устойчивость;

в) управляемость, наличие структуры и функций.

3. Признаком бюрократической организационной структуры является:

 

а) гибкая система управления;

б) высокий уровень централизации;

в) отсутствие формальных правил и процедур.

 

4.К органической (адаптивной) организационной структуре относятся:

 

а) линейно-функциональные;

б) дивизиональные;

в) партисипативные.

 

5. Энтропия:

 

а) мера беспорядка в системе;

б) степень разнообразия элементов системы;

в) показатель надежности системы управления объектом.

 

6. Цель:

 

а) идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемого объекта;

б) суждение индивида о том, что является нужным, необходимым, ценным;

в) желаемый конечный результат.

 

7. Какие разновидности целей характерны для структуры множества целей типа «дерева»:

 

а) главные, общие, специфические;

б) последовательные, одновременные, альтернативные;

в) промежуточные, конечные, качественные.

 

8. Проблема:

 

а) выявление потребности;

б) целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный субъект (индивид);

в) отклонение того, что имеет место (в действительности), от того, что желательно, или отклонение того, что известно, от того, что хотелось бы знать.


 


Задания и вопросы 12

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) девиантное поведение; б) политические нормы; в) предписание; г) позитивное девиантное поведение; д) норма; е) правовые нормы; ж) инклюзив; з) акцентуации характера; и) социальный контроль; к) пенитенциарная социология; л) неформальный контроль.

 

1. Отрасль социологии, изучающая проблемы функционирования в обществе институтов и механизмов уголовного наказания.

2. Поведение людей в обществе, которое нарушает сложившиеся нормы и не соответствует ожиданиям.

3. Социальные группы, участвующие в престижном потреблении.

4. Совокупность средств и методов воздействия общества на отклоняющееся поведение с целью его предупреждения и минимизации.

5. Фиксация требуемого в определенной ситуации поведения.

6. Правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государства.

7. Критерий оценки поведения как девиантного.

8. Правила поведения, регулирующие взаимоотношения между социальными группами в борьбе за завоевание, удержание и обладание властью.

9. Поведение, нарушающее установленные нормы, способствующее положительным переменам в жизни общества и ведущее к обновлению нормативной системы.

10. Особенности характера, выходящие за пределы нормы психического здоровья, но не достигающие стадии болезни.

11. Контроль в первичных группах,где осуществляется неофициальное социальное давление, выражается неодобрение или поощрение поведения членов группы, где группа убеждает своих членов поступать должным образом.

 

2. Укажите, какие из нижеописанных проблем следует отнести к проблематике пенитенциарной социологии:

а) эффективность социального контроля и борьбы с преступностью;

б) гуманизм в отношении к заключенным;

в) гуманизм в отношении к жертвам преступлений;

г) исследование криминальной субкультуры;

е) все вышеперечисленное.

Обоснуйте ответ.

 

3. Укажите в классификации, предложенной Р. Мертоном, тип нормального поведения:

 

а) ретритизм; г) конформизм;
б) мятеж; д) инновация.
в) ритуализм;  

 

4.Определите, что характерно для отклоняющегося поведения по типу инновации:

а) отвергать цели и средства;

б) отвергать цели и принимать средства;

в) принимать цели и отвергать средства;

г) принимать цели и средства.

 

5. Укажите, с чем связаны трудности в определении того, какое поведение можно считать девиантным:

а) с изменением нормы в разные исторические периоды в рамках одной страны;

б) с разницей в нормативных системах различных стран;

в) с наличием многообразных оговорок, допущений в трактовке самой нормы;

г) с наличием противоречий в оценке одного и того же поступка с точки зрения различных норм, входящих в нормативную систему;

д) с наличием субкультур в общей культуре;

е) все вышеперечисленное.

 

6.Укажите, какие из перечисленных форм отклоняющегося поведения могут быть отнесены к ретритистскому типу:

 

а) алкоголизм; г) бродяжничество;
б) терроризм; д) коррупция;
в) наркомания; е) самоубийство.

 

7. Дайте определение стигматизации:

а) наклеивание ярлыка «девианта» на представителей менее влиятельных групп;

б) «клеймо», которое накладывается на человека окружающими, когда им становятся известны факты его девиантного поведения;

в) вторичная девиация;

г) процесс давления окружающих на человека, нарушающего значимую норму с целью заставить его признать и принять статус девианта;

д) все из перечисленного;

е) ничего из перечисленного.

 

8. Укажите, кто призван осуществлять формальный контроль в обществе:

 

а) полиция; г) телеведущие;
б) суд; д) семья;
в) соседи по лестничной площадке; е) психиатрические лечебницы.

 

9.Ответьте, можно ли считать девиацией:

 

а) трудоголию; г) игроманию (игра в казино, на игровых аппаратах);
б) токсикоманию; д) шоппинг;
в) Internet-зависимость; е) все из вышеперечисленного.

 

10. В последнее время высказано мнение, что право на самоубийство – неотъемлемое право человека, поэтому создание препятствий лицам, которые собираются его осуществить, есть покушение на права личности. Как подобные взгляды соотносятся с существующими правовыми, религиозными, моральными нормами?

