Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)




В эпосе Л. Н. Толстого «Война и мир» повествуется о двух войнах, но большее внимание уделено войне 1812 г., которая прошла через судьбы большинства героев книги. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия. Полумиллионная армия, руководимая Наполеоном, обрушилась на Россию, надеясь в короткие сроки завоевать огромную богатую страну. Русский народ встал на защиту своей страны, своей родины. Толстой в романе исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал решающую роль народа в войне 1812 г. Эту войну Толстой изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врага, посягнувшего на независимость страны. Чувство патриотизма было основным чувством, которое охватило людей того времени.

Один из основных вопросов - вопрос о патриотизме русского народа - рассмотрен в романе очень глубоко и подробно. При этом Толстой оценивает события, поступки своих героев сурово и объективно. Автор показывает как верных сынов Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины и совершающих подвиг, так и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных целях.

В первом же сражении с наполеоновскими войсками проявил себя один из героев романа - Долохов. Долохов храбр, в бою «он в упор убил одного француза, взял за воротник сдавшегося офицера». После этого он не преминул пойти к полковому командиру и доложить о своих трофеях и полученных ранах: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство.» Везде, всегда у Долохова на первом месте только собственное «я», думает он исключительно о себе, все делает, делает только для себя. Конечно, Долохов -храбрый человек, но эта храбрость только ради выгоды.

Другой пример - Жерков - человек, думающий тоже исключительно о себе. Только он немного отличается от Долохова. Когда в разгар боя Багратион послал Жеркова с важным


«Сочинения на свободные темы»


41


приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров, как Жерков и Долохов, много. Их нельзя назвать гусарами, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы.

Но такие офицеры составляли все-таки малую часть армии. Были в ней и истинные герои. Например, офицер Тушин. Вот он сидит, герой Шенерабенской битвы, до конца держащий редут, маленький, худой и грязный, не понявший до конца своего подвига. Сидит он босой, сняв сапоги, и «большими, умными и добрыми глазами смотрит на вошедших начальников и пытается шутить». «Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась». Толстой намеренно снижает образ Тушина, представляет его в смешном виде - необязательно выглядеть или стараться выглядеть героически, чтобы совершать подвиги ради Родины. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо определит роль Тушина: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи, и героической стойкости капитана Тушина с ротой».

Второй такой герой Шенерабенского сражения - Тимохин со своей стрелковой ротой. Он появился в минуту паники и бегства русских солдат и спас положение. И сделал он это не для того, чтобы его превосходительство попомнило, а потому что по-другому нельзя, нужно Родину защищать. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателей видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, огромную волю, которая помогает выигрывать сражения.

Основную роль в победе в войне 1812 г. Толстой отдает народу, тем Карпам и Власам, которые не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его, тому Тихону Щербатову, который в партизанском отряде Давыдова «был самым полезным и храбрым человеком». Именно по отношению к нему актуальны слова Толстого о «дубине войны народной», которая карает и преследует посягнувших на Россию французов. Тихон решителен, энергичен, неприхотлив, обладает смекалкой, какой-то звериной грацией и сосредоточенностью. Это солдат - воин. В партизанском отряде Тихону Щербатову поручают, казалось бы, рискованные и безнадежные задания, и он с отчаянной удалью выполняет все. Он часто беспощаден к врагу, но его жестокость - это естественная, вынужденная жестокость, без которой невозможной была бы победа над Наполеоном. Кроме этих народных героев, были старостиха Василиса, убившая сотню французов. Был отряд, руководимый дьячком, взявший за месяц в плен несколько сот пленных, и многие другие.

Создавая роман «Война и мир», Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма. В войне 1812 г., когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам - захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над Наполеоном, признанным миром гениальным.




Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на

Земле» (А. П. Чехов)

«... Я так люблю Татьяну милую мою». А. С. Пушкин.

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»


42


В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

«Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все, Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо».

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена

«Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным».

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «...все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:


«Сочинения на свободные темы»


43


«До глубины души своей Она проникнута: не может Никак понять его...»

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

«... Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...»

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.

Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...