Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия...» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)




В истории русской литературы имеется множество фигур, безусловно, подходящих под определение мученика, как и жизней, оправдывающих наименование трагедии. Однако не каждая трагическая судьба интересна, не каждый печальный пример поучителен. И нужно осуществить такой выбор, который мог бы служить примером положительным, возможно образцом и идеалом. Именно поэтому для своего сочинения я выбрал образ князя Мышкина из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот».

Роман этот был написан в 1868 г., вскоре после выхода в свет знаменитого «Преступления и наказания». Указывая на открытый финал предыдущего произведения, Достоевский говорит, что в Раскольникове совершился переворот. И этот переворот есть отправная точка трансформации его в нового человека. Так была определена тема - создать образ нового, «положительно прекрасного человека». Однако главным героем суждено было стать все же не Родиону Раскольникову, а князю Льву Мышкину.

Писателю очень трудно было создавать «идеальный образ на русской почве», мешали формированию образа и великие примеры, например Дон Кихот или диккенсовский мистер Пиквик. И вот, создавая своего героя в отличие от других, которые не только велики, но и несколько комичны, Достоевский делает историю о князе Мышкине трагедией.

Образ князя в романе двойственен, соединяет в себе противоположные черты. Он имеет высокий титул, но, помня о евангельских идеалах, держит себя со всеми на равной ноге. По ходу романа он получает миллионное наследство, но толком не умеет распорядиться этими

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»


56


деньгами, хочет построить цирк для детей... На фоне петербургского общества 60-х гг. XIX в., общества избалованного, лишенного подчас всякой нравственной основы, князь Мышкин наивен и по-детски доверчив. Как ребенку, ему дается высшая проницательность, он открыто и прямо говорит людям самые простые истины, о которых давно в этой жизни все забыли. Делает все, чтобы, как Христос, облегчить людям их страдания. И получает от этих самых людей презрительное наименование «идиот».

Еще одна героиня романа - Настасья Филипповна Барашкова (в фамилии автор поместил указание на агнца, предназначенного закланию). С ней в роман входит тема красоты и, опять-таки, трагедии. Красота, по мысли Достоевского, должна спасти мир, но становится предметом купли-продажи. Настасья Филипповна стремится бросить всем вызов и шокирует благообразное общество своим напускным цинизмом. Однако князю удается быстро понять ее, совершая тем самым переворот в ее душе (недаром имя Анастасия значит «воскресшая»). На протяжении романа князь совершает чудеса духовного воскрешения людей. И здесь явная ориентация на образ Христа. С заповедью не отвечать на пощечину соотносится боль не за себя, а за другого человека, совершившего зло (Ганю, ударившего Мышкина). Все герои романа обуреваемы жаждой самоутверждения, которая проистекает из самолюбия. Так гордость разъединяет, разобщает людей. Только князь в романе не участвует в этом соревновании самолюбия. В Мышкине нет при этом и приниженности. Он обладает особым внутренним достоинством, которое заключается в его мужественной кротости и самоотверженности. Он не может перестроить мир. Он призван его спасать, жертвуя собой. Активность князя в романе гуманна, а его добро наступательно, но не агрессивно и не насильственно. И князь Мышкин на какое-то время объединяет всех, но не может справиться с погрязшим в себялюбии и пороках обществе. Не может охватить своей любовью всех. Финал романа трагичен. От руки Рогожина погибает Настасья Филипповна, князь сходит с ума. Однако в таком страшном завершении нет безысходности. Достоевский подчеркивает, что дело не в практических результатах, а в том, чтобы привить миру высокие идеалы человечности, любви и красоты. И это через личную (да и не только личную) трагедию удается совершить Льву Мышкину, о чем говорит судьба всех столкнувшихся с ним людей, чью жизнь он «осветил». Трагедия князя Мышкина, как и вообще трагедия, в романе не случайна. Она дает пример очищения и преображения, необходимый людям во все времена.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...