Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роману Ч. Айтматова «Плаха»)




Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии - человек сам создает свой эшафот, плаху...

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным


«Сочинения на свободные темы»


69


коршунам...» - так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.

Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев - Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он - человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.

«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», - произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица», - думает он и видит волчицу. «Ты пришла...» - и голова его безвольно упала вниз»...

Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен...




Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата

Ивана Чонкина»)

Появились новые имена, писатели становились, как говорили когда-то, властителями дум, помогая понять вчерашнее и сегодняшнее время. Владимир Войнович был одной из заметных фигур этой новой литературы. В его первых произведениях, которые сразу так привлекли, так поразили меня тогда, - самая обыденная наша жизнь: повсеместная убогая нищета, повальное глупость. Кажется, нет выхода из лабиринтов этого абсурдного мира, в котором все перевернуто, но автор все-таки выводит нас из него, спасением служат юмор, насмешка, ирония. Смех помогает возвыситься над нагромождением чудовищных несуразностей беспросветного быта и казарменного общественного устройства, преодолеть их тяжелый гнет.

«Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина» - искрометная сатирическая панорама советской действительности, в которой досталось всем «незыблемым устоям»

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»


70


уродливого общественного устройства. Юмор, ирония ранних произведений трансформировались в едкий сарказм, острый гротеск. Личный дневник майора Федота Федотовича Фигурина содержит следующий афоризм, ярко отображающий противоречивую эпоху: «Подозрительным является тот, кто замечен в чем-нибудь подозрительном. Наиболее подозрителен тот, кто ни в чем подозрительном не замечен».

Войнович пишет о людях, условиями тотального режима превращенных в озлобленную, запуганную и жадную толпу. И следует заметить: у него эти люди подчас действуют в ситуациях, повторяющих самые героические и трогательные коллизии мировой классики, русской классики и фольклора. Вот два примера, хотя их гораздо больше. Недотепа Чонкин, посланный в село Красное стеречь останки разбитого самолета и в суматохе начала войны забытый на этом никому не нужном посту, на свой лад переживает все приключения сказочного простака Иванушки. Смирный и доверчивый, Чонкин берет верх над врагами, казалось, неуязвимыми - капитаном Милягой и его подручными. Бездомный, он обретает кров и добрую подругу Нюру. Презираемый, получает в финале невиданную награду - орден из генеральских рук. Но тут и сказке конец: орден у него тотчас отбирают, а самого тащат в кутузку.

В густонаселенном мире романа, где жестоко извращены понятия достоинства, чести, долга, любви к Отечеству, еще живо одно человеческое чувство - жалость. Она живет в груди Чонкина, худшего из солдат своего подразделения, сожителя почтальонши Нюры, главаря мифической банды, взявшей в плен людей Миляги и разгромленной полком под командованием свирепого генерала Дрынова. Чонкин всех жалеет: Нюру, и своих пленников, и кабана Борьку. Даже Гладышева, который пытался его застрелить, Чонкин пожалел, за что и поплатился. Наивному герою Войновича невдомек, что доброе сердце - тоже крамола. Он со своим даром сострадания воистину враг государства «и лично товарища» Миляги, Дрынова, Сталина.

Роман построен так, что слово становится причиной всех решающих поворотов действий. Чонкин по наущению стервеца Самушкина задает политруку роковой вопрос: «Верно ли, что у Сталина две жены?» Плечевой распространяет гнусную сплетню о Нюре. Гладышев строчит донос на соседа. Сотрудники органов, предвкушая расправу над старым сапожником Моисеем Соломоновичем, с ужасом обнаруживают, что фамилия их жертвы - Сталин. Миляга в минуту растерянности невпопад выкрикивает: «Да здравствует товарищ Гитлер!» Жизнь и смерть героев романа зависят от слова, прозвучавшего или написанного, недослышанного или перевернутого. От слова, которое на глазах утрачивает свой первоначальный действительный смысл.

Наблюдательность писателя остра, но и горестна, ирония не дает повода забыть, что его персонажи - это оболваненные, обездоленные бедолаги, живущие словно в бредовом сновидении, они мучаются по-настоящему. Войнович неистощим в изображении комических ситуаций, но слишком сострадателен, чтобы смешить. И сегодня мы читаем Войновича иначе, не только смеемся над героями, но и плачем над ними.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...