 

11. Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что 34 % молодежи однозначно настроены на выполнение закона (при любых обстоятельствах, даже если он, по их мнению, устарел, несправедлив, мотивируя это следующим образом: «закон нужно исполнять всегда, мы же живем в цивилизованном обществе»). Установку на неисполнение закона имеют 52 % молодых людей, из них: нетвердую – 36 % (в зависимости от обстоятельств закон можно обойти; исполнять необязательно, если он приносит вред, несправедлив; его исполнение зависит от меры ответственности); твердую на закононепослушание – 16 %; затруднились дать ответ – 12 %.

С чем связана, на Ваш взгляд, выявленная установка на несоблюдение правовых норм?


 


Задания и вопросы 13

 

1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:

 

а) респонденты; б) лонгитюдное исследование в) панельное исследование; г) эмпирическое исследование; д) выборка; е) документ; ж) наблюдение; з) анкета; и) альтернативные вопросы; к) вопросы-фильтры;.

 

1. Метод социологического исследования, предполагающий прямую регистрацию событий самим социологом.

2. Специально созданный че­ловеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информа­ции.

3. Сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

4. Лица, отвечающие на вопросы анкеты.

5. Система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик социального объекта и предмета анализа.

6. Длительное и систематическое исследование одних и тех же объектов.

7. Вопросы, задачей которых является установление основного адресата вопроса.

8. Повторное исследование через определенный интервал времени одного и того же социального объекта.

9. Вопросы, означающие возможность выбора только одного варианта ответов.

10. Отбор по четким правилам определенного количества людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта.

 

2. Укажите, какая часть социологического исследования позволяет ответить на вопрос: "как получена информация?"

а) программа исследования.

б) техника исследования.

в) стратегия исследования.

г) анализ и интерпретация данных.

д) научный отчет.

 

Обоснуйте ответ.

 

3. Укажите, к какой из групп документов будут относиться подготовленные социологом для исследования анкеты и полученные на их базе данные:

а) письменные документы;

б) статистические данные;

в) иконографическая документация;

г) фонетические документы.

4.Определите, для чего служит "паспортичка" в анкете:

 

а) выяснить количество респондентов, знакомых с предметом опроса;

б) создать модель выборки;

в) сформулировать варианты ответов по исследуемой теме;

г) установить основного адресата вопроса.

5.Расположите в правильном порядке этапы социологического исследования:

а) Сбор эмпирических данных.

б) Выдвижение гипотез.

в) Подготовка научного отчета.

г) Разработка методологии научного исследования.

 

6.Соотнесите следующие понятия:

а) формализованное наблюдение; б) неформализованное наблюдение; в) невключенное исследование; г) полевое исследование;

 

1) Исследование, структурированное жесткой программой.

2) Исследование, структурированное планом.

3) Исследование, осуществляемое в естественных условиях.

4) Наблюдение, осуществляемое без вмешательства исследователя в изучаемые события.

 

 

7. Дайте определение «альтернативного вопроса»:

а) Вопрос, направленный на выявление особого мнения респондента;

б) Вопрос, касающийся планов респондента на будущее;

в) Вопрос о личности респондента;

г) Вопрос, предполагающий возможность формулирования собственного мнения респондента;

д) Вопрос, предполагающий возможность выбора только одного варианта ответа;

е) Вопрос, допускающий выбор респондентом нескольких вариантов ответа.

 

 

8. Укажите преимущества интервью перед анкетированием:

 

а) Возможность учесть уровень культуры опрашиваемого.

б) Возможность повлиять на респондента в ходе опроса.

в) Возможность менять вопросы по ходу исследования.

г) Дешевизна исследования.


 


Вопросы к зачету

1. Предмет и структура социологии.

2. Методы социологического исследования.

3. Понятие социального. Социальный факт.

4. Социальное действие и социальная связь.

5. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

6. Социальные институты и их признаки.

7. Социальные общности.

8. Зарождение классической социологии (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Людвиг Гумплович).

9. Марксистская теория и ее влияние на развитие социологии.

10. Социологические взгляды Эмиля Дюркгейма.

11. Социология Вильфредо Парето и Макса Вебера.

12. Социология в России (дореволюционный период).

13. Социология в России и СССР (после 1917 г.).

14. Социологические взгляды Питирима Сорокина.

15. Общество как система. Типология обществ.

16. Общественная эволюция и структура общества.

17. Дифференциация и стратификация общества. Социальное неравенство.

18. Социальный статус и его виды.

19. Социальный контроль. Общество и индивид.

20. Малые социальные группы и коллективы.

21.   Особенности социологического анализа культуры.

22. Понятие личности в социологии.

23. Социальная активность личности.

24. Сознание и его роль в поведении личности.

25. Социальная среда и социализация индивида. Конформизм и убеждения личности.

26. Типология личностей.

27. Особенности стратификации в современном российском обществе.

28. Определение коммуникации и ее основные виды.

29. Массовая коммуникация и социальные стереотипы.

30. Свойства социальных организаций, их цели и виды.

31. Понятие и виды социальных изменений.

32. Структуры и механизмы социальных изменений.

33. Факторы социальных изменений.

34. Рыночные отношения как фактор социальных изменений.

35. Социальные революции и реформы. Социальный прогресс.

36. Функции, структура и механизм социального контроля.

37. Девиантное поведение.

38. Социальные изменения и социальная стабильность.

39. Социология города.

40. Социологический анализ конфликта и войны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...